ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕКЦИЯ БАСКЕТБОЛА В ШКОЛЕ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-х КЛАССОВ



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УРЮПИНСК
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
городского округа город Урюпинск Волгоградской области
ул. Чапаева, дом 16., г. Урюпинск, Волгоградская область, 403110, тел. 4 -31 -79, 4 -34 -17, факс: 4-34-17 е –mаil:gimnasiaurupinsk@mail.ruОКПО – 14174112 ОГРН – 1023405764612 ИНН – 3438200200 КПП – 343801001
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕКЦИЯ БАСКЕТБОЛА В ШКОЛЕ»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-х КЛАССОВ
срок реализации – 1 год
(спортивно-оздоровительная направленность)
\
Автор – разработчик: Высокий Илья Олегович,
учитель физической культуры первой
квалификационной категории,
МБОУ «Гимназия» городского округа
город Урюпинск Волгоградской области
Урюпинск 2015
Пояснительная записка
Разработка данной программы обусловлена отсутствием подобного рода нормативного документа, ориентированного на дополнительные занятия с углубленным изучением раздела «баскетбол». При проведении занятий в секции баскетбола испытывается проблема обеспечения содержания занятий на основе образовательной программы. Обеспечить содержание занятий через реализацию школьной программы затруднительно, поскольку речь идет об углубленном изучении раздела «баскетбол», следует учитывать также разновозрастный состав групп. Использовать программы детско-юношеской спортивной школы не представляется возможным, так как ее содержание строго дифференцировано в соответствии с годом обучения и уровнем спортивного мастерства.
Данная программа модифицированная и создана на основе комплексной программы физического воспитания 1-11 кл., Лях В. И., Зданевич А. А., М: Просвещение ,2005г., примерной федеральной программы содержания видов спортивной подготовки Матвеева А. П., М: Просвещение 2005г., она призвана обеспечить направление дополнительного физкультурного образования учащихся общеобразовательного учреждения с использованием способов двигательной деятельности из раздела «баскетбол».
Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением времени учебных занятий и затратами времени на соревновательную деятельность по баскетболу в школе и вне ее. Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической.
Содержание видов спортивной подготовки определено исходя из содержания примерной федеральной программы (Матвеев А.П., М: Просвещение, 2005) и комплексной программы физического воспитания 1-11 кл.,Лях В. И., Зданевич А. А., М: Просвещение, 2005г., при этом большее внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовки и тактико-техническим действиям баскетболиста. Кроме того, в программе представлены контрольные тесты, позволяющие контролировать степень освоения умений и навыков, а также уровень общефизической подготовленности занимающихся.
Цель программы: формирование необходимых спортивных умений и навыков у учащихся средней ступени посредством овладения основами спортивной игры «баскетбол».
Задачи:
- учить использовать игровые упражнения для укрепления состояния здоровья и противостояния стрессам;
- формировать умения самостоятельно разрабатывать комплексы упражнений для тренировок в домашних условиях;
- учить применять полученные спортивные навыки для организации активного отдыха и досуга;
- повышать общую физическую подготовленность путем развития кондиционных и координационных двигательных способностей;
- воспитывать чувство ответственности, взаимовыручки, силы воли во время выступления учащихся в соревнованиях.
Программа предназначена для подростков 13-14 лет, владеющих необходимыми знаниями и умениями (начальный уровень подготовки) и не имеющих противопоказаний к занятиям баскетболом.
Секцию могут посещать все желающие при согласии родителей и наличия разрешения от врача-педиатра, подтверждающего отсутствие противопоказаний к занятиям баскетболом. Количество занимающихся в группах 10-15 человек.
Программа рассчитана на 1 год (204 часа), предназначена для учащихся 8-х классов, занятия проводятся во внеурочное время три раза в неделю по 90 минут.
Для обучения, закрепления и совершенствования двигательных действий, а также комплексного развития физических качеств, в программе применяются различные методы строгого регламентированного упражнения.
Метод целостного упражнения - заключается в многократном повторении действия полностью и применяется при закреплении и совершенствовании ранее изученных технических и тактических действий.
Метод расчленено-конструктивного упражнения - заключается в обучении двигательному действию по частям (элементам) с последующим их объединением в целое. Применяется для обучения новым техническим элементам и обучения и закрепления тактических действий.
Методы частично регламентируемого упражнения (игровой и соревновательный) –применяются для совершенствования технических и тактических действий, а так же комплексного развития физических качеств.
Общепедагогические методы словесного (вербального) и наглядного воздействия - применяются при выполнении движений и при создании предпосылок к их исполнению.
