Урок самопознания на тему: «Вечные ценности человечества»

Предмет: самопознание
Учитель: Жумабаева Д. А.
Тема урока: Вечные ценности человечества
Цели: воспитывать чувство ответственности за свою жизнь, воспитывать доброту и милосердие.
Задачи:
-  Ознакомить учащихся с системой духовных ценностей и развивать способности реализовывать их в практической деятельности;
- Формировать умение рассуждать, высказывать свои мысли открыто. Умение работать в группе;
- Формировать у школьников ценностные ориентиры, моральные нормы и нормы человеческого общежития;
- Способствовать приобретению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, развитию коммуникативных навыков, навыков самоорганизации.
Ресурсы: листы А4, фломастеры, карточки с заданиями, аудиозаписи.
Ход урока
1.Круг радости У каждого человека есть свои достоинства и недостатки. Надо уметь вовремя разглядеть свои слабые стороны, чтобы исправиться. Человек всегда стремится стать лучше, добрее, совершенствовать свой внутренний духовный мир. Каждый из нас неповторим и уникален. Надо УЧИТЬСЯ познавать себя, Интересоваться собой и окружающими, любить себя и людей. Давайте повторим следующие слова: Я так люблю себя, (Положить руку на сердце) Что я могу любить тебя. (Положить руку на сердце друга) И ты начнешь любить себя (Положить руку на плечо друга) И сможешь полюбить меня. (Положить руку на свое сердце)

2.Подумаем об этом
- Урок я хотела бы начать с разговора о вечном, о любви.  Учитель читает сказку.  Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:  - Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла с ней дружить всю отпущенную Богом жизнь.  Подумал волшебник и сказал:  - Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет  Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место Пришла и видит: стоят 5 прекрасных девушек, одна другой краше.  - Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.  - Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать  - Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.  Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь  Учитель (обращение к учащимся). Задумайтесь и выНапишите на листе имя той девушки, которую выбрали вы. Поднимите листы и покажите всем свой выбор. А теперь узнаем, совпал ли он с выбором девушки по имени Любовь.  Учитель (окончание сказки). Любовь подошла к девушки по имени Доброта и протянула ей руку.  Учитель (обращение к учащимся). Почему Любовь выбрала девушку Доброту.  (Учащиеся предлагают варианты ответов на вопрос, высказывают собственную точку зрения).  Учитель (обращение к учащимся). Придумайте, изобразите и объясните эмблему доброты: в центре листа нарисуйте «доброту», а вокруг напишите слова, составляющие это понятие. На выполнение задание вам отводится 5 минут.  Учащиеся после выполнения задания защищают свой рисунок (выступление представителей команд 2-3 минуты).  Учитель делает выводы:  - Эмблемы получились разные, это свидетельствует о том, что мы с вами все разные и у нас не может быть абсолютно одинакового взгляда на «вещи». В эмблемах «доброты» я обнаружила все то, что необходимо для объяснения понятия «вечные ценности».

- Жизнь человеку дается только один раз и нужно ее прожить так, чтобы не было разочарований от прожитого дня, месяца, года. Каждый из нас хочет быть счастливым. Народная мудрость гласит “Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других”. Если хочешь, чтобы люди к тебе хорошо относились, значит ты сам должен относиться к ним хорошо. Сегодня мы постараемся разобраться с вами в том, какие же качества должен воспитывать в себе человек, чтобы стать счастливым и изменить мир в лучшую сторону.
3.Беседа
- Ребята, скажите, что является самым ценным для человека? (учащиеся предлагают свои варианты по принципу «Мозговой штурм»)  - Всё, что вы говорили самое важное для человека. А вот без чего всё это невозможно? Конечно же, самое ценное это жизнь.
 
Перед вами слова С. Л. Соловейчика: «УХОДЯ, ОСТАВЬТЕ СВЕТ В ТЕХ, С КЕМ ВЫПАЛО РАССТАТЬСЯ». К этим словам мы ещё вернёмся. А сейчас послушайте притчу.
4.Чтение  Некий молодой человек шёл по грязной дороге и вдруг увидел в грязи золотую монету. Он нагнулся и подобрал её. Пошёл дальше в поиске других монет. И, действительно, они иногда попадались ему под ногами. Так прошла его жизнь. Когда он умирал, его спросили что такое жизнь. Он ответил: «Жизнь – это грязная дорога, на которой иногда попадаются золотые монеты». Попробуем и мы задать вопрос: «Что такое жизнь?»  (Дети предлагают свои варианты).

