Система творческих заданий на уроках литературы по учебно-методическому комплексу под редакцией А.Г.Кутузова

Из существующих на сегодняшний день федеральных программ по литературе для общеобразовательных школ программа под редакцией А.Г. Кутузова является одной из самых новых.
Главной её отличительной особенностью   является то, что эта программа предполагает восприятие литературного произведения как особого художественного мира, где действуют свои законы и правила, где существуют своё время, пространство и персонажи, и, чтобы стать грамотным читателем, понять замысел автора, надо хорошо знать художественные условности родов, жанров, творческих литературных методов и направлений.
В основе программы Кутузова Александра Геннадьевича – взгляд на литературу, как искусство слова, где искусство – это взаимонаправленная художественная деятельность творца и читателя. Принципиальное же отличие данной программы в том, что она предполагает иную методологию не только на уровне декларации, но и на уровне структуры.
Реализуется главная цель литературного образования – это преподавание литературы как искусства слова. Методические подходы ориентированы не на то только, чтобы передать устоявшийся набор знаний, а на то чтобы научить ребёнка читать произведение. Никаких сверхъестественных открытий в программе нет.
Художественное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурно-языковое явление, как эстетическое преображение реальности. В соответствии с этим, целью образования становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературного произведения в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
Изучение каждого раздела заканчивается рубрикой «Творческий практикум», где учащиеся выполняют разного рода творческие задания.
Целью системы творческих заданий является выработка умений и навыков личностного, эстетического достижения литературных произведений как явлений искусства, а также развитие творческого потенциала личности. Поэтому основу составляют задания, рассчитанные на формирование и развитие литературно-художественных умений учащихся, а также задания, связанные с литературоведческими знаниями, соответствующими возрастным возможностям школьников. На этой основе система творческих заданий может быть использована не только при изучении отдельного произведения, но и цикла произведений, сходных по жанровым, стилистическим, тематическим признакам.
В программу введена рубрика “Творческая мастерская”, материалы которой раскрывают «секреты» писательского мастерства и помогают формированию литературно-художественных умений.
В «мастерской» предоставляется возможность каждому продвигаться к истине своим путем. Главная цель «мастерской» на уроках литературы – организовать работу по развитию связной речи, показать и передать способы работы, исследования, анализа произведения. Обучение в мастерских организовывается на деятельностном подходе, коллективном способе обучения. Занятия строятся на принципах сотрудничества, сотворчества, совместного поиска, самостоятельности, опережающего поиска, занятости каждого ученика. Каждый вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения в ситуации стремления к успеху. Педагог развивает мотив достижения, укрепляет чувство компетентности и ответственности за происходящее.
Работа начинается со слова, образа, предмета, мелодии, текста, рисунка - и формулировки проблемы – темы мастерской. Далее каждый ученик самостоятельно выдвигает свою гипотезу, создает свой проект, отталкиваясь от поставленной задачи. Прежде чем огласить перед всеми решение проблемы, ученики обдумывают его в малой группе, т.е. обучение ведется в диалоговом, интерактивном режиме, опирается на собственный опыт членов группы и предполагает взаимообучаемость. Самое главное, в «мастерских» каждый ученик чувствует свою интеллектуальную состоятельность, удовлетворяет коммуникативную потребность, развивается как личность.
Алгоритм процесса работы мастерской можно представить следующим образом:
1.     Индуктор – начало, мотивирующее творческую деятельность (проблемная ситуация, вопрос, задание).
2.     Работа с материалом ( текст, схемы, краски, модели, проект).
3.     Соотнесение своей деятельности с деятельностью других.
4.     Разрыв – внутреннее осознание необходимости нового поиска. Обращение к справочникам, учебникам, дальнейшее исследование.
5.     Творчество.
Мастерская позволяет решать основные задачи литературного образования:
1.     Выработать коммуникативные навыки.
2.     Развить устную и письменную речь учащихся.
3.     Обогащать словарный запас.
4.     Анализировать готовый образцовый текст: понимать и раскрывать тему, определять основную мысль, особенности формы и содержания.
5.     Строить текст сочинения в определенной композиционной форме.
Результатом урока-мастерской по литературе является представление своего видения проблемы, своего образа в сочинении, в красках на картине, в творческой работе в лирической или эпической форме (стихотворение, рассказ, книга, сценарий и др.)
Мастерская требует большой подготовительной работы, которая проводится на нескольких уроках и позволяет расширять возможности урочной организации обучения. Первые мастерские организовываются в 5 классе и представляют собой обобщение и систематизацию знаний по теме в творческой форме. Базовая модель таких уроков состоит из следующих этапов:
репродуктивные задачи на повторение и закрепление изученного;
развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей учащихся (памяти, внимания, мышления, воображения, речи);
решение частично-поисковых задач разного уровня (с дифференцированным подходом)
решение творческих задач.
Следующий вид мастерских носит психологический характер и направлен на решение проблем личностного плана и развитие психических процессов (например -  серия уроков «Сказки о себе»). Предварительно проводится работа по изучению структуры сказок, элементов сказки, художественных особенностей. Конечный результат – перевоплощение учеников в образ и аллегорическая сказка о себе. Такие мастерские основаны на известном тексте и носят диагностический характер, позволяют выявить внутренние, личностные проблемы учащихся.
Усвоению термина-понятия «образ»способствуют мастерские по созданию образа: «Моя Осень», «Снежинка», «Картина, которой нет на свете», «Звук – Цвет – Смысл».
Творческая мастерская – условие для развития литературно-творческих способностей школьников. При этом условии сочинения не превращаются в тяжкую повинность с последующим переписыванием сборников лучших сочинений, а служит повышению уровня самооценки, самоуважения, духовному и нравственному развитию учащихся. Мы учимся видеть прекрасное, удивительное в обыденных вещах и явлениях. Творческие мастерские формируют человека активного, уверенного в себе, творчески относящегося к любому делу.
  ВИДЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
1. В 5 классе «В мире литературы» мы «путешествуем» с Книжонком Прошей и профессором Иваном Калинычем.
Они предлагают ребятам выполнить целый ряд различных творческих заданий: сочинить сказку, нарисовать иллюстрации к произведениям, восстановить цитатный план, сочинить рассказ на тему «Смешной случай», описать изобретение, придумать окончание истории, написать отзыв о произведении, придумать героя сказочной повести, сочинить стихотворение и другие не менее интересные задания, которые с увлечением выполнялись детьми.
     Например, к сказке  П. П. Ершова «Конек-горбунок» ребята готовят интересные иллюстрации (Приложение №1).
   А изучив сказку С.Г. Писахова «Морожены песни», дети с интересом «размораживают» песни, выполняя иллюстрации и сочиняя частушки:
Что же ты, моя Любаша,
От подружек отстаешь.
Книг Писахова не знаешь,
Некультурною слывешь?
 
