Материал для конференции Проектно-исследовательская технология на уроках русского языка и литературы как средство повышения мотивации к изучению предметов


Проектно-исследовательская технология на уроках русского языка и литературы как средство повышения мотивации к изучению предметов
О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт - сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг. А.С.Пушкин
Любой учитель мечтает работать с думающими учениками. Но если учитель постоянно преподносит истину ребенку на «блюдечке с голубой каемочкой», зачем тогда думать. Многие коллеги жалуются, что дети не хотят учиться. Филологи отмечают, что большое количество детей страдают дисграфией. А что говорить о преподавании литературы, ведь школьники не хотят читать. Вот и получается замкнутый круг: не читают – значит, не мыслят, не думают. Не читают – значит, пишут безграмотно. Не понимают предмет – пропадает интерес к учебе. Передо мной, как и перед многими коллегами, встал вопрос: «Что делать?»
И я задумалась: «Почему из маленького ребенка, готового познавать мир, вырастает равнодушный к обучению подросток? Как сделать процесс обучения интересным и желанным для ребенка?» Может быть, попробовать использовать формулу, знакомую каждому с раннего детства. «Загадка. Поиск. Открытие…», - вот завораживающие слова для любого человека. Каждый из нас проходил этот удивительный путь познания мира. Этот путь – исследование.
Актуальность
В настоящее время в нашей стране, в обществе происходят существенные изменения. Я считаю, школа должна реагировать на эти изменения. Государство ставит перед учителями сложные задачи – это воспитание всесторонне развитого человека, творческого, самостоятельного, с активной жизненной позицией, способного к сотрудничеству. Об этом говорится в Концепции модернизации российского образования. Для достижения этой целей предлагается «изменить методы обучения, расширив вес тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации самообучения».
Мне кажется, что использование проектно-исследовательской технологии является одним из способов для решения поставленных государством задач.
Использование проектно-исследовательской технологии на уроках и во внеурочной деятельности приводит:
к развитию творческого потенциала и природных способностей учащихся;
созданию условий для обретения каждым учеником универсальных умений и навыков деятельности;
созданию на уроке ситуации «успеха»;
приобретению навыков целеполагания и планирования своих действий;
подготовке школьников к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека.
Таким образом, представляемый педагогический опыт особенно актуален в условиях реализации президентской образовательной инициативы «Наша новая школа» в период перехода на ФГОС нового поколения.
Ведущая педагогическая идея
Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить.
А.Дисверг
Перед собой я поставила следующую цель:
Повысить мотивацию обучающихся к изучению русского языка и литературы. Безусловно, повышение познавательной мотивации приводит к улучшению качества образования. И проектно-исследовательские технологии очень подходят для достижения данной цели и целей, поставленных перед нами государством.
Задача учителя - создать на уроках и во внеурочной деятельности исследовательскую образовательную ситуацию. То есть, заинтересовать детей, вызвать желание узнать самостоятельно что-то новое, помочь поставить цели, при необходимости помочь сформулировать выводы. Учитель при таком подходе выступает в роли консультанта, ведет диалог с ребенком, помогает ему почувствовать ситуацию успеха. Только при таких условиях исследовательская деятельность приведет к желаемому результату.
Теоретическая база опыта
Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.
КонфуцийКогда я начала использовать в своей работе новые технологии, то обратилась к статьям педагогов, психологов, методистов, касающихся данной проблемы.
Идея проектно-исследовательского метода преподавания не нова. В России еще в начале 20века под руководством С.Т. Шацкого была организована группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Идеи проектного метода в той или иной степени разделяли в своей деятельности А.С. Макаренко и А.П. Тенкевич. В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина.
Исследовательская деятельность учащихся глубоко рассматривается в работе М.Г. Качурина «Организация исследовательской деятельности на уроках литературы» (М.,1998).
Опираясь на изученные материалы, я сформулировала для себя следующее определение:
Исследование – это вид познавательной деятельности, заключающийся в целенаправленном изучении неизвестных или малоизвестных фактов.
Учебные исследования обладают рядом специфических признаков:
Навыки исследовательской деятельности только формируются
Относительная актуальность и новизна проводимой работы
Учителю необходимо правильно предложить тему школьнику. Для этого, как мне кажется, необходимо руководствоваться следующими принципами: добровольность, личностная заинтересованность, научность, связь с темами курса, доступность, этичность, посильность для ребенка.
