Урок литературы в 10 классе на тему Любовная лирика Ф.И. Тютчева


Схема конспекта урока.
Тема урока: «Любовная лирика Ф.И. Тютчева» 10 класс.
Цель урока: используя проектную методику, дать учащимся представление о любовной лирике Тютчева, о том, как поэтом воспринималось это чувство; познакомить с фактами биографии Тютчева; закрепить умение анализировать лирическое произведение; заставить учащихся задуматься о том, что значит для них это чувство, как они сами его понимают, каким оно должно быть.
Этапы работы Содержание этапа
(заполняется педагогом)
1. Организационный момент.
Цель этапа:провести подготовку обучающихся к восприятию новой темы.
Психологическая подготовка обучающихся к восприятию новой темы.
Сообщение темы и цели урока.
Вступительное слово учителя.
Оформление тетрадей обучающимися. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с любовной лирикой Ф.И. Тютчева и её адресатами.
Учитель: Ребята, как вы думаешь, что такое ПОЭЗИЯ?
Как- то один лектор, как и вы сейчас, долго не мог начать разговор о ПОЭЗИИ. Но потом он прислушался к шуму вентилятора и сказал: «Почти всем сейчас слышится равномерный гул вентилятора. А кому-то этот обычный шум кажется шумом прибоя, звуком набегающей волны, шорохом дождя. С этого и начинается ПОЭЗИЯ.
В самом обычном и, казалось бы, простом увидеть прекрасное, ради чего стоит жить.
Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с ПОЭЗИЕЙ Ф.И.Тютчева, одного «из замечательнейших и своеобразнейших, - по мнению Ф.М.Достоевского,- продолжателей Пушкинской эпохи». (Слайд №1- ДОСТОЕВСКИЙ).
Но прежде, чем начать наш основной разговор, вспомним уже известные и, я уверена, полюбившиеся Вам стихотворения поэта.Я предлагаю Вам игру «Продолжи фразу».
Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока.
2. Актуализация знаний для изучения нового учебного материала.
Цель этапа: повторить и обобщить изученный материал по лирике Тютчева.
Включение в активную учебную деятельность.
Диагностировать уровень подготовки обучающихся на начальном этапе работы; повторить материал, изученный на предыдущих уроках.Проведение игры «Закончи фразу». Осмысление результатов данного задания.
Критерии достижения цели данного этапа урока: обучающиеся без ошибок продолжают фразы и определяют названия стихотворений.
Если не удается достичь поставленной цели – слово учителя.
Использование игр и игровых форм организации учебной деятельности.
Создание ситуации успеха.
Критерии оценивания ответов учащихся: поощрение и благодарность педагога. Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык
( стихотворение «Не то, что мните вы природа..»)Умом Россию не понять…
Аршином общим не измерить
У ней особенная стать
В Россию можно только верить
( Стихотворение«Умом Россию не понять…)Зима недаром злится,
Прошла ее пора-
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
( стихотворение« Зима недаром злится»)Нам не дано предугадать
Как наше слово отзовется
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать
(стихотворение«Нам не дано предугадать..»)Молчи, скрывайся и таиИ чувства и мечты свои —Пускай в душевной глубинеВстают и заходят онеБезмолвно, как звезды в ночи,Любуйся ими — и молчи.
(Стихотворение «SILENTIUM!»)
Еще в полях белеет снег,А воды уж весной шумят —Бегут и будят сонный брег,Бегут, и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:«Весна идет, весна идет,Мы молодой весны гонцы,Она нас выслала вперед!
Стихотворение »ВЕСЕННИЕ ВОДЫ»
Есть в осени первоначальнойКороткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,И лучезарны вечера...
(Стихотворение «Есть в осени первоначальной»)
ей Изучение нового учебного материала.
Цель этапа:используя проектную методику, дать учащимся представление о любовной лирике Тютчева, познакомить с фактами биографии Тютчева.Используя проектную методику, дать обучающимся представление о любовной лирике Тютчева, о том, как поэтом воспринималось это чувство; познакомить с фактами биографии Тютчева; заставить учащихся задуматься о том, что значит для них это чувство, как они сами его понимают, каким оно должно быть.
Развить интерес обучающихся к поэзии Ф.И. Тютчева в целом и к любовной лирике в частности.
Изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен обучающимися.Работа с презентацией, прослушивание музыкальных композиций, анализ стихотворений, практическая работа.
Проектная деятельность: составление паспортов адресатов любовной лирики Тютчева, индивидуальные сообщения обучающихся.
Критерии определения уровня внимания и интереса обучающихся: качественное выполнение заданий, вопросы по излагаемому учебному материалу.
Методы мотивирования учебной активности обучающихся в ходе освоения нового учебного материала: слово учителя, работа с учебником, презентацией, постановка проблемных вопросов, исследования, создание ситуации успеха. Ведущими темами этих стихотворений являются тема природы и родины. А всего
четыре стихии владели душою и жизнью Тютчева: политика, природа, поэзия и любовь.Сегодня мы будем говорить о любовной лирике поэта (Слайд № 2- тема урока)
«Жизни блаженство в одной лишь любви». Тютчеву в момент написания этой строки было 67 лет! И фраза эта в устах человека, много пережившего, познавшего «радость и горе в живом упоенье», звучит как откровение. Хочется надеяться, ребята, что наш урок сегодня не только
- даст вам представление о любовной лирике Тютчева, о том, как поэтом воспринималось это чувство;
- не только познакомит вас с фактами биографии Тютчева;
- закрепит ваше умение анализировать лирическое произведение
НО И
- заставит задуматься вас о том, что значит это чувство - ЛЮБОВЬ
Накануне урока я попросила вас с помощью карандаша и красок ответить на вопрос:
«С чем ассоциируется у вас это слово – ЛЮБОВЬ?»