Не дарите мне колечко
С золотою пробою.
А Писахова купите,
Я читать попробую.
 
Не шуми в лесочке, ветер,
Пой, звени, соловушка.
У нас Женя любит сказки,
Умная головушка.
 
Если б только бы прислали
Много книжек нам в село
Мы всем классом прочитали бы
Писахова всего.
 
 
2. В 6 классе нас сопровождают близнецы Маша и Сережа. Вместе с Путником они помогают шестиклассникам  в изучении литературы, в том числе и в выполнении творческих заданий: придумать миф, нарисовать иллюстрации, составить книжки-альбомы о временах года, сочинить стихотворение по предложенным рифмам, балладу, басню, былину, составить план, создать диафильм, киносценарий
 Например, после изучения народной  баллады предлагается следующая творческая работа. Анна Николаевна дала Маше и Сереже очень сложное задание: сочинить балладу. А Путник, как назло, исчез, и  ребятам сложно справиться с этой работой. Как же быть? Сначала надо определить, какую балладу мы будем писать: героическую, волшебную, комическую, любовную. Вот такая баллада получилась у ученицы 6 класса:
Баллада о смелом  рыцаре Симбе и его великой любви
         Далеко-далеко, в одном волшебном королевстве, жил сильный и смелый рыцарь по имени Рыжий Симба.
         Слава о его удали, мудрости и отваге гремела по всему королевству. Благородный Симба победил Чудо-рыбу, одолел злую волшебницу Луизу. Каждая красавица королевства была бы счастлива отдать ему свою руку и сердце. Но сердце самого Симбы покорила Прекрасная Серая Воробьиха.
         Целыми днями стоял Симба под ее балконом, не сводил с дамы своего сердца  влюбленных глаз, пел ей сладкие серенады. Воробьихе тоже нравился ее смелый поклонник.
Но однажды Симба должен был участвовать в сражениях с другими рыцарями. После битвы уставший и запыленный Симба с любовью явился под балкон своей красавицы. И тут он узнал, что его легкомысленная возлюбленная нашла себе нового поклонника - Тощего Писклявого Воробья. Симба услышал, как они высмеивают его любовь. «Никому и никогда не удастся унизить меня!» - гордо сказал Симба и ушел навсегда.
  Но и Писклявый Воробей остался ни с чем. Неизвестно,  куда пропала и Прекрасная Воробьиха. О ней напоминала лишь лежащая под балконом небольшая кучка серых нарядных перышек.
  
Примечание: Симба - рыжий кот, домашний любимец, трагически погибший в июне 2008 года
Луиза - серая мышь, периодически нарушающая покой
 
 (Трушина А., 6 класс)
Былина – это один из самых сложных жанров русского фольклора, поэтически сочетающий реальную историческую основу со сказочным, фантастическим вымыслом, предполагающим особой ритмический рисунок стиха, своеобразную организацию текста.
Возникает явное противоречие между интересом ребят к героическому сюжету и трудностью восприятия формы произведения, как его преодолеть? На мой взгляд, одним из возможных вариантов решения этой проблемы может стать изучение русского былинного эпоса на основе художественной деятельности ученика, т.е. при помощи системы творческих заданий.
Общая творческая установка, например, на создание собственной былины предполагает неразрывную связь работы по формированию литературно-художественных умений и развитию устной и письменной речи. Такую былину написала Трушина Александра:
Богатыри славные
Из того ли-то из города из Кемерова
Да в наше-то село да в Усть-Сосново
Выезжали три удалых добрых  молодца:
Константин, Иван да Алексеюшка.
Ай да ехали они –то  на автобусе
Прямо из военкомата городского.
Ай служить хотели добры молодцы,
Ай служить да родину от врагов-то злых защищать.
Задремали-то уставшие добры молодцы:
Ай дорога-то была уж больно долгая.
Вдруг внезапно пробудился  Алексеюшка :
Страшный шум в конце автобуса услышал он.
Стал будить своих он сотоварищей.
Говорил-то Алексей да таковы слова  :
-         Полно спать да почивать вам, добры молодцы,
Коль не все  спокойно на Руси на матушке.
Слышу шум в автобусе нешуточный,
Слышу голоса возмущённые,
Слышу крики женские о помощи.
Уж не  Змей ли да Горыныч объявился там,
Не Соловей ли Разбойник Одихмантьев сын?
Тут удалые добры молодцы Константин да Иван
Поднимали брови соболиные,
Открывали очи соколиные,
Расправляли плечи богатырские.
И все вместе дружно добры молодцы
Отправлялися в конец автобуса.
То не Змей Горыныч здесь хозяйничал
И не Соловей Разбойник Одихмантьев сын.
Это злой негодный Басурман чужой,
Басурман чужой да крепко выпивший.
Он куражился, шумел да безобразничал,
Не давал покоя пассажирам он.
Константин, Иван да Алексей-богатыри
Вдруг автобус-то  останавливали,
Да Басурмана этого высаживали,
Да и шапку его следом-то выкидывали.
- Уж не будешь ты, Басурман лихой,
Добрых людей да беспокоити.
Слава! Слава! Слава нашим  добрым молодцам:
Константину, Ивану да Алексею!
Берегут они покой да людей  добрыих.
Изучение басни предполагает выполнение двух творческих заданий, они предлагаются в учебнике:
1.Составить небольшой устный рассказ, который бы начинался или заканчивался одной из поговорок из басен Крылова.
2.Попробовать сочинить басню.
              Мышка и кошка.
Мышь, выскочив из норки.
Увидела в углу
Кусочек хлебной корки
И кошку на полу.
Мышь хочет кушать,
Но к хлебу не попасть,
А кошка навострила уши
И думает напасть.
-Ах, кошечка, меня, пожалуйста, прости,
Что твой покой я нарушаю.
Я вышла хлебушка найти
Или отведать чаю.
-Ах, мышечка моя,
Ты хочешь выпить чаю?
Пойдем, я напою тебя,
А после укачаю.
Мышь пискнула, забыв о хлебе,
Решила в норку убежать.
«Да не пищи»,- мяукнула ей кошка
И мышку в зубы хвать.
Ни в чем не нужно никого винить.
Наивными не надо быть.
(Калинина Анастасия,6 класс)
3. Повзрослев и многому научившись, мы переходим в 7 класс, по дорогам литературных произведений нас ведёт автор-истолкователь. Творческие задания становятся сложней.
Вот творческий практикум «Снимаем кино».
Семиклассники пробуют себя в роли режиссёра. Начинающим режиссёрам предлагается снять короткометражный кино- или телефильм по сказке Салтыкова-Щедрина “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”. С  самого начала приходится решить ряд сложных вопросов:
- В каком жанре пойдет работа? (Фильм может быть немой или звуковой, игровой или музыкальный, комедия или драма и т.д.)
- Будет ли это точное следование за сюжетом сказки Щедрина, или это будет фильм  по мотивам сказки.
- Кого из известных актёров вы пригласите  на главные роли?
- Как  назовёте фильм?
- Фильм снимается по эпизодам. Из каких эпизодов будет состоять ваш фильм?
Чтобы показать сценаристу, что от него требуется, напишите для примера сценарий одного эпизода.
 
