«ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА Ф.И. ТЮТЧЕВА («ДЕНИСЬЕВСКИЙ ЦИКЛ»)» урок анализа поэтического текста.


Тема урока: «ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА Ф.И. ТЮТЧЕВА («ДЕНИСЬЕВСКИЙ ЦИКЛ»)» урок анализа поэтического текста.
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями любовной лирики Ф.И. Тютчева.
Задачи:
образовательные: учить выделять художественные особенности стихотворений Денисьевского цикла, анализировать стихотворения о любви;
развивающие: развивать навык выразительного чтения, мышление, умение чувствовать, понимать авторский замысел;воспитательные: воспитывать интерес к художественному слову, к поэзии.Оборудование: презентация, интерактивная доска, ПК, раздаточный материал, тексты стихотворений Ф.И. Тютчева.
Подготовка к уроку:
1) учащиеся должны подготовить сообщение «Любовь в жизни Ф.И. Тютчева»;
2) учащийся готовит чтение наизусть стихотворения «Не говори: меня он как и прежде любит…».
Ход урока
Орг. момент.
Вводная беседа.
На прошлом уроке мы с вами познакомились с фактами из жизни и творчества Ф.И. Тютчева, с особенностями его пейзажной лирики.
- В чём же особенности биографии Тютчева? (Необычайная одарённость и ранняя карьера чиновника, длительное нахождение вдали от родины, знакомство и общение с выдающимися представителями русской и европейской культуры и т.д.).
У Ф.И. Тютчева не только интересная судьба, но и необычайно красивая поэзия.
- Назовите основные темы лирики Тютчева?
(Основными темами творчества Тютчева являются природа, любовь, философские размышления о тайнах бытия – то есть темы вечные, не ограниченные той или иной эпохой).
III. Сообщение темы.
Любовь в понимании Тютчева – самое большое потрясение в жизни человека. Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и одухотворенности всего миропорядка. Поэт отстаивает право каждого на это чувство и показывает, насколько оно лично:
    Любима ты, и так, как ты –     Нет, никому еще не удавалось!    О господи!.. и это пережить…    И сердце на клочки не разорвалось
Ребята, о какой теме мы будем говорить? (о любви)
Одной из центральных в зрелой лирике Тютчева стала тема любви. Сегодня на уроке мы с вами коснёмся особенностей любовной лирики Тютчева, а также стихотворений, принадлежащих Денисьевскому циклу. Постараемся ощутить ту любовь, которая согревала поэта в жизни, а может быть, приносила ему страдания, тоску.
IV. Изучение нового.
Начать изучение этой трепетной темы мне хотелось бы строками из стихотворения «Предопределение», которые будут эпиграфом к сегодняшнему уроку.
Любовь, любовь – гласит преданье –
Союз души с душой родной –
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье
И… поединок роковой…
(«Предопределение»)
- Как вы думаете, почему именно эти слова были выбраны мной?
В процессе урока попробуем ответить на этот вопрос более точно.
- Откройте свои тетради и запишите тему и эпиграф сегодняшнего урока.
- Любовная лирика отразила личную жизнь Ф.И. Тютчева, полную страстей, трагедий, разочарований, но всё-таки узкобиографического в его стихах меньше всего, хотя литературе почти всегда известны имена вдохновительниц поэта.
Более подробно нам об этом расскажет… (сообщение «Любовь в жизни Ф.И. Тютчева» рассказ сопровождается спрезентацией) 
В Денисьевский цикл вошли такие шедевры любовной лирики «Пошли, Господь, свою отраду» (1850), «Я очи знал,- о, эти очи!» (1850-1852), «Не говори: меня он, как и прежде любит…» (1850-1851), «Чему молилась ты с любовью…» (1850-1851), «О, как убийственно мы любим» (1851), «Последняя любовь» (1852-1854) и др.
Цикл стихотворений представляет как бы лирическую повесть о любви, пережитой поэтом «на склоне лет», о любви к Елене Александровне Денисьевой. Их «беззаконные» в глазах общества отношения продолжались в течение 14 лет. «Последняя любовь» поэта внесла немало сложного и противоречивого в отношения с женой Эрнестиной Федоровной и послужила причиной тягостного для обеих сторон расхождения.
К сегодняшнему уроку вы должны были подготовить рассказ о любви Ф.И.Тютчева и Е.А.Денисьевой.