- Жизнь – это благо, это дар, который даётся человеку лишь однажды. И от самого человека зависит, каким содержанием наполнит он свою жизнь. Обратите внимание на следующий стих:  Известно, время растяжимо.  Оно зависит от того,  Какого рода содержимым  Вы наполняете его. 
5. Задание.
Далее по схеме. А что может быть содержанием человеческой жизни?  ЖИЗНЬ = ДЕЯНИЕ (ФИЗИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ, ТРУД МЫСЛИ, УСИЛИЯ ДУШИ)  ПОЗНАНИЕ + РЕАЛИЗАЦИЯ  СЕБЯ  ВОЗМОЖНОСТЕЙ  ИНТЕРЕСОВ  СТРЕМЛЕНИЙ  - Попробуем и мы с вами потрудиться духовно. Объединитесь по творческим группам. Вместе вы вступаете в состязание «Добрый след». Выберите карточки со словом и предложите ряд добрых дел ( КТО БОЛЬШЕ), которые можно совершить (3 мин.)  РОДИТЕЛИ, ДРУЗЬЯ, ШКОЛА, ДЕДУШКА (БАБУШКА)  - Вы обратили внимание, что многие добрые дела мы можем совершать, не откладывая на потом. Это в наших силах!  Итак, получается, что человек рождается, чтобы творить по нравственному закону, который живёт в его душе. Этот нравственный закон – голос СОВЕСТИ. 
6.Беседа
- Чья мысль вам близка? (слайд)  Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание. (Сенека)  Твори дела любви, и для тебя не будет смерти. (Л.Толстой)  Жизнь есть, несомненно, ЛЮБОВЬ, ДОБРОТА, и уменьшение любви всегда есть уменьшение жизни. (Бунин)  Получается, что среди ценностей жизни главная – ЛЮБОВЬ - желание добра, блага другому.  Ключевский говорил, что зло не рождается из самого себя, а выделяется при неумелом обращении с добром. Следовательно, доброта – это духовный труд, постоянное осмысление того, что есть благо для другого.  7.Игра
- Предлагаю вам игру «Шанс и выбор». Выберите карточку с ситуацией и определите, какой шанс посылает жизнь, и примите решение, использовать ли этот шанс.  У меня есть деньги, а на углу продаются первые весенние цветы.  Ваша знакомая пришла с заплаканными глазами  Посреди улицы стоит в одиночестве малыш  Ты видишь – в первом ряду сидит дама на сломанном стуле.  Товарищ жалуется, что его никто не любит. Ты знаешь, что это действительно так. В автобусе вам наступают на ногу.  К вам зашла одноклассница поздравить с днём рождения. Она помнила дату, но перепутала месяц.  Во время урока кто-то обидел учительницу.  Из сумки впереди идущего что-то падает.  По двору бегает потерявшийся щенок с оборванным поводком  Вы нашли в коридоре школы сотовый телефон  Младшая сестренка или братик сломали ваш телефон. 
А теперь вернёмся к нашему эпиграфу. Как вы понимаете слова Соловейчика?  8. Резюме
- ЧТО ВЫ ПОНЯЛИ СЕГОДНЯ НА УРОКЕ?

9. Круг «От сердца к сердцу» Учащиеся вместе с учителем проговаривают строчки стихотворение Ирины Некрасовой: Любовь, надежда, истина, здоровье, Труд, мир, культура, творчество, семья Вот жизни человеческой основа И связь простая между МЫ и Я. Познай слов этих глубину и мудрость, Открой извечных истин суть. Попробуй дел не совершать впустую, Свои объятья миру распахнуть.





















УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

ПРИГЛАШАЮ ВАС НА ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО САМОПОЗНАНИЮ
ПО ТЕМЕ: «ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»,
КОТОРЫЙ СОСТОИТСЯ СЕГОДНЯ,
10.02.2014 Г. В 11:15 (ПЯТЫЙ УРОК)
В 11 «А» КЛАССЕ В КАБИНЕТЕ № 104













Родители

Школа

Друзья

Дедушка (бабушка)


У меня есть деньги, а на углу продаются первые весенние цветы. 
Ваша знакомая пришла с заплаканными глазами 
Посреди улицы стоит в одиночестве малыш 
Ты видишь – в первом ряду сидит дама на сломанном стуле. 
Товарищ жалуется, что его никто не любит. Ты знаешь, что это действительно так.
В автобусе вам наступают на ногу. 
К вам зашла одноклассница поздравить с днём рождения. Она
помнила дату, но перепутала месяц.  Из сумки впереди идущего что-то падает.  По двору бегает потерявшийся щенок с оборванным поводком 
Вы нашли в коридоре школы сотовый телефон  Младшая сестренка или братик сломали ваш телефон.