Урок русского языка в 6 классе по теме Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, образованных от существительных


Урок русского языка в 6 классе по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, образованных от существительных "
Цели:
Образовательные:
Познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы «Правописание суффиксов прилагательных»
Практические:
Совершенствовать умение писать слова с изученной орфограммой
Формировать орфографическую зоркость
Воспитательные:
Создать эмоциональную творческую обстановку
Развивающие:
Обогащать словарный запас учащихся
Обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия
Развивать творческие способности учащихся
Тип урока: урок изучения нового материала;
Структура (этапы) урока :
Актуализация знаний
Изучение нового материала.
Закрепление полученных знаний.
Итог урока.
Оборудование: компьютеры, проектор, экран, тетради, ручки, доска.
Ход урока:
1. Учитель. – Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли готово к уроку: пенал, учебник, тетрадь, дневник, тетрадь для правил. Садитесь. Откройте тетради, проверьте внутренние поля. Запишите число (диктуем проговаривая числительные). Классная работа. Запишите тему урока. Подготовим глазки к уроку: поморгайте, напишите на доске ту оценку, которую вы хотите сегодня получить.
Повторение. Приходит в гости лисичка.
Каково ОГЗ имени прилагательного? (признак предмета)
На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
Как изменяются ИП? (по родам, числам, падежам)
Какие вы знаете основные способы словообразования ИП?
Какой способ употребляется чаще?

3. Лисичка уходит.
- Ребята, мне лисичка шепнула на ушко, что её друг, волк, тоже хотел прийти, но стесняется своего незнания правописания Н и НН в суффиксах ИП. Я его пригласила к следующему уроку и пообещала, что вы объясните ему это правило, потому что сегодня тема нашего урока звучит так:
«Одна и две буквы Н в суффиксах имен прилагательных, образованных от существительных»
- Какой цели мы должны достичь?
(узнать, когда пишется Н и НН в ИП, и применять эту орфограмму на письме) – запись на маленькой доске
- Какие задачи мы перед собой поставим?
(иметь знания о правописании н и нн в ИП,Закрепить полученные знания на письме,
Видеть и «слышать» эту орфограмму при написании диктанта, сочинения, решении тестов) – на маленькой доске !!!
4.Объяснение нового материала.
Открываем тетрадь для правил, объяснить, почему нужно оставить страницу в развороте.
Данная орфограмма является лишь частью орфограммы «Н и НН в разных частях речи – в причастиях, отглагольных прилагательных»
Добавим в формулировку «образованные от имён существительных» (отымённые прилагательные) - (ср. осенний и вязаный)
Составляем таблицу.
  -н-   -нн-
Основа существительных + -ан-, -ян-
Примеры :Земля ЯН = земляной
Нефть - нефтяной
Кожа АН = кожаныйРожь - РжанойИсключения: оловянный, деревянный, стеклянный
1. Основа существительных + -онн-, -енн-
Примеры:
лекция ОНН = лекционныйкомиссия - комиссионныйВеличество ЕНН = величественныйСолома - соломенныйИсключение: ветреный ( но: безветренный)
2. Основа существительных + -ин-
Примеры: журавль ИН = журавлиный
Голубь - голубиный
2. Основа существительных на -н-+ -н-
Примеры: конь Н = конный
Конь конный
В кратких прилагательных пишется столько Н, сколько и в полных!
Пример: Туманная – туманна
Исключения!
Румяный.
- Как образовано? (корень РУМЯН) суффикс не присоединяется! Эти слова являются исключениями: синий, зелёный, свиной, пряный, олений, бараний, единый, юный. Запомнить исключения! Составить словосочетания (устно).
Обратить внимание!
Куриный и старинный! ( Куры ИН; Старый ИН Н )
- В чём разница в словообразовании данных слов?
-Какие ещё слова знаете? Серединный, овчинный, былинный.
Составьте словосочетания, предложения.
5. Заставьте заговорить «молчащую» таблицу.
Достигли мы первой задачи: узнали правило правописания Н и НН в ИП, образованных от существительных?Беседа на творческую тему.
Представьте, что вам дали задание нарисовать данное правило. Какой бы рисунок вы придумали? ( Сердечко, яблоко, цветок) Показываю рисунок с цветами на экране. Объясните, как в этом цветке увидеть орфограмму?
6.На экране даны слова с уже имеющимися буквами. Распределите данные слова в два столбика, объясните их правописание в соответствии с таблицей. Выделите орфограмму.
Звериный, сонный, искусственный, серебряный, лекционный, стеклянный, лошадиный, лунный, старинный.
Озвучить орфограмму!
7. Проверка знаний - в рабочей тетради - взаимопроверка - меняются тетрадями (на экране)
Составьте словосочетания «прил.+ сущ.»:
(Величество) природа
(Дерево) дом
(Болезнь) состояние
(Чугун) рельсы
(Былина) герои
(Лёд) гора
(Станция) смотритель
На экране!(проверяем)
Величественная природа
Деревянный дом
Болезненное состояние
Чугунные рельсы
Былинные герои
Лёдяная гора
Станционный смотритель
Зад. Составьте устно простые предложения с данными с/с.
На экране! Дать характеристику данному предложению.
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою.
8. Работа с фразеологизмами. Я читаю значение фразеологизма, а вы должны найти соответствующие им по смыслу фразеологизмы. Объяснить в них написание суффиксов прилагательных.
Болтливый человек; последнее яркое проявление чьего-либо таланта; суета по пустякам, легкомысленный человек, о жилище, скопище общественно вредных, опасных людей.
Длинный язык, ветреный человек, лебединая песня, внутренний голос, мышиная возня, осиное гнездо.                  
                             
 В каких ситуациях можно употребить данные фразеологизмы? Кто из вас впервые узнал о некоторых фразеологических оборотах? 
                 

9. Буквенный диктант. (ЛИСТОЧКИ С ЦИФРАМИ)
Напишите в тетради в одну строку цифры от 1 до 10. Я буду вам читать слова на изученную орфограмму, но записывать их не надо, под каждой цифрой вы напишите только букву н, одну или две, в зависимости от того, сколько их в слове.
Оловянный, дровяной, муравьиный, торжественный, туманный, нефтяной, ветреный, старинный, песчаный, дивизионный.
Проверка: ( на экране)
1 нн2 н3 н4 нн5 нн6 н7 н8 нн9 н10 ннПоставь оценку (рефлексия) :
"5" - нет ошибок;
"4" - 1;2
"3" -3;4
больше 5 - "2".
10 Рефлексия! На экране
  Сегодня на уроке    я:
1) узнал, открыл для себя…
2) научился, смог…
3) могу похвалить себя и своих одноклассников за …
Домашнее задание: Упр. 277 (1,2 части)