Метод проекта хорош тем, что заставляет исследователя переходить от теории к практике.
Проектно-исследовательская технология – смешение исследования и метода проектов. Это последовательная совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в процессе самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией полученных результатов. Проектно-исследовательская технология связана напрямую с проблемным методом обучения.
Существуют различные классификации проектно – исследовательских работ. Мне удобно классифицировать исследования по размеру (например, мини-исследования можно проводить как элемент урока) или по содержанию (предметные, межпредметные). Проекты в своей практике использую разнообразные: практико-ориентированные, литературно-творческие, культурологические, исследовательские, информационные.
Любое исследование имеет определенную систему:
Определение проблемы как начало исследования;
Выбор и формулировка темы;
Актуальность и практическая значимость исследования;
Объект и предмет исследования;
Определение цели и задач, формулировка гипотезы;
Планирование, выбор методов ведения исследования;
Обзор информационных источников;
Оформление работы и подготовка приложений;
Подготовка и составление защитной речи или иного вида презентации.
Технология опыта
Цель обучения ребенка состоит в том,
чтобы сделать его способным
развиваться дальше без помощи учителя.
Э. Хаббард
С 2010 года я работаю над проблемой организации проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы и во внеклассной деятельности. Опытом делилась на школьном методическом объединении учителей русского языка, на IV районной научно-практической конференции «Инновационная деятельность образовательных учреждений как фактор повышения качества и доступности образования» в 2011г., на районном семинаре учителей русского языка и литературы «Инновационные педагогические технологии как условие развития ключевых компетенций при обучении русскому языку и литературе» в 2013г.
На первоначальном этапе сложность заключалась в том, что нет четко сформулированных рекомендаций, как проводить исследование на уроке.
Главная задача учителя (как уже говорилось) – создать исследовательскую образовательную ситуацию. На моих уроках русского языка и литературы элементом для создания проблемной ситуации является текст.
Проектно - исследовательская работа на уроках русского языка
Исследуя текст, на уроках русского языка можно решать разные образовательные задачи: изучать нормы орфографии или пунктуации, рассматривать особенности стиля или типа речи, расширять лексикон и т.д.
Например, на уроке русского языка, завершающем тему «Причастие» в 7классе, ученики исследовали роль причастий в художественном произведении на примере отрывка из поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя. Работа на уроке была организована в группах, в помощь учащимся предлагались вопросы. Опираясь на вопросы и текст, ребята самостоятельно определили тему мини-исследования, поставили цель, сделали выводы. Так как перед каждой группой ставились разные задачи, ученики делились друг с другом приобретенными знаниями. Домашняя работа была практической: написать мини-сочинение с использованием причастий.
На уроках русского языка использую комплексный анализ текста, а это, при правильно расставленных акцентах, тоже исследование. При обобщении материала по теме: «Виды придаточных предложений» учащиеся исследуют афоризмы (урок называется «Сложноподчиненное предложение как форма создания афоризмов»), а индивидуальная исследовательская работа с текстом завершает урок.
Некоторые темы, на мой взгляд, особенно подходят для создания проектов. Учащиеся 6класса выполняли проектно-исследовательскую работу по теме « Фразеологизмы». Защита проектов заключалась в следующем: нарисовать «фразеологизм», одноклассники должны угадать, что это за фразеологизм, «исследователь» должен рассказать о происхождении данного выражения. По окончании урока был оформлен стенд «Веселая фразеология».
Урок развития речи в 6 классе по теме «Словари» всегда проходит как урок – исследование с элементами ролевой игры. Домашнее задание является логическим завершением урока – детям необходимо составить несуществующий толковый словарь «Словарь главных слов», при этом правильно оформив словарную статью.
Проектно - исследовательская работа на уроках литературы
Уроки литературы с использованием проектно-исследовательской технологии становятся «живыми». В отличие от традиционного урока на таком занятии ученик является «творцом», активным участником образовательного процесса. Исследование может быть организовано на всех этапах обучения литературе.
