Конспект урока по литературе на тему И.С.Тургенев. История создания рассказа Муму. Знакомство героя (5 класс)


Конспект урока по литературе И.С. Тургенев "Муму"
Тема урока: Иван Сергеевич Тургенев. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями.
Цели урока:
Познакомить с биографией И.С.ТургеневаПознакомить с обстоятельствами, объясняющими появление рассказа.
Показать своеобразие Тургенева-повествователя.
План урока:
Обзор биографии И.С.Тургенева (сообщение учащихся).
История создания рассказа «Муму».
Беседа по тексту.
Создание словесных портретов Герасима и барыни.
Рассуждение над мотивами поступков героев.
Обобщение по уроку.
Домашнее задание.
Оборудование урока: слайды мультимедийной презентации
ХОД УРОКА
1. Заочное путешествие в Спасское-ЛутовиновоУчащийся рассказывает биографию И. С.Тургенева, используя слайды мультимедийной презентации.
«По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право.В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей.Затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета.В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию. До августа 1839 Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в университете, занимается классическими языками, пишет стихи.После короткого пребывания в России в январе 1840 отправляется в Италию, но с мая 1840 по май 1841 он вновь в Берлине, где знакомится с М.А.Бакуниным. Прибыв в Россию, он посещает имение Бакуниных Премухино, сходится с этой семьей: вскоре начинается роман с Т.А.Бакуниной, что не мешает связи со швеей А. Е. Ивановой (в 1842 она родит Тургеневу дочь Пелагею). В январе 1843 Тургенев поступает на службу в Министерство внутренних дел.В мае 1845 Тургенев выходит в отставку. Сначала 1847 по июнь 1850 он живет за границей (в Германии, Франции; Тургенев свидетель французской революции 1848): опекает больного Белинского во время его путешествия.Наряду с рассказами о прошлом и «таинственными» повестями в последние годы жизни Тургенев обращается к мемуаристике («Литературные и житейские воспоминания») и «Стихотворениям в прозе», где представлены едва ли не все основные темы его творчества, а подведение итогов происходит словно бы в присутствии близящейся смерти.Смерти предшествовало более чем полтора года мучительной болезни. Похороны в Петербурге вылились в массовую манифестацию.
2. Сообщение учителя «Обстоятельства, объясняющие появление рассказа «Муму»
Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев писал: « Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примеряться…»«Муму» – первое произведение, в котором Тургенев рисует пороки крепостничества. В 1852 году умер Н.В. Гоголь. Этим трагическим событием И.С. Тургенев был сильно поражён, а также тем, что последовал запрет на любые упоминания о Гоголе в прессе. Однако в газете «Московские ведомости» Тургенев сумел напечатать некролог, за что был наказан: взят под арест и отправлен под присмотр на родину. Находясь под арестом, Иван Сергеевич продолжал работать и написал повесть «Муму».
3. Аналитическое чтение начала рассказа  « В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи».
– Нарисуйте словесный портрет барыни.
– Нарисуйте словесный портрет Герасима.
«… Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником. Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле...»
– В каких словах мы чувствуем отношение писателя к барыне?– Чем среди крестьян выделялся Герасим?– Как относился Герасим к своим обязанностям?– Как относились к нему окружающие люди?– Как относится барыня к Герасиму?
4. Рассуждение над мотивами поступков героев
– При каких обстоятельствах барыня увидела Муму? – За что невзлюбила барыня Муму? «Барыня начала ее ласковым голосом подзывать к себе. Му-му, отроду еще не бывавшая в таких великолепных покоях, очень испугалась и бросилась было к двери, но оттолкнутая услужливым Степаном, задрожала и прижалась к стене»
5. Домашнее задание