Работа над орфографической зоркостью учащихся на уроках русского языка

Кулеш Светлана Анисимовна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Анастасьевская СОШ», с. Анастасьевка

Работа над орфографической зоркостью учащихся на уроках русского языка
С досадой обнаружила, что ученики, пришедшие с начальной школы, не умеют списывать и допускают ошибки даже в тех словах, где нет пропущенных букв. С тех пор я провожу контрольное списывание, предупреждая пятиклассников, что за одну ошибку при списывании ставится неудовлетворительная оценка. Результаты первой работы были очень плохими. Но постепенно дети становятся более внимательными. До сих пор я провожу две такие работы каждую четверть.
Очень важно формировать умение опознавать орфограммы. В любой письменной работе учащиеся выделяют, показывают орфограмму, в устных работах обязательно определяют ее.
На каждом уроке провожу словарно-орфографическую работу. Это или «По следам ошибок» (даю индивидуальные карточки со словами, в которых были допущены ошибки), или работаем над новыми словами, или словарные диктанты. (В словарные диктанты включаю слова, над ошибками в которых класс работал и в которых было допущено наибольшее количество ошибок. Эти слова я выписываю себе в отдельную тетрадку). Это помогает увидеть, над какими ошибками надо поработать, какие новые слова еще не усвоены.
Полезным видом словарно-орфографической работы, формирующим орфографическую зоркость, может быть работа с готовым текстом, в котором нужно устно или при списывании выделить орфограммы и объяснить их. Для устной работы целесообразно использовать детские стихи, считалки, тренировочные мини-диктанты. Иногда в тексте я подчеркиваю слова и даю задание: объяснить орфограммы, разобрать слово по составу.
В 5 классе использую такой вид работы: на карточке – несколько картинок с изображением предметов, явлений, называемых словами с трудными орфограммами. Ученики, получая такую карточку-задание, записывают слова на доске и выделяют орфограммы (скворечник, арбуз, деревья, щётка, солнце, мыши).
Наряду с традиционными карточками, содержащими тексты и задания, я пользуюсь и карточками, которые содержат только задание. В качестве текста в таком случае выступает указанная учителем страница учебника. Чаще всего использую тексты художественных произведений. Слова обычно вписываем в таблицу.
Насколько тщательно выучены и повторены правила правописания нужно постоянно проверять. Одним из вариантов проверки усвоения может быть работа с линокартами. Например, закончено правописания падежных окончаний существительных. После закрепления материала на одном из уроков ученики получают заранее заготовленные линокарты. Учитель диктует текст, из которого учащиеся должны выбрать существительные, определить их склонение и показать е, и в окончаниях. Способ проверки прост: берется половина карточек, сверху накладывается та, что выполнена верно, и по ней толстой иглой прокалываются все точки, отмечающие правильный ответ. Это помогает быстро определить тех, кто не усвоил данный материал, и подключить их к индивидуальной работе. Линокарты можно использовать при определении спряжения и правописания е, и в личных окончаниях глаголов, правописании ь после шипящих.
Постоянно провожу работу над ошибками, некоторым ребятам предлагаю индивидуальные задания по допущенным ошибкам. Например:
а) найди и объясни ошибки в словах с безударными гласными;
б) правописание предлогов – найди ошибки в тексте, найди еще 2-3 примера из текста;
в) как пишется не с глаголами? Найди ошибку в тексте.
Такие задания можно дать на уроке, можно – на дом. А карточки помогают повышать грамотность.

Орфографическая зарядка проводится на каждом уроке.
1. Найдите «ошибкоопасные» места (безударные гласные, не с глаголами, тся и ться в глаголах и т.д.) Ученики называют орфограммы, объясняют их написание. (Повторяем все известные правила. Работа проходит в быстром темпе: дети давно к ней приучены).
2. Ребята, выберите самое трудное слово, в котором вы обязательно бы ошиблись, работая самостоятельно.
3. А теперь «полюбуйтесь» им («Полюбоваться» словом на наших уроках – значит внимательно рассмотреть каждую букву, объяснить все трудности написания и потом записать слово так, чтобы запомнить на всю жизнь).
4. Слово записывается детьми по-разному: в виде домика, лодочки, треугольника, змеи – насколько хватит фантазии. Здесь работает и зрительная, и слуховая, и «рукодвигательная» память! Например, слово становится приобретает такой графический облик.
ОВ
Н И
А Т
Т С
С Я


Значительное повышение грамотности учащихся достигается благодаря интересу к заданию, его проблемно-творческому характеру. Эвристическая задача – лучший способ мгновенно возбудить внимание и учебный интерес, приблизить возможность открытия.
Например, учащимся предлагается вставить буквы в текст упражнения – стандартное задание, ставшее традиционным в школе. Но можно сделать его моделью интересного творческого процесса:
- Мы с вами составляем упражнение, возможно, для ваших будущих учеников. Текст перед вами. Какие буквы вы заменили бы точками, чтобы ребята, вспоминая изученное, вставляли их? Таким образом, возникает творческий интерес учащихся, их внимание сосредотачивается на предложенном тексте. Они приучаются самостоятельно видеть «ошибкоопасные места», а значит, законы орфографии становятся достижением их творческого опыта. При этом происходит попутное повторение (учитель видит, какую индивидуальную работу в дальнейшем необходимо вести с учеником)
Подобные упражнения обеспечивают концентрацию внимания, а также самопроверку. им образом, возникает творческий интерес учащихся, их внимание сосредотачивается на вставляли их? При изучении любого теоретического материала в центре любого урока – формирование практических навыков (от простого к сложному, от совместной работы к полусамостоятельной, а затем к самостоятельной)
Чтобы детям было интересно учиться, чтобы они лучше запомнили орфограмму, необходимо превратить орфографию в увлекательное путешествие за знаниями.
Фрагменты уроков:
Объяснение нового материала начинается со сказки.
Жила-была бабушка Орфографушка, и была у нее внучка Орфограммушка. Орфограммушка очень любила прятаться, и бабушке приходилось ее искать.
- Ребята, а кто помнит, что такое орфограмма? (учащиеся правильно отвечают на поставленный вопрос, приводят примеры орфограмм) Таким образом, ребята пускаются в увлекательное путешествие по орфографии. Почти на каждом уроке они будут помогать бабушке Орфографушке искать ее хитрую внучку в словах. Это поможет им развить орфографическую зоркость, тренироваться в подборе проверочных слов, применять на практике правила орфографии.
Фрагмент урока: На доске рисунок и текст