 Свою режиссёрскую работу представляет Калинина Анастасия:
«Повесть о двух генералах»
(по мотивам сказки М .Е. Салтыкова-Щедрина
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»).
Сказка в трех действиях.
 
Действующие лица и исполнители:
1.Генерал1- Илья Олейников.
2.Генерал2- Юрий Стоянов.
3.Мужик-Игорь Маменко.
4.Голос за кадро - Юрий  Гальцев.
 
Действие первое.
(Крупный план). Остров Дует тихий, теплый ветер, листья пальмы чуть колышутся. Под деревом сидит мужик и что-то вырезает на досточке. Рядом лежат два генерала и рассуждают
Генерал1.  А что, ваше превосходительство, если нам остаться здесь навсегда? Мужик есть, хоть и лодырь, еда есть, авось не пропадем.
Генерал2(возмущенно).Что? Здесь? Навсегда? Как? Зачем? Откуда у вас такие мысли? Вы не перегрелись на солнце?
Генерал1(спокойным голосом). Нет .Я не перегрелся, это вы  ,наверное, перегрелись, раз хотите вернуться из этого рая а мне и здесь неплохо.
Генерал2(с абсолютным безразличием). Ну и оставайтесь.
(Голос за кадром).Наступает тишина .Генералы лежат, отвернувшись друг от друга, и не разговаривают. Вдруг с пальмы падает небольшой кокос прямо на лоб одному генералу.
Генерал1(возмущенно).Да что вы себе позволяете? Вы что вообще..? Что вы в меня кидаете?
Генерал2.Вы что? Я ничего в вас не кидал, вы ,наверное , сами обо что-то ударились.
(Голос за кадром).Неизвестно, чем бы закончился их спор, но откуда-то прибежал  очень довольный мужик.
Мужик. Мои генералы, мои генералы! Пойдемте скорее. Я его сделал!
Генералы (в один голос). Что сделал?
Мужик. Корабль !
(Голос за кадром). И отправились они в Петербург сквозь морские штормы и бури. И не раз за время пути генералы мужика бранили.
Действие второе.
(Голос за кадром). Вот ,наконец, и Нева-матушка, вот и Екатерининский канал, вот и Большая Подъяческая! Два генерала сидят за столом и пьют кофе с булками, задумчиво смотрят по сторонам.
Генерал1. А что, если нам мужика отыскать. Он ведь ,как нас доставил сюда , сам неизвестно ,куда девался.
Генерал2 (вздохнув). Да!
Генерал1.Ведь он, бездельник, не так уж мало для нас сделал. Может, отблагодарить его надо?
Генерал2 (сделав глоток кофе и вздохнув). Да!
Генерал1.Что вы все дакаете?
Генерал2.Я мечтаю. Вот бы сюда наш остров.
Генерал1 .А я думаю, как бы нам нашего мужика отыскать.
Генерал2.Сам придёт.
Действие третье.
Генералы сидят за столом.
Генерал1.Я слышал, что в городе появился наш мужик. А вдруг он всем расскажет, что это он нас спас. Ведь все думают, что мы сами все умеем Вот будет стыдно!
Генерал2.Надо срочно его найти!
(Голос за кадром).Вскоре генералы отыскали мужика и в знак благодарности взяли его к себе на работу . А через год он их даже кофе варить научил.
 
  Очерк «Бежин луг» имеет богатые и давние традиции в школьном изучении. Перед началом урока в предкоммуникативной фазе прошу ребят вспомнить страшные истории, которые они слышали от друзей и знакомых, и сказать, нет ли среди них похожих на те, что рассказывают тургеневские герои.
Если раньше такие истории называли «поверьями», «преданиями», «быличками», то теперь  взрослые называют их «случаями», а дети – «страшными историями» или «страшилками».
  Одно из творческих заданий к произведению звучит так: напишите «стращилку», услышанную вами где-то от кого-то. Или сочините сами. Только обязательно придумайте название.
  Лешие, домовые, русалки не являются персонажами современного детского фольклора. Сегодня это вампиры, монстры, Пиковая дама
«Страшилка»
      Однажды  две сестры решили погадать на Пиковую даму втайне от матери.
Девочки разложили карты, и вдруг Пиковая дама ожила. Она быстро подошла к одной из девочек и задушила ее. А вторую не успела, потому что та убежала.
      Вскоре вернулись домой родители и девочку похоронили. Но ее дух подружился  с духом Пиковой дамы, и они стали каждую ночь являться в этот дом. Умершая всегда пакостила в комнате своей сестры,  а однажды решила убить её.
     В пасмурный осенний день, когда девочка была дома одна, дух умершей сестры попытался сбросить ее с балкона. Но, к счастью, девочка всегда носила серебряный крестик, он то и остановил незваного гостя. Дух исчез навсегда.
    После этого случая в доме все стало на свои места.
                           
 (Щирикова Т., 7 класс)
  
