Конспект урока по русскому языку на тему Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТУМСКАЯ СОШ № 46 КЛЕПИКОВСКИЙ РАЙОН
РЯЗАНСКАЯ ОБЛАСТЬ



Урок русского языка в 7 классе
на тему « Правописание - НН- и -Н- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов»
.

Учитель - Макарова Наталья Владимировна











2015-2016 г
УРОК - ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ « ПРИЧАСТИЕ».
Тема: Правописание – НН - и -Н- в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных.
Цель: отработка умения отличать причастия и прилагательные, образованные от глаголов; формирование навыка написания – Н - и – НН - в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных.
Задачи:
1.Образовательная: формирование практических умений использовать полученные знания по теме "Причастие" (умение находить причастия, образовывать причастия и прилагательные от глаголов, образовывать разные формы причастий, решать тестовые задания); закрепление навыков правильного написания причастий, расстановки знаков препинания при причастном обороте, общей орфографической и пунктуационной грамотности, пополнение словарного запаса школьников.
2.Развивающая: развитие у детей творческого воображения, пространственного мышления, внимания, памяти.
3.Воспитательная: воспитание интереса к изучению родного языка, выработка личных качеств: организованности, целеустремлённости, самоконтроля, воспитывать уважительное отношение к мнению других, собранность, чёткость действий в процессе работы.
Тип урока: урок – введение нового материала
4.Формы работы учащихся: парная, фронтальная, индивидуальная
5.Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор, интерактивная доска

Оборудование: экран, компьютер, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], индивидуальные карточки, учебник, толковый словарь
Структура урока:
I.  Орг.момент. ІІ. Проверка домашнего задания. ІІІ. Сообщение темы и целей урока. ІV. Активизация пройденного материала. V.  Обобщение теоретического материала. VІ. Тренировочные упражнения на умение различать причастия и отглагольные прилагательные. VІІ. Контроль полученных знаний. VIІІ. Домашнее  задание.
1.Орг.момент.
Учитель: Доброе утро. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Сегодня у нас необычный урок, поэтому я предлагаю начать его словами Е.Евтушенко:
Людей не интересных в мире нет,
Их судьбы как истории планет,
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.
Учитель: Я произношу эти слова и представляю каждого из вас интересного и неповторимого. Именно такими хочу видеть на каждом уроке, и сегодня не должно стать исключением.
Учитель:
-Ребята, о какой части речи В.И.Даль сказал: « Это  часть речи,   причастная глаголу в образе прилагательного» ( причастие).
Первый этап урока - проверка домашнего задания.
- Что вы узнали о причастии?
1. Игра. «Я знаю, что». Реплика начинается со слов «Я знаю, что(например, причастие - самостоятельная часть речи, которая обозначает признак по действию).  
( Я знаю, что называется причастием, что часть речи соединяет  признаки глагола и имени прилагательного, что такое причастный оборот, условия его обособления, знаю, как  образуются действительные и страдательные причастия, знаю, от чего зависит правописание суффиксов причастий, знаю, как различить  полную и краткую форму причастия).
Следующий этап урока - проверка практических знаний о причастии.
1. Задание. Найдите, запишите и определите тип причастия (действительное или страдательное) в четверостишиях из произведений С.А.Есенина:
1)С бугра высокого в синеющий залив
Упала смоль качающихся грив.
2) В затихшем озере с осокой
Бодаются его рога, -
И кажется, с тропы далекой –
Вода качает берега.
3) «За темной прядью перелесиц»
О край дождей и непогоды,
Кочующая тишина,
Ковригой хлебною над сводом
Надломлена твоя луна.
3.Объяснение нового материала.
Учитель:
-Ребята, скажите, вы любите путешествовать? Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по Стране Причастий. Давайте послушаем и посмотрим занимательную историю.
Лингвистическая сказка.
Автор: Жило-было  в стране Глаголия  Причастие.
