Рабочая программа по кружку Если хочешь быть здоров


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 9 города Бирска
муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
Рассмотрено
Руководитель методического объединения учителей
_______/______________
ФИО
Протокол № __________
От «___»________2014 г
Согласовано
Заместитель директора по ВР
______/____________
ФИО
«___»________2014 г
Утверждаю
Директор школы
_______/____________
ФИО

Приказ № ___________
от «___» _______ 2014 г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ»
2014 -2015 учебный год
Составила учитель начальных классов
Акрамова Илюся ФаттаховнаБирск – 2014
Выписка из протокола №1
родительского собрания от 04.09.2014 года
Слушали классного руководителя Акрамову И.Ф. о трудностях адаптационного процесса у первоклассников и о том, что с сентября вводят внеурочную деятельность по ФГОС. В связи с этим было проведено анкетирование среди родителей, где предложен ряд занятий, которые могут проходить в нашей школе.
Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от учащихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности. Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему. У многих первоклассников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др. Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.
В связи с этим обязательная оздоровительная направленность образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии и продолжают существовать.
Поступило предложение выбрать направление внеурочной деятельности кружок «Если хочешь быть здоров».
Большинство голосов выбрало предложенный кружок.
Присутствовало 27 человек.
Проголосовало 24.
Вождержалось 3.
Члены родительского комитета:
_______________ Кузнецова О.С.
_______________ Голубкова О.В.
_______________ Соколова М.Е.
Дата: 04.09.2014 год
Пояснительная записка.
Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана.
Рабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.
Здоровье – это одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости. Здоровье человека во многом зависит от него самого, от его образа жизни, условий труда, питания и его привычек.
В младшем школьном возрасте должны закладываться основные навыки по формированию здорового образа жизни. Только здоровый ребёнок может успешно учиться в школе, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников. Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.
Программа «Если хочешь быть здоров» по внеурочной деятельности составлена на основе программы «Уроки здоровья» П. Л. Симкиной.
Цель программы:
- приобщение школьников к здоровому образу жизни, воспитание ответственности за своё здоровье, создание оптимальных условий в классе для формирования здоровой личности ребёнка.
Задачи программы:
- познакомить с основными составляющими здорового образа жизни;
- ознакомить с правилами личной гигиены и общественной гигиены, безопасности жизнедеятельности;
- обучать способам сохранения здоровья;
- вырабатывать отрицательное отношение к вредным привычкам;
- развивать культуру двигательной активности;
- воспитывать нравственную культуру учащихся.
Место кружка в учебном плане.
Программа внеурочной деятельности «Если хочешь быть здоров» предназначена для учащихся 1-4 классов. На реализацию программы отводится 2 часа в неделю. Количество часов: 1 класс – 66 часа в год, 2-4 классы – 68 часов в год.
Ценностными ориентирами содержания данного кружка являются:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Ожидаемые результаты:
- формирование мотивации, практических знаний и умений по обеспечению здорового образа жизни;
- повышение уровня гигиенических знаний, сознательного поведения учащихся;
- улучшение показателей здоровья;
- снижение количества ситуаций, представляющих опасность для здоровья младших школьников.
Личностные и метапредметные результаты кружка «Если хочешь быть здоров»
Личностными результатами кружка являются следующие умения:
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
– умение выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметными результатами кружка является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий во время занятия;
– учиться работать по определенному алгоритму
Познавательные УУД:
– умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
–умение оформлять свои мысли в устной форме
– слушать и понимать речь других;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
Программа «Если хочешь быть здоров» связана с такими учебными дисциплинами: окружающий мир, литературное чтение, физическая культура. Занятия не являются отдельным звеном в системе формирования навыков здорового образа жизни, а дополняют и расширяют знания, приобретённые детьми на уроках окружающего мира, и развивают двигательные навыки, полученные на уроках физической культуры. Во время занятий ребята читают сказки, загадки, пословицы и поговорки о здоровье, а также разыгрывают сценки. Для этого необходимы умения, полученные на уроках литературного чтения.