Планируемые результаты: в результате освоения программы обучающиеся: - знают основные правила игры баскетбол; - понимают значение занятий физической культурой в профилактике вредных привычек;
- соблюдают правила техники безопасности при занятиях баскетболом;
- умеют оказывать первую помощь при травмах;
- умеют выполнять передачу мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча при передвижении в двойках и тройках;
- умеют выполнять ведение мяча с изменением высоты отскока, с изменением направления и скорости движения;
- умеют выполнять бросок мяча одной и двумя руками с места;
- умеют выполнять бросок после ведения и ловли мяча в движении;
- умеют выполнять вырывание и выбивание мяча;
- умеют выполнять финты с мячом и без мяча;
- умеют владеть технико-тактическими действиями при вбрасывании мяча в игру;
- играть в баскетбол по правилам
Формы контроля: в процессе обучения осуществляется контроль уровня усвоения данной программы. Он заключается в тестировании учащихся по физической и технической подготовленности и в демонстрации применения полученных умений и навыков во время учебных двусторонних товарищеских игр и соревнований на уровне школы и города.
Табл.1. Нормативные требования по ОФП
Контрольные упражнения пол Показатели
13 лет 14 лет
5 4 3 5 4 3
Бег 60 м (с) м 8,9 9,4 10,1 8,6 9,3 10,0
ж 10,0 10,4 10,8 9,7 10,1 10,5
Челночный бег 6х10 м (с) м 16,7 17,7 18,7 16,2 17,2 18,2
ж 17,8 19,0 20,2 17,7 18,9 20,1
Прыжок в длину с места (см) м 195 185 170 205 190 175
ж 170 160 150 175 165 155
Табл. 2. Нормативные требования по СФП
№ п/пУчебные нормативы Мальчики Девочки
5 4 3 5 4 3
1 Ведение мяча с обводкой стоек (через 3м). отрезок 15м туда и обратно 8,5 8,8 9,0 9,5 9,7 10
2 Передача мяча в движении в парах с броском в кольцо (5 попыток) 4 3 2 3 2 1
3 Бросок в кольцо после ведения мяча (10 попыток) 7 6 4 7 6 3
4 Штрафной бросок (10 попыток) 6 5 4 5 4 3
5 Вырывание и выбивание мяча По технике выполнения
6 Учебная игра по правилам баскетбола + +
7 Знание правил игры + +
Учебно-тематический план
№ п/пВиды спортивной подготовки
(тема занятий) Количество
часов В том числе
теория практика
1 Теоретическая (основы знаний) 4 4 1.1 правила техники безопасности 1 1 1.2 правила игры баскетбол 1 1 1.3 оказание первой помощи при травмах 1 1 1.4 значение занятий физической культурой в профилактике вредных привычек 1 1 2 Техническая подготовка 97 4 93
2.1 упражнения без мяча: стойки, перемещения, повороты, остановки. 8
8
2.2 ловля и передача мяча 25 1 24
2.3 ведение мяча 22 1 21
2.4 броски мяча 30 1 29
2.4 обманные движения (финты) 12 1 11
3 Технико-тактические действия 54 4 50
3.1 действия игрока в защите 12 1 11
3.2 действия игрока в нападении 14 1 13
3.3 командные действия в нападении 15 1 14
3.4 командные действия в защите 13 1 12
4 Физическая подготовка 45 45
4.1 общая физическая подготовка 33 33
4.2 специально физическая подготовка 12 12
5 Тестирование 4 4
Итого: 204 12 192
Содержание программы
Раздел 1. «Теоретическая подготовка»
Цель: обучение основным понятиям игры «баскетбол».
Задачи:
познакомить с правилами техники безопасности при игре в баскетбол;
научить основным правилам игры;
формировать позитивное отношение к здоровому образу жизни;
научить оказывать первую помощь при травмах.
Содержание: правила игры баскетбол, техника безопасности во время занятий, значение занятий физической культурой в профилактике вредных привычек, оказание первой помощи травмах.
Методическое обеспечение: инструкции по правилам ТБ, официальные правила ФИБА.
Основные понятия: техника безопасности, правила игры, здоровье, здоровый образ жизни, здоровый стиль жизни, трудоспособность, первая помощь.
Раздел 2. «Техническая подготовка»
Цель: обучение технике передвижений и владения мячом.
Задачи:
учить технике передвижений в защитной стойке;
учить технике остановки в два шага;
учить технике поворотов;
учить технике ловли и передач мяча;
учить технике ведения мяча;
учить технике бросков мяча по кольцу с места и в движении;
учить технике ложных движений (финтов).
Содержание: передвижения в защитной стойке баскетболиста, остановка в два шага после ловли, остановка в два шага после ведения мяча, повороты, повороты с сопротивлением, передачи мяча различными способами на месте и в движении, ведение мяча с изменением скорости, направления, высоты отскока, броски мяча с ближней и средней дистанции, броски мяча в движении после ведения, после ловли мяча, финты с мячом, без мяча.
Методическое обеспечение: спортивный зал 24х12 м (баскетбольная площадка), баскетбольный мяч №7 – 20 шт., баскетбольный щит – 6 шт., стойки баскетбольные – 6шт., мячи теннисные – 10 шт.
Основные понятия: защитная стойка баскетболиста, остановка в два шага, поворот на опорной ноге, передача мяча, бросок мяча, ведение мяча, финт.
Раздел 3. «Технико-тактические действия»
Цель: обучение индивидуальным и командным действиям игрока в защите и нападении.
