Статья Современные подходы к преподаванию иностранных языков


Современные подходы к преподаванию иностранных языков
Изменения, происходящие сегодня в сфере образования свидетельствуют о смене образовательной парадигмы на личностно-ориентированную, ведущим компонентом которой являются ключевые компетенции, необходимые для личного совершенствования и развития, активной гражданской позиции, социальной адаптации и применения в течение всей жизни.
Достижение образовательных и воспитательных целей при обучении иностранному языку у учащихся осуществляется в аспекте гуманизации и гуманитаризации образования. Основными достижениями учащихся становится расширение кругозора, повышение уровня их общей культуры и образования, а также культуры мышления, общения и речи.
Так как целью обучения иностранному языку является – формирование коммуникативной компетенции, то соответственно нельзя не упомянуть коммуникативный подход, который уже не является столь новым, так как зародился в 60-х гг., но он до сих пор является современным. С течением времени данный подход совершенствовался и в наше время его берут за основу обучения иностранному языку для достижения возможности иноязычного общения.
Выделяется пять основных характеристик коммуникативного обучения:
- Обучение коммуникации осуществляется через реальное общение на изучаемом языке;
- Введение аутентичных текстов в учебную ситуацию;
- Фиксация внимания не только на изучаемом языке, но и на процессе обучения;
- Привлечение личного опыта учащихся в процесс обучения;
- Попытка связать академическое изучение языка с его использованием в реальной коммуникации.
2) Реализация информационного подходов при обучении иностранному языку невозможна без использования ИКТ. Такая работа связана с выполнением различных заданий, связанных с поиском информации в Интернете. Для самостоятельной подготовки докладов и презентаций на иностранном языке учащиеся должны уметь использовать материалы специализированных веб-сайтов, где публикуются тематические статьи и ведутся обсуждения актуальных вопросов современной науки. Они также должны уметь пользоваться современными поисковыми системами (Google, Yandex, Aport и др.), правильно подбирать ключевые слова для обеспечения оптимальных результатов поиска. Обработка полученной иноязычной информации также производится с использованием возможностей персонального компьютера. Результаты оформляются в программе MS Word, либо в виде презентации в Power Point.
3) Иностранный язык нужен в первую очередь для того, чтобы общаться. Создание атмосферы общения на уроке сейчас не очередная мода, а требование, вытекающее из программных целей и закономерностей обучения. Метод коммуникативно-ориентированного обучения предполагает: ситуативность, коллективное взаимодействие, жизненную ориентацию обучения, вовлечение в речемыслительную деятельность, личностно-ориентированную самостоятельную работу. Данный подход реализуется через такие приёмы, как коммуникативные, развивающие игры, ролевые игры, мозговые штурмы, интерактивные формы обучения, групповую и парную работу, дискуссии, проекты и драматизацию. Данные приёмы способствуют созданию на уроке благоприятных условий для общения.
4) Личностно-ориентированный подход реализуется в условиях гуманистического подхода, предусматривающего обучение, сконцентрированное на ученике (учащиеся, взаимодействующие между собой, являются центром познавательной активности на уроке).
В качестве основных методов личностно-ориентированного обучения выступают: а)методы обучения в сотрудничестве; б)методы проектов; в)разноуровневое обучение; г)модульное обучение. Кратко дадим характеристику каждого метода.
А) Метод обучения в сотрудничестве – это самый результативный и эффективный метод, создающий условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных ситуациях для работы над совместным проектом. Это новый подход к предмету, где акцент делается на самостоятельном познавательном интересе.
Б) Метод проектов, по определению Е.С.Полат, является совокупностью приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи  решения [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Проектные задания дают понять ученику, что успех или неуспех всей группы зависит от каждого. Практически, это обучение в процессе общения. К подготовке проектов учащимися среднего звена можно привлекать старшеклассников. Описывая, интерпретируя, рассуждая и играя, учащиеся овладевают необходимыми в общении речемыслительными умениями и навыками.
В) Разноуровневое обучение - это [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала в разных группах различна. Это дает [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] каждого учащегося.
Г) Модульное обучение – обучение, позволяющее ученику работать полностью или частично самостоятельно по индивидуализированной программе. Для учащихся модульное обучение даёт возможность эффективного усвоения знаний, дифференциации содержания по уровню и темпу обучения, дозирование помощи учителя, выбор технологии обучения, контроля и самоконтроля.
Подводя итог вышесказанному, мы видим, что существует множество современных подходов, методов и приёмов для реализации обучения иностранному языку. Но, несмотря на это, педагогу важно прийти к выводу о том, что только его совместная работа с учащимися даст положительный результат, так как ни один даже самый актуальный приём (метод) обучения не работает, если нет системы в работе учителя и учащихся.




Список литературы:
Бухаркина М. Ю. Технология разноуровневого обучения. Статья. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. //Научно-методический журнал, 2003 №3, 11-12.
Вайсбург М.Л. Цели обучения иностранным языкам и журнал "Иностранные языки в школе" // Иностранные языки в школе. 1994. N 6. C.12-13.
3) Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] .  М.: Издательский центр «Академия», 19992005.
4) Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , М. Ю. Бухаркина,  М.: Издательский центр «Академия», 2007.





15