Конспект урока по литературе на тему И.С. Тургенев. «Стихотворения в прозе» — гимн…


И.С. Тургенев. «Стихотворения в прозе» - гимн…
10 класс
Ход урока
Эпиграфы на доске. …Что за гуманность, что за тёплое слово
при простоте и радужных красках, что за
грусть и покорность судьбе и радость за
человеческое существование.
Читай их враздробь: и которое-нибудь
из них, может быть, заронит тебе
что-нибудь в душу.
И. С. Тургенев.
II. Учитель читает стихотворение «Как хороши, как свежи были розы». (Так начинается стихотворение И.П. Мятлева «Розы»).
- И это Тургенев. Очень необычно и неожиданно для этого автора. До сих пор мы знали другого Тургенева. А сегодня мы поговорим о нём как о настоящем поэте.
- О чём хочет сказать нам автор в этом стихотворении? Что остаётся в памяти человека, прожившего долгую и трудную жизнь?
(Миг. Миг радости, любви, счастья. Как бы ни была тяжела жизнь человека, в ней всегда есть прекрасные моменты, которые он никогда не забудет).
- Давайте обратимся к кластеру. Каким мы видим Тургенева? (Философ, гуманист и т.д.).
На протяжении всего урока ребята составляют кластер.
И.С.Тургенев