1 ученик
Дважды состоял Тютчев в законном браке. Третий брак был незаконным и длился на протяжении четырнадцати лет (1850-1864) до самой смерти Елены Александровны Денисьевой. У Тютчева и Денисьевой было трое детей, записанных под фамилией Тютчева, что неснимало с них незаконнорожденности, и отцовы права не распространялись на них и не давали им никаких привилегий. Ситуация, в которой оказались Денисьева и Тютчев, трагична. Она очутилась в фальшивом положении: мать троих детей, возлюбленная поэта, незаконная жена, «свет» ее не принял и отверг, от нее отрекся родной отец, тетка- инспектриса Смольного института из-за нее вынуждена была оставить институт. Беззаветная любовь к поэту сделала Елену Александровну вспыльчивой, экзальтированной, болезненной. Тютчев оставался в семье, в петербургских салонах, хотя трагически ощущал свою отдаленность от возлюбленной, «свое двойное бытие». Он находился в страшном раздвоении, «в котором жить нам суждено». Поэт сознавал себя виновным и перед женой, и перед Денисьевой за то, что не мог отвечать им с той же полнотой и безраздельностью чувства, с каким они относились к нему.
2 ученик
Он - поэт-философ, поэт-космист, поэт Любви и Нежности, Страдания и Счастья. После смерти его первой жены на жизненном небосклоне поэта засверкали две звезды, одинаковые по силе и неизбывности своего чувства, высоте женского самопожертвования и великого всепрощения. Два ангела, сохраняющие его жизнь и творчество: Эрнестина Тютчева и Елена Денисьева - Нести и Леля. О Елене Александровне Денисьевой, последней, пылкой, тайной и мучительной любви Ф. И. Тютчева, поэта и блистательного остроумца - дипломата, которого часто впролголоса - не решались громко, - слишком рассеянно относился Федор Иванович к своему великолепному Дару, - называли "наследником пушкинских традиций" , неизвестно почти ничего.. и известно слишком много!
3 ученик
Она - адресат более пятнадцати его стихотворений, ставших самыми драгоценными шедеврами русской лирики второй половины девятнадцатого столетия. Это - очень много для Женщины, которая беззаветно любила. И - слишком мало для сердца, которое надорвало себя этой Любовью. Вот уже почти двести лет мы читаем строки, посвященные ей, восторгаемся мучительной и жгучей силой чувства к ней Тютчева, вообще - то, человека очень скрытного и презирающего всякую "сентиментальную чепуху". С Лелей он познакомился в 1850 году, она училась в Смольном институте с дочерьми Тютчева. Всей душой они полюбили друг друга и 14 лет открыто были связаны узами гражданского брака и тремя детьми. Сложность ситуации состояла в том, что Тютчев по-прежнему любил свою вторую жену Эрнестину, семью. “Как захваченный водоворотом, Тютчев бесцельно метался…” - пишет о периоде “последней любви” поэта к Е.А.Денисьевой их сын Ф.Ф.Тютчев. В глазах петербургского общества их открытая связь была вызывающе скандальной, причем вся тяжесть осуждения пала на плечи Денисьевой. Под влиянием двусмысленного положения в свете в Елене Александровне развились раздражительность и вспыльчивость. Все это ускорило ход ее болезни (чахотка) и в 1864 году она умирает. И когда поэт потерял ту, которую так безумно и страстно любил, он потерял все.
Прожитая поэтом драма запечатлелась в денисьевском цикле (1850-1864), одном из вершинных достижений любовно-психологической лирики в русской и мировой литературе. Любимая предстает не как “неземное создание”, а как человек, которому присуще все человеческое: не только возвышенные чувства, но и ошибки, слабости, противоречия, страсть. Стихи пронизаны мукой и болью, тоской и отчаянием. Стихи этого цикла звучат как исповедь.
Почему урок «о Денисьевском цикле» мы начинаем с рассказа о взаимоотношениях поэта и Елены Александровны?
«Денисьевский цикл» - это результат личных переживаний поэта. Мы не сможем понять стихотворения, не зная истории любви Федора Ивановича и Елены Александровны.
- Дома вы читали стихотворения этого цикла, а теперь узнали о той, которая вдохновила Тютчева на их создание.
Давайте вслушаемся в строки стихотворений Ф.И. Тютчева. Постараемся определить своеобразие стихов Денисьевского цикла.