И вот что у вас получилось.
Учащиеся рассказывают о своих ассоциациях
Любовь – это ___крылья_____ ____дорога______
____слезы__________ ______радость_______
Учитель: между июлем 1850 и срединой 1851 года в стихотворении « Предопределенье» Ф.И.Тютчев говорит о любви так …
Предопределенье
Любовь, любовь – гласит преданье –
Союз души с душой родной –
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И …поединок роковой…
И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец…
– Что такое любовь?( Это “союз души с душой родной, их соединенье, сочетанье”)
Запись на доске: Любовь – СОЮЗ (души с душой родной)
– С таким определением любви согласится каждый любивший и не любивший.
- Но почему слияние двух душ у поэта “роковое”?
Словарь:
РОК – несчастливая судьба
Учитель: Но Тютчев считает, что в любви нет равенства, более нежное сердце “любя страдает, грустно млея, ... и …. изноет наконец”. А раз любовь приносит страдания, значит ее можно назвать роковой. А в другом своем стихотворении он скажет «О, как убийственно мы любим…»
Слайд №3 - цитата
Так ли это? Это мы и постараемся понять в ходе урока.
Учитель: (надевает на плечи шаль)
(На фоне "Лунной сонаты" Бетховена)
А пока, Мюнхен. Бал. 1823 год. Тютчев увидел юную 15-тилетнюю красавицу и почувствовал себя влюбленным. Звали её Амалия. Графиня Амалия Леркенфельд. Она отличалась редкой красотой.
Слайд №4 Амалия
Ею восхищались Гейне, Пушкин, Николай I. Она была двоюродной сестрой будущей императрицы России Александры Федоровны, жены Николая I. Отец Амалии был в 30-х годах баварским посланником в Петербурге. Молодые люди понравились друг другу. Они совершали частые прогулки по улицам Мюнхена. Свое первое стихотворение о любви Тютчев посвятил Амалии. В стихотворении «Игра в прятки» он так рассказывает об одном из свиданий с любимой Слайд №5 – Тютчев.
Ученик:« Cache – Cache »(Игра в прятки)
Вот арфа её в обычном углу,
Гвоздики и розы стоят у окна,
Полуденный луч задремал на полу;
Условное время, но где же она?
О, кто мне поможет шалунью сыскать,
Где, где приютилась сильфида моя.
Волшебную близость как бы благодать,
Разлитую в воздухе чувствую я
Гвоздики недаром лукаво глядят,
Недаром, о розы, на ваших листах
Жарчее румянец, свежей аромат:
Я понял, Кто скрылся, закрылся в цветах.
Не арфы ль твоей мне послышался звон?
В струнах ли мечтаешь укрыться златых?
Металл содрогнулся, тобой оживлен,
И сладостный трепет ещё не затих.
Как пляшут пылинки в полдневных лугах,
Как искры живые в родимом огне!
Видал я сей пламень в знакомых очах,
Его упоенье знакомо и мне.
Влетел мотылек, и с цветка на другой,
Притворно-беспечный, он начал порхать.
О, полно кружиться, мой гость дорогой!
Могу ли, воздушный, тебя не узнать. 1828
Учитель:
1.Каким настроением проникнуто стихотворение?
( Строки о первом свидании проникнуты РАДОСТЬЮ , что передается с помощью лексики:
жарчее румянец, свежей аромат. Чувствуется игривый тон лирического героя.
2. Что помогает передать ощущение присутствия любимой?
( Ощущение присутствия любимой позволяют передать элементы пейзажа:Задремавший полуденный луч, благодать, разлитая в воздухе, гвоздики лукаво глядят).3.Какими эпитетами наделяет поэт свою возлюбленную?
(Свою возлюбленную автор наделяет эпитетами: моя шалунья, сильфида моя. Любимая схожа с античной девой воздуха сильфидой, которая, словно беспечный мотылек порхает в воздухе.
Практическая работа. Сопоставление  особенности поэтики стихотворений.
Паспорта адресатов любовной лирики Ф.И. Тютчева.
Амалия Лерхенфельд (Крюднер).
4. Закрепление учебного материала:
Цель: закрепление и систематизация знаний, полученных в ходе изучения нового материала.
Проверка степени усвоения материала.
Обобщающая беседа, заключительное слово учителя.
Критерии, позволяющие определить степень усвоения обучающимися нового учебного материала: устные ответы на вопросы; оценка деятельности обучающихся на уроке.
При неусвоении частью обучающихся учебного материала используем карточки с пояснениями. 5. Задание на дом.
В ходе выполнения домашнего задания ученики должны выучить стихотворение наизусть и сделать письменный анализ по плану.
Проверить степень усвоения материала.
Учитель:Без тени сомнения берусь утверждать, что любовная лирика
Тютчева - вершина не только его творчества, но и во многом всей
русской поэзии. В наш, чересчур цивилизованный век, когда живое человеческое общение всё чаще заменяет интернет, а само искусство подменяется бесконечными о нём разговорами обращение к поэзии великого лирика равноценно глотку свежего целительного воздуха самой жизни.
« Жизни блаженство в одной лишь любви».
Любовь – это ЖИЗНЬ.
Выучить одно из стихотворений поэта наизусть (по выбору) и выполнить анализ по плану.
В педагогике еще не придумали, как оценить работу души …
Большое спасибо за эту работу!