И. С. Тургенев

философ


Признанный романист, Тургенев на закате своей жизни счёл роман пройденным этапом. Писатель почувствовал возможность создания нового, более сложного жанра. Такого, которого до этого не было в литературе. Так появился цикл стихотворений в прозе, который Тургенев назвал сначала «Postuma» (Посмертные), «Senilia» (Старческие), а позже «Senilia. Стихотворения в прозе». Сам он называл их «…нечто вроде того, что художники называют эскизами, этюдами с натуры, которыми они потом пользуются, когда пишут большую картину» и рассматривал их как цикл, объединенный общей тональностью. Написал этот цикл в предчувствии приближения смерти, поэтому писатель философски осмыслил, что же он оставит здесь, на земле.
В сборнике лирических произведений отражены все философские раздумья писателя о счастье, о назначении человека и скоротечности жизни, в течение которой он должен оставить свой след на земле.
- Что вы можете рассказать о создании этого сборника?
(Возможен ответ подготовленного ученика, дети в тетрадях делают записи).
УЧИТЕЛЬ. Теперь поговорим о жанре этого сборника.
- Вспомним роды литературы (эпос, лирика, драма).
- Что характерно для каждого рода?
- Как высчитаете, почему такой жанр?
- Обращение к эпиграфу №1. Какую особенность произведения он отражает?
- Перед тем, как обратиться к текстам, прочитайте совет И.С.Тургенева о том, как следует читать эти стихотворения (Эпиграф №2).
IV. Работа в группах. На столах «Памятки анализа стихотворения».
1 группа. Работа со стихотворением «Памяти Ю.П. Вревской» (сентябрь 1878)
Слова А.П. Чехова: «Тургенев сделал великое дело тем, что написал удивительные портреты женщин»
Историческая справка.
Юлия Петровна Вревская (урождённая Варпаловская) была дочерью генерала, в 16 лет вышла замуж за известного на Кавказа генерал-лейтенанта И.А. Вревского, друга М.Ю.Лермонтова. Он погиб через 2 года после свадьбы на Кавказе. Вдова прославленного генерала была принята в высшем петербургском обществе. В момент встречи с Тургеневым в 1874 году ей было 33 года. 19 июня 1877 года Ю.П. Вревская вместе с другими сёстрами Свято- Троицкой общины добровольно уехала в Болгарию и стала сестрой милосердия. Эпидемии и болезни – неизбежные спутники войн. Ю.П. Вревская, научившаяся умываться снегом, жалевшая героев-солдат, стала жертвой эпидемии сыпного тифа. Она скончалась в болгарском городке Бяла 24 января 878 года. Могилу ей выкопали солдаты, за которыми она ухаживала, они же и несли её.
Выразительное чтение стихотворения.
Анализ стихотворения.
Основная мысль (И.С.Тургенев восхищался этим человеком, способным на самопожертвование. По выражению Тургенева, стихотворение «Памяти Ю.П. Вревской» было цветком, который он возложил на её могилу).
2 группа. Стихотворение «Порог»
Продолжает тему героизма и самопожертвования. Напечатано в сентябре 1883 года. Написал под впечатлением процесса Веры Засулич, честной и самоотверженной русской девушки, которая стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова.
- Чтение по ролям.
- Анализ стихотворения
- Основная мысль (Писатель создает благородный образ женщины- революционерки, готовой идти на любые страдания и лишения во имя счастья и свободы народа. И она переступает через этот порог).
3 группа. Стихотворение «Собака»
- Выразительное чтение.
- Анализ стихотворения.
- Основная мысль. Что воспевает Тургенев? (Он говорит о равенстве всех живых существ перед законами природы. И у человека, и у собаки жизнь одна, и это величайшая ценность. «Не дайте проскользнуть жизни между пальцев», т.е. цените всё, что есть в жизни.)
4 группа. Стихотворение «Мне жаль»
- Выразительное чтение стихотворения.
- Блиц-опрос класса:
а) Чего жаль вам?
б) Я скучаю, когда…
в) Мы завидуем ..
г) Точно не завидую …
д) Почему нужно жалеть всё живое?
е) Зачем нужно жалеть счастливых людей?
ж) Нуждаются ли в жалости великие люди?
з) Разве можно жалеть убийц?
и) Зависть лучше жалости?
к) Почему Тургенев завидует камням?
V. УЧИТЕЛЬ. Мы неоднократно повторяли: живя во Франции, Тургенев ни на минуту не забывал о России. Если посмотреть на содержание, то можно увидеть: книга открывается стихотворением «Деревня» - «Последний день июня месяца: На тысячу вёрст кругом Россия – родной край», а завершается она гимном русскому языку, крылатой фразой: «Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Чтение стихотворения «Русский язык» (наизусть)
VI.Рефлексия:
- Мы познакомились сегодня с различными по тематике и проблематике стихотворениями. Как можно закончить тему нашего урока: «Стихотворения в прозе» - гимн чему? (гимн жизни, любви, подвигу).
- Закончите кластер «И.С. Тургенев». Каким предстаёт автор после знакомства с его стихотворениями?
- Объясните записи на доске:
1878-1882
«Senilia»
83
«Старческие»
Михаил Матвеевич Стасюлевич
«Вестники Европы»
1931
«Последняя поэма Тургенева»
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Составить кластер «Стихотворения в прозе», где отразить проблематику стихотворений или сочинить своё стихотворение в прозе. (привести примеры)
Анализ стихотворений «Два богача», «Воробей».
Примеры стихотворений.
Прости меня
A.N.
Прости мне слова и всё то, что обидело тебя ненароком и напрасно… Прости мне те минуты, когда я, забывая о тебе, упивалась собою и не думала даже вспомнить тебя…
Прости мне всё то, что вдруг разочаровало тебя, когда я стала собою, какая я существую…
Прости мне радость мою и мои слезы, мою ложь и мою правду, любовь и страх… Когда ты прочтешь это и поймешь, что я не такая, какой казалась… что мне делать?
Я могу уйти, уйти, не помня света в глазах твоих и огня в сердце твоем. И было бы лучше, если бы мы и не встретились никогда…
Я хотела бы стать облаком…
Олеся З.
Собака
Нас двое в комнате: собака и я. За окном бушует непогода, холодный жестокий ветер срывает с деревьев листья и уносит их прочь.
Часы хрипло и глухо бьют полночь. Потрескивая, догорает свеча, собака лежит у моих ног.
Тяжелые, грустные мысли не дают мне уснуть. Я вспоминаю своих родителей, их милые, дорогие лица, которые никогда не суждено мне увидеть, их добрые голоса, которых не суждено услышать, и горячие слезы текут по моим щекам.
Собака встает и кладет лапы мне на плечи, она как будто хочет мне что-то сказать, как будто хочет успокоить меня. И глядя в её умные глаза, я чувствую, что она одна на всем белом свете понимает меня, она никогда не изменит и не предаст, она моё единственное родное существо…
А за окном воет странная, неистовая буря, дождь злобно стучит в окно…
Анастасия Г.
Тайна
Тайна… Любовь… Есть в этих словах что-то общее. В любви есть что-то таинственное и нежное. В тайне – что-то невообразимое и ужасно манящее. Любовь появляется внезапно, как тайна раскрывается в один миг…
Любовь, нежность, счастье… как все они созвучны и приятны. Как сладостно слышать их из уст любимого человека… Как легко идти вместе с ними по жизни…
Тайна, неизвестность, неизбежность… Как все они желанны и загадочны. Как захватывает дух от мыслей о них…
Как хочется быстрей идти, найти и разгадать…
Анастасия Д.
Одиночество
Друг! Иди ко мне. Я жду тебя. Почему же ты ушел?..
Жизнь проходит, а одной холодно и грустно. Помнишь, как мы с тобой играли… Да, да, на твоем маленьком дворике. Мы играли в салочки, ты смеялся… Твоя добрая, приветливая улыбка… я никогда её не забуду! Вернись, помоги мне! Помнишь, как ты помог мне тогда, когда мой пес сломал лапу?.. Если бы не ты…
Каждый день я вспоминаю тебя, твой нежный голос, добрые, умные глаза… мне страшно одной… почему ты ушел?..
За окном вьюга. Ветер стучится в мои окна. Зловещие тени бегают по стенам, и кажется я слышу их голоса… Стоп!!!
Мне плохо, голова наливается свинцом, она тяжелеет. Тут кто-то ещё есть в комнате, кроме меня. Друг, это ты? Иди, иди ко мне… Я тебя люблю… Но тебя уже нет и никогда не будет…
Смерть… Смерть… Она одна во всем виновата… Она уже рядом.
Яна Ш.