Воспитательное мероприятие на тему Вечные ценности человечества


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СУДОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
«ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
Разработали:
Филоненко Е.А.
Попова Р.В.
Дата: 3 июня 2016 года

Керчь, 2016

Воспитательное мероприятие «Вечные ценности человечества»
Цель: создание условий для осознания студентами общечеловеческих ценностей, формирование ответственного отношения к собственной жизни.
Задачи:
• познакомить студентов с понятием «общечеловеческие ценности», системой духовных ценностей и развивать способности реализовывать их в практической деятельности;
• способствовать пониманию отличий между ценой материальных предметов и значением духовных жизненных ценностей;
• развивать духовно-нравственные качества студентов через представления о собственной ценности и праве на выбор своего жизненного пути;
• формировать умение осознанно выбирать важнейшие жизненные ценности; воспитывать патриотические чувства.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, кроссворд.
Эпиграф: Без ценностей человек уносится потоком,
как дерево в бушующих водах моря
(отец Винсент Думинуко, итальянский философ)
Ход кураторского часа
I. Организационный момент.
Куратор: - Здравствуйте! Наш кураторский час называется «Вечные ценности человечества». Сегодня мы поговорим о ценностях человеческой жизни, о вечных ценностях человечества. Хотелось бы, чтобы вы задались вопросом: «Что же это за ценности?», задумались о важности правильного выбора жизненных ценностей, чтобы каждый спросил себя: «А какие у меня жизненные ценности? Что мне помогает не просто проживать жизнь, а проживать жизнь достойную?»
В жизни по-разному можно жить,
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнажённою солнце достать
И подарить его людям.

Как вы думаете? О чем это стихотворение Сергея Острового?
Да, вы правы, так оно и есть. Мы каждый день и каждую минуту делаем выбор, каким быть: честным или лживым, смелым или трусливым, ленивым или трудолюбивым? И что мы выберем, то и пожнем.
Что же помогает нам сделать выбор? Конечно, наш характер и наше мировоззрение, которое, в свою очередь, и складывается из наших с вами жизненных ценностей.
(Слайд 3)
Обратите внимание на эпиграф: «Без ценностей человек уносится потоком, как дерево в бушующих водах моря» (отец Винсент Думинуко, итальянский философ).
Эвристическая беседа.
- Что такое ценность? (Ценность - это важность и значимость чего-либо).
- О каких ценностях может идти речь в словах из эпиграфа?
- Что в жизни может быть ценного?
II. Основное содержание.
1. Работа над понятиями цена и ценность.
Куратор: Я часто спрашиваю себя: что же мы больше всего ценим в жизни? Деньги? Но ведь придет время, когда никакие капиталы не будут нужны. Связи? Но ведь не бывает ничего вечного. Работу? Но зачем же нужна работа, если работать вам не для кого. Что же тогда мы ценим? И вообще чем различаются понятия цена и ценность?
(Слайды 4-5)
ЦЕНА ЦЕННОСТЬ
Это материальные предметы (шуба, машина).
Большинство – это духовные предметы, или материальные предметы, имеющие ценность для человека или общества (воспоминания, произведения искусства, фотографии, письма и др.). Существует независимо от человека. Существует в отношении человека к чему-либо. Исчерпаема (стареет вещь – цена снижается). Неисчерпаема, не стареет, не
сгорает, не тонет. При обмене цена сохраняет себя (обмен яблоками – у каждого будет по яблоку).
При обмене ценность увеличивается (обмен идеями - у каждого будет по две идеи).
Цена всегда заменима
(товар – товар).
Ценность незаменима Цена подвергается захвату и насилию.
Её нельзя захватить. Человек может умереть, но ценности остаются в памяти.
Вывод: Создавая ценности мы все равно отправимся в мир цены: купить краску, кисточку, если ценна картина, или пленку, фотобумагу, если – фотографии близких. Отправившись в мир цены надо не забыть вернуться в мир ценностей. В мире цены счастлив не будешь. Роскошь развращает.
