Урок математики в 5 класс «Сложение и вычитание десятичных дробей « ФГОС


Технологическая карта урока
Саримова Наиля Рахимовна
учитель математики
МБОУ Малобугульминская СОШ
Бугульминского района Р.Т.
Тема урока в теме: Сложение и вычитание десятичных дробей (обобщения и систематизация знаний)
Класс 5
Тип урока: закрепление пройденного материала.
Цель урока: систематизирование и выявление уровня знаний, умений и навыков учащихся при сложении и вычитании десятичных дробей; отработка приемов сравнения десятичных дробей.
Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД): научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «обыкновенная дробь», «смешанное число», «десятичная дробь». Решать задачи и примеры по данной теме;
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность;
- развивающие (формирование регулятивных УУД): развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся складывать и вычитать десятичные дроби; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
Методы обучения:
- по источникам знаний: словесные, наглядные;
- по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
- относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
- относительно характера познавательной деятельности: поисковый, частично репродуктивный.
Технология обучения: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал (технологическая карта, карточки с дополнительными заданиями, дифференцированные карточки с домашним заданием), презентацияPowerPoint.
Материалы:Математика, 5 класс, авторы-составители Зубарева И.И., Мордкович А.Г., Ким Е.А., 2012 год
Этап урока  Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные учебные действия Самоанализ урока
I.
Мотивация к учебной деятельности.Взаимопроверка домашнего задания. Приветствие учащихся.
Проверка готовности класса к уроку.
Организация внимания; инструктаж по работе с технологической картой. Взаимопроверка домашнего задания.
Задают вопросы по тем заданиям, к-е вызвали затруднения.
Знакомство с технологической картой урока, уточнение критериев оценки Регулятивные:
-Организация  своего рабочего  места.
Коммуникативные:
-Умение  вступать в диалог (задавать, отвечать на вопросы, уточнять непонятное)
Познавательные:
-Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме. 3 минуты
Взаимопроверка.
II.
Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Устная работа (слайд 1).
1.Прочитайте дроби:
3,5; 0,375; 110,07; 61,981; 3,51
2. Что можно выделить у каждой десятичной дроби?
3. Назовите: целую часть, дробную часть;
наименьшую десятичную дробь, наибольшую; числа в порядке возрастания, убывания.
- Что необходимо знать, чтобы ответить на эти вопросы?
-Во время урока вами была написана такая картина. Объясните, что она означает?
(слайд 2)
4. Восстановите запись:(слайд 3)
2,*1< 2,*02;
6,413> 6,4*8;
1,892 <1,*;
50,683 < 50,6*1
1.5. сравните числа: (слайд 4)
4,3** и 4,788; **,512 и *,9*;
0,342 и 0,341**; *,*** и **,* -Правило сравнения десятичных дробей.
-Чтобы сравнить две десятичные дроби, надо сначала сравнить их целые части, а затем дробные части
Коммуникативные:
-Умение выражать свои мысли полно и точно.
Регулятивные:
-Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные:
-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. 8 минут.
На втором этапе для повторения пройденного материала использовала словесные, наглядные методы с применением слайдов (презентация). Проверка знания правила сравнения десятичных дробей шла через фронтальный опрос.
III.
Постановка темы, цели и задач урока. 1. Как можно еще записать дробь 1/10?
-Вы уже научились сравнивать, складывать и вычитать десятичные дроби.
- Сегодня на уроке мы с вами продолжим развивать математические навыки, складывать и вычитать десятичные дроби.
- Как вы думаете, для чего нам это нужно, как это пригодится в нашей жизни? 0,1. Это десятичная дробь.
- Складывать и вычитать.
Ставят свои личностные задачи. Познавательные:
- осуществлять поиск нужной информации.
Личностные:
- раскрыть личностный смысл поставленных задач. 2 минуты.
На данном этапе формулируется тема урока, и ставятся цели. Ученики сами ставят перед собой задачи.
IV.
Физкультминутка. Раз – поднялись, потянулись
Два – согнулись, разогнулись
Три в ладоши три хлопка
На четыре – три кивка,
Пять руками помахать,
Шесть – тихонько сесть. 3 минуты.
Здоровье сберегающая технология.
Физкультминутка проведена с заданием на проверку вычислительных навыков.
V.
Отработка навыков сложения и вычитания десятичных дробей.
Закрепление пройденного материала.  Решение задачи (слайд 5)
-Сейчас мы решим задачу и на примере этой задачи вы вспомните, как складывать и вычитать десятичные дроби.
1.1.С одного участка собрали 105,3 т зерна, а с другого на 16,87 т зерна больше. Сколько тонн зерна собрали с другого участка?
- Что необходимо найти по условию задачи?
- Как же это сделать?
Давайте вместе повторим алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.
