Урок окружающего мира «Если хочешь быть здоров», 2 класс


Тема: «Если хочешь быть здоровым»
(Урок - заочная экскурсия по школе радости и здоровья)
Цели: 1. Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни;
2. Выделить компоненты здоровья человека и установить их взаимосвязь;
3. Познакомить детей с правилами, помогающими сохранить здоровье на долгие годы.
Оборудование: 1. Карта-схема школы радости и здоровья;
2. перчаточная кукла;
3. предметы личной гигиены: полотенце, зубная паста, зубная щетка, мыло, расческа;
4. схемы-рисунки и слова-таблички для схемы «Наши помощники в сохранении здоровья»;
5. таблица «Правила движения».
Ход урока
Организация класса на работу.
Сообщение темы и целей урока.
- Здравствуйте, ребята, я приехала к вам из Красноярской школы. Наша школа называется «Школа радости и здоровья». Сегодня на уроке мы познакомимся с правилами, которые помогают нашим ученикам сохранять свое здоровье.
- Ребята, вы были в нашей школе?
- А хотите побывать?
- Мы совершим заочную экскурсию по нашей школе. Я приехала к вам не одна, а привезла с собой одну ученицу (используется перчаточная кукла), она поможет мне провести экскурсию.
(Учитель обращается к карте-схеме школы)
II. Заочная экскурсии.
Спортивный зал.
Кукла-ученица: - Мы просим вас пройти в самую большую комнату нашей школы - спортивный зал. Чем занимаются в спортзале?
- Хорошо, когда человек с детства дружит с физкультурой, много двигается, бегает. Ребята в нашей школе живут вот по таким «Правилам движения»:
1.Утренняя зарядка обязательна.
2.Дорога в школу - это прогулка пешком.
3.Гимнастика до уроков поможет лучше заниматься.
4.Физминутка на уроке поможет отдохнуть голове, пальцам, спине.
5.На перемене необходимы подвижные игры.
6. Участвуйте в спортивных соревнованиях, катайтесь на коньках и лыжах.
(Зачитывается по очереди каждое правило и выясняется, как его выполняют учащиеся.)
Вывод 1: «Чтобы быть здоровым, надо много двигаться»
- А вот был у нас один мальчик, который не мог ни в высоту прыгнуть, не подтянуться (показывается иллюстрация). А знаете почему? Потому что он курил. Курение — это вредная привычка, она вредит нашему здоровью. Какие еще вредные привычки вы знаете? (Ответы детей.)
Вывод 2: «Чтобы человек оставался здоровым, у него не должно быть никаких вредных привычек»
Учитель: - Нашу экскурсию в спортивный зал хотелось бы закончить
стихотворением И. Семеновой «Со здоровьем дружен спорт» Стадион, бассейны, корт,
Зал, каток - везде вам рады!
За старания в награду
Будут кубки и рекорды,
Станут мышцы ваши тверды.
Только помните: спортсмены
Каждый день свой непременно,
Начинают с физзарядки. –
А вы умеете делать зарядку?гФизминутка.
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись,
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись
И опять же улыбнулись.
(Дети под музыку повторяют движения за учителем.)
Медицинский кабинет.
Учитель: - А теперь мы пройдем с вами в медицинский кабинет. Кто в нем работает? (Ответы детей.)
- Чем занимается доктор в школе? (Ответы детей.)
- Еще доктор в школе следит за чистотой.
Кукла-ученица: - Мы приготовили для вас загадки, отгадайте их:
Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щетка)
Ускользает, как животное,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне:
Пусть отмоет руки мне. (Мыло)
Вафельное и полосатое,
Гладкое и лохматое,
Всегда под рукою -
Что это такое? (Полотенце)
Хожу - брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа)
Учитель: - Зачем нужны эти вещи? (Они помогают сохранять чистоту.)
Вывод 3: «Чистота способствует сохранению здоровья»
Кукла-ученица: - Дети в нашей школе мало болеют, потому что они соблюдают чистоту, а еще они закаливаются, также и я вместе с ними и хочу дать вам такой совет:
Утром - бег и душ бодрящий,
Как для взрослых, настоящий!
На ночь окна открывать,
Снежным воздухом дышать!
Ноги мыть водой холодной,
И тогда микроб голодный
Нас во век не одолеет!
Вывод 4: «Чтобы быть здоровым, необходимо закаливать свой организм»
3. Столовая.
Учитель: - А сейчас пришла пора подкрепиться, и мы идем с вами в столовую.
Кукла-ученица:
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
Учитель: -Как вы думаете, почему взрослые заставляют есть то, что невкусно? И почему они любят суп, кашу, мясо? Вот было бы здорово, если бы они любили конфеты, мороженое, пирожные, другие сладости.
- Человек должен правильно питаться. Очень важно употреблять в пищу свежие овощи и фрукты, молочные продукты, мясо, рыбу. (Конечно, нельзя полностью отказываться от сладкого, в небольшом количестве эти продукты тоже необходимы).
Давайте поиграем с вами в игру «Полезно — неполезно».
Если полезно - хлопаем, если неполезно - топаем.
Суп, чупа-чупс, котлета, шоколадка, сок, торт, салат, каша,
мороженое.
- Организму человека необходимы различные продукты, поэтому пища должна быть разнообразна.
Вывод 5: «Для сохранения здоровья нужно правильно питаться»
- Особенно полезны свежие овощи и фрукты. У того, кто их постоянно употребляет, бывает красивая фигура и хорошее настроение.
- А у вас хорошее настроение?
Актовый (музыкальный) зал.
Учитель: - Чтобы поддержать ваше хорошее настроение, мы переходим вактовый (музыкальный) зал.
Кукла-ученица: - В этом зале мы занимаемся музыкой, поем, танцуем, здесь у нас проходят праздники. Давайте мы с вами тоже потанцуем.
Физминутка. (Дети исполняют танец.)Учитель: - У вас хорошее настроение? Почему?
- Когда еще у человека бывает хорошее настроение?
- Что делает человек, когда у него хорошее настроение? (Улыбается.)
- Может ли быть здоров человек, который злится, плачет?
Вывод 6: «Чтобы быть здоровым, нужно находиться в хорошем настроении»
Кукла-ученица: - Вот видите, ребята, мы у себя в школе все успеваем: и зарядку сделать, и на уроках хорошо заниматься, и правильно питаться, и на праздниках повеселиться. Как вы думаете, почему мы все это успеваем?
- Мы соблюдаем режим дня.
(Дополнительно: Игра «Знаете ли вы режим дня?» Дети должны выложить по порядку картинки с изображением режимных моментов. Работают две группы учащихся. Побеждает тот, кто справится с заданием быстрее.) Вывод 7: «Необходимо соблюдать режим дня»
III. Подведение итогов, обобщение.
Учитель: -Вот и заканчивается наша заочная экскурсия по школе.
Так как называется наша школа?
Из чего складывается наше здоровье? (В итоге беседы открывается схема «Составляющие здоровья»)

- Спасибо вам за урок. Мне было приятно с вами познакомиться. До свидания, ребята.
Кукла-ученица: - Знаете, ребята, приезжайте к нам в гости, и вы увидите все своими глазами.