Выступление на августовском РМО учителей ОРКСЭ по теме: Развитие и воспитание личности школьника в открытой поликультурной образовательной среде.

Выступление учителя истории и ОРКиСЭ
МОУ «СОШ № 6 г.Вольска Саратовской области»
Аникиной И.В.
на августовском заседании РМО учителей ОРКиСЭ 25.08.2015 г.

Развитие и воспитание личности школьника в открытой поликультурной образовательной среде
В своём выступлении буду опираться на статью Тюляевой Т. И., кандидата исторических наук, доцента кафедры методики преподавания истории, социо-гуманитарных наук и права АПКиППРО, а также В.В. Меньшиковой, учителя гимназии.

СЛАЙД В статье Тюляевой Т. И., рассмотрены методологические и методические подходы к вопросу формирования личности гражданина России, духовно-нравственному развитию и воспитанию детей и подростков в поликультурной среде образовательного пространства школы и общества. Поиск путей решения нравственных задач разными средствами в поликультурной среде школы, связанных с духовным, гражданским выбором человека.
Сегодня в обществе существует большой диапазон взглядов на такие нравственные понятия, как добро и зло, что есть успех и какова его цена, как идти к цели, все ли средства хороши на пути к ней. Пока взрослые вступают в полемику, неясно, как же разобраться ребенку в многообразии взглядов, суждений, на что ориентироваться?
Попытки забвения прошлого своей родины, своего народа дорого обходятся, так как прерывается связь времен и поколений людей. Жизненный опыт старших поколений, в том числе и нравственный, не передается молодым, и они оказываются лишенными корней. Вместе с отсутствием нравственного опыта происходит отрицание жизненных идеалов, нравственных ценностей и моральных установок. Начинается поиск новых ценностей, которые на самом деле - хорошо забытые старые, отвергнутые обществом.
После начала реформ 90-х гг. шоковые изменения в экономике произошли очень быстро, но в духовно-нравственной сфере возник вакуум. Для воспитанного на атеистических принципах большинства населения возврат христианских нравственных ценностей, лучше сказать ценностей мировых религиозных культур, так как в стране, кроме христиан православных, есть и католики, и мусульмане, и иудеи, и буддисты, был неприемлемым. В большинстве зарубежных государств нравственные ценности прививаются молодежи в семье и школе. При этом там не боятся слов «религиозное воспитание и образование» и проводят его часто при помощи церкви.
Необходимость изучения и усвоения нравственных ценностей, носителями которых являются традиционные религии нашей страны, настолько очевидна, что не вызывает возражения у большинства людей. Но вот формы этого изучения служат камнем преткновения и вызывают споры.
В современном мире во всех странах, безусловно, особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у них таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, истории, религиям; готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, а именно: подразумевает овладение знаниями культурологических основ социальных явлений и религиозных традиций. Более всего это относится к младшим школьникам, что предполагает тесное сотрудничество школы с родителями, семьёй. Преподавание, изучение учебных предметов, курсов, направленных на приобщение детей не только к православной христианкой традиции, культуре, жизненному укладу, но и к культуре и традициям ислама, иудаизма и других религий, постепенно распространяется в регионах России, востребовано в российском поликультурном обществе.

Понятие поликультурности современного мира было введено в основу политики международных организаций ещё в 40-е годы XX века. Внимание к поликультурности общества привлекается во «Всеобщей декларации прав человека», принятой ООН в 1948 году.
Сегодня, в начале XXI века, взаимовлияние людей разных национальностей на территории одного или нескольких государств не вызывает сомнения. Каждый человек в той или иной мере включён в культурное и лингвистическое разнообразие общества, поэтому тютчевские вопросы как никогда становятся актуальны: Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?
Новые смыслы и оттенки возникают в этих строках в свете современного поликультурного общества, когда «все культуры могут быть объектом самовыражения и распространения» (2).
Поэтому возникает необходимость создания такой концепции образования, «которая смогла бы совместить в себе две противоположные тенденции. С одной стороны, сохранить своеобразие этнокультур, с другой – взаимоувязать их с процессами глобализации, интеграции, интернационализации».

СЛАЙД Если Ф.И. Тютчев в стихотворении «Silentium!» призывал к молчанию, то сегодня мы говорим о диалоге как основе образовательной системы в поликультурном обществе. Так как «культурное разнообразие расширяет возможности выбора, имеющиеся у каждого человека, оно является одним из источников развития, рассматриваемого не только в плане экономического роста, но и как средство, обеспечивающее полноценную интеллектуальную, эмоциональную, нравственную и духовную жизнь» (2).

