статья на тему СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И МОДЕЛИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ


СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И МОДЕЛИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Турганбаева А. З.
Учитель английского языка средней школы №35
Казахстан, Актобе
В современном обществе все более возрастает роль иностранных языков. Знание иностранного языка дает обществу возможность приобщиться к мировой культуре, использовать в своей деятельности потенциал обширных ресурсов глобальной сети Интернет, а также работать с информационными и коммуникационными технологиями и мультимедийными средствами обучения. В последние годы вопрос о применении новых информационных технологий становится все более актуальным. Под применением новых информационных технологий в обучении иностранным языкам понимают не только применение современных технических средств и технологий, но и использование новых форм и методов преподавания иностранного языка и новый подход к процессу обучения в целом. Наиболее эффективными в преподавании иностранных языков будут те методы, способы, которые обеспечат формирование навыков владения языковым материалом (лексикой, грамматикой, фонетикой) и дадут достаточные знания и умения для самостоятельной работы. Появление и применение информационных технологий в учебном процессе способствовало обновлению традиционных методов и приёмов в организации образовательного процесса в современной школе. И педагоги и обучающиеся получили возможность настоящего сотрудничества, безграничного творчества и огромного желания изучения любого школьного предмета, в данном случае английского языка. На сегодняшний день информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения.
Сегодня учитель, чтобы быть успешным, должен обладать навыками плодотворного сотрудничества с обучающимися на основе информационного взаимодействия. Современный урок должен быть интересным, познавательным, запоминающимся и креативным. В обучении английскому языку, как и в любой другой сфере, стали широко применяться информационно-коммуникативные технологии. Информационно-коммуникативные технологии – средство развития мотивации учебной деятельности на уроках. Также использование информационно- коммуникационных технологий в учебном процессе способствует развитию познавательной деятельности обучающихся, стимулирует и развивает мышление и память. Использование новых информационных технологий в преподавании является одним из важнейших методов совершенствования учебного процесса, улучшения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся. В условиях аудиторной формы обучения преподаватель не всегда имеет возможность уделить должное внимание каждому студенту, поэтому многие из них теряют мотивацию к обучению, что приводит к снижению уровня их знаний, умений и навыков. Поэтому одной из основных задач учителя является – активизация деятельности каждого учащегося в процессе обучения, создание ситуации для их творческой активности. В этой связи использование компьютера и мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.[4] Существующие сегодня программное обеспечение, такое как электронный учебник, электронная тестирующая программа, компьютерные модели анализа и оценки знаний, позволяет выводить на экран компьютера информацию в виде текста, звука, видеоизображения, игр. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельную работу каждого учащегося. Сфера применения компьютера в обучении иностранным языкам необычно широка. Компьютер может быть эффективно использован для наглядного представления языкового материала, расширения словарного запаса и знакомства с новыми образцами высказываний, также улучшения запоминаемости изучаемых тем. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех или непонимание материала. Работая на компьютере, учащиеся получают возможность довести решение задач до конца, опираясь на необходимую помощь.[9, с.7]
В настоящее время широко распространено использование сети Интернет, как современного метода в преподавании иностранного языка. Перспективы использования Интернет-технологий на сегодняшний день достаточно широки. Это может быть:
Переписка с жителями англо-язычных стран посредством электронной почты;
Участие в международных Интернет-конференциях, семинарах и других сетевых проектах подобного рода;
Создание и размещение в сети сайтов и презентаций – они могут создаваться совместно преподавателем и обучаемым.
Самостоятельный поиск информации учащимися;
Знакомство с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенно речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиции страны изучаемого языка.[2, с 33]
Глобальная сеть Интернет создает все условия для получения любой необходимой учителям и обучающимся информации: страноведческий материал, фотоматериал, статьи из газет и журналов, необходимую литературу, материал для проектов и так далее. Обучающиеся могут принимать участие в викторинах, конкурсах, олимпиаде по Интернет. Можно найти огромное количество материала по грамматике лексике и фонетике английского языка. Следует отметить, что развитие перечисленных умений полностью соответствует требованиям современного образовательного стандарта по иностранным языкам. Это значит, внедрение учебных Интернет-ресурсов в процесс обучения иностранному языку способствует достижению основных целей обучения английского языка в школах.
