Урок по математике на тему Сложение и вычитание десятичных дробей (5 класс)





Методическая разработка урока
Предмет: математика Класс: 5
Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей
Тип урока: Урок применения знаний и умений
(3 урок из 4 по данной теме)


Учитель Куприна И.П.









2014

Методический комментарий.

Этот документ представляет собой информационный лист о работе учителя Куприной И.П над проектом урока математики в 5 классе по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Работа была выполнена на основе программ «Word», «Power Point», «Exsel», входящих в состав офисного пакета «Microsoft Office XP». Поэтому для использования разработанных документов вам потребуется операционная система «Windows 2003» и выше с соответствующим офисным пакетом программ.
Для развития познавательного интереса учащихся урок построен и проводится с помощью компьютерной техники.
Урок применения знаний и умений предполагает воспроизведение и корректировку необходимых знаний и умений, анализ заданий и способов их выполнения, самостоятельное выполнение заданий; рационализацию способов выполнения заданий, внешний контроль и самоконтроль и т. д. В течение урока с целью активизации мыслительной деятельности учащихся используются такие приемы, как: «Найди и исправь ошибку», обмен стратегиями, счет – эстафета, различные виды рефлексии, «Кодовое слово», «Выбери уровень» и др.
Структура урока соответствует выбранному типу урока и включает следующие этапы:
Организационный.
Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели и задач урока.
Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий.
Самостоятельное выполнение учащимися заданий.
Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий.
Информация по Д/З
Подведение итогов урока в виде рефлексии, предполагающей самооценку.



ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ УРОКА


С применением правил сложения и вычитания десятичных дробей учащиеся неоднократно встречаются на протяжении всего школьного курса как на уроках математики, алгебры, геометрии, так и на других уроках: уроках физики, химии, экономики и т.д. Накопленный опыт позволяет ученикам применять свои знания в различных областях обучения.
Задача учителя при изучении темы «Сложение и вычитание десятичных дробей» добиться безусловного усвоения ее каждым учащимся, поскольку умение складывать и вычитать десятичные дроби является одним из основных умений в курсе математики и находит свое применение в различных областях знаний и отраслях производства. Кроме того, в повседневной жизни каждому человеку приходится сталкиваться с вычислениями, требующими умения складывать и вычитать десятичные дроби.
Данный урок способствует систематизации знаний учащихся, развитию умений применять полученные знания, умения и навыки при решении различного типа заданий.
Цель: воспроизведение и корректировка необходимых знаний и умений, отработка навыков сложения и вычитания десятичных дробей.


Структура целей урока:
(По Плигину А.А. стр. 32 , «Основы творческой разработки урока в технологии ЛОО» ).
Ц е л и:
Образовательные:
знания
продолжить работу над усвоением:
- правила сложения и вычитания десятичных дробей;
- правил нахождения неизвестных компонентов в уравнениях.



умения
совершенствовать умения:
- читать десятичные дроби;
- уравнивать знаки после запятой;
- видеть целую и дробную часть;
- грамотно проговаривать правило.



навыки
- применять правило сложения и вычитания десятичных дробей при решении задач, примеров, уравнений.


Развивающие:
знания
- продолжить работу над совершенствованием применения правила сложения и вычитания десятичных дробей.



умения
- грамотно читать и понимать текст задачи;
- переключать внимание на различные виды деятельности.



навыки


- совершенствование уровня развития математической речи, навыков общения со сверстниками.



работа с субъектным опытом
- овладение техникой обмена стратегиями посредством работы в парах.


Воспитательные:

Формировать:
- интерес к предмету и познавательный интерес;
- целеустремленность через потребность ставить перед собой цели и достигать их;
- чувство взаимовыручки и взаимопомощи.