Игра «Купи-продай» (Слайды 6-7)
Цель: определить, что имеет ценность, а что – цену.
Условия игры: игра в парах, задача одного – уговорить продать вещь. Другой должен как можно дольше сопротивляться, выдвигая веские аргументы.
Названия вещей: печатная машинка дедушки, бутерброд с красной икрой, кошка, живущая в доме 10 лет, старое военное фото бабушки и дедушки, медали деда-фронтовика, норковая шуба, 1кг конфет «Белочка».

Вывод: Не всё можно купить за деньги, есть ценности, которые не продаются.
Классификация ценностей.
Куратор: Все, что для человека является дорогим, жизненно важным, что определяет его отношение к действительности, принято называть ценностями. (Слайд 8)
(Слайд 9)
Социологи предлагают такую классификацию ценностей:
• витальные ценности: жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни,
уровень потребления, экологическая безопасность;
• экономические ценности: наличие равных условий для производителя и благоприятных условий для потребителя в сфере товаров и услуг;
• социальные ценности: социальное положение, трудолюбие, семья,
достаток, равенство полов, личная независимость, способность к достижениям, терпимость;
• политические ценности: патриотизм, гражданская активность,
легитимность, гражданские свободы, гражданский мир.
Ценности бывают разные: материальные и духовные, мнимые и истинные, терминальные и инструментальные, нравственные и этические и др. Есть ещё ценности общественные, принятые в обществе как общая норма, есть ценности групповые (ценности старшего поколения отличаются от ценностей подростков), есть семейные ценности и есть ценности личные - лично мои и лично твои. Ценности есть у всех людей, но ценности "Бери от жизни все", пиво и компьютерные игры редко кто отнесет к высоким ценностям.
(Слайд 10).
Есть мнимые и истинные ценности жизни.
Истинные ценности - это те качества, стремление к которым никогда не иссякает в людях, которые делают счастливым не отдельно взятого человека, а всех, кто его окружает. Это доброта, мудрость, истина, красота, любовь к людям и природе. В то же время существуют мнимые ценности, те, которых сейчас может быть очень много, а через минуту от них не останется и следа. Это деньги, власть, плотские чувства.
Есть мнение: все, что связано с насущными потребностями, таким как еда, питье, благоустроенная квартира, материальный достаток – не заслуживает внимания, это не столь важно.
- Вы согласны с этим? Помогают нам эти ценности или мешают? - - Одинаковы ли наши ценности?
Выводы: ценности у каждого свои, уникальные и неповторимые. Их может быть много. Ценности бывают связаны с насущными потребностями.
Различия между духовными и материальными ценностями и осознание их значимости.
(Слайд 11)
Куратор: Духовные ценности - это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но и, как правило, возрастает. Речь идет, прежде всего, о моральных и эстетических ценностях. Для моральных ценностей основным является вопрос о соотношении добра и зла, природе счастья и справедливости, любви и ненависти, смысла жизни.
Материальные ценности - результат человеческой деятельности (способствуют жизни людей):
простейшие (пища, одежда, жилье, предметы быта и общественного потребления);
более высокого порядка (орудия труда и материальные средства производства).
Материальные ценности - это не просто вещи. Они призваны вызывать у человека высокие чувства. Но обладают также и значимостью практической - они воздействуют своим содержанием на жизнь отдельного человека и общества в целом.
6. Дискуссионная беседа:
1. Кого вы назвали бы богатым человеком?
2. Плохо ли иметь материальные ценности? Или это лицемерие, утверждать, что материальные ценности не ценны... Поясните ответ.
Какие духовные ценности вы знаете?
4. Что для вас материальные ценности?
5. Книги - это материальные или духовные ценности? Объясните свой ответ. (Выслушать ответы студентов).
Вывод: есть книги, содержание которых - духовная ценность, в них бесценный опыт человечества. С другой стороны, книга - материальная вещь, то есть имеет цену (раритет, полиграфия и т.д.) и является материальной ценностью.
(Слайд 12)
Дискуссия. Прочитайте мнения участников интернет форума на тему: «Что важнее: духовные или материальные ценности?». Какое из мнений вы разделяете? Почему?