4. «Литература и традиции» - таков девиз курса литературы в 8 классе ,ведь движение художественного слова во времени невозможно без опоры на традиции. Преподавание литературы тоже основывается на традиционных методах и приемах, как и раньше, самой сложной проблемой урока литературы была и остается организация деятельности учащихся, каждый методический прием только тогда эффективен, когда он имеет чёткую организационную структуру. Восьмиклассник не пятиклассник, его труд на уроке может быть продиктован только сознательностью, т.е. пониманием своей учебной задачи, своего участка работы, своей меры ответственности. Ведёт нас по страницам учебника  автор – интерпретатор.
Урок литературы в 8 классе – это настоящий диалог, а не монолог.
Монолог учителя с вкраплениями ученических ответов, к чему я и стремлюсь на уроках. Традиционный раздел «Творческий практикум». Теперь его содержание существенно меняется. Ребята всё чаще получают возможность выбора между различными жанрами: художественно-литературными, литературно-аналитическими, элементарными литературоведческими исследованиями.
 Предлагаю фрагмент сочинения на тему «Человек на войне»:
Война  - самое страшное испытание для человека, и не только потому, что речь идет о жизни и смерти, но и потому, что перед лицом смерти человек раскрывается до конца, до самой сути. Люди по-разному проявляют себя на войне, демонстрируя в экстремальных ситуациях свои лучшие и худшие человеческие качества.
 Возьмем повесть В. Быкова «Сотников». Оба главных героя  - Сотников и Рыбак – сражаются в партизанском отряде, оба ненавидят фашистов и полицаев, оба по мере своих сил стараются приблизить час победы, но путь к ней тяжел и опасен. И на этом пути Сотников  геройски погибает, а Рыбак сохраняет свою жизнь, совершая предательство.  Сотников, скромный, не заметный человек, без всяких внешних признаков героя, необыкновенной личности, бывший учитель. Почему, будучи больным и слабым, он пошёл на ответственное задание? Ведь одной из причин того, что они с Рыбаком оказались в руках врага, явилась его болезнь: он не сдержал душивший его кашель и этим обнаружил себя и здорового и сильного Рыбака. Он пошёл в разведку, потому что отказались другие, такие же слабые, как и он. «Почему они, а не я должен идти, какое я имею право отказываться?» - вот мысли Сотникова перед уходом в разведку. Некоторые считают, что Сотников не имел права идти в разведку, так как был простужен и кашлял. Нет, имел. Военное и мирное время несравнимы. Тяжело было всем. Гражданский долг, совесть и честь не позволили Сотникову переложить жизненно опасное задание на плечи других. Сотников до последнего дыхания, как настоящий солдат, остаётся верным долгу человека и гражданина: « Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть. Иначе зачем тогда жизнь? Слишком нелегко даётся она человеку, чтобы беззаботно относиться к её концу».   Сотников хотел бы умереть в бою, но это стало для него невозможно. Измученный пытками, он остаётся не сломленным. Истоками его мужества, героизма явилась глубокая убеждённость в справедливости той борьбы, которую ведёт народ, воспитавший и вскормивший его. Сотников погибает физически, но не духовно, потому что он отказался от предательства. Перед казнью он видит в толпе мальчика, встречается с ним взглядом и убеждается, что честно выполнил свой долг на Земле. А вот про Рыбака не хочется говорить как о солдате, потому что он встал на путь предательства во имя спасения собственной жизни.
(Мищенко Т., 8 класс)
 
Широко использую такую форму работы, как составление тестовых вопросов к произведению. Получаются интересные работы.
 
Тестовые вопросы к пьесе Е. Шварца «Тень»
1.Номер дела, которое поручили Тени:
а) 8989; б) 777; в) 1110; г)8090.
 
2.Кем стала Тень:
а) слугой; б) придворным; в) чиновником; г) купцом.
 
3.Как звали певицу:
а) Юлия Джули; б) Алина; в ) Василиса; г) Луиза.
 
4. Тень звали:
а) Теодор-Христиан; б) Ганс Христиан; в) Пьетро; г) Василий.
 
5. Кто позвал учёного, когда он ждал принцессу:
а) уборщица; б) Юлия; в) Аннунциата; г) Тень.
   
(Горшкова Д., 7 класс)
 
Тестовые вопросы к рассказу Н.С.Лескова «Человек на часах»
 
1.В каком году в Петербурге была сильная оттепель:
а)1833; б)1835; в)1839.
2.Фамилия солдата, стоявшего на часах:
а) Миллер; б) Постников; в) Свиньин.
3.В котором часу раздались первые крики о помощи:
а) В одиннадцатом; б )во втором; в)в третьем.
4.События происходят во времена правления:
А) Петра 1; б) Николая1; в) Николая2.
5.Сколько дней Постников провел в карцере:
а) три; б) семь; в) один.
    (Калинина А., 8 класс)
 
  
6.  В неменьшей степени творческому развитию обучающихся способствует работа над выразительным чтением.
 Содержание и методы обучения выразительному чтению усложняются от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями обучающихся и программой по литературе, но соблюдение законов искусства необходимо на всех ступенях обучения.
  Художественное чтение как исполнительское искусство требует проникновения в смысл произведения и воплощения этого произведения в звучащем слове.
  Основная задача чтеца состоит в том, чтобы передать воплощенную в художественных образах основную мысль, идею произведения, выявление которой достигается путем  выполнения более мелких исполнительских задач, подчинённых главной и определяющих цель чтения отдельных смысловых частей произведения. Решение исполнительских задач осуществляю путем выполнения конкретных словесных действий, т.е. целенаправленного произнесения отдельных предложений, небольших абзацев, строф.  Путем выполнения конкретных словесных действий решается задача чтения каждой смысловой части и в конечном итоге – всего произведения.
  Особое место занимает выразительное чтение лирических произведений по книге и наизусть. На уроках все программные стихи читаются учителем и учениками.
  Готовясь к таким урокам, внимательно подбираю стихи для собственного чтения, учитывая свои индивидуальные особенности. К примеру, при чтении стихотворения А. С. Пушкина «Цветок засохший», в котором мысль о бренности и вместе с тем о вечности всего живущего на земле облечена в такую изящную и легкую форму, его нельзя произносить слишком «реально», чтобы не разрушить смысл стихотворения. При  чтении этого стихотворения надо обладать глубокой лиричностью. Так, во второй строфе вопросы «Где цвел? Когда? Какой весной?» звучат как лирическое раздумье. Они задаются не для выяснения места и времени, а чтобы заставить задуматься читающего и слушателей о судьбах людских. В ответ на них рождается целая вереница образов,  воспоминаний.
  Если урок включает  большое количество стихов, читаемых учениками, то, предоставляя им свободу выбора и интерпретации, все же слежу, чтобы в классе прозвучало некоторое количество специально отобранных подготовленных стихотворений. Это повышает качество урока и готовит почву для последующих уроков такого рода. При этом надо иметь в виду, что если даже  стихотворение прочитано учеником маловыразительно, но оно представляет художественную ценность, выбрано самим учеником и прочитано им с полным вниманием к его содержанию, то можно считать цель достигнутой. Эти уроки не должны переходить в конкурс чтецов, так как тогда круг читающих будет сужен. Конкурсы чтецов, конечно, должны организовываться, но во внеклассное время.
  На заключительных занятиях по той или иной теме чтение учителя или учеников стихов или отрывков из прозы имеет своей целью углубить эстетическое впечатление, сложившееся на предыдущих уроках. Восприятие учениками художественного произведения, обогащённое на уроках анализа, ещё более углубляется в результате итоговых занятий.
 Результат работы над выразительным чтением -  призовые места на муниципальном конкурсе чтецов.  
 
РАЗРАБОТКИ  УРОКОВ
1. В шестом классе изучается поэма М.Ю. Лермонтова «Беглец».
Предлагаю разработку урока, где выполняется ряд творческих заданий:
Тема: Идейно-художественное своеобразие поэмы
М.Ю. Лермонтова «Беглец»
 
Цели:
1. Формирование умения обучающихся определять идею произведения, его жанровую принадлежность через анализ произведения.
2. Развитие творческих наклонностей.
3. Развитие речи обучающихся.
 