На доске записаны слова, которые вы можете использовать при определении художественных особенностей стихотворений: исповедальный, страстный, трагедия, стихийная страсть, горечь, угасает, тает, измученная душа, мгновение любовных отношений, психологический драматизм, внутренний монолог, трепетное чувство, блаженство, безысходность, душевное напряжение, умиротворение, успокоение, дисгармония, роковой поединок Чтение и анализ стихотворений.
1 группа
Стихотворение «О, как убийственно мы любим...»
- О чем это стихотворение?
- О том, что любовь может быть гибелью, «судьбы ужасным приговором», обрекать любящих на страдания.
- Как бы вы определили звучание стихотворения?
- Оно печально, даже трагично.
- Что делает это произведение трагичным?
- Трагизм ощущается уже в первой строфе, в словах: Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей. Любимая была радостна и цветуща: «розы ланит», «улыбка уст и блеск очей», «волшебный взор и речи», «смех младенчески живой». Но все было недолговечно, «как северное лето», как «мимолетный гость»: Все опалили, выжгли слезы Горячей влагою своей.
- В чем причина такой перемены в героине?
- Ей пришлось отречься во имя любви от всего, что было мило сердцу: Жизнь отреченья, жизнь страданья. Ее осудили люди, хотя вряд ли они имели на это право: Толпа, нахлынув, в грязь втоптала То, что в душе ее цвело.
- Что стало с ней?
- Героине удалось сберечь только Боль, злую боль ожесточенья, Боль без отрады и без слез!
- Понимает ли поэт, какую боль он причинил любимой, или он просто гордится победой?
- Он понимает, что такая любовь -«ужасный приговор судьбы», незаслужен- ный позор. Эта любовь - гибель: ... в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!..
Истязательный самодопрос, истязующий самоотчет. Последняя строфа - словно судорожная вытяжка из своеобразного мучительного диалога между любящим убийцей и его жертвой…
В этом стихотворении “мы” расщепляется на “я” и “ты”; к тому “я”, бывшему, поэт обращается сейчас на “ты”. Получается, что былое тогдашнего “я” начальных дней любви предстает сейчас перед поэтом как чуждое ему “ты” врага и убийцы, на которое он смотрит сейчас с ужасом. Вместе с тем “ты” в обращении к любимой сменилось в стихотворении местоимением “она”: осознавший себя убийцей любимой, поэт словно не решается назвать ее на “ты” и объективирует ее как жертву былого торжествовавшего “я”.
Этот пронзительный диалог между “я” нынешним и “я” тогдашним глубоко драматичен, ибо он ведется как бы через голову любимой и обращен он к ней. А между с тем напряженность самодопроса с пристрастием теперешнего “я” с прошлым”я” становится все сильнее по мере того, как непосредственное “ты” в обращении к любимой все судорожнее сменяется заменой “ты” - на “ее”.
“Она”, “ты”, любимая - неотступно присутствуют при самопытке поэта, все больше растравляя его боль. Именно потому, что “ты” - “она” все врем перед ним, тропы сплошь пронизаны риторическими и восклицательными интонациями.
Обобщающее называние ее боли - в предпоследней строфе. К сказанному добавим еще, что это обобщающее называние “ее” мук и придает особую эмоциональную завершенность повтору…и такое звучание конечного повтора объясняется прежде тем, что предшествующее ему называние наших с тобой, любимая, мук особенно выделяет “ее” муки и представляет особое углубление в ее внутренний мир. Любовь - убийство как определительный мотив стихотворения, предопределяющий указанные слова “убийственно”. Поэт стремится отказаться от узко субъективной точки зрения на любимую, хочет раскрыть мир чувств, ее личность, проникнуть в духовный мир женщины через сравнение её с природой.
2 группа
Глубочайшим лиризмом отличается стихотворение «Последняя любовь», которое было написано в 1852-1854 г.г.
- Послушайте это стихотворение, постарайтесь ощутить те чувства, которыми оно наполнено.
- Прочитайте ещё раз про себя, чтобы лучше осознать, понять смысл стихотворения.
- Какова тема данного стихотворения?
Это стихотворение о любви, а если быть точнее, то о последней любви на склоне лет.
- Каким чувством проникнуто?
- Какая любовь в этом стихотворении?
В этом стихотворении последняя любовь предстаёт и как блаженство, и как безнадежность; оно звучит как исповедь поэта, как грустный романс, посвящённый позднему, но оттого особенно трепетному чувству.