Таким образом, время выдвигает новые правила поведения, требует создания иной обстановки для сотрудничества, основанной на доверии и понимании, меняет наше сознание и наш язык. На смену структурным моделям системного представления о социокультурной жизни и ее развитии приходит плюрализм первоначальных оснований, форм знания и организации опыта, отсутствие единой, универсальной системы сопоставления истинности или ложности высказывания, множественность возможных трактовок одного и того же события, явления.
Поэтому основополагающим принципом поликультурного образования является: принцип диалога и взаимодействия культур.
Как проявляется данный принцип в рамках современного урока? Прежде всего, диалог культур начинается с диалога с текстом, через понимание различных текстов (учебных, научно-учебных, художественных и т.д.), которые предлагаются ученикам на уроках. Диалог зависит и от текста, и от личности самого читателя, его знаний, читательского мастерства и структуры личности.
Способствовать осознанию учениками своих корней, своего места в мире, проявлению уважения к другим культурам и построению с ними диалога возможно в ходе специальным образом построенного обучения, в частности, средствами учебников нового типа.


Сегодня мы часто слышим, что современная школа – это инновационное пространство и инновационное поведение учеников. Но стоит продолжить: не только учеников, но и учителей. Для истинного учителя само понятие «учитель» – не профессия, а образ жизни, когда прежде чем что-то сказать, сделать, дать оценку, он находится в личном поиске подходящего слова, в поиске содержательной формы, которая помогает ему подняться на новую ступеньку, а вместе с ним, учителем, совершить шаг вперед и ученику. Современный учитель нуждается в формировании целевой психологической установки на сознательное совершенствование себя, своей деятельности и, что немаловажно, собственной речи.
СЛАЙД Внимание к слову должно стать существенной особенностью современного урока. Ведь искусство слова, как писал Л.С. Выготский, «не просто украшение жизни, оно скорее организация нашего поведения на будущее» (3, с. 322). Или как сказано в трактате философа Людвига Витгенштейна: «Границы моего языка суть границы моего мира» (1, с. 5-6). То есть для нас существует лишь то, что мы можем назвать, обозначить словом. Простейшие мысли и потребности нуждаются в простых и немногих словах, но сложные чувства, серьёзные вопросы, бытийные проблемы и истины могут быть выражены лишь с помощью хорошо развитой речи. Поэтому задача учителя не только дать образец ясной и образной речи, но и помочь ученикам в преодолении затруднений в формулировании собственной мысли, в обозначении чувства, поиска нужного слова для выражения своего состояния. Что в свою очередь позволит выстроить диалог и добиться понимания не только в своей социокультурной группе. Секрет слова состоит в том, что оно обладает силой «запуска» механизма общения.
СЛАЙД Эту особенность отметил ещё петербургский педагог-новатор Е.Н. Ильин, заметивший, что дети внимательны и активны, «когда с ними разговаривают языком неожиданных приемов, метких деталей, жгучих вопросов – словом, языком искусства» (5).
Слово побуждает к размышлению, даёт гибкие установки, привлекает к обсуждению, заставляет искать новое, создаёт иное лингвистическое и культурное поле для общения. От слова зависит направленность личностных ориентаций ребёнка, его мыслей и поведения. Поэтому литература в средней и старшей школе и литературное чтение в начальной, как никакой другой предмет, приближают человека к самопознанию и самостроительству.
Путь от приобщения к овладению искусством слова длителен, многоступенчат. Первая ступень должна быть взята еще до школы, в семье, когда ребенок слушает чтение взрослых. Овладев техникой чтения, ребенок с помощью наставников учится вести диалог с текстом, осваивает
приемы понимания текста, учится строить и создавать свой текст. Важно понимать, что овладение искусством слова расширяет возможности человека, даёт больше вариантов для получения знаний, общения, удовольствий, переключает с материальных – на духовные ценности. Слово притягивает духовное и, наоборот, духовное притягивает слово.

ИТОГ: Для построения современного урока в условиях поликультурности необходимо не только сопровождение учебно-методическим комплексом, отвечающим вызовам времени, но и устойчивое и сознательное понимание учителем необходимости работы со словом на всех уровнях, так как оно является организатором нашего поведения и жизни в будущем.