NOP. Зачем мне деньги без внутренней гармонии, но зачем мне внутренняя гармония с коркой хлеба и стаканом воды? Все должно быть сбалансировано.
Silencia. Деньги дают человеку комфорт и уверенность в завтрашнем дне. Но счастья ведь не купишь, будь у тебя хотя бы все деньги мира. Не верю тем, кто думает иначе.
• DesTincT. Жизнь показывает совсем обратное. Одно дело считать, что для вас важнее духовные ценности, но другое дело - следовать этим убеждениям. Согласитесь, мало кому захочется связывать свою судьбу с малообеспеченным человеком - это естественно...
• LizBur. Нам важны и духовные, и материальные, и вечные ценности. Благодаря им мы существуем.
Куратор: Материальные ценности относятся к ценностям,  определяющим повседневные потребности человека. В отличие от материальных ценностей, духовные ценности (ценности для души) соответствуют умственным, эмоциональным и волевым способностям, или Истине, Добру и Красоте.
Сами по себе такие вещи, как автомобиль, квартира, дорогой телефон, дача, яхта и т. д. – хороши, но если они становятся самоцелью, это может быть социально опасным явлением, ведь мы построим на таких ценностях общество без перспектив. Общество потребления – общество материального комфорта, изобилия материальных благ, общество неуёмного потребления. Это общество самообмана, где невозможны ни подлинные чувства, ни подлинная культура.
- Что же важнее для общества: духовность или материальность?
Вывод: Нравственное общество можно построить на духовной основе, но и материальная сторона тоже важна, только она должна быть второстепенна.
Ценности семейной жизни
Немаловажны и ценности семейной жизни. (Слайды 13-15)
-Какие ценности семейной жизни здесь изображены?
Это верность и преданность, любовь к детям и своим близким.
- Что же такое семья?
Семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Нет ничего дороже семьи. Не зря в иерархии ценностей вы поставили семью на третье место, но об этом мы будем говорить чуть позже.
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Стихотворение читает студент группы СММ-115
Жизнь - главная ценность для человека
Куратор: Древние говорили, что каждый человек – это сосуд, который наполняется содержанием с течением времени. Сосуды бывают различной формы, как и люди, а их внутреннее содержание зависит от нас самих. Люди по-разному формируют ценности. Обычно этот процесс растянут на всю жизнь человека. Когда нам 15 лет, на первое место выходят любовь, дружба, образование. Когда нам 30 – семья, дети. Когда нам 50 – здоровье, душевная гармония. Но есть главная ценность для человека – ценность жизни. Жизнь дается нам один раз, и каждая прожитая секунда, каждая минута и каждый час никогда уже не вернутся. Жизнь человека - высшая духовная ценность. Также как долг, честь, патриотизм, здоровье, творческое саморазвитие...
(Слайд 16)
Если любишь жизнь, то не трать попусту время, ибо время – это то, из чего состоит жизнь (Б.Франклин).
В жизни много прекрасных вещей. Но жизнь – это не поле, усыпанное розами. В жизни бывает всякое. Я хочу представить вам стихотворение, написанное матерью Терезой, которое произвело на меня потрясающее впечатление. (Слайд 17-18)
Жизнь – это вызов, прими его.
Жизнь – это долг, исполни его.
Жизнь – это игра, сыграй в нее.
Жизнь бесценна, береги ее.
Жизнь – это богатство, храни его.
Жизнь – это таинство, познай его.
Жизнь - это любовь, наслаждайся ею.
Жизнь – это обещание, исполни его.
Жизнь – это скорбь, преодолей ее.
Жизнь – это песня, спой ее.
Жизнь – это борьба, прими ее.
Жизнь – это трагедия, перебори ее.
Жизнь – это возможность, не упусти ее.
Жизнь – это красота, восхищайся ею.
Жизнь – это блаженство, вкуси его.
Жизнь – это мечта, реализуй ее.
Жизнь – это вызов, прими его.
Жизнь – это приключение, испытай его.
