Рабочая программа по литературе. 11 класс к учебно-методическому комплексу Литература. 11 класс. В двух частях под редакцией В. П. Журавлёва. 13 издание.

Название организации


Рабочая программа

Наименование учебного предмета литература
Класс 11 класс
Уровень общего образования уровень среднего общего образования
Учитель Чугунова Наталья Викторовна
Срок реализации программы
Количество часов по учебному плану
всего 102 часа в год; в неделю 3 часа
Рабочая программа по литературе для обучающихся 11 класса составлена на основе
Примерной учебной программы основного общего образования по литературе и авторской Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.П.Журавлёв, В.И.Коровин И.С.Збарский, В.П.Полухина), опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы» (Москва «Просвещение» 2010г.) ;
Учебно-методического комплекса Литература 11 класс в двух частях под редакцией В. П. Журавлёва. 13 издание. Москва «Просвещение» 2008

Рабочую программу составила_________________________/_____________________________./

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для обучающихся 11 класса составлена на основе
Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089),
Примерной учебной программы основного общего образования по литературе и авторской Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.П.Журавлёв, В.И.Коровин И.С.Збарский, В.П.Полухина), опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы» (Москва «Просвещение» 2010г.) ;
Учебно-методического комплекса Литература 11 класс в двух частях под редакцией В. П. Журавлёва. 13 издание. Москва «Просвещение» 2008
Общая характеристика учебного предмета
Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы. Это позволяет реализовать цели изучения литературы в старших классах, определённые Примерной учебной программой по литературе:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Авторы УМК видят цель изучения литературы в школе в следующем:
приобщить учащихся к искусству слова, богатству русской классической и мировой литературы, познакомив с классическими образцами мировой словесной культуры;
сформировать основу литературного образования путём чтения и изучения художественных произведений, знакомства с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений;
расширить читательский кругозор учащихся;
повысить качество чтения;
способствовать духовному развитию и совершенствованию учеников;
активизировать художественно-эстетические потребности детей;
развить их литературный вкус;
подготовить их к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу произведения литературы;
стимулировать творческую активность детей;
формировать навык выразительного чтения;
воспитывать высокие нравственные чувства и качества у подрастающего поколения.
Данные цели могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Именно поэтому объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной. Авторы программы избегают жёсткой регламентации в выборе произведений для чтения и изучения, обсуждения, поэтому выбор, какие произведения читать и изучать, а какие читать и обсуждать сделан мной на основе читательских пристрастий учащихся, индивидуальных особенностей каждого класса. Количество часов, отводимых на изучение той или иной темы, тоже определяется не требованиями УМК, а уровнем сформированности общеучебных умений и навыков детей в каждом конкретном учебном коллективе, а также интересом, проявленным при изучении произведения.
Главной идеей предполагаемой программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к литературе XVIII, XIX, XX веков и современной. Соблюдается также системная направленность: например, от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме «Фольклор и литература» в старших; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков и в каждом из классов (горизонталь). Именно эта идея и концентрический подход помогают подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т.п.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Содержание программы позволяет утверждать, что она сохраняет преемственность с программой литературного образования средней школы.
Программа концентра 5 – 9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10 – 11 классов, где монографически изучается творчество классиков русской литературы. Подобный подход позволяет учащимся осмыслить сложные произведения литературы каждого периода, осознавая их единство.
Принцип концентризма, осуществляемый последовательно на каждой ступени обучения, предполагает последовательное возвращение к определённым авторам и даже к одним и тем же произведениям. Но, разумеется, на каждом этапе перед учениками ставятся различные задачи изучения текста:
познакомить с писателем и его лучшими произведениями;
углубить первоначальное впечатление от прочитанного;
раскрыть подтекст;
усложнить анализ;
раскрыть образ автора и др.
Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы. В каждом из курсов затронута одна из ведущих проблем: 11 класс – 2 часть линейного курса на историко-литературной основе («Русская литература XX века»). Чтение и изучение произведений зарубежной литературы программой рекомендовано осуществлять в разные периоды учебного года, хотя считаю целесообразным это делать в конце года, потому что большинство тем в этом разделе изучаются обзорно, и при необходимости корректировки рабочей программы по причине актированных дней данный материал выводится на самостоятельное изучение в период летнего самостоятельного чтения.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета "Литература на этапе среднего (полного) общего образования. В XI классе выделяется 103 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).
Технологии, используемые в работе:
Чтение и письмо для развития критического мышления
ИКТ (ИИП «КМ-ШКОЛА»)
Обучение в сотрудничестве
Исследовательские методы обучения
ТРИЗ
Здоровьесберегающие технологии
Игровые методы обучения
Предметные результаты освоения учебного курса
Учащиеся 11 класса должны:
чтение и восприятие
- прочитать программные произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения; воспроизводить их конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям;
чтение, истолкование и оценка
- анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство; характеризовать следующие его компоненты: проблематика и идейный смысл; группировка героев относительно главного конфликта и система образов; особенности композиции; взаимосвязь узловых эпизодов; средства изображения образов – персонажей (портрет, пейзаж, интерьер, авторская характеристика, речевая характеристика); род и жанр произведения, способ авторского повествования; своеобразие авторской речи; авторское отношение к изображаемому;
- давать оценку изученному лирическому произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей;
- применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
- знать основные факты о жизни и творчестве изучаемых писателей;
- объяснять связь произведений со временем написания и современностью;
- объяснять сходство и различие произведений разных писателей;
- соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты этих направлений;
чтение и речевая деятельность
- владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи;
- пересказывать текст художественного произведения, руководствуясь заданием (характеристика образа – персонажа, основная проблема произведения, особенности композиции);
- анализировать эпизод изученного произведения;
- составлять планы, тезисы статей на литературную тему;
- писать сочинения на литературную тему разных жанров;
- выразительно читать художественное произведение, в том числе выученные наизусть.

Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся
Предполагаю диагностировать уровень ЗУН учащихся с использованием разнообразных форм и методов работы, а именно:
Тесты (типа ЕГЭ).
Сочинения разнообразных жанров (отзывы, рецензии, эссе, рассуждения) и типов.
Письменный или устный развёрнутый ответ на вопрос.
Изложения с творческим заданием.

Оценка ЗУН учащихся осуществляется с использованием двух систем измерения: пятибалльной и «зачёт - незачёт».
Работа считается выполненной («3», «зачёт»), если учащийся выделил в тексте и объяснил роль некоторых художественных средств, указанных вопросом или найденных самим учащимся, и предложил одно из возможных объяснений мотивов поведения, отношений и характеров героев или общего смысла фрагмента, указав на связь его с проблематикой произведения. Это минимальный уровень выполнения работы, который свидетельствует о понимании учащимися героев, проблематики произведения и знании важнейших сведений о нём.
Высоким результатом («4») можно считать такое выполнение задания, когда учащийся выделил в тексте и объяснил смысл наиболее характерных для него средств изображения и истолковал смысл всего изображённого (героев, событий, картин жизни и пр.) в темной связи с проблематикой всего произведения, авторским замыслом. Здесь важно, чтобы учащийся понимал и истолковывал связь содержания текста и проблематики произведения, видел его художественный особенности.
Отличным следует признать результат («5»), когда, выполняя работу, ученик истолковывает содержание текста в единстве раскрываемых в нём проблем и художественных средств их воплощения. В этом случае важно осознание учеником авторской позиции. Ответ такого уровня должен демонстрировать понимание учеником художественного мира автора текста.
Орфографические и пунктуационные ошибки в письменных ответах, за исключением сочинений и изложений, отмечаются, но не учитываются. Речевые и стилистические ошибки учитываются и в случае, если они искажают смысл, снижают отметку на балл.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Литература XX века
Введение
Русская литература ХХ в.в. контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.

Литература первой половины XX века
Обзор русской литературы первой половины XX века
Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX(ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.
Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.
И. А. Бунин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».
Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», цикл «Темные аллеи».
Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.
А. И. Куприн
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Гранатовый браслет».Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.
М. Горький
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Старуха Изергиль».
Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.
Пьеса «На дне».
Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.
Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.
Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений.
Символизм
Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).
В. Я. Брюсов
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.
К. Д. Бальмонт
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.
А. Белый
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.
Акмеизм
Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.
Н. С. Гумилев
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны». Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.
Футуризм
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.
Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).
И. Северянин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин»), «Двусмысленная слава». Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.
В. В. Хлебников
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы», «Еще раз, еще раз».
Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.
Крестьянская поэзия
Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.
Н. А. Клюев.
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...». Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.
А. А. Блок
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы», «О, я хочу безумно жить», «Скифы».
Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.
Поэма «Двенадцать».
История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.
В. В. Маяковский
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».
Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.
С. А. Есенин
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных», «Мы теперь уходим понемногу», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая», «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Не жалею, не зову, не плачу», «Русь Советская», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом», «Неуютная жидкая лунность».
Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.
М. И. Цветаева
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке»), «Кто создан из камня, кто создан из глины», «Тоска по родине! Давно», «Идешь, на меня похожий», «Куст».
Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.
О. Э. Мандельштам
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса», «За гремучую доблесть грядущих веков», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез», «Невыразимая печаль», «Tristia». Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.
А. А. Ахматова
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью», «Мне ни к чему одические рати», «Мне голос был. Он звал утешно», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить», «Бывает так: какая-то истома».
Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.
Поэма «Реквием».
История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.
Б. Л. Пастернак
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво».
Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.
Роман «Доктор Живаго» (обзор).
История создания и публикации романа. Цикл “Стихотворения Юрия Живаго” и его связь с общей проблематикой романа.
М. А. Булгаков
Жизнь и творчество.
Роман «Мастер и Маргарита».
История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.
А. П. Платонов
Жизнь и творчество.
Повесть «Котлован».
Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в “Котловане”. Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести. “Непростые” простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.
М. А. Шолохов
Жизнь и творчество.
Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).
История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.

Обзор русской литературы второй половины XX века
Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России.
Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).
А. Т. Твардовский
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины», «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем».
Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.
В. Т. Шаламов
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия».
История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.
А. И. Солженицын
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Один день Ивана Денисовича».
Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
В. М. Шукшин
Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».
Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.
В. В. Быков
Повесть «Сотников».
Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две “точки зрения” в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.
В. Г. Распутин
Повесть «Прощание с Матерой».
Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.
В. П. Астафьев
Стихотворения: «Царь рыба»
Философия сюжета. Конфликт природного человека и эгоистического сознания.
И. А. Бродский
Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня»).
Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в “заселенном пространстве”.
Б. Ш. Окуджава
Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы».
Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.
А. В. Вампилов
Пьеса «Утиная охота».
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.


Обзор литературы последнего десятилетия
Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.

ТЕКСТЫ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ:
Бунин. «Одиночество».
Брюсов. «Юному поэту».
Гумилёв. «Жираф».
Блок. «Незнакомка», «Россия».
Есенин. «Собаке Качалова», «Не жалею, не зову, не плачу».
Маяковский. «А вы могли бы...», «Послушайте».
Ахматова. «Сжала руки под тёмной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...».
Мандельштам. «Notre Dame».
Цветаева. «Имя твоё...», «Кто создан из камня...».
Пастернак. «Во всём мне хочется дойти до самой сути...».
Твардовский. «Я знаю, никакой моей вины...».
Бродский. 1 стихотворение (по выбору обучающихся).
Окуджава. 1 стихотворение (по выбору обучающихся).












IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока
тема

Количество часов
Тип урока
планируемый результат (предметный)
Формы организации учебно-познавательной деятельности
оборудование
система контроля

дата



план
факт



УМК,
тексты
цифровые и электронные образовательные ресурсы

план
факт

1
Лекция. Россия рубежа 19 – 20 веков.
Историко-культурная ситуация.
1
1
Урок усвоения новых знаний
Иметь представление о своеобразии литературы данного периода с точки зрения направлений, стилей, тем, идей, языка, образов, составлять тезисы статьи в учебнике
Лекция с элементами беседы

презентация
Конспект лекции



2
Русская литература на рубеже веков.
1
1
Урок усвоения новых знаний
Иметь представление о своеобразии литературы данного периода с точки зрения направлений, стилей, тем, идей, языка, образов, составлять тезисы статьи в учебник
Лекция с элементами беседы

презентация
Конспект лекции,
тест



3
Бунин.
Жизнь и творчество.
1
1
Урок усвоения новых знаний
Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, выразительно читать произведение
Групповая работа по анализу стихотворения
Вечер»,
«Не устану воспевать вас, звёзды...», «Последний шмель»,
«Одиночество»
«Родина»,
«Слово»

презентация
Самостоятельная интерпретация стихотворения «Последний шмель» в группах по вопросам.



4
Размышления о России в повести И. А. Бунина «Деревня»
1
1
аналитическое чтение
Выяснить позицию автора, рассмотреть образы героев и определить, как соотносятся образы деревни и Руси у Бунина
Групповой анализ произведения
«Деревня»

Характеристики героев



5
Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Острое чувство кризиса цивилизации.

1
1
Урок усвоения новых знаний
Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения
Групповой анализ произведения
«Господин из Сан-Франциско»

ответ на проблемные вопросы



6
Тема любви в прозе Бунина.
1
1
Урок усвоения новых знаний
Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения
Групповой анализ произведения
«Тёмные аллеи»

Интерпретация эпизода художественного произведения в парах



7
Рассказ «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», «Солнечный удар»
1
1
Урок усвоения новых знаний
Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения
Групповой анализ произведения
«Чистый понедельник»

Интерпретация эпизода художественного произведения в парах



8
Куприн. Жизнь и творчество
1
1
Урок усвоения новых знаний
Знать основные факты о жизни и творчестве писателя
Лекция с элементами беседы
С.56-71
презентация
Конспект лекции



9
Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся».
Повесть «Олеся» и цикл рассказов «Записки охотника» И. С. Тургенева
1
1
аналитическое чтение
Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения
Групповой анализ произведения
«Олеся»
презентация
характеристики героев



10-11
Изображение кризиса армии как кризиса русской жизни в повести «Поединок»
2
2
аналитическая беседа, комментированное чтение
Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения
Групповой анализ произведения
«Поединок»
презентация
характеристики героев



12
Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет».
1
1
Урок усвоения новых знаний
Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения
Групповой анализ произведения
«Гранатовый браслет»
презентация
Сопоставить по вопросам «Чистый понедельник» Бунина и «Гранатовый браслет». Что сближает эти произведения и чем они отличаются.



13
Подготовка к сочинению по творчеству А. И. Куприна
1
1
аналитическая беседа
знать основные этапы подготовки к написанию сочинения;
уметь писать сочинение по заданной теме
беседа
«Олеся»
«Гранатовый браслет»
«Поединок»
презентация
план сочинения



14
Л. Н. Андреев.
Жизнь и творчество.
Пьеса «Царь-голод» как явление театра символизма
1
1
Урок усвоения новых знаний
Знать основные факты о жизни и творчестве писателя
анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения
анализ отдельных глав произведения
«Царь-голод»
С.72-81
презентация
Ответ на проблемный вопрос



15
«Иуда Искариот»
1
1
Аналитическое чтение
анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения
анализ отдельных глав произведения
«Иуда Искариот»
презентация
Ответ на проблемный вопрос
тест



16
И. С. Шмелёв. Личность писателя. Трагедия отца.
1
1
Урок усвоения новых знаний
Знать основные факты о жизни и творчестве писателя

Лекция с элементами беседы
С.82-91
презентация
Конспект лекции



17
Мысль о России, о родине в творчестве Шмелёва
1
1
Аналитическое чтение
анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения
анализ отдельных глав произведения
«Лето господне»

Ответ на проблемный вопрос
тест



18
Б.К. Зайцев. Обретение религиозного сознания.
1
1
Урок усвоения новых знаний
Знать основные факты о жизни и творчестве писателя
Лекция с элементами беседы
С.91-97
презентация
Конспект лекции



19
«Преподобный Сергий Радонежский».
Скромность подвижничества.
1
1
Аналитическое чтение
анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения
анализ отдельных глав произведения
«Преподобный Сергий Радонежский».