Оборудование:
1.     Иллюстрации к произведению.
2.     «Диафильм», выполненный учащимися.
3.     Таблицы со словарными словами и цитатным планом поэмы.
 
Ход урока:
 
1.     Организационный момент. Сообщение целей урока.
Сегодня, анализируя произведение, мы попытаемся определить его основную идею и жанровую принадлежность.
 
2.     Вводное слово учителя.
Лермонтов с детских лет любил Кавказ. Тема Кавказа прошла через все его творчество. В 1830 году в одной из тетрадей он сделал запись: «Горы Кавказские для меня священны». Кавказская тема получила завершение в поэме «Беглец». Она основана на народных преданиях. Отсюда и подзаголовок «Горская легенда».
 
Запись на доске: Легенда – эпическое произведение, в котором какое-либо реальное событие обрастает подробностями, вымыслом за время своего бытования. (Так для горца бегство – несмываемый позор и судьба беглеца  становится назидательной).
 
4.     Работа по теме урока
 
1)    Беседа.
 
Мы познакомились с текстом поэмы и увидели, что произведение можно условно поделить на три части.
(Ответы учащихся:
-         Вступление.
-         Три встречи.
-         Последствия.)
Итак, рассмотрим вступление.
 
(Звучит отрывок наизусть в исполнении ученика до слов « Он растерял в пылу сраженья винтовку, шашку и бежит..»)
 
 С кем сравнивается в этом отрывке Гарун?.
(Ответы учащихся:
-         бежит быстрее лани, быстрей, чем заяц от орла,
-         горец, воин сравнивается с очень быстрым животным – ланью и очень трусливым животным – зайцем)
Таким образом, мы видим, что уже здесь, в первых строках произведения, дается оценка поступку Гаруна. Кто дает эту оценку?
(Ответы учащихся:
-         эту оценку дает автор)
О чем мы еще узнаем из вступления? Кто остался там, в ущелье?
(Ответы учащихся:
-         отец и два родные брата)
Да, близкие Гаруна остались в ущелье, а вернее  их тела. А Гарун убегает с поля боя. Вновь обратим внимание на слова, записанные на доске о бегстве горца: « для горца бегство – несмываемый позор и судьба беглеца  становится назидательной». Посмотрим, как дальше развиваются события. Гарун прибегает в родное селение и к кому же он направляется?
(Ответы учащихся:
-         он направляется к своему другу Селиму)
Таким образом, переходим ко второй части Три встречи.
 
(Звучит диалог Селима и Гаруна в исполнении учащихся)
 
Что говорит Гаруну Селим? Найдите главную мысль в его словах.
(Ответы учащихся:
-         Ступай, достоин ты презренья)
Почему Гарун не оправдывается перед другом?
(Ответы учащихся:
-         Он понимает, что его поступок нельзя оправдать. Селим лежит на ложе, мучимый недугом, ему необходим друг, но чувство презрения к трусу сильнее боли. Даже в час смерти в нем не угасает дух бойца и он отвергает труса.)
Гарун, отвергнутый другом, уходит из его дома, на что же он надеется, уходя от Селима?
(Ответы учащихся:
-         он надеется, что найдет понимание у любимой девушки, что он еще любим)
 
(Звучит песня девушки в исполнении учащейся)
 
Почему, услышав песню, Гарун даже не попытался вступить в диалог с любимой?
(Ответы учащихся:
-         Он понял, что и она его не сможет понять и простить. Она ждет не труса, а героя)
Найдите главную мысль в ее словах.
(Ответы учащихся:
- Своим изменивший погибнет без славы. Эта песня звучит приговором.)
Последняя надежда остается у Гаруна – мать. Она, давшая ему жизнь, вскормившая его, молится за него, так думает Гарун. Но так ли это? Прослушаем следующий эпизод.
 
(Звучит диалог Гаруна с матерью)
 
Образ матери запечатлен с особой силой. У убитой горем женщины остается один, последний сын. Но почему же и она от него отворачивается?
(Ответы учащихся:
-         Потому что он не отомстил за смерть близких людей. А по обычаям горцев он должен был это сделать.)
Но Гарун знает обычаи горцев и все же умоляет о прощении, правда только одного человека. Почему только мать он молит о прощении?
(Ответы учащихся:
-         Она мать, и Гарун надеется, что материнское сердце дрогнет. Но он ошибся.)
Найдите главную мысль в ее словах.
(Ответы учащихся:
-         Твоим стыдом Ты раб и трус и мне не сын.)
Очень суровы законы горцев. Своим изменивший погибнет без славы. Убежав с поля боя Гарун погиб в родном ауле, где никто не захотел его принять. И здесь немаловажен, на мой взгляд, такой момент. Где происходит встреча Гаруна с близкими людьми?
(Ответы учащихся:
-         сакля аула, его родной дом, дом девушки)
Дом – очаг. Именно в этом ему было отказано. Беглец не достоин ни дружбы, ни любви, ни ласки матери. Его удел – позорная смерть. Что же происходит с Гаруном, а затем и с его телом?
(Ответы учащихся:
-         Он погиб в родном ауле от удара кинжалом. Убил ли сам себя, не вынеся позора, или кто-то другой это сделал – неизвестно. И как народ хранит память о славе героев, так же он хранит память о позоре изменника.)
Вспомните балладу «Вересковый мед». Что роднит эти произведения?
(Ответы учащихся:
-         народная оценка героизма в балладе и трусости в поэме)
Послушаем, как звучит в поэме эта мысль.
 
(Звучит отрывок «Умолкло слово отверженья» в исполнении учащихся)
2)    Словарная работа.
 
Страх, честь, мщение, долг, стыд, презрение, трусость, раб, позор.
Какие слова характеризуют беглеца?
(Ответы учащихся:
-         трусость, раб, позор)
Какое слово лучше выражает поступок Гаруна?
(Ответы учащихся:
-         трусость)
Какова ваша оценка поступка Гаруна?
 
3)    Творческая работа.
Мы чувствуем, что и автор осуждает героя. Какие слова носят
оценочный характер?
 
Индивидуальное задание:
-         Бежал быстрее лани
-         Растерял в пылу сраженья
-         Подкрался он
-         Скрепясь душой
-         В преданьях вольности остались позор и гибель беглеца.
 