Жизнь – это удача, поймай ее.
Жизнь драгоценна, не разрушай ее.
Жизнь – это борьба, борись за нее.
- Выберите те строчки из стихотворения, которые вам больше всех важны.
Вывод: Самое важное в жизни человека – это делать добро людям, помогать нуждающимся. Эта помощь может быть нематериальной, иногда слова гораздо важнее. Нужно, чтобы это добро шло от сердца, было внутренней потребностью человека. Каждый из нас делает свой выбор в жизни.
(Слайд 19)
Выбор как осознанная жизненная необходимость для людей.
Инсценировка китайской притчи о выборе.
Чтец: Мудрец и ученик сидели у ворот своего города. Подошел к ним путник и спросил…
1-й путник: - Что за люди живут в этом городе?
Мудрец: - А кто живёт там, откуда ты пришёл?
1-й путник: – Ох, мерзавцы и воры, злобные и развращённые.
Мудрец: – Здесь то же самое.
Чтец: Через некоторое время подошёл другой путник и тоже спросил…
2-й путник: - Что за народ живёт в этом городе?
Мудрец:– А кто живёт там, откуда ты пришёл?
2-й путник: – Прекрасные люди, добрые и отзывчивые.
Мудрец: – Здесь ты найдёшь таких же.
Ученик: – Почему ты одному сказал, что здесь живут негодяи, а другому – что здесь живут хорошие люди?
Мудрец:– Везде есть и хорошие люди, и плохие. Просто каждый находит только то, что умеет искать.
Вывод: выбор, который мы делаем, определяет наши поступки. Делая свой выбор, мы руководствуемся собственными ценностями.

Жизненная цель.
Чтобы уверенно идти по жизни, надо видеть цель, которую хочешь достичь, для этого необходимы твердая жизненная позиция и расстановка приоритетов. Без этого анализа не построить успешной карьеры, не добиться желаемых результатов, не получить удовольствия от жизни. Следовательно, идти по жизненному пути вслепую очень рискованно. Принимая какое-либо решение в жизни, - от самого незначительного до судьбоносного, следует обратиться к системе своих ценностей. Это поможет оценить свои возможности и силы, чтобы избежать мучительных сомнений и неудач.
Просмотр видеоролика «Притча о достижении цели».
(Слайд 20)
Слова Стива Джобса: «Только наличие цели приносит жизни смысл и удовлетворение. Это способствует не только улучшению здоровья и долголетию, но также дает вам капельку оптимизма в тяжелое время».
11.Ознакомление с инструментальными и терминальными ценностями.
(Слайд 21)
Куратор: Существует мнение, что человек счастлив лишь тогда, когда его жизнь наполнена разнообразными ценностями, которые позволяют ему творить достойную жизнь.
Понимание своих главных жизненных ценностей - очень важная вещь. Если вы прожили большую и трудную жизнь, а в конце ее поняли, что такая жизнь вам не нужна и не интересна, то что-то менять будет уже поздно... Если же, напротив, вы хорошо знаете, что вы в жизни хотите, что для вас по-настоящему дорого, каждый день вашей грамотно выстроенной жизни станет для вас наполненным смыслом. Как разобраться в своих ценностях?
Мы с вами проводили опрос-анкетирование о значимых ценностях. Вы ранжировали понятия по степени важности, составляли два списка: один с инструментальными, второй с терминальными ценностями. Что же это за ценности?
Инструментальные и терминальные ценности — понятия, описывающие разные виды ценностей в модели ценностных ориентаций.
Важно их различать. Когда мы говорим о пользе, то это польза для чего-то, это некоторый инструмент, это ценность инструментальная. Инструментальные ценности – личные качества, черты, помогающие человеку в жизни: вежливый, ответственный, интеллигентный, храбрый, одаренный воображением, честолюбивый, нежный, честный, полезный, способный, прощающий, веселый, независимый, послушный, с широким кругозором.