Ответ на проблемный вопрос
тест



20
А. Т. Аверченко. Мастер юмористического рассказа.
1
1
Урок усвоения новых знаний
Знать основные факты о жизни и творчестве писателя
Лекция с элементами беседы
С.97-103
презентация
Конспект лекции



21
«Дюжина ножей в спину революции»
1
1
Аналитическое чтение
анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения
анализ отдельных глав произведения
«Дюжина ножей в спину революции»

Ответ на проблемный вопрос
тест



22
Художественный мир Н. Теффи
1
1
Урок усвоения новых знаний
Знать основные факты о жизни и творчестве писателя
Лекция с элементами беседы
С.103-108
презентация
Конспект лекции



23
В. В. Набоков. Жизнь и творчество.
Россия Набокова
1
1
Урок усвоения новых знаний
Знать основные факты о жизни и творчестве писателя
Лекция с элементами беседы
С.108-115
презентация
Конспект лекции



24
Тема «Одиночки и толпа» в творчестве В. Набокова.
1
1
Аналитическое чтение
анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения
анализ отдельных глав произведения
«Защита Лужина»

Ответ на проблемный вопрос
тест



25
Поэзия серебряного века
Брюсов.
Жизнь и творчество.
1
1
Комбинированный урок
Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты символизма, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение
Анализ стихотворений
«Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны»
С.118-123
презентация


Самостоятельная интерпретация стихотворения «Юному поэту»



26
Лирика поэтов – символистов К. Бальмонт.:
1
1
Комбинированный урок
Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты символизма, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение
Анализ стихотворений
«Безглагольность» «Я мечтою ловил ...»
«Я в этот мир пришёл...»
С.124-129
презентация
Самостоятельная интерпретация стихотворения
«Безглагольность»



27
Лирика поэтов – символистов: Ф. Сологуб, А. Белый.
И. Ф. Анненский
1
1
Комбинированный урок
Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты символизма, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение
Анализ стихотворений
«Раздумье», «Русь», «Родине»
С.131-137
презентация

модули ЭОР
Самостоятельная интерпретация стихотворений«Раздумье», «Русь», «Родине» Групповая работа




28
Гумилёв.
Слово о поэте.
1
1
Практикум
Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты символизма, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение
Анализ стихотворений
«Жираф»,
«Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай»
«Капитаны»
С.137-142
видеоурок


тест
Самостоятельная интерпретация стихотворений «Жираф»,
«Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай»
«Капитаны» Групповая работа




29
Футуризм как литературное направление.
1
1
Комбинированный урок
Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты акмеизма, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение
Анализ стихотворений
Северянин:
«Интродукция»
«Эпилог» («Я, гений, Игорь Северянин»)
«Двусмысленная слава»
Хлебников:
«Заклятие смехом», «Ещё раз...»
«Бобэоби...»
С.143-145
презентация
Конспект лекции



30
В. Ф. Ходасевич
1
1
Комбинированный урок
Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты акмеизма, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение
Анализ стихотворений
С.146-154
презентация
Анализ стихотворения



31
Г. В. Иванов
1
1
Комбинированный урок
Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты акмеизма, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение
Анализ стихотворений
С.154-163
презентация
Анализ стихотворения
тест



32
Горький. Жизнь и творчество.Ранние романтические рассказы писателя. «Старуха Изергиль».
1
1
практикум
Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения
Групповой анализ произведения
«Старуха Изергиль»
Стр.164 - 172
презентация
Групповая работа: ответить на проблемные вопросы



33
Пьеса «На дне» как социально-философская драма.
1
1
Комбинированный урок
Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям
Групповой анализ произведения
«На дне»
кинофрагменты
Анализ произведения



34
Обитатели «дна» в пьесе «На дне».
1
1
Комбинированный урок
Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения
Групповой анализ произведения
«На дне»
кинофрагменты
Групповая работа: ответить на проблемные вопросы



35
Роль Луки в пьесе.
1
1
Урок-диспут
Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения
Групповой анализ произведения
«На дне»
кинофрагменты
Групповая работа: ответить на проблемные вопросы



36
Вопрос о правде в драме Горького «На дне».
1
1
Деловая игра
Давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, писать сочинения на литературную тему

Групповой анализ произведения
«На дне»
кинофрагменты
Дискуссия




37
Блок. Жизнь и творчество.
1
1
Урок усвоения новых знаний
Знать основные факты о жизни и творчестве писателя
Лекция с элементами беседы
С.185-121
видеоурок
http://school-collection.
Конспект лекции



38
Темы и образы ранней лирики.
1
1
практикум
Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение, характеризовать героев произведения

Анализ стихотворения
«Стихи о Прекрасной Даме»
(«Вхожу я в тёмные храмы...»)


Самостоятельная интерпретация стихотворений«Стихи о Прекрасной Даме»
(«Вхожу я в тёмные храмы...»)




39
Тема страшного мира в лирике Блока.
1
1
практикум
Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение, характеризовать героев произведения

Анализ стихотворения
«Незнакомка» «Ночь, улица, фонарь»
«В ресторане»
«Фабрика»

Самостоятельная интерпретация стихотворений«Незнакомка» «Ночь, улица, фонарь»
«В ресторане»
«Фабрика»



40
Тема Родины в лирике Блока.
1
1
практикум
Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, писать сочинения на литературную тему, выразительно читать произведение
Анализ стихотворения
«Россия»,
«Река раскинулась», «На железной дороге»
«Скифы»
http://school-collection.
Самостоятельная интерпретация стихотворений«Россия»,
«Река раскинулась», «На железной дороге»
«Скифы»



41-42
Поэма Блока «Двенадцать» и сложность её художественного мира.
2
2
Комбинированный урок
Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение
Анализ стихотворения
«Двенадцать»

Анализ произведения по вопросам, выразительное чтение



43
Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии Клюева.
1
1
Урок усвоения новых знаний
Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, составлять тезисы статьи в учебнике, выразительно читать произведение
Анализ стихотворения
«Осинушка»
«Я люблю цыганские кочевья...»
«Из подвалов, из тёмных углов...»
С.214-231