Уровень общеучебных навыков (ООУН)












- формирование мыслительных операций (анализ, сравнение, умозаключение);
- коммуникативные навыки работы (работа в парах, представление стратегии)

Педагогический и методический сценарий урока.
Этап урока
Дидактическая задача
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Показатели выполнения задачи

1. Организация начала урока и активизация УПД
2 мин
Активизация и актуализация опорных знаний и умений
Сообщение целей урока, плана работы, организации рефлексии на каждом этапе урока.
Формирование дидактической цели, потребности в усвоении
знаний. Рефлексия.
Кратковременность
ТОТЕ включения учащихся
в деловой ритм, готовность
класса и оборудования,
принятие цели урока учениками

2. Закрепление знаний и их
обобщение в ходе устной
работы
5 мин
Формирование навыка чтения десятичных дробей, сложения и вычитания дробей
Организация практического
применения навыков.
Оперирование знаниями в
разных ситуациях. Работа с сигнальными карточками.
Умение пользоваться правилом и видеть ошибки. Умение обосновывать свой ответ (приложение 1)

3. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предложенных заданий.
16 мин.
Физкультминутка
Применение знаний и умений при решении различных заданий, закрепление навыка сложения и вычитания десятичных дробей в типичной и нестандартной ситуациях
Проверка полноты, осознанности знаний, сформированности умений, навыков. Организация работы в парах по выработке стратегий.
Выполнение упражнений в различных видах деятельности. «Обмен стратегиями» по алгоритму решения задач.




Применение знаний в различных ситуациях
Составленные учащимися стратегии, обсуждение и выбор рациональных способов. (Свои стратегии ребята оформляют на листах ватмана )
(Приложение 2)



4. Оперативный контроль с самопроверкой знаний. (Работа по карточкам)
10 мин
Развитие интереса к предмету, теме, умение оценивать свои знания
(Приложение 3)
Организация работы, инструктаж
(Приложение 4)
Выполнение заданий, комментирование своих действий, историческая справка.
Составление слов, предложенных в задании
Сообщение исторической справки на базе полученных слов.

5. Информация о домашнем задании и инструктаж
3 мин
На основе выявленных результатов дать домашнее
задание.
Сообщение домашнего задания, провести инструктаж по его выполнению.
Задать проблемное и творческое задание. (Приложение №6)
Запись домашнего задания, постановка вопросов по его содержанию и выполнению
Принятие домашнего задания.
Точность и корректность вопросов.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
4 мин
Анализ успешности овладения ЗУН и способами деятельности.
Оценка качества учебной деятельности учащихся отметками.
Составление «картины деятельности» на уроке, самооценка.

Адекватность самооценки, активность участия в обсуждении картины деятельности.



Приложение 1
Устная работа
1.Прочитать дробь. ( Плакат с движущейся лентой – запятой)
4
2
1
0

3

8


,
-
-
-
-
-
-
-



2.Работа с сигнальными картами:
Если пример верный – поднимаем красную карту.
Если пример неверный - поднимаем зеленую карту, объясняем ошибку, обосновывая правилом.
0,7690 2,70 6,6 7,79
+ + - -
42,386 1,38 5,8 3,79
____________ _________ ________ ________
50,076 4,08 0,7 4,00


3.Вставьте пропущенные числа так, чтобы весы были в равновесии

1

х – 1,5= 0,5

2

4,2 - х = 5


?
=
1
2

3

0,2 + х= 1



3



Приложение 2
«Счет – эстафета»
Правильно посчитай.
14-3,96 = -7,85 = - 1,19 = +4,017= ?

10-2,84 = -5,24 = -0,92 = +6,081 = ?

Реши задачу
1. ( Самостоятельно.)
Построй свою стратегию, отвечая на вопросы.
Автомашина в первый час прошла 48,3 км, во второй
час – на 15,8 км меньше, чем в первый, а в третий час – на
24,3 км меньше, чем за первые два часа вместе. Какой путь
прошла автомашина за эти три часа?
Обмен стратегиями см. слайд.

