Урок русского языка в 6 классе на тему «Буквы «о» и «е» после шипящих и «ц» в суффиксах, окончаниях существительных и прилагательных».


Урок русского языка в 6 классе на тему «Буквы «о» и «е» после шипящих и «ц» в суффиксах, окончаниях существительных и прилагательных».
Цель урока: показать учащимся условия выбора гласной «о» или «е» после шипящих и «ц» в суффиксах, окончаниях существительных и прилагательных, сравнить условие данного выбора с аналогичным правилом для имени существительного.
Задачи:
Обучающие: познакомить учащихся с условиями выбора гласных «о» и «е» после шипящих в суффиксах прилагательных и существительных;
Развивающие: научить правильно писать гласные «о» и «е» после шипящих и «ц» в суффиксах прилагательных и существительных; познакомить с правилами графического обозначения условия выбора правильного написания;
Воспитательные: воспитание внимательности и доброжелательности к одноклассникам, высокой культуры поведения, воспитание культуры речи.
Тип урока: комбинированный (урок изучения и закрепления нового материала).
Методы и формы работы: словарный, частично-поисковый, наглядный .Оборудование: учебник, дидактический материал.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие учителя и учеников. I. Слово учителя: При повторении правил орфографии особое внимание уделяется орфограмме о- е после шипящих. Шипящие требуют к себе особого внимания. Это объясняется их прошлым, шипящие в древнерусском языке были только мягкими. Спустя много времени некоторые из них отвердели [ж], [ш]. нельзя забывать еще и о том, что буквы ё (как и я) до 18 века совсем не было. Но было много других букв, которых нет сейчас.
Даже в начале 20 века в литературе можно было встретить такие образцы – жолтый, чорный. Но сегодня мы руководствуемся современными правилами орфографии. И об этой орфограмме будем говорить с точки зрения современных правил.
2. Сопутствующее повторение
Вопрос: О каких частях речи мы сегодня продолжим разговор? (чтение стихотворения)
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны,
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь! (Имя прилагательное и существительное)
3.Повторение пройденного материала. Актуализация знаний
Словарный диктант. Говорить неправду, ненастье, не счастье, а грусть, ключик, замочек, сыночек, словарик, грузчик, переводчик, каменщик, стекольщик. Орфографическая разминка. ( класс работает с сигнальными карточками, двое –у доски записывают слова). (Слайд.)
1) Как называется плод дуба? (жёлудь)
2) Цвет одуванчика? (желтый)
3) Предмет для чистки зубов? (щетка)
4) Тонкая веревка? (бечёвка)
5) Сильное потрясение, расстройство? ( шок)
6) Профессиональный наездник на скачках 9 жокей)7) Мастер по изготовлению ременной упряжи ( шорник)
8) Водитель автомобиля ( шофер)
Запись на доске (Слайд.)

