Урок русского языка в 6 классе по теме: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных»


Тема урока: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных».
Цели урока: познакомить учащихся с одной и двумя буквами н в суффиксах прилагательных; научить правильно писать прилагательные с одной и двумя буквами н; рассуждать, устно и письменно объяснять условия выбора одной и двух букв н в суффиксах прилагательных.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мы продолжаем знакомиться с прилагательными.
Образуйте прилагательные от существительных: сон, станция, солома, утка, песок, нефть, выделите словообразовательные суффиксы.Как вы думаете, почему в одних прилагательных пишется одна буква н, а в других - две н?
(Ребята пытаются вывести правило написания н-нн в суффиксах прилагательных.)

3. Затем предлагаю ребятам познакомиться с алгоритмом. Главное в работе над алгоритмом – убедить учащихся набраться терпения и ничего не пропускать, приучаться к последовательности действий. Учащиеся записывают в тетрадях по
3172841317881ходу объяснения, в каких суффиксах пишется н-нн.
4. Ребята, мы с вами рассмотрели правописание н-нн в суффиксах полных прилагательных. А сколько же н пишется в суффиксах кратких прилагательных?
Учащиеся узнают, что краткая форма как полная: ценная вещь – ценна, ветреная погода –ветрена.
Обращаю внимание ребят на правописание слов ветреная – ветряная. Правописание этих слов зависит от значения. Попутно знакомлю и с другими такими словами:
масляный – масленый, соляной – солёный.
Выполняем упражнение по учебнику на странице .Определите, какие гласные в суффиксах нужно писать в следующих случаях:
ветр..ная (погода), ветр..ные (дни), ветр…ное (утро), ветр..ная (особа), ветр..ный (юноша), ветр..ная (мельница), ветр..ной (двигатель).

5. Знакомство с орфограммой № по учебнику стр.
6. Правописание следующих слов нужно запомнить:
зелёный, синий, багряный, пряный, свиной, юный, бараний, фазаний, румяный, тюлений, павлиний.В них буква н входит в состав корня, поэтому в словах пишется одно н.
(Учащиеся записывают эти слова в тетрадь.)

7. Предложенные слова из упражнения 321 выписать в два столбика с одной н и с двумя н в суффиксах прилагательных.
Революционный, орлиный, восторженный, овсяный, шерстяной, обеденный, оловянный, кожаный, деревянный, звериный, торфяной, экскурсионный, письменный, стеклянный, авиационный, песчаный, костяной, обыкновенный.Объяснить написание пропущенных букв, пользуясь алгоритмом.

8. Объясните написание пропущенных букв.
(Записываем только слова, в которых пропущены буквы.)

9. Последний этап урока – закрепление. Предлагаю ребятам тест «Проверь себя» - контрольно-тренировочное задание в письменной форме, которое характеризуется быстротой процедуры выполнения и точностью оценки результата и позволяет выявить уровень усвоения правил.
На этом этапе урока учащиеся действуют самостоятельно. Самостоятельная работа на этапе первичного закрепления проверяется сразу после её выполнения. Самым эффективным приёмом, на мой взгляд, является самопроверка или взаимопроверка по предлагаемому ответу к тесту.
Такая работа способствует развитию орфографической зоркости, позволяющей видеть, как написано слово. После проверки учащиеся, допустив ошибки, объясняют алгоритм орфографических действий с этим словом.
Разберись по алгоритму в написании слов, в которых допущены ошибки.
Чугунная решётка, ветреный день, багряные закаты, гусиные лапки, машинное отделение, болезненное чувство, диковинное происшествие, старинные часы, юное лицо, ледяная гора, холстинной мешок, петушиные бои, жестяная коробочка, жизненная драма, величественная колонна, лебединая песня.Поставь себе оценку: «5» - за 16 правильных ответов, «4» - за 13-15, «3» - за 9-12, «2» - за 6-8.

