Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю.Лермонтова

Тема урока: Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю.Лермонтова
Пистолетный выстрел, убивший Пушкина,
пробудил душу Лермонтова (Герцен)
Цели урока:
знать основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова;
понимать своеобразие художественного мира поэта;
совершенствовать навык анализа текста на уровне содержания (темы, мотивы, идеи) и формы (изобразительно-выразительные средства);
развивать основные рече-мыслительные умения (сравнение, обобщение, анализ, синтез);
развивать эмоционально-ценностные компетенции.
Оборудование: стихи Лермонтова, медиапроектор. Ход урока. Вступление.
Определение целей урока.
На сегодняшнем уроке мы с вами вновь обратимся к творчеству знаменитого русского поэта 18 века М. Ю. Лермонтова.
Прежде всего мне хотелось бы у вас спросить, что вы ожидаете от сегодняшнего урока?
Итак, на сегодняшнем уроке мы коснёмся основных тем и мотивов лирики Лермонтова, научимся понимать своеобразие художественного мира поэта, будем совершенствовать навык анализа текста на уровне содержания и формы, развивать эмоционально – личностные компетенции.
Определение мотива лирики Лермонтова.
Вспомните, с какими стихами М. Ю. Лермонтова вы знакомы.
(«Парус», «Дубовый листок оторвался от ветки родимой» , «Бородино», «Земля и небо», «Мой дом» -- Каковы основные темы лирики поэта?
(тема одиночества, тема Родины, тема отрицания, тема назначения поэта)
-- С чем вы видите связь творчества поэта?
(С его жизнью)
На уроке мы будем работать и коллективно, и группами, у вас были индивидуальные задания. Вы в любой момент можете сделать свой набросок, записать строчки, выразив тем самым отношение к теме урока. Для этого у нас есть всё необходимое.
--Рассказать о творчестве М. Ю. Лермонтова.
( Творчество М. Ю. Лермонтова развивалось в условиях усиления реакции: Николай 1 проявил себя бессердечным диктатором, преследующим всякое проявление вольности. Его злобная реплика на смерть Лермонтова «Собаке собачья смерть» показывает всю глубину трагедии свободолюбивого поэта, волей судьбы принадлежащего к аристократическим верхам.
Друзей не было, любовь приносила лишь страдания и разочарования. Пошлость и лицемерие окружающих раздражали и ещё более усугубляли одиночество.
Лермонтов – человек словно воплотил в себе идеал литературного романтического героя с его недюжинными способностями и гордым одиночеством. Он не искал гармонии, он сразу принял дисгармонию – это стало его эстетическим идеалом. Разлад с миром, глухая замкнутость – во всём и везде противоречия. На противоречии, на контрастах зиждется сам способ существования лирического героя Лермонтова.)
Умом Россию не понять Аршином общим не измерить У ней особенная стать В Россию можно только верить
Так сказал Ф. И. Тютчев во второй половине 19 века, но эти строчки как нельзя кстати подходят к теме Родины М. Ю. Лермонтова и его знаменитому стихотворению «РОДИНА»
--Чтение стихотворения учителем.
Анализ стихотворения: -- Почему свою любовь к Родине поэт называет странной? (Любовь шла вразрез с казённым патриотизмом, с требованиями любить православие и самодержавие)
-- Какие картины народной жизни и родной природы привлекают поэта?
( Степь, лес, реки – это не традиционные, но и символические пейзажные картины, олицетворяющие простор, размах, могущество. От изображения монументального поэт переходит к изображению конкретной картины народной жизни, меняется размер стиха: от 6-и и 5-и стопного ямба к 4-х стопному.)
-- В чём особенность композиции и поэтического ритма стихотворения? ( Композиция стихотворения построена на переходе от общего к частному.) ВЫВОД: Любовь к народу России выражена просто и глубоко, отсутствуют пышные сравнения и метафоры, живой 4-х стопный ямб – всё это сближает стихотворение Лермонтова с лучшими образцами пушкинской лирики.
-- В. Г. Белинский называл «Родину» Лермонтова «пушкинским» стихотворением. Можете ли вы аргументировать это утверждение? ( для творчества Пушкина также характерно писать о простоте русского народа и прелестях природы.)
Работа над стихотворением: « Смерть поэта»
--Как вы думаете, сравнивая двух великих людей, к какому стихотворению мы приблизились?
( «Смерть поэта»)
--А почему мы от стихотворения «Родина» переходим к «Смерти поэта»?
( Пушкин – это и есть Родина, и мы переходим от общего к частному)
Историческая справка:
Считают, что стихотворение написано 28 января 1837 года, ещё до кончины А. С. Пушкина, слухи о которой постоянно возникали в те напряжённые дни. Это была первая часть стихотворения, текст быстро распространялся в списках по Петербургу. Активным распространителем был друг Лермонтова Святослав Раевский. Дуэль Пушкина с Дантесом горячо обсуждалась в обществе: одни защищали поэта и негодовали по поводу роковой развязки, другие, напротив, оправдывали Дантеса, ещё больше нагромождая клеветнические слухи. Это не могло не доходить до Лермонтова.