Ё О
жёлудь шок
жёлтый жокей
щётка шорник
бечёвка шофер

Вывод: в корне после шипящих под ударением буква Ё, буква О только в словах исключениях. (Слайд № 6)
2.Карточки для индивидуальной работы.
Карточка №1
Выпишите имена существительные и разберите их морфологически.
Недоброе слово больней огня жжет.
Ласковым словом растопишь и камень.
Карточка №2
Составьте с данными существительными словосочетания, «прилагательное + существительное» и запишите. Выделите окончания прилагательных, определите род.
Мышь, тушь, яблоко, тополь, тюль, шампунь, повидло, полотенце, простыня, фамилия.
Карточка №3
Спишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму:
Быть храбрец..м, упрямц..м, мудрец..м, певц..м, скрипач..м, ленивц..м. Стать продавц..м, хлебопашц..м, трубач..м. Любоваться чиж..м, еж..м, дворц..м, ландыш..м.Новая тема
1.Работа по таблице в учебнике на странице 39, упражнение 134. Рассмотри таблицу. Ответь на вопросы.
1.В каких случаях после шипящих и ц в суффиксах существительных и прилагательных пишется буква о? А в каких –буква Ё?
1.В каких случаях после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных пишется буква о? А в каких –буква Ё?
о ё
Под ударением Без ударения
в суффиксах в окончаниях в суффиксах в окончаниях
Систематизация нового материала.
Дифференцированная работа в группах: сильная группа получает творческую работу, остальные работают с текстом.
Карточка № 1(для творческой работы). Выделить суффиксы в данных словах. Используя эти слова, придумайте и запишите сказку "Забавные приключения весёлой девчонки".
Горшочек, мешочек, дружочек, кружочек, пучочек, сучочек, девчонка, рубашонка, грачонок, мышонок.
Карточка №2 . Вставить пропущенные буквы; расставить пропущенные знаки препинания во втором и четвертом предложениях; выписать слова на изучаемую орфограмму в два столбика.
1) Принес старич..к комоч..к снегу в избу, положил в небольшой горшоч..к, накрыл веточкой и поставил на окошко. 2) Взошло солнышко пригрело горшоч..к и снег стал таять. 3) Вот слышат старики -пищит что-то в горшочке. 4) Глядь, лежит девч..ночка, беленькая, как снеж..к, кругленькая как комок, и говорит им Я девочка снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена.
(Сначала проверяется работа по карточке №1)
Задание №1: а) заполните таблицу «Гласные после шипящих и ц», расставляя ударение, вставляя пропущенные буквы и распределяя слова по колонкам: 1) гласные в корне; 2) в суффиксе; 3) в окончании; б) определите частеречную принадлежность слов с пропущенными буквами и выделите морфему с пропущенной буквой:
Лучш… учениц…й,  ж…сткого человека,  больш… тучей,  тихий ш…рох; мелкая реч…нка;  грядка огурц…в;  кумач…вый флаг;  точный расч…т;  свинц…вое небо;  ситц…вый платок;  гибким камыш…м;  смелая девч…нка;  дело отц…в;  ч…рствый хлеб;  неуклюжий медвеж…нок;  спелый кры ж…вник; маленькая руч…нка;  тяж…лый груз.
Задание№2 : найдите ошибки в словах; напишите верные варианты, выделите суффиксы прилагательных и окончания существительных:
 Камышевые заросли;  кумачовым ситцом;  в хорошем настроении;  отцевским плащем;  холщевой мешок;  ситцовое платье;  пунцевая щочка;  плюшовый медвеженок;  свинцевым днищем;  грошевым багажом. Задание №3: из данных слов составьте словосочетания «прилагательное + существительное»; в прилагательных выделите суффиксы:
Бумага, глянец; рубаха, из, холст;  заросли, из, камыш;  капли, ландыш;  ключ, вода;  занавеска, из, ситец;  компот, из, алыча. 4.Работа с текстом. Текст на экране и на партах. (Слайд)
Тяжело идти по лесу с поклаж..й. Начинается мелкий дождь. Вы накрылись плащ..м. Где разбить лагерь? Каждое деревце предлагает свой кров. Но в грозу опасно находиться под деревом. Надо построить шалаш. У вас нет времени возиться с большим шалаш..м? Тогда возьмите больш..й кол и привяжите его к разветвлению дерева. К колу привяжите палки, а на палки кладите черепицей еловые или сосновые ветки. Шалаш на скорую руку готов.
1) Определите тему, основную мысль, стиль текста; тип речи.
2) Объясните значение выражения "на скорую руку".
4. Работа по учебнику. Упражнение № 135. Списать , вставляя пропущенные буквы. Прокомментируй орфограмму №18.
5. Работа по учебнику. Упражнение № 142: Поэтическая пятиминутка. Спиши , вставляя , где нужно, пропущенные буквы
5.Стадия рефлексии. Подведение итогов и выставление оценок за работу на уроке
Чему сегодня научились на уроке?
Что помогало?
Что показалось интересным?
6. Домашнее задание: Выучить правило .стр 39. Составить словарный диктант «Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных», упр. 139