Урок по русской словесности на тему Лирические бытовые песни (5 класс)


Тема: Лирические бытовые песни.
5 класс
Целеполагание: учащиеся должны
ЗНАТЬ УМЕТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
Отличие лирических песен от исторических. Находить приемы психологического параллелизма и ступенчатого сужения образов в лирических песнях. Уважение к русской культуре.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока Время Деятельность учителя и учеников
Проверка Д/З 3 - Какие песни называют историческими?
- Чем исторические песни отличаются от былин?
- О каких исторических лицах вы узнали из исторических песен?
- Каковы особенности исторических песен?
1. Мотивация 2 - Какие песни поют у вас дома?
- Кто хочет исполнить эти песни?
2. Осмысление (изучение проблемы) 35 Работа в группах.
Задание: прочитать теорию на стр. 71 – 73
1 группа- 1,2 песня
2 группа – 3, 4 песня
3 группа – 5, 6 песня.
Запись в тетрадь
План анализа лирической песни.
Песни по характеру исполнения По содержанию и лирич.героюКомпозиция и приемы ее организации. Худ.ср-ва: символы, сравнения, эпитеты.
1)частые
( скорые)
Быстрые.
2) продольные, протяжные - Шуточные
- плясовые
- сатирические.
- любовные
- семейно-бытовые
- ямщицкие
- солдатские
- удалые (разбойничьи)
1)монолог
2) диалог
3) описание
4) повествование
5) описательно-повествовательная часть, дополненная диалогом или монологом. 1)психологический параллелизм: в начале дается картина из жизни природы, а затем картина из жизни человека.
2) символы:
Радости – солнце, виноград, хмель, малина, цветущие деревья.
Символы грусти – полынь, осина, рябина, туман, буйные ветры.
Символы юноши – соловей. Селезень, голубь, зеленый дуб.
Символы девушки – белая лебедушка, голубка, серая утушка, калина, вишня.
3) Обращения к природе.
4) Прием ступенчатого сужения образов.
5) постоянные эпитеты и собственные: с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Анализ песен.
Ах вы, сени, мои сени.
быстрая плясовая Описательно-повествовательная Психологический параллелизм; обращения.
А где ж это видано…
быстрая шуточная Описательно-повествовательная Снежки белые, пушистые…
протяжная любовная монолог Психологический параллелизм;
Разыгралась, разбушевалась…
протяжная Удалая, разбойничья. Описательно-повествовательная Прием ступенчатого сужения образов.
- Сура-река
- устьице
- ракитов куст
- бел-горюч камень
- разбойнички.
Ах, пал туман на сине море…
протяжная солдатская Описательно-повествовательная; монолог. Психологический параллелизм; символика: туман – символ печали
Сине-море – печаль, смерть; Прием ступенчатого сужения образов.
3. Рефлексия (осмысление, выводы, итоги) 5 - Что узнали на уроке?
- Какие умения отрабатывали на уроке?
Д/З с.76 – 77, вопрос 1-2 письменно