Формирование успешности выпускников в условиях общеобразовательных учреждений

«Формирование успешности выпускников в условиях общеобразовательных учреждений»
На данный момент перед нами стоит цель организовать процесс эффективной подготовки к экзаменам, сформировать у выпускников стремление к успешности, как во время сдачи к экзаменам, так и в течение всей жизни.
С самого раннего детства родители должны определиться, кого они хотят воспитать, самостоятельную личность или «вечного ребенка», который будет постоянно требовать помощи, внимания, сочувствия и исполнения своих желаний.
Современному обществу требуются самостоятельная, активная и образованная молодёжь.
Опираясь на результаты опроса родителей, можем отметить, что ЕГЭ имеет ряд недостатков, но, тем не менее, открывает более широкие возможности перед выпускниками школ. Например: подать документы по почте в несколько ВУЗов и на несколько факультетов.

Для успешного обучения и формирования учебной мотивации (желания учиться), необходимо систематическое взаимодействие «Учитель – ученик - родитель».
В младших классах родители активно взаимодействуют со школой (активно посещают собрания, интересуются успехами детей, контролируют выполнения домашних заданий), в средних классах активность родителей падает (они начинают думать, что их дети достаточно взрослые), а в старших классах – избегают школу.
Родители должны помогать детям с первых классов, развивать самостоятельность и умение самостоятельно добывать знания: читать, считать, думать, анализировать.
Налаженное взаимодействие между участниками образовательного процесса создает рабочую атмосферу, где учитель дает знания и может быть уверен, что дети их успешно усвоят, потому что родители организовали его рабочее место и проконтролировали выполнение домашних заданий. Родители посещают родительские собрания, знают требования школы, успехи своего ребенка, в свою очередь сообщают об индивидуальных особенностях своего ребенка классному руководителю, что значительно облегчает ему работу по воспитанию и обучению. А дети, чувствую тесное взаимодействие сторон, более дисциплинированно учатся.
Каждый человек имеет свои особенности. У каждого свой темперамент, характер познавательные особенности, т.е. своеобразное мышление, память, внимание, восприятие. В период подготовки к экзаменам, следует учитывать организацию нервной системы, темперамент ученика:
1. ХОЛЕРИК – горячий, энергичный человек. Его реакция мгновенна, молниеносна, нередко превышает необходимое действие. Может быстро и легко переключаться с одного, вида деятельности на другой, после отдыха быстро включаться в работу. Однако после работы, как и после конфликта, не в состоянии сразу успокоиться, поскольку склонность к возбуждению у него сильнее, чем к торможению. Вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам. Речь эмоциональна, быстро запоминает материал, но может и быстро забыть.

2. САНГВИНИК - подвижный, жизнерадостный; живой, увлекающийся человек. В нем гармонично сочетаются двигательные и тормозные функции. Его реакция быстрая, четкая, рациональная. Сангвиник способен активно и деятельно работать, быстро переключаться с одного эмоционального состояния на другое, легко переходить от отдыха к работе и наоборот. Он умеет найти выход из трудных положений, способен ставить перед собой и решать сложные задачи. Легко переживает неудачу.

3. ФЛЕГМАТИК. Ему свойственна невозмутимость, граничащая с хладнокровием. Человек с медленной восприимчивостью и слабой активностью, трудно раздражающийся, терпеливый и хладнокровный. У флегматика процесс возбуждения ослаблен, а процесс торможения усилен. Его реакции замедлены. Трудно переключается с одной деятельности на другую. Характерной его особенностью является основательность и неторопливость. Плохо приспосабливается к новой обстановке. Флегматик медленно входит в начатое дело, но обязательно доводит его до конца.

4. МЕЛАНХОЛИК человек, склонный к угнетенному настроению и мрачным мыслям, низкий уровень физической активности. Наблюдается замедленность движений, сдержанность речи. У меланхолика слабые нервные процессы, т.е. процесс возбуждения и процесс торможения снижены, ранимы, замкнуты отчуждены. Он теряется в сложных ситуациях и не всегда может найти выход из трудного положения.