Да, автор осуждает труса. А каковы идеалы автора?
(Ответы учащихся:
-         Свобода, за которую не жаль и жизнь отдать. Тот, кто не умеет отстоять ее, не достоин быть мужчиной. Эта мысль звучит и в песне девушки. Это заповедано с давних пор.)
В своих произведениях Лермонтов всегда стремился ставить широкие общественные проблемы. Так, в этой поэме, говоря о Гаруне, он ставит вопрос о том, каким должен быть защитник Отечества. Страшись судьбы Гаруна – таков смысл поэмы. И, если враг посягнет на твое Отечество, выполни с честью свой долг, свою священную клятву. Неукротимо мсти захватчику. И, если понадобится, умри во имя победы В этом и заключается основная идея поэмы.
Посмотрим, как прослеживается основная идея произведения через цитатный план.
1.     Гарун бежал быстрее лани, быстрей, чем заяц от орла.
2.     Селима звал он прежде другом
Ступай, достоин ты презренья.
3.     Она лишь мной живет и дышит
4.     Своим изменивший изменой кровавой, врага не сразивший, погибнет без славы.
5.     Ты раб и трус – и мне не сын!
6.     И наконец удар кинжала пресек несчастного позор
7.     И тень его в горах востока поныне бродит  в темну ночь
 
Просмотр «диафильма», подготовленного группой ребят. (Приложение №3)
 
4)    Выводы.
Изучая роды литературы, мы видели, что поэма относится к двум родам. Каким?
(Ответы учащихся:
-         к эпосу и к лирике)
Мы знаем, что поэмы входят в раздел «Лироэпические произведения». Исходя из вышесказанного докажите, что это действительно так.
(Ответы учащихся:
-         в центре этого произведения сильно выраженные эмоции, переживания. А так же прослеживается авторская оценка поступков героя. Автор создает определенной настроение в поэме – это принадлежность к лирическим произведениям. А эпическое начало связано с тем, что в произведении имеется сюжет, который образует рассказ о бегстве Гаруна с поля боя, его попытке обрести убежище, добиться прощения, найти сочувствие. Таким образом, мы видим, что поэма лироэпическая.)
5)    Итог урока.
6)    Домашнее задание: написать киносценарий поэмы «Беглец»
 
    Урок литературы в 7 классе.
 