Курс литературы в 5-7 классах предоставляет много возможностей для этого. Например, в период изучения сказок А.С. Пушкина, В.А.Жуковского возникает вопрос: «Какова история рождения литературных и авторских сказок?». Ученикам интересно и важно выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе. В соответствии с программой дети в среднем звене должны освоить начальные понятия о литературе как искусстве слова; именно на этой ступени крайне важно вести детей к обобщениям, учить не только повторять и иллюстрировать теоретические понятия, но пользоваться ими как инструментом познания. Изучая в 7 классе народные предания, учащиеся ищут ответ на вопрос: «Каким предстают в предании «Пётр и плотник» Иван Грозный и Пётр Первый?». Они проводят исследования, сопоставляя художественные и исторические образы. В 8 классе школьники сопоставляют жанровые особенности предания, исторической песни, былины, сказки.
В 6 класс традиционно провожу урок-игру «Путешествие в город Крылов» В процессе игры учащиеся создают и защищают проект, создавая газету о баснописце. Совершенно неожиданные газеты выпускают дети. Например, в одной из газет было «Интервью с И.А. Крыловым». Для создания ответов и вопросов учащиеся использовали материалы учебника. Другая газета называлась «Афоризмы из басен И.А. Крылова».
Материалом для исследования всегда служит изучение биографии писателя, места, связанные с жизнью и деятельностью писателя. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина в 7 классе учащиеся выполняли групповую исследовательскую работу «По пушкинским местам». Защита проекта происходила в виде виртуальной экскурсии.
На районном семинаре учителей русского языка и литературы (2013г.) мной был представлен урок литературы в 7классе по теме: «Жанровое своеобразие японских трехстиший (Хокку)». Учащиеся заранее самостоятельно подготовили материал по группам «Географы», «Этнографы», «Искусствоведы», «Аранжировщики». На уроке были продемонстрированы отчеты групп, а исследование жанровых особенностей хокку происходило в момент урока.
В этом учебном году в данном классе (уже в 8) продолжаю системно работать, используя проектно-исследовательскую технологию. Учебник литературы 8 класса по программе В.Я. Коровиной предлагает тему года
«История и литература». Эта тема и подобранные для изучения произведения раскрывают обширные возможности для использования данной технологии. Постоянное сопоставление исторических событий с тем как они предстают перед нами в художественном произведении, сравнение исторических образов с их прообразами – это серьезная исследовательская работа. Группа учащихся 8 класса выполнила проектно-исследовательскую работу «Образ Пугачева в произведениях А.С. Пушкина».
Рассмотрение литературы во взаимодействии с другими видами искусств тоже может стать объектом исследования. Перед ребятами я ставлю разные проблемные вопросы, например: как с помощью языковых средств художник слова описывает какое-то явление действительности, передает свои ощущения и впечатления и как те же самые явления и внутренние переживания раскрываются в произведениях живописца, композитора? Какими приемами пользуются писатели, художники, композиторы при создании близких образов? Какие средства изобразительности, эмоционального воздействия имеются у музыкантов и художников, и как с этими средствами соотносятся языковые возможности в передаче сходных образов? Как взаимодействуют основные роды искусств, какое влияние оказывают роды искусств друг на друга?
Изучая творчество А.С. Пушкина в 8классе, мы провели исследование «Образ А.С. Пушкина в портретах, автопортретах, скульптурах».
Не раз темой проектно-исследовательской работы становилось творчество писателей и поэтов родного края (Например, А.Петрова, В.Тихонова, А. Ромахова и др.)
Мной разработана система уроков внеклассного чтения (опыт был представлен на «круглом столе» в ВОИПК и ПРО). Все уроки внеклассного чтения проводятся с использованием проектно - исследовательской технологии. Интересной находкой прошлого учебного года оказался урок – творческая мастерская по рассказу Л. Улицкой « Бумажная победа». За основу был взят урок, представленный в газете «1 сентября», но он был переработан. Учащиеся в начале урока выступали с небольшим исследованием на тему: «Детство». Ребята рассказывали, как проходило детство у бабушек и дедушек в послевоенные годы, сравнивали с детством известных литературных героев. После прочтения рассказа на уроке делали выводы о «не детских» проблемах в детском возрасте.
Проектно - исследовательская работа во внеурочной деятельности
В связи с переходом на новые стандарты образования особую актуальность приобретает внеурочная деятельность. Конечно, исследовательская работа во внеурочное время должна быть более самостоятельной, глубокой, объемной.