Мир к тому же живёт в эпоху смены культурных форм передачи коллективного опыта поколений. Люди старшего поколения, педагоги, воспитатели и родители, сформировались как личности в условиях господства книжно-письменной культуры. Они воспитывались на классическом романе XIX века с его эстетикой языка, культурой эмоций и чувств, многообразием способов выражения переживаний, на его этических принципах и рефлексивных началах. Представители старшего поколения разделяли убеждение в том, что человек, не прочитавший произведения Толстого, Чехова, Тургенева, Шекспира, не может считать себя и быть культурным человеком. Они помнят фразу Ленина о необходимости овладеть всем культурным наследием человечества. Взрослые формировались также на традиционном толстом учебнике, в котором, как и в романе, автор ведёт повествование, а читатель пассивно следует за ходом его мысли, лишённый возможности изменить что-либо в сюжете или подаче материала.
Люди книжно-письменной культуры мыслят категориями повествовательности, плавной и связанной речи, последовательного, назидательного и логичного изложения. Они выстраивают единую линию урока и воспитательного процесса, планируют их, тщательно стараясь предвидеть все нюансы и исключить случайности. Им очень хочется вести детей по заранее разработанному плану, чётко, поэтапно, «от автора», ставя и достигая определённые воспитательные и образовательные цели.
Современные дети - представители иной, экранно-клиповой культуры, которая проникает в их сознание благодаря работе с персональным компьютером, с современной аудио- и видеотехникой, с сотовой системой связи и современных коммуникаций. Они не воспитывались на романе, а знакомились с его содержанием через краткие аннотации и пересказы, в лучшем случае – через экранизации и небольшие хрестоматии. Мир эмоциональных переживаний подростка в значительной мере обеднен и нуждается в большой эмоциональной насыщенности и подкреплении смысловой основой. Мы ещё не знаем всех последствий экранно-клиповой революции, «интернетизации» всего мира, но это сегодняшняя реальность, не считаться с которой нельзя (10).
Это дети компьютерной эры, кнопочного стиля жизни, кратких команд и свободы выбора программ, веера вариантов ответов. Они уходят от связной повествовательной линии, у них есть возможность создать свой гипертекст, в любой момент изменить ход и результаты компьютерной игры. Учащиеся работают на компьютере в режиме нелинейности, непредсказуемости, случайности. Их интересует не пассивное воспроизведение, а моделирование, проектирование, конструирование. Их речь не изобилует изысками, с нашей точки зрения она примитивна, как словарный запас Эллочки-людоедки, в её основе – не логика и план, а быстрая смена образов-клипов.
Иными словами, разные поколения становятся мало интересными друг для друга, намечается прерывность связи между ними, что в равной мере отражается и на семье, и на школе. Не потому ли дети стремительно теряют интерес к традиционному воспитанию, к назидательным беседам с родителями, бабушками и дедушками? Точно так же они теряют интерес и к традиционному обучению, линейному учебно-воспитательному процессу по утверждённым программам, к традиционному толстому учебнику. Они предпочитают обучаться и действовать самостоятельно, по индивидуальным образовательным программам, на основе принципов интерактивности, используя современные информационные технологии. Это - в лучшем случае.
В худшем случае у них пропадает интерес к обучению и воспитанию в принципе. Растёт поколение малообразованных, малограмотных и неграмотных детей и подростков. Большинство подростков и молодых людей проводит время во «внутренней эмиграции» - у телевизора, в Интернете, в «индустрии досуга». Если они читают книги, то преимущественно остросюжетные детективы, в которых нет места чувствам, переживаниям, самопознанию, выражению эмоций, описанию красот природы. Зато есть стремительно разворачивающийся сюжет, драйв, чистое действие, закрученная интрига.
У нас выросло целое поколение молодёжи, не владеющей практическими навыками жизни в ситуации поликультурализма, не способной и не стремящейся к ведению конструктивного межкультурного и межконфессионального диалога по отношению к «иному» в широком смысле слова.

В настоящее время, в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» (ст.7 «Федеральные государственные образовательные стандарты», ст. 9 «Образовательные программы»), а также проектом Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, подготовленным Российской Академией образования разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Концепция включает обоснование общенационального педагогического идеала, систему требований к задачам, условиям и результатам воспитания школьников, к структуре и содержанию программ воспитания и социализации учащихся общеобразовательной школы, а также систему базовых общенациональных ценностей, на основе которых могут быть выстроены программы воспитания и социализации обучающихся (4).