- Можем ли выделить в этом стихотворении смысловые части?
Это лирическое стихотворение, во всех строфах которого с помощью разных поэтических образов перед читателем предстаёт последняя любовь, наполненная сильными чувствами.
- Каким предстаёт лирический герой?

-влюблённый человек, в зрелом возрасте, прошедший половину жизненного пути, испытывающий нежность
- Какие слова в стихотворении указывают на данную характеристику? 
Поэт использует метафоры («Полнеба обхватила тень…», «скудеет в жилах кровь…»), которые помогают почувствовать, что половина жизненного пути уже пройдена, отчего ощущается тоска, грусть, печаль. Но эти чувства не преобладают в стихотворении. Обращаясь к последней любви, лирический герой с лёгкой горечью и одновременно с радостью приветствует её. В первой строфе звучит исповедальное признание лирического героя в нежности чувства и страхе перед утратой («…на склоне наших лет/ Нежней мы любим и суеверней…»).
Лирический герой не просто испытывает чувство влюблённости, а действительно горячо, трепетно любит и тем сильнее оттого, что эта любовь последняя.
- Какие поэтические образы, выражения помогают почувствовать эту последнюю любовь? (Что указывает на то, что любовь последняя?) 
Метафоры: «Лишь там, на западе, бродит сиянье…», «прощальный свет», «вечерняя заря» - это своеобразная метафора, которую поэт избирает для передачи этого позднего, но сильного чувства; «заря вечерняя» - источник особого, интенсивного света. И оттого в 1-ой строфе об этом свете говорится трижды, применяя повтор и обращение: «Сияй, сияй, прощальный свет…». Этот мотив подхвачен во 2-ой строфе: «Лишь там, на западе, бродит сиянье…».
Но в этом стихотворении ощущается контраст: рядом со светом уживается тень, охватившая полнеба. Эпитет «вечерний день» тоже очень контрастен: с одной стороны – это вечер(закат жизни), с другой – день (то светлое чувство, возникшее на склоне лет). И снова звучат повторы мольбы: «Помедли, помедли, вечерний день,/ Продлись, продлись, очарованье…»
А в 3-ей строфе вновь мотив нежности, прозвучавший в начальном четверостишии, уверяя, что «в сердце не скудеет нежность».
В стихотворении не просто упоминаются эти знаменательные слова: оно этой нежностью, как и музыкой пронизано, покоряя чуткого читателя.
В финале жизни последняя любовь действительно может согреть любого человека.
- Что последняя любовь несёт в жизнь человека?
- С каким чувством она сопряжена?
Последняя любовь несёт нежность, блаженство, чем старше становится человек, тем трепетнее это чувство, но наряду с этими чувствами, последняя любовь – это ещё и безнадежность. Вновь мы видим противоречивость чувств, переживаний лирического героя.
- Обратите внимание на ритмический рисунок этого стихотворения. В чём его необычность?
Ритм стихотворения «неправильный», смещённый.
1 строка – ямб – подчёркнуто правильный, мужская рифма;
2 строка начинается ямбом, но затем появляется «лишний слог» - союз «и», рифма женская;
В 3 строке размер строго выдержан, а в 4-ой вновь «сбит», но очень аккуратно.
- Для чего нужен сбой? Что помогает ощутить?
Ритмический рисунок связан сообразным строем стихотворения, построенном на контрастах, что говорит о напряжённых переживаниях лирического героя.
Сбои повторяются и в 2-ух последних четверостишиях. (аналогично 1 строфе разбираем остальные)
- Что чувствуется здесь (во 2 строфе)?
Нарастает чувство тревоги, душевное напряжение, мольба.
В 3 строфе успокаивается сердце – выравнивается и ритм. Лишь напоследок – краткий вздох.
- Что ещё в стихотворении помогает передать переживания героя?
Синтаксический строй стихотворения, пунктуация.
Наличие многоточий, которые совпадают со сбоями в ритме, создаёт впечатление незаконченности мыслей; раздумья, размышления предстают перед нами.! – эмоциональный всплеск, душевный крик.
! – в конце стихотворения ещё раз указывает на успокоение, умиротворение в сердце лирического героя, и лишь женская рифма и «сбой» в ритмическом рисунке создаёт впечатление последнего вздоха.
- Изменилось ли ваше восприятие этого стихотворения?