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, которые соответствуют возрастным возможностям младшего школьника.
Формы теоретических занятий:
- беседы;
- просмотр видеопрезентаций;
- игры;
- викторины.
Формы практических занятий:
- экскурсии;
- творческие конкурсы;
- оздоровительные минутки;
- спортивные соревнования;
- путешествия;
- тренинги;
- проекты;
- праздники здоровья и т.д.

Содержание программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Если хочешь быть здоров»:
1 – 2 классы:
Раздел 1. Здоровый образ жизни.
Раздел 2. Правила безопасного поведения.
Раздел 3. Подвижные игры.
Раздел 4. Доврачебная помощь.
3 – 4 классы:
Раздел 1. Здоровый образ жизни.
Раздел 2. Психическое здоровье.
Раздел 3. Подвижные игры.
Раздел 4. Доврачебная помощь.

Тематический план занятий по курсу «Если хочешь быть здоров»
№ Тема занятия Основное содержание занятия Количество часов по теме Дата проведения
1 четверть – 18 часов
Раздел 1. Здоровый образ жизни – 29 часов
1. Понятие о здоровье. Что нужно делать, чтобы быть здоровым. 1 02.09
2-3. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья! Охлаждение и перегревание, закаливание воздухом, водные процедуры. Игры на свежем воздухе. 2 04.09
09.09
4-5. Друзья Вода и Мыло Сказка о микробах: что такое хорошо и что такое плохо. Как микробы проникают в организм. Как с ними бороться. Чтение и обсуждение сказки «Мойдодыр» К.Чуковского. 2 11.09
16.09
6-7. Глаза – главные помощники человека. Беседа об органах зрения. Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Правила бережного отношения к зрению. 2 18.09
23.09
8-9. Чтобы уши слышали. Проведение опытов. Разыгрывание ситуаций. Правила сохранения слуха. 2 25.09
30.09
10-11. Почему болят зубы. Как сохранить улыбку красивой? Знакомство с доктором Здоровые Зубы и Здоровая Пища. Зачем человеку зубная щётка? Памятка «Как сохранить здоровые зубы». 2 02.10
07.10
12-13. Зачем человеку кожа. Встреча с доктором Здоровая Кожа. Строение кожи. Проведение опытов. Правила ухода за кожей. 2 09.10
14.10
14-16. Осанка по заказу. Что такое правильная осанка. Способы определения правильной осанки. Физические упражнения на формирование осанки. 3 16.10
21.10
23.10
17-18. Здоровая пища для всей семьи. Советы доктора Здоровая Пища. Проведение опыта. Что разрушает здоровье, что укрепляет? Золотые правила питания.
2 28.10
30.10
2 четверть – 16 часов
19-20. Витамины, витамины…
Для чего нужны витамины? Продукты, богатые витаминами. Как лучше всего сохранить витамины в продуктах питания. 2 06.11
11.11
21-22. Сон – лучшее лекарство. Повторение правил здоровья. Игры по гигиене сна. Анализ ситуаций. 2 13.11
18.11
23-24. Пять дел перед сном. Что необходимо сделать перед сном. Как правильно просыпаться? 2 20.11
25.11
25-26. Режим дня. Режим дня первоклассника. Можно ли всегда быть бодрым и работоспособным. 2 27.11
02.12
27-28. «Я сажусь за уроки». Что такое утомление и переутомление. Как с этим бороться. Режим дня. 2 04.12
09.12
29. Обобщающее занятие. Встреча с докторами здоровья. Игра-рассуждение «Здоровый человек это…»Повторение правил здоровья.
Памятка Здоровичков. 1 11.12
Раздел 2. Правила безопасного поведения – 17 часов
30. Правила безопасного поведения дома. Порядок в доме. Разыгрывание и анализ ситуаций. 1 16.12
31. Правила безопасного поведения дома. Газ. Чем это грозит. Что необходимо знать. 1 18.12
32. Правила безопасного поведения дома. Незнакомые люди. Опасные ситуации. Как выйти из них, к кому можно обратиться за помощью. 1 23.12
33-34.