В «Концепции духовно-нравственного развитии и воспитания личности гражданина России» (4) подчеркивается, что именно в школьные годы ребенок наиболее восприимчив к воспитанию духовности, нравственности, гражданственности. И то, что не сформировалась в этот период времени, очень трудно восполнить в последующие годы.
Религия является значимым фактором в развитии разных культур: она привносит в них смысл, а также основы поведенческих и социальных норм. К сожалению, религия также разъединяет людей, становясь причиной нетерпимости и конфликтов, так что во многих сообществах назрела необходимость воспитания веротерпимости (1).
В современном мире религиозная нетерпимость в значительной степени обусловлена догматическим образом мышления, для которого характерна убежденность в том, что существует лишь одна истина и лишь один способ ее объяснения. Этот образ мышления может основываться на религиозной позиции, может черпать силу в политической идеологии или быть результатом стереотипного представления о каких-либо элементах социальной организации, например, о гендерных ролях.()
Полноценное формирование личности невозможно без знакомства с основами нравственности. Школа сегодня, пожалуй, главный институт, поднимающий столь важные вопросы. Уроки нового курса «Основы религиозных культур и светской этики», особенно модуля «Основы светской этики», дают возможность учителю предъявить и демонстрировать образцы нравственности, нравственного поведения, а учащимся присваивать и опираться на них в жизни. На уроках ОРКСЭ учитель создает ситуации, в которых четвероклассники переживают нравственный опыт, накопленный человечеством или переосмысливают свой опыт, полученный ранее при общении в семье с родными, с друзьями, одноклассниками (6). Как превратить декларируемые ценности в личные? Знание становится личным, когда оно пережито и прожито. Уроки ОРКСЭ отличаются тем, что в центре таких уроков стоит ученик, его интересы, стремления, привычки, моральные переживания, гражданско-правовые основы. В этой связи велика роль учителя, его позиция, стиль общения, созданная им морально-психологическая атмосфера в классе (17). Личностные качества в профессии учителя неотделимы от профессиональных и становятся особенно важными, когда речь идет о преподавании курса, основанного на нравственных примерах.
В качестве педагогического воспитательного идеала можно привести пример жизни и деятельности Януша Корчака. Он -выдающийся педагогический деятель, воспитатель, толерантный человек. Врач, прошедший три войны, всю жизнь помогал больным и раненым, солдатам и детям. Он был Человеком с большой буквы. «Я никому не желаю зла. Не умею. Просто не знаю, как это делается».
Отдать жизнь, силы, чувства, душу и разум детям может не каждый. Второго, как Корчак, нет и вряд ли будет. Он был не только нестандартным воспитателем, но и замечательным писателем. Он также открыл два детских дома для детей еврейской и польской национальности, в первом проработал до конца своих дней, а второй был вынужден оставить в 1936 году.
Легко ли найти такого преподавателя, который в своем ученике видит не только ребенка, но и человека, личность, умеющую мыслить и чувствовать наравне со взрослыми людьми? Считают ли наши преподаватели детей не воспитанниками, а своими сподвижниками? Остается пожелать, чтобы педагогическая система школ будущего соответствовала методике и принципам Корчака. Вот они:
«Не навреди», «умей любить ребенка, люби его любым», «не смотри на ребенка с высока», «не жди, что ученик станет тобой», «дай стремление к лучшей жизни», «научи отрицать ложь, любить правду, не только соглашаться, но и возражать, не только подчиняться, но и бунтовать, не только любить, но и ненавидеть».
Сама по себе главная мысль, выдвинутая Корчаком «Чтобы изменить мир, нужно изменить воспитание» - гениальна! Правильно направив и воспитав детей, вы получаете людей, готовых жить уже сейчас, а не глупеньких малышей, которым только предстоит войти в жизнь. Ребенок уже живет, а не готовится жить. Потому нельзя относиться к нему, как к бессознательному котенку, которого надо тыкать носом. Воспитывать нужно любовью, а не криком, так как последним можно сделать только хуже . (10).
Как надо любить людей, прежде всего детей, чтобы вместе с ними остаться взаперти в гетто, а потом вместе с ними же принять смерть, до последнего защищая каждого ребенка из еврейского детского дома, полюбив искренне, как родных.