Страдательное Причастие:
-Я Страдательное Причастие, обозначаю признак, который возник у предмета под действием другого предмета. По своему происхождению мне всегда приходится отвечать на вопросы.
Автор:
- Вроде бы все у него было: приставки входили в  основу слова, а если не было приставок, то уж зависимые слова в подчинении были всегда,  да и удвоенная Н в суффиксе придавала вес. Казалось, живи и радуйся. Да скучно стало Страдательному Причастию в Глаголии жить, решило отправиться в путешествие.
Страдательное Причастие:
-Сначала меня долгое время считали глаголом, так как я имею вид, время, но потом выяснилось, что я прилагательное, потому что изменяюсь по родам, числам и падежам. Так кто же я на самом деле: Глагол, Прилагательное или Отглагольное Прилагательное?
Автор:
-Тут  вспомнило Страдательное Причастие:
- Одним из моих родителей является Имя Прилагательное, и я хочу вернуться на свою историческую родину. А чтобы доказать свое родство, предоставлю свой паспорт, удостоверяющий личность. Ребята, помогите мне составить такой документ.
Задание. Составить паспорт.
Имя __________________________________________________
Родители______________________________________________
Постоянные признаки _____________________________________
_________________________________________________________
Непостоянные признаки____________________________________
Роль в предложении________________________________________
 Документ составлен (подпись)
Автор:
-Обратилось Страдательное причастие  к Прилагательным принять их, а они ей отвечают:
-Нет, не можем Вас принять. Хоть мы и родственники, но дальние, исторические. Вы вот, например, обозначаете непостоянный признак, а мы постоянный. У вас две буквы Н в суффиксе  пишутся, а у нас- то две, то одна»  
Автор:
-Взмолилось Страдательное Причастие:
Страдательное Причастие:
-Возьмите, пожалуйста, в Прилагательные. Хоть что за это отдам!
Автор:
-Задумалось Прилагательное и отвечает:
-Ну, раз от всего готово отказаться, то слушай наше условие: откажись от приставок в основе, от зависимых слов  и одной буквы Н в суффиксе. Только на этих условиях мы примем тебя в Прилагательные.
Автор: Подумало- подумало Страдательное Причастие и решило:
- Брошу все свое богатство и  переберусь в Прилагательные.
Автор:
-Но потому, как основа у них  осталась глагольная, то и называть их стали  Отглагольными Прилагательными.
Живут среди сородичей имен Прилагательных, радуются, но всегда помнят, что если только в основе слова появится приставка или зависимое слово встанет рядом, то выгонят Отглагольное Прилагательное назад в Причастие и вернут еще одну букву –Н- в суффикс. Так что положение у  Отглагольных Прилагательных  неустойчивое. Все время нужно держать ухо востро!
Учитель:
-Спасибо вам, ребята.
- О какой же тайне в правописании суффиксов имен прилагательных и причастий вы узнали? Как вы думаете, какой части речи посвящен наш урок? Почему вы так решили. Запись темы урока «Правописание –Н- ,-НН- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов
-Давайте обратимся к правилу-помощнику.
Выходит ПРАВИЛО - ПОМОЩНИК и говорит:
Пиши – НН-:
1. Если есть приставка, кроме – НЕ- - 2. Если причастие образовано от глагола совершенного вида (что сделать?) 3. Если у причастия есть зависимые слова. 4.Если слово оканчивается на –ованный-(-ёванный-).
Пиши – Н -:
1. Если нет приставки 2. Если нет зависимых слов. 3. Если слово образовано от глагола несовершенного вида.
Составление алгоритма. Давайте рассмотрим ступени алгоритма.
-Какой вывод мы из этого сделали?
4.Следующий этап работы. Закрепление изученной темы.
Задание. Образуйте от причастий отглагольные прилагательные:
Квашенная в бочке капуста, побеленный потолок, поглаженное белье, вырванный лист, жаренная в масле картошка, груженная  углем баржа.
Задание. Образуйте от глагольного прилагательного страдательные причастия.
Моченые яблоки, соленая рыба, раненая птица, кошеная трава, рваные башмаки, мороженое мясо.