1.2.Работа с учебником: №, №
2.Самостоятельная работа (слайд 6)
2.1. выполните действия:
В-1:3,62 + 1,51 =
0,27 + 6,13 =
25 + 4,94 =
51,9 + 3,057 =
207,2 + 3,8 =
0,48 + 0,2 =
61,3 + 207 =
0,004 + 0,0329 =
В-2:14,3 – 2,6 =
74,5 – 3,503 =
0,8 – 0,25 =
425 – 43,17 =
8,034 – 7,34 =
631,17 – 1,07 =
10,273 – 5,49 =
0,01 – 0,001 =
Взаимопроверка. Запись задачи, пояснения, ответ.
Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно:
-сравнять количество знаков после запятой;
-записать их друг под другом так, чтобы запятая была под запятой;
-выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую;
- поставить в ответе запятую.
Решение у доски с комментариями
В-1: 3,62 + 1,51 = 5,13
0,27 + 6,13 = 6,4
25 + 4,94 = 29,94
51,9 + 3,057 = 54,957
207,2 + 3,8 = 211
0,48 + 0,2 = 0,68
61,3 + 207 =268,3
0,004 + 0,0329 = 0,0369
В-2: 14,3 – 2,6 = 11,7
74,5 – 3,503 = 70,997
0,8 – 0,25 = 0,55
425 – 43,17 = 381,83
8,034 – 7,34 = 0,694
631,17 – 1,07 = 630,1
10,273 – 5,49 = 4,783
0,01 – 0,001 = 0,009
Выставляют оценки за работу друг другу. Регулятивные:
-осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог.
Познавательные:
-находить и выбирать способ решения.
-прогнозировать результат вычисления.
-использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия.
Коммуникативные:
-умение выражать свои мысли полно и точно. 25 минут.
На этом этапе проводится закрепление умения складывать и вычитать десятичные дроби. По ответам детей, по записям в тетрадях прослеживается результат достижения цели урока, мною была использована фронтальная работа
Проверка знаний правил сложения и вычитания смешанных чисел.
Развитие самостоятельности
VI.
Рефлексия. Вот и подошел к концу наш урок.
Интересное и меткое сравнение принадлежит Толстому. Он говорил, что «человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель- то, что он о себе думает. Чем большего человек о себе мнения, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь».
Кому понравилось и было легко преодолевать все трудности – украсьте нашу поляну жёлтыми цветочками, кому было тяжело – синенькими. А кому не интересно было с нами путешествовать – красными. Учащиеся крепят свои цветочки на доску Регулятивные:
-оценивать свою работу. 2 минуты.
Проведена рефлексия с целью умения оценивать свою деятельность.
VII.
Домашнее задание.
№1255(1ст), 1256(1 ст), 1257
Резервные задания.(cлад-7)
Расположите ответы в порядке убывания. Ответы запишите в виде буквенного кода.
А 2,6+1,4-2,7; С 4,8+1,03-3,72;
В 3,04-1,5+1,2; Д 8,2-6,04-1,6.
а) ВСАД; б) СВДА; в) ДАСВ; г) СВАД.
Верный код: В САД 2минуты.
Время, отведённое на все этапы урока, было соблюдено.
Все поставленные мною цели урока удалось реализовать: закреплялось изученное раннее.
VIII.
Итог урока. Что для себя каждый взял из этого урока? Чему научились?
Спасибо за урок! Молодцы! Текст произносится до начала выполнения упражнений.
– До пяти считаем, гири выжимаем, (и. п. - стоя, ноги слегка расставлены, руки поднять медленно вверх - в стороны, пальцы сжаты в кулак (4-5 раз))– Сколько точек будет в круге, Столько раз поднимем руки (на доске - круг с точками.Взрослый указывает на них, а дети считают, сколько раз надо поднять руки)
– Сколько раз ударю в бубен, Столько раз дрова разрубим, (и. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки в замок вверх резкие наклоны вперед - вниз)
– Сколько елочек зеленых, Столько выполним наклонов, (и. п. - стоя, ноги врозь, руки на поясе.Выполняются наклоны)
– Сколько клеток до черты, Столько раз подпрыгни ты (3 по 5 раз), (на доске изображено 5 клеток.Взрослый указывает на них, дети прыгают)
– Приседаем столько раз, Сколько бабочек у нас (и. п. - стоя, ноги слегка расставить.Во время приседаний руки вперед)
– На носочки встанем, Потолок достанем (и. п. - основная стойка, руки на поясе.Поднимаясь на носки, руки вверх - в стороны, потянуться)
– Сколько черточек до точки, Столько встанем на носочки (4-5 раз), (и. п. - основная стойка.При подъеме на носках руки в стороны - вверх, ладони ниже уровня плеч)
– Наклонились столько раз, Сколько уточек у нас. (и. п. - стоя, ноги врозь, При наклонах ноги не сгибать)
– Будем считать, Грибы собирать (и. п. - стоя, ноги на ширине плеч. Наклоны вперед (имитация сбора грибов)
– Сколько покажу кружков, Столько выполнишь прыжков (5 по 3 раза), (и. п. - стоя, руки на поясе, прыжки на носках)
– Ягоды считаем, Дружно приседаем, (и. п. - основная стойка, руки на поясе.Голову не опускать, спина прямая)