Урок по литературному чтению для 2 класса по теме «Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки»


Тема: ПРОИЗВЕДЕНИЯ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ОБ ОСЕНИ. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Цель: познакомить учащихся с произведениями устного народного творчества; учить дополнять рассказ средствами художественной выразительности
Планируемые результаты:
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; овладение приемами понимания прочитанного; составление совместно рассказа по теме
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия в соответствии с поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками
Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; проявляют интерес к составлению рассказа
Ход урока
I. Мотивация к деятельности
II. Речевая разминка
На фоне музыки П.И. Чайковского «Времена года» учитель читает стихи (на доске)
Скинуло кафтан зеленый лето,
Отсвистели жаворонки всласть.
Осень, в шубу желтую одета,
По лесам с метелками прошлась.
Раструбили журавли по рощам,
Будто осень замуж собралась.
Верба платье в озере полощет.
Лисью шапку примеряет вяз. Д. Кедрин— Прочитаем стихотворение все вместе в медленном темпе.
— Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении?
— Прочитаем с интонацией удивления, с интонацией восхищения.
— А сейчас прочитаем выразительно.
Работа со средствами выразительности
Для того чтобы передать свои чувства, авторы используют различные приемы: олицетворение, метафоры, эпитеты.
Олицетворение — представление в образе живого существа неодущевленного предмета.
Метафора — оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения.
Эпитет — образное, художественное определение (например, постоянные эпитеты: синее море, златые кудри).III.Самоопределение к деятельности
— Прочитайте текст, определите его жанр. {Это пословица.)В осеннее ненастье семь погод на дворе:
сеет, веет, кружит, рвет, сверху льет, а снизу метет.
— Прочитайте пословицу жужжащим способом. Как вы ее понимаете?
IV. Работа по теме урока. Работа над пословицами и поговорками
— Какие еще пословицы и поговорки об осени вы знаете? (Ответы детей.)
— Прочитаем их на с. 32 учебника. (Дети читают и объясняют их смысл.)
Холоден сентябрь, да сыт.
В ноябре зима с осенью борется.
В сентябре одна ягода, и та горькая рябина.
Какие народные приметы вы знаете? (Ответы детей)
Дополнительно
Много паутины на бабье лето — к ясной осени и холодной зиме. Осенний иней — к сухой и солнечной погоде, к ведру, к теплу. Белки делают большой запас орехов — жди холодной зимы. В лесу много рябины — осень будет дождливая, мало — сухая. Орехов много, грибов мало — зима будет снежная и суровая. Поздний листопад — к суровой и продолжительной зиме. Домашняя птица прячет голову под крыло — к холоду. Появились комары поздней осенью — к мягкой зиме. Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется. Гром в сентябре предвещает теплую осень. Раннее опадание листвы — к ранней зиме. Птица на крышу садится — к непогоде. Облака редкие — будет ясно и холодно. Теплая осень — к долгой зиме.
VI. Продолжение работы по теме урока
А сейчас мы будем учиться писать рассказ об осени. В этом нам помогут изученные произведения.
— Откройте творческие тетради на с. 17. Как будет называться наш рассказ? {«Краски осеннего леса».)— Прочитайте текст, вставьте нужные слова по теме. Справиться с заданием вам поможет рубрика «Словарная коробочка».
— Проверим, что у вас получилось. Прочитайте ваши рассказы.
VII. Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
— Что вам удалось?
VIII. Домашнее задание Найти другие пословицы и поговорки об осени, запомнить их. Приготовить их объяснение.
Составление рассказа по аналогии
— Любите ли вы всей семьей ходить на прогулку в лес или парк?
— Понаблюдайте за осенней природой и составьте свой рассказ. Озаглавьте его. Не забывайте использовать образные слова. Запишите его на с. 18 творческой тетради.
IX. Подведение итогов урока
— Какие произведения мы сегодня читали?
— Кто их автор? {Народ.)• На сегодняшнем уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...