Задачи:
учить правильному выбору места в нападении при выходе для получения мяча;
учить подходить к щиту для броска из-под кольца;
учить выбирать место в защите при «держании» игрока с мячом, противодействовать броску с места, проходу с мячом;
учить выбирать место в защите для перехвата мяча;
учить использовать обманные движения (финты) для освобождения от опеки;
учить передачам свободному партнеру при численном перевесе и равенстве игроков;
учить выбору правильной позиции по отношению к кольцу при «держании» игрока без мяча;
учить действиям защитника при численном перевесе нападающих (1х2);
учить переходу от защиты в нападение и обратно, с системой личной защиты;
учить системе позиционного нападения.
Содержание: выход для получения мяча «открывание», передача партнеру с последующим выходом в направлении своей передачи, обыгрывание защитника обратной передачей мяча, финты при освобождении от опеки и передачи мяча в единоборстве с противником, перехват мяча, «держание» игрока с мячом, перехват передачи выходом из-за нападающего, «держание» своего игрока (личная защита), игра с сохранением своих мест в атаке (позиционное нападение).Методическое обеспечение: спортивный зал 24х12 м (баскетбольная площадка), переносной макет игровой площадки 30х45см – 1шт., магнитные фишки двух цветов – 10 шт., баскетбольный мяч №7 – 20 шт., баскетбольный щит – 6 шт., стойки баскетбольные – 6шт.
Основные понятия: «держание» игрока, «закрывание» игрока, выход на передачу «открывание», перехват, личная защита, позиционное нападение. Раздел 4. «Физическая подготовка»
Цель: содействие развитию основных физических качеств для успешного освоения техники игры.
Задачи:
развивать основные физические качества;
расширять объем двигательных навыков;
повышать функциональные возможности организма;
способствовать овладению техникой игровых приемов;
повышать эффективность тактических действий;
совершенствовать психическую подготовленность;
содействовать разностороннему физическому развитию;
содействовать укреплению здоровья.
Содержание 1: ОРУ без предметов, с предметами (набивные мячи, скакалки, обручи и т.д.), с партнером, прыжки в высоту, в длину, бег на различные дистанции, акробатические упражнения, эстафеты.Содержание 2: упражнения с характерным для основного упражнения напряжением, координацией, темпом и ритмом движения (технико-тактические), спортивные подвижные игры.
Методическое обеспечение: спортивный зал 24х12 м (баскетбольная площадка), баскетбольный мяч №7 – 20 шт., стойки баскетбольные – 6шт, набивные мячи 3кг – 10 шт., набивные мячи 5 кг – 10 шт., скакали – 20 шт., стойки для прыжков в высоту – 2 шт., планка для прыжков в высоту – 1 шт., маты гимнастические – 6 шт.
Основные понятия: общая физическая подготовка, физические (двигательные) качества, специальная физическая подготовка, физическое развитие.
Раздел 5. «Тестирование»
Цель: осуществление контроля, в процессе обучения, за уровнем усвоения данной программы.
Задачи:
проводить тестирование учащихся по физической и технической подготовленности;
демонстрировать применение освоенных умений и навыков во время учебных двусторонних, товарищеских игр и соревнований на уровне школы и города.
Содержание: нормативные требования по ОФП (смотри табл.1), нормативные требования по СФП (смотри табл.2)
Методическое обеспечение: спортивный зал 24х12 м (баскетбольная площадка), беговая дорожка 100м, баскетбольный мяч №7 – 10 шт., баскетбольный щит – 6 шт., стойки баскетбольные – 6шт., таблицы контрольных нормативов – 2 шт.
Основные понятия: тест.
Литература для учителя
Бондарь А.И. «Учись играть в баскетбол». – Минск: Полынья, 1996 г.
Буйлин Ю. Ф., Портных Ю. И. «Мини-баскетбол в школе» - М: «Просвещение», 1976 г.
Данилов В.А. «Повышение эффективности игровых действий в баскетболе». – М: «Просвещение», 1996г.
Линдеберг Ф. «Баскетбол игра и обучение» - М: «Физкультура и спорт» 1971г.
Лях В. И., Зданевич А. А., «Комплексная программа физического воспитания 1-11 кл.» - М: Просвещение ,2005г
Матвеев А.П. «Примерная федеральная программа содержания видов спортивной подготовки» - М, 2005г.
Матвеев Л.П. « Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физ. культуры» – Москва, «Физкультура и спорт» 1991 год.
Могильный Л. А., Вольнова Н.Я Учебная программа кафедры воспитательной работы Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования. «Уроки баскетбола в школе для учащихся 5-11 классов». Краснодар 2009 год
Портнов Ю.М. «Баскетбол: учебник для ВУЗов физической культуры» – М: «Физкультура и спорт», 1997г.
Приображенский И.Н., Харазянц А.А. «Баскетбол в школе». – М: «Просвещение», 1999г.
Фрейзер У., Сэчер А. «Баскетбол» – М: АСТ Астрель 2006г.
Чичикин В.Т., Игнатьева П.В. «Проектирование учебного процесса в общеобразовательном учреждении». – Нижний Новгород: НГЦ, 2005г.
Чумакова П.А. «Баскетбол»: «Физкультура и спорт», 1996г