Терминальные ценности – это жизненные ценности. К таким ценностям обычно относят: любовь, счастье, безопасность, удовольствие, внутренняя гармония, мудрость, спасение, комфортная жизнь, воодушевление, свобода, дружба, красота, признание, уважение, надежная семья, равенство, всеобщий мир.
Ознакомление с результатами опроса «Значимые ценности группы». (Слайды 22-25)
Я думаю, многим интересно будет узнать, какие получились результаты. Для меня самой эти результаты были неожиданны. У нас было две анкеты, и я с удовольствием отмечаю, что отвечали вы искренне, не кривили душой, написали о том, что вас волнует на данном этапе жизненного пути.
Итак, в списке А (терминальные ценности) на 1-ом месте в шкале жизненных ценностей оказалось – ваше здоровье (физическое и психическое), на 2-м (с небольшим отрывом) – наличие хороших и верных с друзей, а на 3-м месте - счастливая семейная жизнь. Уверенности в себе (т.е. внутренней гармонии) и свободе (т.е. самостоятельности, независимости в суждениях и поступках) вы сообща отдали 4 и 5 место (что тоже очень и очень неплохо), а любви и материально обеспеченной жизни соответственно 6 и 7 место. Материальное богатство играет огромную роль в жизни людей, но человеческие потребности не сводятся к материальному обогащению. Мне нравится, что вы понимаете то, что есть более значимые ценности, чем преумножение богатства. Если и приумножать, то - богатство души. Помните пословицу: «Здоровья за деньги не купишь». Прекрасно, что вы осознали: ваше здоровье – ваше богатство.
Приятно было узнать, что жизнь, состоящая из одних только развлечений, удовольствий, без стремлений и целей, оказалась непривлекательна для большинства из нас. Так же оказались в конце списка продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); творчество (возможность творческой деятельности).
Думаю, что наша с вами дальнейшая работа будет состоять в том, чтобы изменить свое отношение к последним трем.
(Слайды 26-28)
В списке Б (инструментальные ценности) на 1-ом месте в шкале жизненных ценностей оказалась честность (правдивость, искренность); на 2-м (с небольшим отрывом) – воспитанность (хорошие манеры); а на 3-м - смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов. Образованность (широта знаний, высокая общая культура) и независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) вы поставили на 4 и 5 место, а широту взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) и рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) на 6 и 7 место. Можно сказать, что на первое место вы поставили ценности самоутверждения, ценности общения. В середине - альтруистические ценности (чуткость, счастье других), ценности принятия других (честность, терпимость).
В конце списка оказались ценности дела: эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); исполнительность (дисциплинированность). Возможно, вы поставили эти понятия в конце потому, что у многих из вас есть задолженности по предметам и вы недостаточно старательны и исполнительны? Или учёбу вы не считаете трудом? Вам необходимо пересмотреть свое отношение к ним, постараться исправить свои недостатки.
Меня приятно удивила ваша толерантность: на предпоследнем месте в списке оказалась непримиримость к недостаткам в себе и других; а на последнее место в иерархии ценностей вы поставили высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания). Что свидетельствует о том, что вы правильно оцениваете свои возможности. Конечно, когда вы будете сами зарабатывать себе на жизнь, а не зависеть от родителей, шкала ценностей у вас может немного измениться.
- Можно ли точно подсчитать, сколько у человека должно быть ценностей?
Выводы: ценности руководят нашими действиями. Ценностей может быть много, они складываются в систему, которая позволяем нам прожить гармоничную, насыщенную, достойную жизнь. Человек, имеющий собственную систему ценностей, уважительно относится к жизненным ценностям других людей. Вы согласны с этим утверждением?
ПОМНИТЕ: без ценностей человек уносится потоком, как дерево в бушующих водах моря (отец Винсент Думинуко, итальянский философ)
(Слайд 29)
Демонстрация жизненных ценностей  (рассказ преподавателя сопровождается действиями студента).
Ценности жизни можно представить в виде нескольких предметов.
Стеклянную банку наполнить грецкими орехами. 
- Полна ли банка? (Да, полна).
Всыпать в банку еще горошек, немного потрясти её. Естественно, горошек займет свободное место между орехами.