В 2010 году учащиеся 9 класса выполняли серьезную проектно-исследовательскую работу на тему «Новые слова в мире информационно-коммуникативных технологий» и стали призерами на ежегодном школьном конкурсе исследовательских проектов.
Учащимся 8 класса, которые с 5 класса привыкли выполнять небольшие работы, по силам оказываются рефераты объемом 10-12 страниц. Многие из учащихся 8 класса могут самостоятельно формулировать проблему, цели, задачи, выдвигать гипотезы. Они хорошо знакомы со структурой исследования. Ученица 8 класса Майбородина Ольга стала участницей районного этапа областного конкурса «Литературный лабиринт». Она очень серьезно отнеслась к написанию реферата, самостоятельно исследовала переписку Н.Станкевича с Я. Неверовым, сгруппировала письма по темам, описала основные положения по каждой теме. Майбородина О. не стала призером, но ее работа получила высокую оценку членов жюри. Важным этапом в любой работе является рефлексия, и мы проанализировали с ученицей недочеты, отметили положительные стороны, надеюсь, это принесет свои «плоды».
Внеклассная работа хороша еще тем, что нет строгого ограничения по времени. Отчеты по проектам могут быть творческими и представать в разнообразных формах (мини-спектакли, агитбригады, дебаты, деловые игры, литературные гостиные). В прошлом учебном году под моим руководством 5 и 7 классы подготовили проект «День Маршака», посвященный 125-летию известного земляка. Информационный отчет о жизни и творчестве С.Маршака и презентацию готовили ученицы 7 класса, а 5 класс подготовил инсценировки стихотворений С.Маршака и вопросы для викторины с параллельным классом.

Подведение итогов
В процессе проектно-исследовательской работы по русскому языку и литературе учащимся приходится выполнять универсальные учебные действия: работать с предложенной информацией, добывать необходимый научный материал, систематизировать, логически распределять имеющиеся данные, сжимать текст путем исключения или обобщения различного рода фактов, совершенствовать навыки монологической речи. Кроме того, учащиеся, работая в группах, приобретают навыки делового общения, учатся конструктивно общаться, развивают свои творческие способности.
Результатами работы по данной методической теме считаю:
Создание обучающимися проектно-исследовательских работ к конкурсам разного уровня.
Создание медиатеки, в которой содержатся проектно-исследовательские работы учащихся, разработки уроков, отчетные работы обучающихся.
Повышение мотивации к изучению русского языка и литературы и повышение качества знаний по русскому языку (на 6%) и стабильно высокое качество знаний по литературе (от 85 до 98 %).
В организации исследовательской деятельности учащихся предлагаю следующий алгоритм работы:
После определения проблемы и объекта исследования необходимо организовать работу с текстом. Для этого сначала необходимо провести несколько занятий исследовательских групп, на которых актуализирую знания учащихся о методах анализа произведения, о том, как выбор метода связан с поставленной задачей, как фиксировать результаты наблюдений, а затем организовываю индивидуальные консультации по каждой теме.
После того, как будет накоплен и проанализирован необходимый материал, сформулированы самостоятельные выводы, можно предложить поработать в библиотеке, найти имеющиеся критические статьи, монографии по изучаемой проблеме, вместе с руководителем определить, какие из них следует прочитать, законспектировать, из каких сделать выписки. Поскольку непременной частью работы должен стать анализ прочитанного, нужно научить учащихся это делать, используя метод рецензирования критических статей, сопоставления параллельных конспектов, тезисных планов, аннотирования, создания творческих работ, предполагающих сравнение разных подходов к анализу одного и того же произведения.
Следующий этап – повторное обращение к анализу текста и переосмысление его результатов с учётом новых знаний, полученных в процессе освоения научной литературы по проблеме. Именно такая последовательность работы над темой способствует появлению мотивированного интереса к истории вопроса, к суждениям других исследователей, позволяет учащимся определить собственную позицию, оценить степень новизны своего исследования.
Литература
Васильев В.В, Межуева Л.А. Пути перехода учебного процесса в образовательный. - Воронеж, Изд-во им. Е.А. Болховитинова, 2008.
КачуринМ.Г. Организация исследовательской деятельности на уроках литературы - М. «Просвещение»,1998.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – 204 с.
Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2003. № 3. – С. 136-138.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. -М. «Просвещение», 2012.