Ш ---Ж--Ж
Ч Ж
Ж ---Щ

За лесом, в темной-претемной чаще,
Жило чудовище из шипящих.
Рядом с чудовищем гласные
Чувствовали себя ужасно.

Затем задаю вопросы:
- Какие шипящие, изображенные на рисунке, вам известны?
- Как чувствовали себя гласные рядом с этими шипящими? Почему?
- Какие гласные вы напишите в словах чаща, чудовище и т.д.?

Слово учителя: Гласные а, у, и после шипящих пишутся по традиции. Секрет этого правила – в истории русского языка. Когда-то звуки [ж], [щ] были мягкими, поэтому после них писали И, букву, которая указывала на мягкость предшествующего согласного. Теперь [ж], [щ] твердые, но мы по-прежнему пишем после них И.
Таким образом, иногда при объяснении орфограммы использую материал из истории русского языка (это способствует лучшему заполнению орфограммы).
Каждый учитель знает, как трудно бывает учащимся запоминать слова, правописание которых проверяется только по словарю. И каждый учитель ищет выход, стараясь облегчить ученический труд. В своей работе я использую зрительные опорные сигналы, то есть своеобразные «зацепки» для памяти. Зрительные опоры обязательно должны быть построены на ассоциации. Например, слово вагон ассоциируется у нас с поездом.

ВАГОН
АААААААА

ОРБИТА

О




«Зацепка» для памяти в данном случае – круг, напоминающий букву О.

ПАЛАТКА
ШАТЕР
ПАВИЛЬО



Основной вид работы над орфографической зоркостью - диктант Виды диктантов: зрительный, слуховой, комментированный, контрольный, словарный, свободный, выборочный, обучающий; диктант с самопроверкой, диктант с самопроверкой по кодоскопу, по учебнику, по тексту, написанному на доске, на карточке, диктант с взаимопроверкой и др.
Я провожу еще такие диктанты: диктант – соревнование, релейный диктант.
Заранее объявляю о диктанте – соревновании. Пишу объявление: 30 октября в 5 классе поводится диктант-соревнование. Чтобы его хорошо написать, надо
запомнить правописание следующих слов: таинственный, глинистый, сеянный, сдавливает
выяснить в толковом словаре значение слов
повторить орфограммы № 6,7,11,23
выполнить по два упражнения на каждую орфограмму;
в упражнении разобрать слова по составу.
Желаю успеха!

Диканты-соревнования выполняют лучше контрольных диктантов. Учащиеся прочно запоминают трудные слова, Учащиеся, которые пропустили ту или иную тему или плохо в свое время ее усвоили, при подготовке к диктанту выравнивают свои знания за четверть.
Для выработки орфографической зоркости я провожу различные зрительные диктанты. Заранее печатаю на узких лентах картона цветным шрифтом необходимое количество «трудных» слов. Ленты вставляю между рейками набранного полотна. Знакомлю учеников с написанием слов, затем убираю по одному слову, а ученики записывают их под диктовку. В конце работы ленты со словами по очереди возвращаю обратно, а ребята самостоятельно проверяют написанное.
С этой же целью провожу диктант со взаимопроверкой. После повторения «трудных» орфограмм ученики пишут словарный диктант. Затем собранные тетради или листочки я перемешиваю и раздаю так, чтобы каждому досталась чужая работа. Читаю текст, проговаривая слова орфографически, отвечаю на вопросы проверяющих. Ребята исправляют ошибки, выносят условные значки на поля, подсчитывают количество ошибок, ставят оценки и пишут свою фамилию. После сбора работ я перепроверяю записанное и снижаю оценку тому, кто не увидел ошибки или неверно оценил диктант. Эти виды орфографической работы, если они проводятся четко и продуманно, занимают очень небольшую часть урока.
Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант - не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи.
В данной работе была сделана попытка познакомить только с некоторыми методами, приемами, видами работ, которые дают эффективную возможность формирования орфографической зоркости на уроках русского языка.
Главное - работа над орфографической и пунктуационной грамотностью учащихся должна вестись целенаправленно и систематически, из урока в урок, на протяжении всего периода обучения школьников по русскому языку.

Литература
Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. «Уроки обучения грамоте» М., П., 1988
Косолапкова А.А. «Индивидуальная работа по орфографии на основе словарных диктантов». Журнал «Русский язык в школе» 1990 №1 - 25с.
Ладыженская Т.А.,Зельманова Л.М. «Практическая методика русского языка. 5класс» М.1992.
Яковлева Л.Д. «Пути повышения грамотности учащихся». Журнал «Русский язык в школе». 1990. №1 - 25с.








13PAGE 15


13PAGE 14515


13PAGE \* MERGEFORMAT14115




15