- Полна ли банка? (Да, полна).
Тогда взять песок и насыпать песок в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл.
- Полна ли банка? (Да, и на этот раз однозначно, она полна).
Тогда взять еще кружечку чая и вылить ее в банку.
А в итоге:
банка - это ваша жизнь; орехи - это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети - всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется;
горошек - это вещи, которые лично для вас стали важными: учеба, работа, дом, автомобиль; песок - это всё остальное, т. е. мелочи, мелочи жизни.
Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и орехи. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей.
Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: больше общайтесь с родителями, радуйтесь встрече с родственниками, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать за компьютером, заняться уборкой, помыть посуду т. д. Занимайтесь, прежде всего, самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное - это только песок.
А какое значение имеет чай? Чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда найдется время для чашечки чая и самого себя.

Формирование ценностей. Вечные ценности
(Слайд 30)
Ценности формировались вместе с развитием человечества и его культуры. . Каждая историческая эпоха отличалась своей системой ценностей. Главная ценность людей первобытного общества - это моральный авторитет и уважение со стороны родственников; главная ценность людей рабовладельческого общества - это военная сила; главная ценность людей феодального общества - это административная власть и дворянская честь; главная ценность капиталистического общества - это деньги, на которые можно купить сегодня почти всё. Для современной эпохи — это знания, любовь, доброта, верность.
(Слайд 31)
С позиций сегодняшнего дня трудно понять поведение Пушкина, который вызвал Дантеса на дуэль из-за попыток последнего ухаживать за женой Пушкина. Но, согласно представлениям русского общества 19 века о ценностях, Дантес затронул дворянскую честь Пушкина, поэтому поэт не мог отреагировать иначе. Результат дуэли нам всем известен. (Пушкин  был смертельно ранен и через два дня его не стало. Кстати, 6 июня (26 мая) - 217 лет со дня рождения поэта).

(Слайд 32)
Есть ценности, которые принято называть общечеловеческими. Это те ценности, которые важны во все времена и важны для всех людей.
Эти ценности важны для духовно развитого человека. И во все времена, для всех наций и для всех видов обществ эти ценности были вечными.  Именно на вечных ценностях держится мир. И чтобы в мире не происходило, какие бы технологические и материальные новшества не придумывали бы, вечные ценности играют важную роль в жизни каждого человека. Что же это за ценности? Вы узнаете об этом, разгадав кроссворд.
(Слайд 33)
Кроссворд «Вечные ценности»

Кроссворд «Вечные ценности»
Ц
1 Е 2 Н 3 Н 4 О 5 С 6 Т 7 И Задания для кроссворда.
Беспристрастное, справедливое отношение к кому-либо, чему-либо.
То, что соответствует действительности, правда.
Одна из основных человеческих добродетелей, моральное качество, которое отражает одно из важнейших требований нравственности.
Возможность самому определять свои жизненные цели и нести личную ответственность за результаты своей деятельности.
5. Совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, что вызывает эстетическое наслаждение. Её противоположностью является безобразие.
6. Отзывчивость, стремление делать добро другим.
7. По словарю С.И.Ожегова, это согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь.
Ответы: 1-справедливость, 2- истина, 3-честность, 4-свобода, 5-красота, 6- доброта, 7- гармония.
К вечным ценностям относятся справедливость, истина, честность, свобода, красота, добро и гармония, патриотизм и любовь.
Без вечных ценностей человек не может духовно развиваться и чувствовать себя нравственно удовлетворенным. В добре и истине, справедливости и честности раскрываются полнота жизни человека, и даже если его идеалы материальны и не отличаются высокой нравственностью, он приходит к осознанию того, что без высших ценностей прожить жизнь достойно невозможно.
Идеи добра, справедливости, красоты, гармонии, любви - это вечные ценности человечества. Они предоставляют возможность найти правильное соотношение между вечным и преходящим, важным и несущественным. Руководствуясь ими, человек учится отличать истинное от ложного и гармонично соединять свой внутренний мир с внешней жизнью.