10. Подведение итогов.
11. Домашнее задание: параграф 56, упр. 320. К данным существительным подберите однокоренные прилагательные с суффиксами –н-, -ан-(-ян-) или –енн-.
Урок русского языка в 6 классе
Тема урока: Буквы -о- , -е- после шипящих и -ц- в суффиксах прилагательных
Цель урока: 1) познакомить учащихся с условиями выбора букв о и е в суффиксах имён прилагательных после шипящих; 2)научить учащихся сопоставлять правила правописания букв о, ё и е после шипящих и ц в различных частях слова разных частей речи; сформировать и закрепить навык выбора букв; 3)вырабатывать у учащихся навык работы с интерактивной доской.Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение предыдущего материала.
Орфографическая диктовка. (Таблица №1)
(Не)извес(?)ная величина; (не)правда; совсем (не)весёлое настроение; (не)нас(?)ный день; (не)большая, а интересная книга; (не)широкая, но красивая река; этаж..м; беч..вка; врач..м; грач..нок; полотенц..м.
- Какое правило было использовано при написании последних слов?
( Правило о правописании гласных букв о, ё и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных и суффиксах прилагательных).
III. Изучение нового материала.
- Перед вами на слайде слова, при написании которых вам надо будет использовать ранее полученные знания (Таблица №2)
Вставить пропущенные буквы, обозначая орфограммы.Туч..й, пирож..к, книж..нка, реч..нка, ландыш..м, огурц..в, улиц..й, чертеж..м, ключ..м, птиц..й, камыш..вый, плюш..вый, грош..вый, беж..вый.
- Как вы думаете, почему последние слова выделены другим цветом?
( Это имена прилагательные).
-Как вы считаете, какие буквы нужно вставлять на месте пропусков?
(Ученики дают разные ответы, но близкие к правильному.)
- Правило о написании гласных о – е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных мы с вами будем изучать сегодня. (Таблица №3.)
Тема урока
Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.
- Вернёмся к тем словам, пропущенные буквы в которых вы ещё не вставили. Вспомните, какие условия мы соблюдаем, чтобы правильно записать гласные после шипящих в именах существительных? (Таблица № 4.)Камыш..вый, плюш..вый, грош..вый, беж..вый.
Ученики. Ставим ударение и выделяем морфемы.
Учитель. Давайте применим данные требования к нашим словам. Что вы заметили после постановки ударения и выделения морфем?
Ученики. Они падают на разные морфемы.
Учитель. Попробуем сформулировать правило написания гласных после шипящих в суффиксах имён прилагательных.
(Дети формулируют.)
IV. Работа с учебником.
Учитель. Проверьте себя. Открываем учебники на стр. 131 (авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.)
Учитель. Теперь давайте сравним объяснение в учебнике с нашей записью.
Учитель. Выполните упражнение № 314. Запишите слова в две колонки, обозначая условия выбора орфограмм. (Таблица № 5.)
V. Закрепление материала.
1. Выборочный диктант.
Распределите слова в колонки таблицы. (Таблица № 6)
Гласные о и е после шипящих и цкореньсуффиксокончание
Задачей, пейзажем, шелк, ситцевый, образцовый, причёска, шалашом, плющом, чащей, стражей, ландышем, грачом, рубашонка, одежонка, девчонка, в свежем, дворцовый, ежовый, речонка, жёлтый.2. Работа с текстом.
На экране Таблица № 7 с текстом упражнения.
В раннее весеннее утро ребята во главе со стажёром провели в старом саду борьбу с листожором на грушевых и алычовых деревьях. В камышовом шалаше ребят ждёт сторож. На голове у него шапчонка. Из-под пиджака выглядывает холщовая рубашонка, на шее кумачовый платок. Сторож показывает ребятам самодельные щётки и трещотки, затем угощает всех спелым крыжовником. А ребята предлагают ему шоколадки.
(Из кн.: Д.Розенталь, И.Голуб. Русский язык. М.: Айрис, 1999.)Учитель. Найдите и выпишите из текста слова, с правилами написания которых мы сегодня работали. (Слайд № 8 демонстрируется после выполнения учениками задания. Они сверяются с записью на интерактивной доске, делая обозначения.)VI. Подведение итогов и выставление оценок за работу на уроке.
Учитель. Чему сегодня научились на уроке? Что помогало? (таблица№ 9)
Подведение итогов
Учились писать буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах имен прилагательных.
Помогла постановка ударения.
VII. Домашнее задание. § 55 Упр № .