В зависимости от того, как устроена нервная система выпускника, так он отреагирует на трудности, на напряженную работу, от того зависит скорость запоминания материала, работоспособность и поведение.
Знание о темпераментах можем использовать для успешного обучения школьников.
Холерик несдержан – воспитывать сдержанность; совершает необдуманные поступки- обсуждать последствия; тороплив в выполнении заданий - возвращать работу на самостоятельную проверку, делать работу над ошибками.
Более подробную информацию, описание темпераментов и как быстро определить свой темперамент, вы найдете на сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Каждый человек имеет свои биоритмы. Каждый выпускник должен определить свои биоритмы и они помогут ему эффективно использовать резервы своего организма.
«Жаворонки» - активны с утра. Этим людям лучше работается с утра. Они рано просыпаются, Основная умственная нагрузка должна на первую половину дня. Во вторую половину дня умственная активность падает.
«Совы» - активны во второй половине дня. Поздно ложатся спать, утром с трудом просыпаются. С утра чувствуют себя вялыми, пик работоспособности наступает во второй половине дня, особенно к вечеру. В этот период стоит повторить учебный материал, который изучали с утра или учить новый.
«Ястребы» - средний тип. Эти люди могут регулировать свою работоспособность в зависимости от обстоятельств. Уровень активности может нарастать часам к 10 утра, затем снижаться и снова нарастать.

Период подготовки и сами экзамены – это период нервно-психического напряжения. Родителям, учителям и психологам следует внимательно отнестись к самочувствию старшеклассников во время контрольных тестов, репетиционных работ, когда ответственность возрастает, школьники хотят показать свои знания и переживают за оценки. В такие моменты, на фоне переживаний, у них могут появляться такие симптомы, как:
- головные боли;
- подташнивание, рвота;
- боли в области желудка;
- боли в области сердца;
- дрожание рук, ног;
- повышенный аппетит;
- повышенная потливость;
- учащенное сердцебиение
Если такие симптомы стабильно проявляются во время проверки знаний, следует обратиться к психологу и выявить причину; родителям создать дома спокойную обстановку (перестать ругать, запугивать, попрекать прошлыми неудачами). Самое хорошее решение проблемы – это систематическая подготовка к урокам в течение всего обучения в школе. Успехи выпускника можно сравнивать только с его успехами (вчера ты выучил два параграфа, а сегодня целых три и. т. д.).

Внимание – это катализатор всех познавательных процессов. Хорошо развитое внимание качественно улучшает память, мышление, восприятие, воображение. Внимательный человек быстро соберется на экзамен, выполнит все инструкции организатора на ЕГЭ, правильно поймет задание и на отлично выполнит тесты. Чтобы развить внимание, ученикам необходимо проверять свои работы, учиться находить ошибки, можно меняться тетрадями (ведь известно, что чужие ошибки всегда лучше искать). Сам процесс обучения составлен так, чтобы внимание у школьников развивалось на учебном материале.
Психологи, для тренировки внимания, советуют использовать корректурные пробы, таблицы Шульте, красно – черные таблицы, упражнения для быстрой концентрации внимания. Внимание держится 20 – 25 минут.
Обратите внимание своих детей на процедуру проведения выпускного экзамена, в частности на самое начало, где большую роль играет внимание. Получили пакеты, аккуратно открыли, просмотрели экзаменационный материал. И вот тот момент, когда нужно заполнять регистрационный лист, а ваши дети уже частично просмотрели КИМы и начинают продумывать, как решать задания, а организатор в этот момент объясняет, как заполнить бланк и его заполняют. Самая первая ошибка бывает в Ф.И.О., старшеклассники думают, что написать для них – это не проблема и поэтому, когда пишут фамилию, в уме уже решают задания. Вследствие отстали от всех, начинают нервничать, а от этого могут делать еще больше ошибок.

Интеллектуальный марафон ЕГЭ и ОГЭ в любом случае вызывает нервно-психическое напряжение. Для поддержания организма необходимо полноценное питание. Существует «Меню для интеллектуалов» (материал в презентации). Мозг человека состоит из химических элементов, и присутствие всех необходимых веществ обеспечивает полноценную работу интеллектуальных процессов.
Правильное распределение ученой нагрузки также ослабляет напряжение (не стоит весь материал оставлять на последние дни перед экзаменом).
Сочетание умственной нагрузки с двигательной активностью дает хорошие результаты.
Физические упражнения, спортивные игры, танцы, домашний труд, упражнения на растяжку улучшают кровообращение (а это улучшает мозговую деятельность), снимают напряжение и расслабляют мышцы. Исследования ученых подтверждают, после интенсивной нагрузки на мышцы человека, значительно возрастает качество мыслительных процессов.

Резервы человеческого организма безграничны и если их правильно использовать, можно достичь высоких результатов и стать успешным человеком!