Конспект лекции, анализ и выразительное чтение стихотворений



44
Есенин.
Жизнь и творчество.
1
1
Урок усвоения новых знаний
Знать основные факты о жизни и творчестве писателя
Лекция с элементами беседы
С.239-278
видеоурок

http://school-collection
Конспект лекции





45
Тема России в лирике Есенина.
1
1
Практикум
Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение
Анализ стихотворения
«Гой ты, Русь»
«Письмо матери»
«Я покинул родимый дом»
«Русь Советская», «Спит ковыль»
«Неуютная жидкая лунность...»
http://school-collection.
анализ и выразительное чтение стихотворений



46
Любовная тема в лирике Есенина.
1
1
Практикум
Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение
Анализ стихотворения
«Не бродить, не мять» «Собаке Качалова» «Шаганэ»
«Письмо женщине»

Самостоятельная интерпретация стихотворений
Групповая работа




47
Тема быстротечности человеческого бытия в лирике Есенина..
1
1
Практикум
Давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение
Анализ стихотворения
«Не жалею, не зову, не плачу» «Мы теперь уходим понемногу»

Самостоятельная интерпретация стихотворений
Групповая работа




48
«Поэзия начала 20 века».
1
1
Урок контроля
Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты
Самостоятельная работа в форме ЕГЭ
раздаточный материал
«Репетитор по литературе»
Самостоятельная работа в форме ЕГЭ



49
Маяковский. Жизнь и творчество.
Художественный мир ранней лирики поэта
1
1
Комбинированный урок
Знать основные факты о жизни и творчестве писателя
Объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение
Лекция с элементами беседы и частичным анализом стихотворений
«А вы могли бы?» «Скрипка и немножко нервно» «Послушайте»
«Прозаседавшиеся»
видеоурок

http://school-collection.

Конспект лекции



50
Своеобразие любовной лирики Маяковского.
1
1
Комбинированный урок
Давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение
Анализ стихотворения
Лиличка!» «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви»
«Письмо Татьяне Яковлевой»

стихи
Самостоятельная интерпретация стихотворений
Групповая работа




51
Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского.
1
1
Комбинированный урок
Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение
Анализ стихотворения
«Юбилейное»«Разговор с фининспектором о поэзии» «Сергею Есенину»

Самостоятельная интерпретация стихотворений
Групповая работа




52
Литературный процесс 20-х годов.
А. М. Ремизов.
1
1
Комбинированный урок
Знать основные факты о жизни и творчестве писателя
Объяснять связь произведений со временем написания и современностью,
Лекция с элементами беседы и анализом отдельных глав произведения
Стр. 310 - 319
презентация
Ответ на проблемный вопрос



53
Д. А. Фурманов
А. С. Серафимович
1

Комбинированный урок
Знать основные факты о жизни и творчестве писателя
Объяснять связь произведений со временем написания и современностью,
Лекция с элементами беседы анализом отдельных глав произведения
Стр. 319 - 326
презентация
Ответ на проблемный вопрос



54
А. А. Фадеев
«Разгром»
1
1
Комбинированный урок
Знать основные факты о жизни и творчестве писателя
Объяснять связь произведений со временем написания и современностью,
Лекция с элементами беседы анализом отдельных глав произведения
Стр. 326 - 339
презентация
Ответ на проблемный вопрос



55
И. Э. Бабель
«Конармия»
1
1
Комбинированный урок
Знать основные факты о жизни и творчестве писателя
Объяснять связь произведений со временем написания и современностью,
Лекция с элементами беседы анализом отдельных глав произведения
Стр. 340- 351
презентация
Ответ на проблемный вопрос



56
Е. И. Замятин.
Роман-антиутопия «Мы»
1
1
Комбинированный урок
Знать основные факты о жизни и творчестве писателя
Объяснять связь произведений со временем написания и современностью,
Лекция с элементами беседы анализом отдельных глав произведения
Стр. 352- 364
презентация
Ответ на проблемный вопрос



59
Б. Пильняк
Роман «Голый год» как страница биографии писателя
1
1
Комбинированный урок
Знать основные факты о жизни и творчестве писателя
Объяснять связь произведений со временем написания и современностью,
Лекция с элементами беседы анализом отдельных глав произведения
Стр. 364- 373
презентация
Ответ на проблемный вопрос



60
М. М. Зощенко. Рассказы. Образ «маленького человека» в сатирических рассказах
1
1
Комбинированный урок
Знать основные факты о жизни и творчестве писателя
Объяснять связь произведений со временем написания и современностью,
Лекция с элементами беседы анализом отдельных глав произведения
Стр. 373- 381
презентация
Ответ на проблемный вопрос.
Тест.



61
Булгаков. Жизнь и творчество.
1
1
Урок усвоения новых знаний
Знать основные факты о жизни и творчестве писателя
Групповой анализ произведения
С.44-71
презентация

http://school-collection.
Конспект лекции



62
История создания романа Булгакова «Мастер и Маргарита».