Послушайте стихотворение Кайсына Кулиева и сделайте вывод о подлинном богатстве личности, о месте «вечных ценностей» в жизни каждого человека:
Чужой бедою жить не все умеют,
Голодных сытые - не разумеют.
Тобою, жизнь, балован я и пытан.
И впредь со мною делай, что угодно,
Корми, как хочешь, но не делай сытым,
Глухим, не понимающим голодных.
Мы восхищаемся людьми, которые способны творить добро людям, бороться за справедливость, быть честными и непримиримыми ко злу, готовы пойти на подвиг самопожертвования во имя великой идеи.
Подлинное духовное богатство личности заключается в наличии таких качеств, которые нужны не только ей, но прежде всего окружающим ее людям: коллективу, товарищам, близким. Это богатство измеряется не количеством вещей, которыми обладает личность, а тем, что она способна дать другим. Один из важнейших источников ее духовного богатства - творческие способности, задатки, талант. А развить их можно лишь в борьбе, напряженном труде на благо отечества. Именно здесь кроется другой, неиссякаемый источник духовного богатства. Прошумели над землей многие десятилетия, а слова, сказанные гениальным Пушкиным, не теряют своей значимости и сегодня:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Только приверженность великим, возвышенным целям позволяет личности обрести подлинное, нетленное духовное богатство.
(Слайд 34) Слова академика Лихачёва: «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться?»
Только вечное может победить быстротечное время, и без ощущения вечного в глубине нас самих невозможно противостоять времени и жить в условиях все ускоряющихся перемен, сумасшедшего ритма. А это значит, что в жизни человека обязательно должно найтись место тому, что мы называем «вечными ценностями»: добру, любви, красоте, - и чем большее место они будут занимать в душе человека, тем легче ему будет выдерживать натиск времени. Внутренний центр, опирающийся на вечные ценности, - это не убежище от житейских бурь, а активное действующее начало, которое направляет нас и позволяет реализовывать самые прекрасные идеи и мечты, делая окружающий нас мир хоть немного лучше.
Задумайтесь над своей жизнью как ценностью, над важностью ценить каждое мгновение общения с миром, с близкими людьми. И послушайте стихотворение Омара Хайяма:
Цените слух, цените зренье.
Любите зелень, синеву –
Всё, что дано вам во владенье
Двумя словами: я живу.
Любите жизнь, покуда живы.
Меж ней и смертью только миг.
А там не будет ни крапивы,
Ни звезд, ни пепельниц, ни книг.
Любая вещь у нас в квартире
Нас уверяет, будто мы
Живем в закрытом, светлом мире
Среди пустой и нищей тьмы.
Но вещи мертвые не правы –
Из окон временных квартир
Уже мы видим величавый,
Бессмертию открытый мир.
В своем стихотворении Омар Хайям говорит о бренности вещей, о наших телах как о «временных квартирах», о ценности жизни, мира вокруг, бессмертии души и опыта человечества.
Что такое ценности? Какие ценности есть в жизни человека?
Какое вы бы дали определение понятию «общечеловеческие ценности»?
Каковы ваши жизненные ценности? Что для вас имеет непреходящее значение?
(Слайд 35) Общечеловеческие ценности и Базовые национальные ценности российского общества.
(Слайд 36) Нравственные ценности.
Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа.
В этом году мы отмечали 71-ю годовщину великой Победы над немецко-фашистскими захватчиками. Очень скоро мы снова вспомним события тех лет – приближается 75-я годовщина начала Великой Отечественной войны – 22 июня. За победу было заплачено дорогой ценой: жизнями миллионов людей. Одни погибли на поле боя, другие умирали от ран, третьи – в концлагерях и др.
(Слайды 37-39)
Посмотрите на эти снимки из немецкого архива. Им 75 лет! Эти волнующие до слез фотографии казни советских бойцов были сделаны в 1941-м году в Заполярье – на Кольском полуострове . Имена двух героев-мучеников оставались неизвестными более семи десятилетий. Но обстоятельства их гибели бесстрастно зафиксировал фотообъектив. Вот она, правда войны – ни пропагандистского вранья, ни лживого пафоса.
