Использование ИКТ в начальной школе в рамках требования ФГОС второго поколения

Использование ИКТ в начальной школе в рамках требования ФГОС второго поколения

XXI век век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Традиционно считается, что грамотность ребенок получает в начальной школе, где его учат писать, читать и считать. Это, несомненно, так. Но современному обществу нужны новые способы деятельности, что требует развития у человека целого комплекса умений и навыков поиска необходимой информации, ее обработки, предоставления другим людям, моделирования новых объектов и процессов, самостоятельного планирования и выстраивания своих действий. Наряду с обучением навыкам чтения, письма и счета важно учить детей использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента в учебе и повседневной жизни, начиная с первого класса, что отражено в требованиях к результатам освоения основных общеобразовательных программ начального общего образовании, зафиксированных в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Перед учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, а также находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях различного подхода в обучении, в том числе использование ИКТ. Благодаря использованию ИКТ на уроках в начальной школе учитель переходит от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний обучающимися. Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, гораздо активнее происходит возбуждение познавательного интереса. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия. Всем известно: «Услышал – забыл, увидел – запомнил, сделал – понял». У детей появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Компьютер становится средством распространения и обмена информацией между учеником и учителем, и способствует развитию повышенного интереса к предмету.
Применение ИКТ на уроках в начальных классах помогает мне по-новому организовать учебный процесс, оживить и разнообразить, сделать более интересным и позволяет:
усилить образовательные эффекты;
повысить качество усвоения материала;
осуществить дифференцированный подход к детям с разным уровнем готовности к обучению;
организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями.
Внедрение ИКТ осуществляется по следующим принципам:
создание презентаций к уроку;
работа с ресурсами Интернета;
использование готовых обучающих программ;
разработка и использование собственных авторских программ
Электронные материалы активизируют учебно-познавательную деятельность. Применение электронных ресурсов органично сочетается с использованием проблемных, исследовательских, игровых методов обучения, что способствует развитию мышления и творческих способностей обучающихся. Происходит это через:
получение информации;
практическое применение информации;
проверка полученных знаний

Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы и любом этапе урока. Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Я часто применяю презентации: как собственного создания, так и подобранных согласно учебной программе по предметам. Презентация – мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Она незаменима, когда рассказ учителя должен сопровождаться демонстрацией рисунков, картин, фотографий. На уроках пользуюсь готовыми презентациями с сайта «shkola-abv.ru».
Активизировать познавательную деятельность на уроках мне помогает использование интерактивной доски. На уроках математики, при помощи мультимедийного комплекса (компьютер, проектор, интерактивная доска), дети с большим удовольствием отрабатывают навыки устного счёта, решают задачи на движение, играют в различные игры, совершают путешествия, посещают спортивные игры, ходят на прогулки, помогают меньшим братьям.
Для развития интереса к основным предметам предлагаю творческие задания, которые могут выражаться: в разгадывании кроссворда, ребуса, составленного к определённым темам.
Для закрепления материала по русскому языку и математике пользуюсь различными тренажёрами (табличное умножение, словарная работа, сложение и вычитание в пределах 10, 20, 100; решение уравнений, решение выражений, решение задач и т.д).
На уроках русского языка детям предлагаю различные интересные интерактивные задания в зависимости от темы (например: закончи предложение, соедини стрелками фразеологические обороты с глаголами, собери и запиши слова, вставь окончания существительных и т.д.). Дети с энтузиазмом выполняют задания на интерактивной доске.
На уроках литературного чтения использую презентации при знакомстве детей с биографией, творчеством автора. В содержание литературного чтения включаю аудио и видео материалы, предлагая не только просмотр, но и записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.
Особенно яркими и результативными с позиции информационных технологий получаются уроки окружающего мира.
Применение на уроке компьютерных тестов, самостоятельных работ, позволяет за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Тесты я составляю сама на основе конструктора тестов с выбором ответов.
На своих уроках использую готовые программные продукты на компакт-дисках, электронные приложения, электронные образовательные ресурсы федеральных хранилищ (school-collection.edu.ru). Среди мультимедийных дисков в первую очередь хочу отметить диски «Уроки Кирилла и Мефодия» для 1-4 классов. Разнообразная иллюстрированная информация в игровой форме помогает пробудить в ребенке жажду открытий, доступно объясняет и знакомит с серьезными энциклопедическими знаниями, помогает освоить школьные предметы.
Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам. Обучающиеся приобщаются к исследовательской деятельности. Доступ к интернет-источникам предоставляет возможность самостоятельного поиска материалов для подготовки докладов, сообщений, при этом есть замечательная возможность представить работу в виде книги, реферата. Учащиеся с большим интересом индивидуально, а также вместе со мной готовили работы по окружающему миру. Наиболее яркими и запоминающимися получились: книжка-малышка по литературному чтению – сказка собственного сочинения, сказка-перевёртыш, оформленные с помощью компьютера самими учениками.
Современное образовательное пространство сети Интернет предоставляет возможность организовать работу по развитию творческих и интеллектуальных способностей детей посредством участия в дистанционных олимпиадах, конкурсах и викторинах по разным предметам. Дистанционная олимпиада – эффективный способ выявления и развития потенциала одаренных детей. Данный вид деятельности помогает проявить себя детям застенчивым, робким, неуверенным в себе, медлительным, несобранным, которым трудно заставить себя сидеть в классе.
Среди дистанционных олимпиад и конкурсов можно выделить те, в которых на выполнение заданий отводится более длительное время (2-3 дня). Такой вид работы стимулирует совместную деятельность родителей с учащимися, тем самым способствует формированию позитивного отношения к учебному процессу. Со своими учениками активно участвуем в таких олимпиадах как intolimp.org, infourok.ru, uchi.ru, ginger-cat.ru.
Информационные технологии помогают мне организовывать не только уроки, но и внеклассную работу, работу с родителями, внеурочную деятельность.
Большая роль в воспитательной работе отводится классному часу. Применение ИКТ делает работу классного руководителя более эффективной и результативной. Детям очень нравятся мероприятия с применением информационных технологий, они их ждут с нетерпением и помогают их готовить. Это всевозможные беседы с использованием слайдов (например: кл.час «О вредных привычках», «Уроки вежливости в картинках», КВН, интерактивные игры, беседы с видеоматериалами о войне и многое другое).
При подготовке к уроку или внеклассному занятию я не забываю соблюдать санитарно-гигиенические требования, обязательно учитываю нормы продолжительности непрерывного применения средств ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности. Большое внимание уделяю здоровью детей. Обязательно включаю физические и динамические паузы, физминутки.
К результативности применения ИКТ на уроках в начальной школе можно отнести:
Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ;
Повышение уровня использования наглядности на уроке;
Повышение производительности учебно-воспитательного процесса;
Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Рос.Федерации. – М. : Просвещение, 2010.
2. Кехтер Т.А. «Необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий».
3. Руденко Н.Н. «Использование ИКТ в процессе обучения в начальной школе».
4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от дейстия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г.Асмолов, Г.В. бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159с











13PAGE \* MERGEFORMAT14115




15