1
1
Семинар
Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты
Групповой анализ произведения
«Мастер и Маргарита»
кинофрагменты
Групповая работа: ответить на проблемные вопросы



63
Три мира в романе «Мастер и Маргарита»
1
1
Комбинированный урок
Объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, анализировать эпизод изученного произведения

Групповой анализ произведения
«Мастер и Маргарита»
кинофрагменты
Интерпретация эпизода художественного произведения в парах



64
Образ Мастера и тема творчества в романе «Мастер и Маргарита».
1
1
Комбинированный урок
Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, анализировать эпизод изученного произведения, характеризовать героев произведения
Групповой анализ произведения
«Мастер и Маргарита»
кинофрагменты
Интерпретация эпизодов художественного произведения в парах



65
Образ Маргариты и тема любви в романе «Мастер и Маргарита».
1
1
Комбинированный урок
Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, анализировать эпизод изученного произведения, характеризовать героев произведения
Групповой анализ произведения
«Мастер и Маргарита»
кинофрагменты
Интерпретация эпизодов художественного произведения в парах



66
Контрольный урок развития речи по роману Булгакова «Мастер и Маргарита».
1
1
Контрольный урок
Давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, писать сочинения на литературную тему



Подготовка к сочинению



67
Платонов.
Жизнь и творчество.
1
1
Урок усвоения новых знаний
Знать основные факты о жизни и творчестве писателя
Лекция с элементами беседы
С.22-43
презентация
Конспект лекции



68
Повесть Платонова «Котлован»: обзор содержания, сюжет, композиция, идейный смысл.
1
1
Семинар
Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения
Групповой анализ произведения
«Котлован»

Групповая работа: ответить на проблемные вопросы



69
Ахматова.
Жизнь и творчество.
1
1
Урок усвоения новых знаний
Знать основные факты о жизни и творчестве писателя
Лекция с элементами беседы
«Я научилась просто, мудро жить...»
С.166-185
видеоурок

модули ЭОР
Конспект лекции Самостоятельная интерпретация стихотворений
Групповая работа




70
Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики. Чтение и анализ стихотворений.
1
1
Практикум
Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение
Анализ стихотворений
«Песня последней встречи»
«Сжала руки под тёмной вуалью»
«Ахматова.
Стихи и проза»

модули ЭОР
Самостоятельная интерпретация стихотворений
Групповая работа




71
Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой.
1
1
Практикум
Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение
Анализ стихотворений
«Мне ни к чесу одические рати»
«Мне голос был» «Родная земля»
«Бывает так: какая-то истома...»
модули ЭОР
Самостоятельная интерпретация стихотворений
Групповая работа




72
Поэма Ахматовой «Реквием». Единство трагедии народа и поэта.
1
1
Практикум
Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение
Анализ произведения
«Реквием»

анализ и выразительное чтение поэмы



73
Мандельштам.
Жизнь и творчество.
1
1
Урок усвоения новых знаний
Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение
видеоурок

«Бессонница. Гомер. Тугие паруса»
«За гремучую доблесть грядущих веков»
«Я вернулся в мой город» «Notre Dame»
С.91-106
видеоурок


Конспект лекции Самостоятельная интерпретация стихотворений
Групповая работа




74
Цветаева.
Жизнь и творчество.
1
1
Урок усвоения новых знаний
Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение
видеоурок

«Моим стихам, написанным так рано» «Имя твоё» «Кто создан из камня» «Стихи Пушкину»
«Тоска по Родине!» «Стихи о Москве»
С.72-90
видеоурок


Конспект лекции Самостоятельная интерпретация стихотворений
Групповая работа




75 -76
Контрольный урок развития речи по теме «Творчество Ахматовой и Цветаевой».
1
1
Контрольный урок развития речи




Сочинение на литературную тему



77
Шолохов.
Жизнь и творчество.
1
1
Урок усвоения новых знаний
Знать основные факты о жизни и творчестве писателя
Заочная экскурсия в музей писателя
С.196-230
презентация
Конспект лекции



78
Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон».
1
1
Комбинированный урок
Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, объяснять сходство и различие произведений разных писателей, писать сочинения на литературную тему
Анализ произведения
«Тихий Дон»
кинофрагменты
Анализ эпизода художественного произведения, характеристика героев и событий



79
«Чудовищная нелепица» Гражданской войны в изображении Шолохова.
1
1
Комбинированный урок
Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям
Анализ произведения
«Тихий Дон»
кинофрагменты
Групповая работа: ответить на проблемные вопросы



80
Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон».
1
1
Комбинированный урок
Давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать эпизод изученного произведения
Анализ произведения
«Тихий Дон»
кинофрагменты
Групповая работа: ответить на проблемные вопросы



81
Женские судьбы в романе «Тихий Дон».
1
1
Комбинированный урок
Давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, анализировать эпизод изученного произведения, характеризовать героев произведения
Анализ произведения
«Тихий Дон»
кинофрагменты
Интерпретация эпизодов художественного произведения в парах



82
Мастерство Шолохова – прозаика в романе «Тихий Дон».
1
1
Комбинированный урок
Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты
Анализ произведения
«Тихий Дон»

Анализ произведения и характеристика его основных компонентов



83-84
Контрольный урок развития речи по роману Шолохова «Тихий Дон».
1
1
Контрольный урок
Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты



сочинение



85
Литература периода Великой Отечественной войны.
Проза.
1
1
Комбинированный урок
Знать основные факты о жизни и творчестве писателей, частичный анализ произведений
Лекция с элементами беседы и анализа текста
Стр. 231-249
презентация
Ответы на проблемные вопросы



86
Поэзия периода Великой Отечественной войны.
1
1
Комбинированный урок
Выразительное чтение стихотворений и анализ
Анализ стихотворения
Стр. 249-261
презентация
Анализ стихотворения



87
Л. М. Леонов. Жизнь и творчество
Роман «Русский лес» - философия патриотизма



1

Урок усвоения новых знаний
Знать основные факты о жизни и творчестве писателя,
частичный анализ произведения

Лекция с элементами беседы
Стр.272-281
Роман «Русский лес»
презентация
Ответ на проблемный вопрос



88
А. Т. Твардовский. Биографические истоки творчества.
1
1
Урок усвоения новых знаний
Знать основные факты о жизни и творчестве писателя,