Известно, что 7 февраля состоялся резкий спор между Лермонтовым и его двоюродным братом Столыпиным, ревностно защищавшем Дантеса. Лермонтов воскликнул: «Если над ними нет закона и суда земного, если они палачи Гения, то есть Божий суд», а уже вечером он читал друзьям «известное прибавление», т. е. последние 16 строчек, которые стремительно разошлись. Николай 1 получил это прибавление по почте с надписью: « Воззвание к революции». Бенкендорф принёс царю всё стихотворение, прокомментировал: «Вступление к этому сочинению дерзко, а конец – бесстыдное вольнодумство, более чем преступное». Участь Лермонтова была решена , завели «Дело о непозволительных стихах, написанных корнетом лейб – гвардии гусарского полка Лермонтовым, и о распространении оных губернским секретарём Раевским».
Лермонтов был сослан на Кавказ, Раневский – в Олонецкую губернию.
-- Откуда был взят эпиграф к стихотворению?
(Из трагедии французского драматурга Жана де Ротру (1609 – 1650) «Венцеслав», переведённый на русский язык другом Грибоедова Жандром.
Лермонтов вернулся из ссылки только через год, а стихотворение было напечатано в «Полярной звезде» Герцена и Огарёва в Лондоне.
В России было опубликовано впервые не полностью лишь в 1858 году.
Анализ стихотворения «Смерть поэта»:
--Как вы понимаете название стихотворения? Что изменилось бы, если бы оно называлось «Смерть Пушкина»?
(Стихотворение поднимает факт смерти человека до философского обобщения. И, по всей видимости, поэт не видит разницы между словами «поэт» и «Пушкин». «Поэт – это органическая черта Пушкина»
-- Как меняется настроение по ходу текста?
(Грусть – скорбь – сожаление – укор – гнев – призыв к возмездию Божьего суда)
--На какие композиционные части можно разделить стихотворение?
С какими интонациями следует читать каждую часть?
( 1 – 12 строки – глубокая печаль, скорбь,13 – 38 строки – укор, обвинение толпы в смерти поэта,39 – 44 – сожаление,45 – 56 – горечь, грусть, скорбь,57 – 72 – гнев, призыв к возмездию)
-- Какие слова и выражения рисуют облик поэта? Каковы характерные черты его личности?
(Невольник чести, гордая голова, восстал, свободный смелый дар, светоч, дивный гений, наша слава, сердце вольное, пламенные страсти, славное чело, праведная кровь)
-- Какие чувства вызывает образ убийцы поэта?
-- Какие слова и выражения раскрывают сущность этого образа?
( убийца, пустое сердце, подобный сотням беглецов, на ловлю счастья и чинов заброшен к нам, дерзко презирал, безжалостная рука)
-- Можно ли утверждать, что у стихотворения несколько адресатов?
( А) в 1 – 12 строках автор обращается к самому себе, размышляет о случившейся трагедии.
Ключевые слова: погиб, убит,
Б) в 13 – 20 строках появляется образ толпы, а в 21 – 33 – показан конкретный образ убийцы поэта,
В) в 34 – 38 – рождаются ассоциации с дуэлью Онегина и Ленского, в 39 – 44 – адресатом становится сам Пушкин,
Г) Затем начинается цепочка риторических вопросов, начинающихся словом «зачем», содержит упрёк поэту в его простодушии, в его опрометчивых контактах с лживым светским обществом.
Д) здесь автор укоряет поэта в том, что он «постигнувший людей» , всё же не уберегся от рокового влияния завистливого и душного света.
Е) в 45 – 56 строках – ключевой образ – поэт и толпа.
Ж) трагизм гибели поэта в том, что с его смертью «замолкли звуки чудных песен», что «на устах его печать»
Это равносильно гибели красоты, это лишает Россию значительной части национальной культуры.)
-- Каковы черты убийц поэта в последних 16 строках?
--Какие образы противопоставлены?
(в последних строках даются образы палачей свободы, Гения и славы, и образ грозного судьи, который неподкупен, и «мысли и дела знает наперёд»)
-- С чем созвучны последние строчки стихотворения?
(с эпиграфом)
ВЫВОД:
Лермонтов осознаёт смерть Пушкина не просто как гибель человека и даже талантливого поэта, а как тяжелейшую утрату для России и для её национальной культуры.
Итак, проанализировав два стихотворения, к какому выводу можно прийти?
(Для Лермонтова Родина – это и природа с её самобытностью, это и простые люди, и люди великие.)
-- Итак, когда поэт передавал свои чувства, что прежде всего он хотел передать?
(Любовь, тревогу за будущее родной страны, и назначение поэта .)
Заключение:
К какому выводу можно прийти в конце урока?
В лирике Лермонтова отразилось неприятие современной действительности, острый социальный протест против светского общества с его лицемерием. Но всё же поиск идеала приводит поэта к единению с природой.
ВЫВОД УРОКА:
Какие слова и выражения вы записали по ходу урока, какие зарисовки сделали?
К чему призывает поэт потомков?
Почему именно эти стихи в комплексе мы анализировали сегодня?
(Тема Родины,- а это и природа, и люди, и конкретный человек, тема умения найти гармонию в отношениях,- самое важное для людей. И мы об этом должны не только знать, но и чувствовать ответственность за себя, за других, за страну.)
Оценки: Д/з:
15