- Молодцы, вы отлично справились с практической работой.
-У отглагольных прилагательных есть еще одна тайна-это слова – исключения. Вам, ребята, необходимо запомнить их и записать в словарь.
НЕВИДАННЫЙ, НЕСЛЫХАННЫЙ, НЕЖДАННЫЙ, НЕГАДАННЫЙ, НЕЧАЯННЫЙ, ЖЕЛАННЫЙ, ЖЕМАННЫЙ, СВЯЩЕННЫЙ, ЧВАННЫЙ . -Ребята, давайте обратимся к толковому словарю, о чем нам рассказывают слова -исключения.
Задание. Составить одно предложение со словом исключением и записать в тетрадь.
Практическая работа.
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Провести взаимопроверку. Составьте предложение с прилагательным званый.
Зва.н.ые гости, покраше.нный пол, краше.н.ые стены, белен..ая ограда, побеле..нные деревья, мороже.н.ая дичь, сушё..ные яблоки, пече.н.ый картофель, запечё..нная рыба, зажаре.нн.ая в сметане рыба, жаре.н.ые грибы, соле..ный сыр, засоле..нные грузди, кале..ные орехи, пута..ный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], запута..нные верёвки.
2. Работа с учебником (упр.119)
Прочитайте словосочетания. Распределите их в две колонки.
По какому принципу вы их разделите?
Какие словосочетания вы записали в первую колонку?
Какие словосочетания – во вторую?
Перед вами лежат листочки с предложениями.. Вставьте –Н - или –НН - .
Учащиеся на местах выполняют упражнение, вставляя пропущенные буквы. Проверяется степень усвоения темы, умение писать одну -Н- и две- НН-  в прилагательных и причастиях, различать эти части речи.
Сделаем вывод:
- Как отличить отглагольные прилагательные от причастий?
Но поскольку полные страдательные причастия иногда очень похожи на прилагательные, чтобы избежать ошибок, полезно помнить четыре условия, при которых пишется две буквы Н: 1) причастие имеет приставку ( кроме- НЕ-), например, ВЫСУШЕННЫЕ ГРИБЫ; 2) причастие образовалось от глагола совершенного вида, например, РЕШЕННАЯ ЗАДАЧА - от глагола РЕШИТЬ (что сделать? сов.вид); 3) причастие имеет зависимые слова, например, ВЫСУШЕННЫЕ (где?) В ПЕЧКЕ ГРИБЫ; 4) Причастие образовано от глагола с помощью суффиксов – ОВА- или -ЕВА-, например, ВЗВОЛН-ОВА-ННОЕ ЛИЦО. Если слово не имеет ни одного из этих признаков, то оно пишется с одним Н. Работа с текстом.
Посмотрите на экран. Сегодня на уроке мы познакомимся с репродукцией картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору».
Иван Иванович Шишкин - известный пейзажист, изобразивший в своих картинах красоту природы. Гениального художника, рисовавшего преимущественно сосновые, дубовые, самые мощные и самые высокие леса, современники называли богатырем русского леса.
Творчество художника, глубоко и преданно любившего русскую природу, было связано с любовью к лесу. Замечательные пейзажи, запечатлевшие виды елабужских окрестностей, продолжают и сейчас жить на полотнах живописца.
- Ребята, а сейчас внимательно рассмотрите репродукцию картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору» и напишите мини-сочинение, используя в качестве изобразительных средств языка страдательные причастия и отглагольные прилагательные.
Чтение учащимися сочинений.
Учитель: Вот и подходит наше путешествие к концу.
-Понравилось оно вам? Давайте дадим обещание не забывать эти замечательные слова – Причастия и грамотно использовать их. А они помогут нам украсить нашу речь.
V Подведем итоги:
Что узнали нового?
Чему научились?
Запишите домашнее задание.
Рефлексия.
В конце нашего путешествия мне хотелось бы узнать, что вы открыли для себя нового, чему научились, чем можете похвалиться ?
Домашнее задание.