Последняя любовь – это «и блаженство, и безнадежность», и напряжённое чувство, которое тем нежнее, трепетнее, ценнее, чем позднее оно приходит. «О, как на склоне наших лет/ Нежней мы любим и суеверней…»
3 группа
- Мне бы хотелось остановиться ещё на одном стихотворении денисьевского цикла «Не говори: меня он как и прежде любит…»
Послушайте его и подумайте, почему именно это стихотворение мне бы хотелось вам предложить.
- Почему же, по вашему мнению, я остановилась именно на этом стихотворении? Чем оно отличается от предыдущего?
- Чей голос мы слышим?
Двенадцать строк этой лирической пьесы представляют собой монолог, произнесённый женщиной.
- Какой предстаёт перед нами лирическая героиня?
- Какое чувство она переживает?
Тютчеву в такой степени удалось почувствовать психологическое состояние возлюбленной, ранимой и раненной светской толпой, ворвавшейся в её интимную жизнь, что мы оказываемся поражёнными подлинностью и достоверностью признаний лирической героини, сетований, восклицаний.
Вся её речь соткана из очевидных противоречий. Она и увлечена, и уязвлена; она страстно любит и одновременно страдает; живёт и в то же время не живёт…
- Какие образы и выражения помогают ощутить её внутренние переживания?
 
Обилие многочленов («То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя…») показывает, как нервна и лихорадочна, даже несколько сумбурна исповедь героини, которая стонет, задыхается, ей видится в руке возлюбленного нож убийцы, который, благодаря олицетворению («нож дрожит»), кажется действительно правдоподобным, настоящим.В этом стихотворении мало изобразительно-выразительных средств, что приближает стихотворение к быту, к трагической ситуации. Даже эпитеты: «жизнь горька», «лютый враг» - создают ощущение безысходности, горечи страдания, которыми наполнена жизнь лирической героини. Слова, используемые для исповеди страдающей героини, понятны любой женщине, оказавшейся в подобной ситуации.
- Передаёт ли ритмический рисунок стихотворения всё то, о чём сейчас сказали?
Нет, т.к. во всех строфах используется двусложный размер – ямб, чередование мужской и женской рифмы при перекрёстной рифмовке.
- Тогда с помощью чего же передаётся сумбурность, горечь мыслей, переживаний героини?
С помощью знаков препинания. Во всех строфах стихотворения присутствуют многоточия, которые делают исповедь героини прерывистой сбивчивой;
! – выражение наивысшего напряжения чувств. А вот то, что в последней строке стихотворения стоит точка, создаёт ощущение безысходности, как будто героиня сама выносит себе приговор.
- Только ли состояние лирической героини ощущается в этом стихотворении?
Вопрос ко всем
Этот монолог – это и покаяние героя, достигшее предельного самобичевания. Такое умение наложить одну исповедь на другую обнаруживает в Тютчеве великого психолога и мастера-лирика, сумевшего жизненную катастрофу и разнородные излияния героев уложить в 3 строфы монолога.
- Действительно ли страдания героев так велики, что нет возможности жить?
- Какое чувство придаёт им силы? Какое оно?
Герои прежде всего любят, и это чувство настолько сильно, что несмотря на все жизненные невзгоды, они не могут жить друг без друга. Любовь в этом стихотворении страстная, взаимная, но в то же время трагичная, создающая дисгармонию, она предстаёт как «поединок роковой».
V.  Итог урока. 
(Читаю вновь эпиграф)
- Как вы думаете, почему же именно эти слова являются эпиграфом?
Любовь у Тютчева – это действительно союз родных душ, их сочетанье, но в ней очень часто любящие люди не только не могут жить друг без друга, но и вступают в «поединок роковой», в котором один из них сгорает.
И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет, наконец…
VI Рефлексия
Напишите стихотворение синквейн, что такое любовь (Ведь мы сегодня на уроке говорили о любви)
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Любовь.
Сказочная, фантастическая.
Приходит, окрыляет, убегает.
Удержать ее умеют единицы.
Мечта.
Любовь.Вечная, неразделенная.Чувствовать, обожать, думать.Встречается редко и мыслит сердцем.Чувство.
Любовь.Возвышенная, божественная.Восхвалять, радовать, дарить.Помочь любому может спастись.Дар.
Любовь.Безответная, горькая.Ранит, убивает, не щадит.Горе великое несет.Боль.
На сердечках напишите ответ на вопрос:
Что лично тебе дало изучение этой темы?