Тема: Тема Родины в стихотворениях кузбасских поэтов
Цель:
Расширение читательского кругозора; углубление знаний о поэтах Кузбасса, их творчестве.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с произведениями поэтов Кузбасса.
Продолжить формирование навыков выразительного чтения.
Воспитательные:
Воспитывать чувство любви к Родине, чувство гордости за свою малую родину.
Воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки.
Развивающие:
Развивать творческие способности, познавательный интерес, самостоятельность.
Развивать коммуникативные способности.
Оформление: эпиграф, портреты поэтов, выставка книг кузбасских поэтов, рисунки учащихся.
             Дожди ли полощут косые,
             Прозрачен ли день мой до дна,
              В душе моей только Россия
              И в помыслах только она.
                                    В. Баянов.             
Ход урока:
1. Вступление: Звучит аудиозапись песни «С чего начинается Родина»
Учитель:
У каждого человека есть особенно дорогие, близкие и милые сердцу места, где он родился, учился, начал трудиться, а порой и прожил всю свою жизнь. Это его родной край, его малая родина. Но вот с чего же начинается родина? Что означает выражение: «Начало родины»? Есть начало книги, фильма, начало дня. А начало Родины? На этот вопрос нам помогут ответить стихи кузбасских поэтов.
Две недели назад, разделившись на группы, ребята приступили к изучению поэзии Кузбасса. Сегодня мы подводим итог нашего творческого поиска. Слово предоставляется первой творческой группе. Все мы будем внимательно слушать выступление и принимать активное участие в обсуждении. Пожалуйста, ребята.
 2. Работа по теме урока:
I. Природа – часть Родины
Ученик: Удивительный человек, поэт жил в городе Кемерово – это Михаил Александрович Небогатов. Родился он в г. Гурьевске. Первые его стихи появились во время Великой Отечественной войны, на фронте. В 1945г. их публикуют в газете. После войны Михаил Александрович был корреспондентом, редактором Кемеровского книжного издательства. При жизни вышло 10 сборников стихов поэта.
Учитель: Ребята, а теперь послушайте, пожалуйста, стихи, подготовленные 1 творческой группой. Постараемся ответить на вопрос: «О чём пишет поэт»?
Ученик:
В серебристом, чистом инее -  До чего ж хорош убор!  Смотрит вдаль, в раздолье синее Вековой сибирский бор. До весны, до пенья птичьего Стих и замер мир лесной Сколько русского величия  В соснах, вставших тут стеной.
(«В серебристом, чистом инее»)
Учитель: О чем пишет поэт?
Как вы понимаете слова «русское величие» сосен?
(Величие – наличие в ком – чем – нибудь выдающихся свойств, внушающих преклонение, уважение).
Учитель: Ребята, а вы когда – нибудь видели такой красивый сосновый бор?
Учитель: Стихотворение, которое сейчас прочтут ребята, называется «Бор – зеленая обитель». Послушайте, что удивительного заметил, услышал герой в лесу во время прогулки?
Ученик:
Бор – зелёная обитель, Словно сосны, День высок. - Митю видел? - Митю видел? – Звонкий птичий голосок. Кто такой он, этот Митя? Чей, кому товарищ, брат? Но, как в детстве: - Видел, видел! – Я ответить птичке рад.
Учитель: Что удивительного заметил, услышал герой в лесу во время прогулки?
Какие вы молодцы! А вы когда – нибудь слышали подобный «разговор»?
Учитель: А что вас заставляло удивляться, когда вы общались с природой? (Например: первый подснежник, деревья в инее и т. п.).
Учитель: А вы любите гулять в сосняке? Почему?
Учитель: Свои тайны природа раскрывает только чуткому, внимательному человеку. Вслушайтесь! Всмотритесь! И вы заметите красоту родной земли.
Ученик:
Вот берёзка в пышной кофточке, В белой юбочке своей; Вот тальник присел на корточки, Молча смотрится в ручей. На жужжание знакомое Обернулся я. Пчела! С добрым утром, насекомое! Как живется? Как дела?
(«Нестареющая, вечная»)
Учитель: О чем пишет Михаил Небогатов во всех прослушанных вами стихах?
Учитель: Тонко чувствуя красоту, поэты показывают ее в своих стихах, выражая тем самым любовь к своей родине большой и малой.
Ученики поют песню «Осенний вальс»
(слова и музыка Л. Блошкиной, г. Новокузнецк)
От чего замолчали все птицы, Притаилась в лесу тишина, И березка грустит на опушке, И листочки роняет она. Припев: Это осень пришла, Карусель завела. Листья падают, Листья падают, Обнимают и кружат ребят.
II. Беззащитность мира
Учитель: Чудо природы выше всех чудес на земле. Но всегда ли человек сохраняет это чудо? Послушайте стихотворение Игоря Киселева, подготовленное ребятами 2 группы «Молитва лани». Какая картина представляется вам при прослушивании?
Ученик:
Отпусти меня, человек! Отведи меня в лес, к поляне, Где, в тумане купаясь, лани Долго пьют из прохладных рек // Мой детеныш совсем ручной, Твои жесткие руки лижет. Без меня он не сможет выжить. Отпусти его в лес – со мной! Не разглядывай. Отвернись. Любоваться страданьем стыдно //
Учитель: Какую картину представили себе при прослушивании стихотворения? Где находится лань? Почему стихотворение называется «Молитва лани”»
Учитель: Действительно, лань не просто просит отпустить ее, а она молит человека вернуть ей подлинную (настоящую) жизнь, ту, для которой она родилась.
Ребята, а наблюдали ли вы подобные картины в своей жизни, видели ли вы слезы в глазах животных? Отчего эти слезы? Что нужно сделать, чтобы этого не происходило?
Учитель: Нужно любить и понимать природу. Ведь природа – это частица родины, частица нас самих. Поэтому так тревожно – призывно звучит еще одно стихотворение И.Киселева «Благодарю, земля».
Ученик:
Простите нас, деревья и трава! Мы забываем, повзрослев едва, Что общим корнем связаны слова: Народ, и благородство, и природа. Прости, Земля! // Без нас жила ты миллионы лет –  Мы без тебя не проживем и года.
Учитель: В стихах И.Киселев показывает природу, которая ждет от нас милости, пощады. Это зов к человечности (одна из ведущих тем стихов поэта).
Ученик: Игорь Михайлович Киселев не любовался собой – он хотел быть понят и услышан. «Ты должен, должен быть услышан, иначе грош тебе цена», - сказал поэт в одном из своих стихотворений. Его биография проста. Родился в 1933г. в с. Павловское на Алтае, окончил педагогический институт в Новосибирске, служил в армии, работал в газетах и на телевидении. Первые стихи опубликовал в 1955г. в «Комсомольце Кузбасса», первая книжка вышла в 1966г., затем последовало еще четыре.
Ученики поют песню «Берегите лес!” (автор Ф.Лисичкин; композитор И.Друго)
Чтоб веселее и здоровее  Жил человек – 2 раза. Чтобы весною птицей лесною Пел человек – 2 раза. Припев: Берегите русский лес: Он источник всех чудес. Чтобы повсюду зазеленели  Сосны, вязы, клены, ели. Берегите лес – 3 раза.  Белке, кунице, зайцу, лисице Лес – дом родной – 2 раза.  Птице и зверю хочется верить В мир и покой – 2 раза. Припев: тот же
III. Отчий дом
Учитель: На вопрос «С чего начинается Родина?» нам поможет ответить еще один кузбасский поэт – Валентин Васильевич Махалов.
Ученик: В.В.Махалов, окончив Ленинградский университет, приехал в Кемерово. Первый сборник стихов вышел в 1960г. в Кемеровском книжном издательстве. Махалов – автор стихов и прозы. Его произведения переведены на иностранные языки.
Учитель: Внимательно послушайте стихи В. Махалова и подумайте, чем они могли заинтересовать людей, живущих за границей, и, возможно, никогда не видевших России?
Ученик:
Обрастал зеленым мохом Старый тополь у окна. На дворе коровьим вздохом Пробудилась тишина. Раскрываю окна настежь, Непричесанный, босой: - Здравствуй, утро! - Здравствуй, счастье,  Окропленное росой! -Здравствуй, милая деревня; С плеч стряхнувши сон и лень, По твоим законам древним Начинаю этот день.
Учитель: Ребята, вы заметили, что у героя хорошее настроение? А почему?
Учитель: А еще каждому из нас хочется, чтобы рядом был самый дорогой нам человек – мама!
Ученик:
Затопила мама печь Рано – рано утречком. Проплывает по избе Молодою уточкой.  На дворе растет трава, На траве лежат дрова. Говорит мне моя мама  Очень добрые слова: - Петушок пропел давно. Просыпайся, мой сынок Я гляжу на белый свет –  Мне всего – то 8 лет. Я впервые понимаю, Что меня счастливей нет
Учитель: Ребята, почему герой считает себя счастливым человеком? А как говорит о маме?
Учитель: Так почему же стихи нашего кузбасского поэта В.Махалова заинтересовали людей, живущих за границей?
Учитель: Поэт говорит о доме, о маме с большой теплотой, нежностью – это общечеловеческие ценности. Стихи его пронизаны радостью и светом.
Учитель: Каждый поэт на вопрос «Что такое Родина? С чего она начинается?» отвечает по – своему. Для И.Киселева родина – это защита животного мира. А для М.Небогатова? Для В. Махалова?
Ответы учеников:
- вековой сибирский бор; - звонкий птичий голосок; - березка, тальник, пчела; - милая деревня; мама; - солнечное утро; тропинка и т.д.
Учитель: Молодцы, ребята. Верно.
Ученик читает стихотворение В.Махалова:
Родина наша малая –  Там, где родился и рос. Связана с ласкою маминой, С лепетом белых берез
3. Домашнее задание.
Готовясь к сегодняшнему уроку, вы выучили стихи и проиллюстрировали их.
А если у вас возникло желание самим написать стихотворение, сочинить музыку – пробуйте, творите. Пусть это будет дополнением к вашим рисункам.
Примеры выполненного домашнего задания:
Метель и вьюга
Опять зима. Опять метель.
Вся в серебро оделась ель.
За окнами завыла вьюга,
Метели лучшая подруга..
 
Идут они по всем местам
И сыплют снег то тут ,то там.
Запорошили все кругом
За речкою да за бугром.
 
 
И всех пугает вьюга злая,
Клубясь и грозно завывая.
Метель за нею не спеша
Летит ,как ангел, чуть дыша.
 
И ходят вечно по земле
Холодные подруги две.
Стучат они в окно и в дверь
Подругам этим ты не верь.
(Корчуганова  Т.)
 
Моя Родина
Родина моя – это деревня.
Родина моя – это поля,
По которым часто хожу я.
 
Родина моя – это леса.
Родина моя – это река,
Очень уж красива и довольно широка.
 
