Выступление Применение страноведческого материала в обучении иностранному языку


Применение страноведческого материала в обучении иностранному языку
Знакомство с культурой страны изучаемого языка было одной из главных задач ещё со времён античности. Особенно это было характерно для лингво-дидактической школы. В нашей стране различные сведения в том или ином государстве, преподаваемые в процессе обучения языку (или в связи с изучением языка), принято называть страноведением. Государственный образовательный стандарт в число целей обучения иностранному языку на базовом уровне включает воспитание у школьников положительного отношения к иностранному языку, культуре народа, говорящего на этом языке. Образование средствами иностранного языка предполагает знание о культуре, истории, реалиях и традициях страны изучаемого языка (страноведение), включение школьников в диалог культур, знакомство с достижениями национальных культур в развитии общечеловеческой культуры, осознание роли родного языка и культуры в зеркале культуры другого народа. Обращение к проблеме изучения языка и культуры страны, являющейся носителем данного языка, не случайно, так как это позволяет удачно сочетать элементы страноведения с языковыми явлениями, которые выступают не только как средство коммуникации, но и как способ ознакомления обучаемых с новой для них действительностью. Такой подход к обучению иностранному языку в школе во многом обеспечивает не только более эффективное решение практических, общеобразовательных, развивающих и воспитательных задач, но и содержит огромные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации учения.
Термин «страноведение» подчёркивает, что это направление сочетает в себе обучение языку и даёт определённые сведения о стране изучаемого языка. Главная цель страноведения – обеспечение коммуникативной компетенции в рамках межкультурной коммуникации, адекватное восприятие речи, включая собеседника со всеми нюансами значения его речи, включая подтексты, аллюзии, намёки.
Всё это достигается при хорошем знании традиций, обычаев, манер поведения, способа вести беседы представителем той или иной страны. Повышение требований к коммуникативному аспекту владения иностранным языком стимулировало учителей искать новые формы и приёмы обучения для повышения мотивации учащихся, развития их творчества, инициативности, вовлечения детей в активный воспитательный процесс. Выбор остановили на страноведческом материале, изучаемом на уроках и во внеурочное время (внеклассные мероприятия, посвящённые различным событиям недели иностранного языка, семинары), поскольку такая деятельность характеризуется высокой коммуникативностью, позволяет вызвать у учащихся интерес к изучаемому языку, а также создать творческую исследовательскую атмосферу. Работа в этом плане представляла собой целостную и последовательную систему, осуществляемую поэтапно:
Беседы с учащимися, анкетирование. Выход на тему по разделу: «Страноведение».
Создание творческой группы учителей английского языка, которые определили идеи, задачи, пути проведения внеклассного мероприятия по теме:
«Австралия – одна из стран изучаемого языка», провели предварительное планирование по проведению данного мероприятия. В соответствии с поставленными задачами учащиеся разных классов также были разделены на творческие группы.
Организация поисковой и творческой деятельности учащихся. Учащиеся много работали со справочной литературой, подбирали материал в интернете, устраивали встречи и беседы с интересными людьми, готовили сообщения, учили их, искали картинки и фотографии для слайдовой презентации страноведческого материала об Австралии. Дети знакомились с фауной и флорой и фауной данной страны, с её городами, достопримечательностями, традициями, праздниками, коренными жителями и т.д. В школе проводился конкурс рисунков по данной теме, была выставка лучших работ.
Таким образом, обучение иностранному языку с использованием материала по страноведению, способствует развитию духовной сферы учащихся, требует повышения гуманитарного содержания в обучении. Посетив наше внеклассное мероприятие, вы увидите, что актуальность проблемы содержания обучения иностранным языкам очевидна, поскольку необходимо реализовывать воспитывающий, образовательный и развивающий потенциал данного учебного предмета применительно к личности каждого ученика, способного и желающего участвовать в межкультурной коммуникации и готового самостоятельно совершенствоваться. Современная жизнь просто невозможна без знания иностранного языка, иноязычной культуры. Истинное же понимание чужой культуры возможно только при достаточно глубоком знании истории и страноведческого материала страны изучаемого языка.