Школа как общественный институт несет ответственность за подрастающее поколение. Научить ребенка определять свою нравственную позицию в мире - одна из центральных задач, которую решает современная школа. Однако сложный процесс формирования гражданина Отечества должен стать результатом совместных усилий как школы, так и таких социальных групп как семья, средства массовой информации, структуры бизнеса, общественно-политические организации, органы государственного управления.
В соответствии с этим в помощь учителям, методистам, организаторам и специалистам образования, преподавателям педагогических вузов, преподавателям средних учебных заведений, ПТУ, профессорско-преподавательскому составу учреждений дополнительного образования (ИПК), родителям разработаны Программы дополнительного профессионального образования:
Духовно-нравственное воспитание в поликультурном обществе: диалог культур и религий как новый вызов для повышения квалификации учителей (авт. Тюляева Т.И.),
Использование образовательных технологий и приемов в работе преподавателя курса «Основы религиозных культур и светской этики (авт. Иоффе А.Н.),
История религий: культурологический аспект (авт. Тюляева Т.И.),
Особенности реализации «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» в процессе преподавания предметов гуманитарного цикла (авт. Болотина Т.В.),
Развитие межкультурного и межконфессионального диалога средствами образования в условиях внедрения ФГОС(авт. Мишина И.А.).
Программы разработаны с учетом положений Закона РФ "Об образовании", Государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования, других нормативно-правовых актов Минобрнауки России; рассчитана на 144 академических часа, составлена в целях обеспечения плановых работ по повышению квалификации преподавателей различных категорий и уровней.
Программы по своей конструкции являются интегративно-модульными, что является необходимым условием для реализации разных стратегий достижения поставленных целей. Конструкция каждой Программы позволяет моделировать и проводить на её основе разные конфигурации курсов повышения квалификации работников образования в зависимости от категории педагогических кадров, их запросов, социокультурных особенностей регионов, условий информационно-образовательной среды.
Современные задачи воспитания ответственного гражданина, морально здорового гражданина России требуют изменения подходов в образовании, как в содержании, так и в методике преподавания. Педагогическим и управленческим кадрам необходима особая подготовка в области духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи для проведения системной и эффективной работы в этой сфере образования.
Список литературы
1. Борискина А.А., Семенов И.Н. Формирование нравственной позиции подростков в условиях поликультурной среды детских образовательных учреждений московского мегаполиса. Монография. Университет РАО. М.: 2011.
2. Выготский Л.С. Собр. Соч. Т 4 – М., 1983. – С.385
3. Занков Л.В. Беседы с учителями. – М.: 1970.
4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009, 24 с.
5. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникатиной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе. М.: «5» за знания, 2005.
6. Дмитриева Т.Д., Савченко К.В., Тюляева Т.И . Основы светской этики. Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. М.: Академия, 2013.
7. Дольто Франсуаза.На стороне подростка. - СПб.: Петербург - ХХ1 век, 1997.- 278 с.
8. Духовно-нравственные ориентиры российской молодежи и ее представления о проблемах современного общества/ под ред. М.А.Слободской. М.: 2008.
9. Концептуальные вопросы преподавания «Духовно-нравственной культуры» в школе. Материалы международной научно-практической конференции Санкт-Петребкрг, 25 ноября 2009. Под ред. С.М.Марчуковой. – СПб: Петершуле, 2010.
10. Корчак Я. Как любить ребенка. – М.: Политиздат, 1990. – 493 с.
11. Леонтович О.А. Введение в межкультурную коммуникацию: учебное пособие. М.:Генезис, 2007 12.Мишина И.А. Многокультурное образование как перспективное направление совершенствования методологического потенциала учителя истории. - /Преподавание истории и обществознания в школе. – «Школа-Пресс», 2010, № 1-2.
13. Мудрик А.В. Социализация человека. М.: Академия, 2004.
14. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы.- М.: Тривола, 1995. - 360 с.
15. Тюляева Т.И. Духовно-нравственное воспитание и изучение мировых религиозных культур в российской школе: теоретическое обоснование и практические решения. М.: Дрофа, 2012. (Сборник научно-методологических и учебно-методических материалов, электронная версия).
16. Тюляева Т.И. Духовно-нравственные и гражданско-патриотические ориентиры в образовании: приоритет, возможности, поиски. Материалы международной научно-практической конференции «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников». Москва, 12-13 марта 2013. – М.: АПКИППРО.
17. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М.: Междунар. пед. акад., 1995. - 368 с.
18. Шапошникова Т.Д., Савченко К.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. основы религиозных культур и светской этики. 4 класс Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. М.:Дрофа, 2012.












13PAGE 15


13PAGE 14815




15