Реши уравнение
1268 (а,в)
а) (х – 18,2) + 3,8 = 15,6 (у доски) Ответ: 30
в) 16,5 – (у + 3,4) = 4,9 (Самостоятельно с самопроверкой. Один ученик работает на отворачиваемой доске или можно оформить слайд) Ответ: 8,2


Приложение 3
Выбери, какой уровень тебе подходит, и выполни задание.
1. «3»Реши примеры. Заполните таблицу буквами, учитывая найденные ответы, и вы получите фамилию знаменитого ученого средневековья, который описал правила вычислений с десятичными дробями.
3
8,18
2,2
0,3
7,4







1. 0,1 + 0,2 = у 2. 4,2 – 1,2= м
3. 3,6 – 1,4 = с 4. 5,4 + 2= д
5. 9,8 – 1,62= а
2. «4» Решите примеры. Зачеркните в таблице ответы и буквы, им соответствующие. Оставшиеся буквы позволят вам прочитать имя ученого, который в России изложил учение о дробях.
1. 7,4+3,2 5. 50,2-20,2
2. 18,6+4,2 6. 3-0,4
3. 7,5-0,7 7. 9,5-4,3
4. 5,9+0,3 8. 4,2+2,06
6,2
62
10,6
5,3
5,2
22,8
22,6
6,08
6,8
30
7,57
6,26
8,2
2,6
82

Ш
Л
Г
Е
Б
П
О
Н
К
С
Т
Х
И
М
Й


«5» В кружки впишите буквы, соответствующие найденным ответам и вы получите имя голландского ученого, который изобрел десятичные дроби в Европе.

Задание
Ответ
Буква

1
0,34 – х = 0,12
Х=
И

2
0,3 числа равно 30
Это число равно .
О

3
206,48 – 90,507
=
С

4
4 м 8 см
= м
Н

5
Найдите значение выражения
4,25а + 1,75а – 3,076
При а = 3



М

115,973 0,22 14,924 100 4,08











Приложение 4
Историческая справка (Сообщение готовит ученик)
В науке и промышленности, в сельском хозяйстве при расчетах десятичные дроби используются значительно чаще, чем обыкновенные, что связано с простотой правил вычислений с десятичными дробями.
Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученый Средневековья аль – Каши Джемилед Ибн Масуд в начале 15 века. Он записывал дроби так, как принято сейчас, но запятой не пользовался, дробную часть записывал красными чернилами , или отделял вертикальной чертой.
Но об этом в Европе не знали и только через 150 лет десятичные дроби были заново изобретены голландским ученым Симоном Стевином , но записывал он их довольно сложно
0 5 1 6 2 = 24, 56
0 1 2
Современная запись стала использоваться в 17 веке.
В России учение о дробях, изложил Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 году.


Приложение 5.
Рефлексия.

Устный счет
Счет- эстафета
Задачи
Уравнения
Карточки
Итого

Чувствую себя уверенно







Испытываю затруднения







Используй знак *, + или свой

Оцени себя:




Если был уверен всегда - « 5»
Если затруднялся 1 , 2 - « 4»
Если затруднялся 3, 4 – «3»
Более четырех раз испытывал затруднения - «2». Необходимо еще раз проработать правило!!!











Приложение 6
Домашнее задание
Обязательный уровень № 1259, № 1268 (б, г)
Дополнительно карточка с творческим заданием: найти значение буквенного выражения (а+в)-с при значениях букв, указанных в таблице. Запишите полученные значения в строке «результат» и закрасьте каждую часть своего рисунка цветом, соответствующим в таблице данному результату:

Значения букв

а
0,52
10,1
15,9
7,15
9,1

в
3,44
24,9
49,9
7,15
20,9

с
2,94
24,99
49,13
6,55
11,78

Результат






Цвет на рисунке
красный
желтый
коричневый
синий
зеленый















Использованная литература:
Математика 5. Учебник. Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд.
Основы творческой разработки урока в технологии ЛОО. Сост. Г.В.Терновая.
Кирилл и Мефодий. Электронная энциклопедия.
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев:
Математика. 5-11 класс/ сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г.Миндюк. – М.:
Дрофа, 2002.
Методические рекомендации к учебнику математики 5 кл. П/ред. Жохова В.И.



















13PAGE 15


13PAGE 14715







Заголовок 115