Правила безопасного поведения на улице. Незнакомые люди. Опасные ситуации. Составление памятки.
2 25.12
30.12
3 четверть- 17 часов
35-36. Правила пожарной безопасности. Что нужно делать при пожаре. Средства тушения.
Чем грозит разведение костров. 2 15.01
20.01
37-38. Правила безопасного поведения в общественном транспорте. Разыгрывание и анализ ситуаций. Правила поведения на остановке.
2 22.01
27.01
39-41. Правила безопасного поведения на дорогах. Как переходить улицу. Дорожные знаки для пешеходов.
3 29.01
03.02
05.02
42. Правила безопасного поведения на дорогах. Игра-соревнование «красный, жёлтый, зелёный…» 1 10.02
43-44. Правила безопасного поведения в природе. Как вести себя в лесу, на реке. Составление памяток. Разыгрывание ситуаций, их анализ. 2 12.02
24.02
45-46. Правила безопасного поведения при общении с животными. Чем опасны домашние питомцы. Правила поведения с животными на улице, в природе.
2 26.02
03.03
Раздел 3. Подвижные игры – 15 часов
47-48. Знакомство с доктором Свежий Воздух. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», «Раз, два, три – беги!» 2 05.03
10.03
49-50. Игры на свежем воздухе.
Разучивание игр «Медвежья охота», «Совушка», «Не пропусти мяч». 2 12.03
17.03
51. Игры – эстафеты. «Круговые салки», эстафеты со скакалками, «Весёлая эстафета».
1 19.03
4 четверть – 15 часов
52. Игры – эстафеты. «Круговые салки», эстафеты со скакалками, «Весёлая эстафета».
1 02.04
53-54. Игры с мячом. «Передал садись», «Перестрелка», «Мяч – соседу».
2 07.04
09.04
55-56. Игры на свежем воздухе. «Золотое зёрнышко», «Не зевай», «Западня». 2 14.04
16.04
57. Спортивное соревнование. Весёлые старты. 1 21.04
58-59. Игры с элементами ритмической гимнастики. «Весёлые ладошки», «Веселый зоопарк».
2 23.04
28.04
60-61. Игры с элементами лёгкой атлетики. «Чай-чай выручай», «День и ночь».
2 30.04
05.05
Раздел 4. Доврачебная помощь – 5 часов
62. Уход за кожей. Ожоги. Первая помощь.
1 07.05
63. Органы слуха. Как чистить уши. Как защитить свои уши.
1 12.05
64-65. Один дома. Первая и взаимопомощь.
2 14.05
19.05
66. Принципы предупреждения инфекций. Прививки. Нужно ли делать прививки от гриппа?
1 21.05
Литература
Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.
Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики.-2003.
Борисюк О.Л. Валеологическое образование.-2002.
Валеологизация образовательного процесса. Мет.пособие / Под ред. Н.И.Балакиревой.- Новокузнецк, 1999.
Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.
Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.
Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. - М.: 2004.
7. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир, 2 кл., 3 кл.- М., 1997.
8. Гостюшин А.В.Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник, 1-4 кл. М., 1997.
9. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,-1997., Уроки Мойдодыра.- СПб.,-1996., Твои первые уроки здоровья – СПб., 1995.
10. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. СПб., 1998.
11. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.- М., 2002.
12. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья.- СПб., 1995.
13. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – СПб., 1997
14. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников/ Под ред. М.М.Безруких - СПб., 1999.
15. Николаева А.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе- М., 2003.
16. Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися . Мн.: «Тесей», 1998.
17. Соковня-Семёнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь- М.,1997
18. Татарникова Л.Г. , ЗахаревичН.Б., Калинина Т.Н. Валеология. Основы безопасности ребёнка – СПб., 1997
19. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: советы психолога родителям. - М., 1996.
20. Энциклопедический словарь юного биолога /Сост. М.Е.Аспиз. – М., 1986.
21. Энциклопедический словарь юного спортсмена /Сост. И.Ю, Сосновский, А.М. Чайковский – М., 1980