Лекция с элементами беседы
Стр.281-293
презентация
Конспект лекции



89
Поэма «Страна Муравия»
1
1
Анализ произведения
Уметь анализировать поэму
Анализ произведения
Поэма «Страна Муравия»

Ответ на проблемный вопрос



90
Поэма «Василий Тёркин» - книга про бойца.
1
1
Анализ произведения
Уметь анализировать поэму.
Анализ произведения
Поэма «Василий Тёркин»
презентация
Ответ на проблемный вопрос



91
Народность и трагизм лирического героя
1
1
Анализ произведения
Уметь анализировать поэму, характеристика главного героя
Анализ произведения
Поэма «Василий Тёркин»
презентация
Характеристика героя



92
Поэма «Дом у дороги»
1
1
Анализ произведения
Уметь анализировать поэму, характеристика главного героя
Анализ произведения
Поэма «Дом у дороги»
презентация
Ответ на проблемный вопрос



93
Послевоенная лирика Твардовского
1
1
Анализ произведения
Уметь анализировать лирическое произведение.
Анализ произведения
стихи
презентация
Анализ стихотворения



94
А. И. Солженицын.
Жизнь и творчество.
1
1
Урок усвоения новых знаний
Знать основные факты о жизни и творчестве писателя,

Лекция с элементами беседы
Стр.305- 317
презентация
Конспект лекции



95
Повесть «Один день Ивана Денисовича» -«лагерь глазами мужика»
1
1
Анализ произведения
Уметь анализировать произведение, характеристика главного героя
Анализ произведения
Повесть «Один день Ивана Денисовича»
презентация
Характеристика героя



96
Рассказ «Матрёнин двор» - образ праведницы
1
1
Анализ произведения
Уметь анализировать произведение, характеристика главного героя
Анализ произведения
Рассказ «Матрёнин двор»
презентация
Характеристика героя



97
«Архипелаг ГУЛАГ» - «летопись страданий»
1
1
Урок-практикум
Уметь анализировать произведение, характеристика главного героя
Анализ произведения
«Архипелаг ГУЛАГ»
презентация
сочинение



98
«Поэтическая весна». Природа и цивилизация в современной поэзии
1
1
Литературно-музыкальная гостиная
Уметь анализировать лирическое произведение
Анализ произведения
стихи
презентация
Анализ стихотворения



99
Русская проза 50-90ых годов.
В. Г. Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой»
1
1
Урок-практикум
Знать основные факты о жизни и творчестве писателей;
характеристика героев; определение главной авторской идеи

Групповая работа над проблемными вопросами
Стр. 380 – 389
Повесть «Прощание с Матёрой»
презентация
Тест
Ответ на проблемный вопрос



100
В. М. Шукшин.
А. Вампилов. Тема страдающего антилидера.
1
1
Урок-практикум
Знать основные факты о жизни и творчестве писателей;
характеристика героев; определение главной авторской идеи

Анализ произведения
Стр.395 - 406
презентация
Ответ на проблемный вопрос



101
В. П. Астафьев. «Царь-рыба»
1
1
Урок-практикум
Знать основные факты о жизни и творчестве писателей;
характеристика героев; определение главной авторской идеи

Анализ произведения
«Царь – рыба»
презентация
Ответ на проблемный вопрос



102
Ф. А. Абрамов. Роман «Дом»
1
1
Урок-практикум
Знать основные факты о жизни и творчестве писателей;
характеристика героев; определение главной авторской идеи

Анализ произведения
Роман «Дом»
презентация
Ответ на проблемный вопрос











V.ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
авторская программа
учебники и учебные пособия
методические материалы
дидактические материалы
наглядные пособия
материалы для контроля
медиаресурсы

В.Я.Коровиной



Русская литература XX века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / [Л.А.Смирнова, О.Н.Михайлов, А.М.Турков и др.; сост. Е.П.Пронина] ; под ред. В.П.Журавлёва.- М.: Прсвещение, 2008.
Н. В. Егорова Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс. 1 полугодие. – М.: «ВАКО», 2013
Литература в схемах и таблицах / авт.-сост. Миронова Ю.С. – СПб.: Тригон, 2005
портреты писателей
Тестовые задания по литературе: 10-11 класс: В 3-х ч./ Сост. А.Б.Малюшкин, - М.: ТЦ Сфера, 2005
CD-ROM мультимедийная энциклопедия «Русская литература 8-11 класс»



Н. В. Егорова Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс. 1 полугодие. – М.: «ВАКО», 2007

планы разборов
Литература. 5-11 классы: тесты для текущего контроля / авт. – сост. Н.Ф.Ромашина – Волгоград: Учитель, 2008
CD-ROM «Хрестоматия школьников»





иллюстрации к произведениям
Алиева Л.Ю., Торкунова Т.В. Тесты по литературе. – М.: Айрис-пресс, 2004
CD-ROM
«Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. Гуманитарные науки».







Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по литературе.







CD-ROM
Цикл видеоуроков по литературе XX века «XX век глазами российских поэтов: Цветаева, Блок, Рубцов, твардовский, Ахматова, Гумилёв, Мандельштам, Маяковский, Пастернак, Есенин»







DVD к/ф «Мастер и Маргарита»







DVD к/ф «Утиная охота»







DVD к/ф «На дне»







DVD к/ф «Доктор Живаго»







DVD к/ф «Сотников»







«Репетитор ЕГЭ. КМ – 2010. Подготовка к экзаменам»







DVD к/ф «Тихий Дон»







DVD к/ф «Олеся»







DVD к/ф «Старик и море»







DVD к/ф «Пигмалион»







Аудиозаписи песен Булата окуджава







Аудиозаписи песен В. высоцкого







CD-ROM «Ахматова. Стихи и проза. Записи 1963-65 г.г.»