Ведущим компонентом содержания обучения иностранного языка является обучение различным видам речевой деятельности: говорению, чтению, письму. И использование сети Интернет также необходима в данном случае, например при обучении говорению /аудированию каждый ученик может добавить свою видео- или аудиозапись на сайте школы , также поделиться со своими одноклассниками с записью или получить возможность слышать иноязычную речь и видеть культуру других стран через Интернет.[1] С помощью Интернет можно превратить классную комнату в агентство новостей, а своих учеников – в первоклассных репортеров. Или воспользоваться электронными учебниками различных авторов, и наглядно использовать через интерактивную доску. В плане овладения межкультурной компетенцией онлайновая газета является незаменимым помощником. При изучении грамматических явлений (письму) каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, имеет возможность разгадывать кроссворды, чайнворды, заниматься поиском слов, выполнять игровые упражнения.[3]
Включение в содержание урока такого современного метода как Интернет, позволяет учащимся лучше понять жизнь на нашей планете, участвовать в совместных исследовательских, научных и творческих проектах, развивать любознательность и мастерство.
Существуют множество сайтов, при помощи которых школьники могут изучать английский язык не только на уроках, но и самостоятельно, составляя сообщения, статьи, делая ролики, фильмы, презентации и многое другое, что помогает успешно справляться со многими заданиями: wikipedia.org; google.com; britishcouncil.org; learnenglish.britishcouncil.org.
К примеру, на сайте learnenglish.britishcouncil.org, есть дополнительные материалы в помощь учителям: конспекты, планы уроков, тестовые задания и так далее. Для учителей с ранним обучением английского языка на этом сайте предоставляются специальные познавательные игры, кроссворды, загадки, видеоролики и многие другие, интересные для детей задания.[5]
Говоря об Интернете, мы подразумеваем использования компьютера в целом. Ведь компьютер является самым терпеливым педагогом, способным сколько угодно повторять любые задания, добиваясь правильного ответа. При организации урока с использованием компьютерных программ, информация предоставляется обучающимся красочно оформленной, с использованием эффектов анимации, в виде текста, диаграммы, графика, рисунка. Все это позволяет более наглядно и доступно, чем в устной форме, объяснить учебный материал. [6, с.73]Очень важно и то, что на таких уроках ученик может работать в индивидуальном режиме, продвигаясь в постижении нового материала в своем темпе, возвращаясь к непонятному, если это требуется, или забегать вперед.
Таким образом, говоря о преимуществах работы обучающихся с компьютером (Интернетом), следует назвать его достоинства:
Развитие обучающихся;
Совершенствование навыков владения компьютером;
Совершенствование языкового уровня;
Создание благоприятного психологического климата;
Повышение интереса учащихся к предмету;
Большие возможности наглядного предъявления материала;
Исключение времени для написания материала на доске;
Экономия расходования материалов учителем;
Совершенствование процесса проверки работ учащихся;
Повышение авторитета учителя;
Сочетание контроля и самоконтроля.[7, с.155]
Использование такого современного метода как информационные технологии в сочетании со знаниями и умениями в области иностранных языков позволяет обучающимся получать представление о социальных, политических и экономических событиях в стране и мире, способствует успешной социальной адаптации, что очень важно в наше непростое время. Использование информационных технологий дает толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности учащихся, что ведет к их осуществлению на более высоком уровне. Работа с компьютером должна быть организована так, чтобы с первых же уроков начальной ступени обучения она стала мощным психолого-педагогическим средством деятельности школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету. Учитель не должен останавливаться на достигнутом. Он должен постоянно развиваться, заниматься самообразованием, чтобы знания, полученные обучающимися, соответствовали требованиям современного общества и образования в том числе. Информационно-коммуникативные технологии открывают широкие возможности учителям, которые ищут дополнительные средства для решения своих профессиональных задач.[6, с.75][8]
Список использованной литературы:
Биболетова М.З. Мультимедийные средства как помощник УМК “Enjoy English” для средней школы. ИЯШ, №3. 1999. 
Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, №3, 2002. с 33-41. 
Донцов Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим. М., 2007. 
Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. (в вопросах и ответах). СПБ. 2001. 
Карпов А.С. Интернет в подготовке будущих учителей иностранного языка. ИЯШ, №4, 2002. с. 73-78. 
Пахомова Н. Ю. Компьютер в работе педагога М., 2005, с. 152-159. 
Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка -потребность времени. ИЯШ,№5, 2005 
Полилова Т. А. Внедрение компьютерных технологий. ИЯШ, №6, 1997., с 2-7. 
Потапова Р.К. Новые информационные технологии и филология. СПБ., 2004.