Родина моя – это столица.
Родина моя – это страна,
В которую я сильно влюблена.
(Щирикова Т.)
3. Урок литературы в 8 классе.
Тема: «Вечная тема» в стихотворении Ю. Кузнецова «Атомная сказка»
Цели урока:  1)совершенствование  умения анализировать поэтический текст; 2) развитие устной и письменной речи учащихся;3) воспитание духовности, нравственности.
Оформление доски:
(Тема урока не записана)
Иванушка
-->
Иван-дурак

Звукопись
 
графический рисунок

Ход урока
1.. Вступительное слово учителя
Лирические произведения, как это ни печально, любят немногие читатели. Действительно, в одних стихах трудно, почти невозможно уловить смысл, в других могут казаться непонятными и ненужными нагромождения слов. Некоторые поэты даже боялись быть понятными читателям. Например: Осип Мандельштам писал другу: «Я становлюсь понятен, это меня пугает». Стихи – это тайна, а тайна не может быть ясной и понятной. Для того чтобы понять лирическое произведение, мало знать, надо чувствовать: поэзия, в первую очередь, будит чувства. Помните это, когда мы будем говорить о стихотворении. Написал стихотворение, о котором мы будем говорить сегодня на уроке, Юрий Кузнецов – наш с вами современник. Читать произведение мы пока не будем, как оно называется, я не скажу. Вы, с моей помощью, восстановите содержание стихотворения, определите его главную мысль, озаглавите, а затем познакомимся с текстом.
2.Ассоциации
- На доске записана первая подсказка – имя лирического героя, который из Иванушки превращается в Ивана-дурака.
- Какие ассоциации возникают в памяти, когда вы слышите имена данных сказочных героев. Запишите в тетради эпитеты, характеризующие Иванушку и Ивана-дурака.
(Ученики читают варианты своих ответов, на доске учитель записывает ассоциации и эпитеты, встречающиеся у многих)
Иванушка  
Иван-дурак

царевич  
невежа

добрый  
равнодушный

красивый  
неряшливый

милый  
невежа

ласковый  
невежда

- Вторая подсказка – что же должно было произойти, чтобы добрый и милый Иванушка превратился в грубого Ивана-дурака?
3.Звукопись
- Еще одна подсказка. На доске записана звукопись стихотворения, то есть из слов выписаны звуки, находящиеся в сильной позиции. Звукопись может многое сказать о стихотворении, если знать смысловую характеристику звуков. ( «а» -светлый, «о» -темный, «и», «ы» - холодные, «э» - теплый)
э а и ы  
и а э

а э э а  
ы о у о

а а о ы  
ы э э а э

у и а  
и и о

о о э о  
о у а а

и э ы  
а ы а а

а о у о  
ы а а

и о о ы  
и э а

- Чаще всего встречается звук «а». О чем это говорит?
( Общий фон стихотворения «светлый». Такой фон традиционен для народных сказок, где темные силы, как бы сильны они ни были, всегда терпят поражение ).
- «Светлому» «а» противопоставлен «темный» «о», «теплому» «э» - «холодные» «и», «ы». Что это выражает?
(Борьбу, происходящую в душе героя).
- Обобщим все, что нам известно о стихотворении.
( Действие сказки происходит в современном мире. События развиваются не по сказочному сценарию: лирический герой меняется в худшую сторону ).
 
4. Чтение стихотворения Ю.Кузнецова «Атомная сказка»
Эту сказку счастливую слышал Я уже на теперешний лад,  Как Иванушка во поле вышел    И стрелу запустил наугад.  
Он пошел в направленье полета    По сребристому следу судьбы.    И попал он к лягушке в болото,    За три моря от отчей избы.  
- Пригодится на правое дело! - Положил он лягушку в платок.  Вскрыл ей белое царское тело  И пустил электрический ток.
В долгих муках она умирала,  В каждой жилке стучали века. И улыбка познанья играла На счастливом лице дурака.

 Что мы можем добавить к тому, что уже сказали?
(Современность жестока, добрый человек в ней вряд ли выживет. Сказка из счастливой становится несчастной. От такого поведения Ивана-дурака рушится все хорошее, светлое, что накоплено человечеством. Наша судьба – погибнуть от жестокости и непонимания или научиться быть человечными. Красивая мечта также необходима, как и практически полезная вещь).
5. Работа над названием стихотворения
- Как, по-вашему, называется стихотворение?
( «Жестокая сказка», «Новая сказка», «Современная сказка», «Ужасная сказка». Как правило, никто из учеников не может правильно ответить на данный вопрос, хотя суть проблемы понимают верно)
- Стихотворение Ю.Кузнецова называется «Атомная сказка». Почему сказка «атомная»?
( Атом – это не только мирная энергия, но и то, что может привести мир к катастрофе. Благополучие людей зависит от выбора, который каждый из нас сделает).
6. Домашнее задание:
Подвести итог работы над стихотворением, сочинив свою «Атомную сказку».
 
Например, у  Мищенко Т., ученика 8 класса, домашнее задание получилось таким:
Атомная сказка
Эта сказка иль не сказка
Про Ивана-дурачка.
Как пошел искать Ивашка
Жаро-птицева пера.
 
Взял ружье с собой Ванюша,
Взял, конечно, патронташ,
Чтоб сказать : «Коль жить захочешь,
То перо свое отдашь».
 
Вот увидел он Жар-птицу,
Снял ружье, пальнул пять раз.
Даже перьев не осталось
Лучше б стрельнул дурень раз.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Данная работа «Развитие творческих способностей на уроках литературы» была выполнена в рамках программы развития школы «Творчество», с целью обобщения опыта по реализации программы через проведение уроков литературы.
Как уже отмечалось, важной особенностью программы под редакцией А. Г. Кутузова является не только изучение созданных народом или писателем произведений, но и вовлечение самих обучающихся в литературный творческий процесс.
  Поэтому, анализируя свою работу по развитию творческих способностей за последние три года, могу отметить, что система творческих заданий позволяет построить работу так, что школьники вовлекаются в активную работу на каждом уроке.
  Однако, приступая к выполнению таких заданий, нацеливаю детей не просто на сочинительство, а на соблюдение художественных закономерностей и условностей того рода и жанра, который им предлагается.
На мой взгляд, представленные примеры творческих работ (например, басни, былины, баллады) являются подтверждением того, что дети, выполняя их, неплохо ориентировались в материале и справились с поставленной задачей настолько, насколько им позволил их «писательский» опыт.
  Актуальным методическим новшеством являются тесты и контрольные вопросы к изучаемому произведению, которые ребята придумывают сами. Задание требует хорошего знания текста, а также способствует творческому развитию обучающихся. Считаю, что предложенные в работе тестовые вопросы отвечают требованиям.
   Я постаралась наглядно продемонстрировать и результаты  первых драматургических опытов (причем, юный сценарист не пошел по пути наименьшего сопротивления и создал сценарий по мотивам произведения). И пусть не все удалось ребенку, но ведь это дебют! И, на мой взгляд, неплохой, равно как и  дебют юных поэтов и прозаиков.
  Кроме того, в работе мы пронаблюдали и видение проблемы не только посредством слова, но и при помощи кисти, красок и карандаша. Думаю, что эти  «шедевры» начинающих художников тоже очень удачны.
 
  Заглядывая в будущее, предполагаю не останавливаться на достигнутом. В своей дальнейшей работе шире использовать современные технологии, интерактивное обучение с целью повышения качества работ, привития интереса к предмету.

Sђ Заголовок 1Sђ Заголовок 2Sђ Заголовок 4Sђ Заголовок 515