DVD к/ф «Застава Ильича»


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя:
Сахаров В.И. Зинин С.А. литература XIX века. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2005.
Анализ лирики в старших классах: 10-11 классы / И.Е.Каплан.- М.: Издательство «Экзамен», 2005.
Каганович С.Л. Технология обучения анализу поэтического текста: Методическое пособие для учителей-словесников. – Великий Новгород: НРЦРО, 2002.
Литература: Справ. Материалы: Кн. для учащихся / С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев, К.Д.Вишневский и др. = М.: Просвещение, 1989.
Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе 9-11 кл. – М.: Дрофа, 2002.
Коган И.И., Козловская Н.В. Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении. Серия «Филологическая мозаика». – СПб.: САГА, 2003.
Страшнов С.Л. Русская поэзия XX века в выпускном классе: Кн. для учителя. – М.: Провещение, 2001.
Субботина К.А. Зарубежная литература. Материалы к урокам в 11 классе. – Волгоград, издательство Гринина А.Е., 2002.
Кабанова И.В. Зарубежная литература: Пособие для учащихся старших классов и студентов гуманитарных специальностей вузов. – Саратов: «Лицей», 2002.

Для учеников:
И. А. Бунин. «Покрывало море свитками...». «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...». Митина любовь.
М. Горький. Дело Артамоновых.
Д. С. Мережковский. Поэту наших дней. Леонардо да| Винчи. Дети ночи. Парки.
3. Н. Гиппиус. Сонет. Бессилье. Родине.
В. Я. Брюсов. Фаэтон. «Идут года. Но с прежней страстью...». Парки в Москве.
К. Д. Бальмонт. Змеиный глаз. Слова-хамелеоны. В застенке. Гармония слов.
А. А. Блок. «Ты отошла, и я в пустыне...». «Опустись, занавеска линялая...». «Тропами тайными, ночными...». Шаги командора. «Я не предал белое знамя...».
А. Белый. Маг. Родина. Родине.
Н. С. Гумилев. «Зачарованный викинг, я шел по земле...». «Из логова змиева...». «Священные плывут и тают ночи...».
A. А. Ахматова. Исповедь. Песня последней встречи. «Все расхищено, предано, продано...». «Словно дальнему голосу внемлю...». «Ты стихи мои требуешь прямо...».
О. Э. Мандельштам. «Отчего душа певуча...». «Образ твой, мучительный и зыбкий...». «Я не слыхал рассказов Оссиана...». «Нет, никогда, ничей я не был современник...». «Мы живем, под собою не чуя страны...».
B. В. Хлебников. «Москва, ты кто?..». Не шалить!
В. В. Маяковский. А вы могли бы? Юбилейное. Одна из пьес (на выбор).
Б. Л. Пастернак. «Я понял жизни цель и чту...». Определение творчества. Единственные дни.
Е. Замятин. Русь.
C. А. Есенин. «Я иду долиной. На затылке кепи...». Пугачев.
М. И. Цветаева. «Веселись, душа, пей и ешь!..». «В огромном городе моем ночь...». «Я страница твоему перу...». Поэт. Стол.
И. Э. Бабель. Жизнеописание Павличенки Матвея Родионыча.
Б. А. Пильняк. Повесть непогашенной луны.
В. В. Набоков. Облако, озеро, башня.
М. М. Зощенко. Беда.
А. П. Платонов. Рассказы (на выбор).
М. А. Шолохов. Донские рассказы.
М. А. Булгаков. Бег.
Н. А. Заболоцкий. Столбцы.
А. Т. Твардовский. Стихотворения из книги «Из лирики этих лет». Поэма «По праву памяти».
Н. М. Рубцов. Утро. Ночь на родине.
Е. А. Евтушенко. «О нашей молодости споры...».
A. А. Вознесенский. Стихотворения на выбор.
Б. А. Ахмадулина. «По улице моей который год...». Апрель, свеча. Снегопад. «Бьют часы, возвестившие осень...» (на выбор).
B. С. Высоцкий. Я не люблю (или 3 стихотворения на выбор).
И. А. Бродский. Фонтан.
В. П. Астафьев. Где-то гремит война.
В. И. Белов. Плотницкие рассказы.
В. Г. Распутин. Прощание с Матерой.
Б. Брехт. Мамаша Кураж и ее дети. Трехгрошовая опера.
Г. Белль. Глазами клоуна.
Ф. Кафка. Превращение.
А. Камю. Посторонний.
Ф. Саган. Здравствуй, грусть.
Дж. Оруэлл. Скотный двор.
А. Кристи. Убийство в Восточном экспрессе. Свидетель обвинения.
У. Фолкнер. Рассказы.
Э. Хемингуэй. Прощай, оружие!
Дж. Сэлинджер. Над пропастью во ржи.











VI. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

В результате освоения данного курса ученик должен осуществлять:
поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение, сопоставление, классификацию;
самостоятельно выполнять различные творческие работы;
устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанно бегло читать, проводить информационно-смысловой анализ текста, с использованием различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владеть монологической и диалогической речью, уметь перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составлять планы, тезисы, конспекты;
подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности;
использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельно организовывать учебную деятельность, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанно определять сферы своих интересов и возможностей.
















VII. ПРИЛОЖЕНИЕ





























ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

№ урока
Тема урока
Причина корректировки
Способ корректировки













































































13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215



РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО
Заместитель директора по У ВР
Директор

Протокол №
_____________
___________

от «___ » _____________ 20___ г.
«___» _________________ 201___ г.
«___» _________________ 201___ г.





bЉ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·