Снимки расстрела попали в Россию в девяностые – норвежцы передали жителям Мурманска исторические книги о войне в Заполярье, где были фотографии, полученные от немецкого ветерана, который сам был свидетелем казни русских бойцов. В мемуарах бывших немецких горных стрелков было найдено описание казни.
В конце июня 1941-го немцы перешли границу на этом участке фронта. На высоте 122 наши бойцы захватили и расстреляли вражескую разведгруппу. Ночью немецкие горные стрелки штурмом взяли высоту. Сопротивление красноармейцев было яростным – в том бою рота горных стрелков потеряла больше людей, чем за всю Польскую кампанию. Оставшихся в живых бойцов немцы расстреляли, устроив перед этим самосуд. По приказу командира один из горных стрелков снимал происходящее, а другой вёл протокол. Красноармейцев казнили за то, что они ненавидели врага, были яростнее и храбрее.
Судя по мемуарам и снимкам, пленные знали, что пощады им не будет. Но держались мужественно - и в позе, и во взгляде видно презрение к врагу.
Что чувствовали наши бойцы перед расстрелом? Наверняка они хотели жить, ведь были так молоды. Может быть, немцы помиловали бы их, если бы красноармейцы встали на колени, умоляя сохранить жизнь. Но советские солдаты не пожелали спастись ценой унижения и предательства. Честь для них была дороже жизни - поэтому Советская Армия и выиграли ту войну. Своей храбростью казненные врагами герои победили смерть. Она стала для них не позором - славой. Эти двое бойцов - победители, потому что оказались сильнее духом и храбрее врага.
Удивительно, но именно военная реконструкция (костюмированное сражение, устроенное участниками клуба военно-исторической реконструкции на высоте 122) помогла точно сориентироваться на местности, отыскать по пейзажу на старом снимке место расстрела!
Останки двух бойцов были найдены ровно через 72 года после того боя! Был найден и один “смертный медальон”. Надписи на бумаге расплылись, но их удалось прочесть. Оказалось, что бойца звали Сергей Макарович Корольков, 1912 года рождения. Он из деревни Хмелище Сереженского района на Псковщине, был женат. В архивах отыскали более подробную информацию о Сергее Королькове. Он призван в армию 22 июня 1941-го года в Кировске, в первый же день войны. Значит, пошел на фронт добровольцем. Погибшим красноармеец Корольков значится с 30 июня 1941 года. Поисковики нашли дочь солдата 1940 г.р. - она с внуками живет в Тверской области.
Личность второго бойца пока не установлена – по знакам на гимнастерке ясно, что это был младший командир. Но поисковики надеются, что после архивных поисков станет известно и его имя.
Видеоролик по поэме Р.Рождественского «Реквием»
III. Заключительная часть.
(Слайд 40)
А сейчас мы с вами подведем итоги нашего классного часа.
Вы напишете синквейн. Для этого вы разделитесь на 3группы. У каждой группы свое слово: 1-я группа – слово патриотизм, 2-я группа – слово доброта, 3-я группа – слово честность. Пожалуйста, напишите синквейн с этими словами, а мы посмотрим, что же у вас получилось.
(Слайд 4
Памятка-алгоритм для работы по составлению синквейна:1 строка - одно существительное – ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
2 строка - два прилагательных, характеризующих ключевое слово.3 строка - три глагола, раскрывающих действие понятия.
4 строка - фраза на тему, короткое предложение, где отражается авторское отношение к понятию.
5 строка - одно слово, в котором автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.
Пример:
1. Книга.
2. Увлекательная, познавательная.
3. Помогает, раскрывает и доказывает.
4. Это неиссякаемый источник знаний.
5. Мудрость. 
III. Заключительная часть
Классный руководитель: Я думаю, что всегда будет актуально стихотворение Юрия Левитанского «Каждый выбирает для себя»
«Каждый выбирает для себя…»
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Щит и латы. Посох и заплаты,
меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже – как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.

Участники мероприятия