Урок литературы 7 класс Стихотворение в прозе И.С. Тургенева Нищий


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 25 им. А.Е. Остаева»
Тема:  «Словари русского языка
«И слово покорится вам…» 7 класс
                                                                                       
                                                                                  Выполнила:
        учитель русского языка
                                                                            и литературы                                                                                           Мисикова М.И.
г. Владикавказ, 2015 г.
Урок: Словари русского языка
«И слово покорится вам…»
Цель урока: знакомство учащихся 7-х классов с различными видами словарей.
Задачи:
1) Образовательная – расширить знания детей в области русского языка, познакомить учащихся со словарями, показать их назначение и область применения, формировать навыки работы со словарём.
2) Развивающая – развитие внимания, умения анализировать, расширение словарного запаса.
3) Воспитательная – воспитание интереса к родному языку, любви к книге, воспитывать культуру речи.
Оборудование урока: Выставка различных видов словарей, портреты В. Даля, С. И.Ожегова.
Ход урока.   
1. Организационный момент.
Ученик читает наизусть стихотворение С.Маршака «Словарь»
Усердней с каждым днём гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдёт искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах – события печать,
Они дались недаром человеку.
Читаю: - Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой…
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
 2. Работа по теме. Вступительное слово учителя
Ребята, учёные предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Наверное, нет ни одного человека, который бы  знал их все. Но существует справедливое изречение: «Не тот образованный человек, который все знает (это и невозможно), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос». Сегодня мы и поговорим о том, где «хранятся» слова.
А «Хранятся» они в разных словарях. Одни помогают правильно писать слова, другие говорят об  истории происхождения слова, третьи расширяют кругозор. Много разных сведений можно получить из словарей, поэтому и говорят: «Словарь - твой  друг, без него, как без рук». В умелых руках словари могут оказать значительную пользу. О словарях существует еще одно высказывание французского писателя Анатоль Франса: «Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке»
Все богатство и разнообразие языка собрано в словарях. Уточнить правописание и значение слова, проследить его эволюцию, пополнить свой языковый запас новыми словами можно, пользуясь словарями.
На этом уроке вы узнаете, где живут слова, которые составляют лексику современного русского языка.  А живут они в словарях, или, если воспользоваться синонимами этого слова, в тезаурусах или глоссариях. Откройте тетрадки и запишите число и тему урока.
3. Знакомство со словарями. Итак, тема урока – «Словари русского языка».
 А как бы вы объяснили значение слова «словарь». Словари заслуженно называю спутниками цивилизации. Их место среди прочих книг на правом фланге. Словари – сокровища национального языка, наши друзья и помощники. Чем раньше человек заведет дружбу с ними, научится ими пользоваться, тем шире будет его кругозор, основательнее знания. Среди всех глоссариев есть один уникальный словарь, который напоминает матрешку и помимо своей основной задачи – разъяснения лексического значения слов – выполняет функции других лингвистических словарей. Это толковый словарь.
В большом доме – толковом словаре – под одной крышей живет много слов. Все они размещены в алфавитном порядке. У каждого своя квартира – словарная статья. О каждом слове сказано, что оно обозначает, как пишется и как правильно произносится, в каких случаях используется в речи.
(Сценка) В класс входит Андрей со стопкой книг. На ходу он листает одну из них. Навстречу ему выходят Ира и Наташа с тетрадкой в руках.
Ира: Андрюха, привет! Что это ты так нагрузился?
Андрей: Да, учительница задание дала – написать творческую работу о словаре Даля.
Ира: Обыкновенный словарь. И чего учительница так восхищалась: «Кладезь мудрости! Кладезь мудрости!»
Андрей: А я вот начал выполнять задание, открыл книгу и увидел, что тут много интересного.
Наташа: Ну что может быть интересного в словаре? Куча обыкновенных слов.
Андрей: Ты не права! Вот послушайте, что я узнал. В этом году исполняется 150 лет этому словарю. Он создан не коллективом ученых, а одним человеком. Владимир Иванович Даль не был профессиональным лингвистом. Он получил образование морского офицера, затем врача, был автором множества сказок, рассказов и очерков. Его литературный талант высоко ценил Александр Сергеевич Пушкин. 53 года своей жизни этот человек посвятил работе над словарем. Словарь Даля включает в себя 200000 слов и 30000 пословиц и поговорок, которые приводятся для пояснения значения тех или иных слов.  Даже если их просто выписать столбиком, понадобится 450 школьных тетрадей в линейку. В своем словаре Даль объяснил множество слов, связанных с народными обрядами и обычаями, и описал сами эти обычаи. Так, например, все виды лаптей и способы их изготовления перечислены в словарной статье к слову лапоть. Иноязычные слова Даль называл «чужесловами». Он предлагал заимствованное слово «ГРИМАСА» заменить русскими синонимами «РОЖЕКОРЧА», «ПОЖИМКА», «ИЗЛИЧЬЕ», а вместо иностранного слова «ПСИХОЛОГ» употреблять «ДУШЕСЛОВ» . "Небозём", "насылка", "носохватка", "самотник". Эти слова придумал сам Даль, чтобы нейтрализовать, вывести из употребления иностранные слова.
Учитель:
-Андрей, молодец! Очень интересно рассказал о словаре В. Даля.
Созданием словарей занимаются лексикографы. Все словари подразделяются на два типа: энциклопедические и языковые.
Если мы хотим узнать о лексическом значении слова, его произношении, написании или происхождении, то в этом нам помогут языковые словари.
Совсем другую цель преследуют энциклопедические словари. Из них мы можем получить информацию о разных странах, узнать об известных писателях, художниках, музыкантах, актерах, ученых, политиках, а также о различных явлениях природы. Много сведений можно получить из словарей. О некоторых из них нам расскажут ребята. В тетрадках вы будете выполнять те задания, которые вам будут предложены.
 4. Выступление подготовленных учеников.
 Школьный орфографический словарь – необходимый инструмент для работы на каждом уроке русского языка. Орфографическая зоркость, наблюдательность, запоминание формы слова, самоанализ – вот результаты такой работы. Если вы хотите узнать, как правильно пишется слововинегрет или любое другое, то вам следует обратиться к орфографическому словарю.
Задание:
1. Используя словарь, выберите 10 трудных в орфографическом отношении слов и расположите их в строгом алфавитном порядке. Экспедиция, терраса, оппозиция, иллюминация, транспарант, пессимизм, документ, агрессор, бюллетень, компрометировать, привилегия, авантюра, симметрия.Если вас интересует, как правильно произносить: «звОнит» или «звонИт», то вам поможеторфоэпический словарь. В нем содержатся сведения о правильной постановке ударения в словах. И правильно будет «звонИт». («Орфоэпический словарь русского языка» под редакцией Р.И. Аванесова, «Русское литературное произношение и ударение» под редакцией Р.И.Аванесова и С.И. Ожегова, «Словарь ударений русского языка» Р.В. Крыловой и другие).
Задание:
1. Игра «Диктор». Расставь ударения, произнеси правильно. Диспансер, хаос, партер, договор, тефтели… .
2.  Орфоэпический диктант: правильное произнесение записанных на доске слов.
3. Поставьте ударения в приводимых ниже словах и проверьте по словарю. Баловать, апостроф, камбала, еретик, коклюш, ломоть, ржаветь, позвонишь.
При чтении журналов, газет, книг каждый из нас часто встречается со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. Получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении можно в «Словаре иностранных слов».
Задание:
1.  Игра «Определи словарь!»                                                         
«Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».
2. Найдите в словаре следующие заимствования и обратите внимание на их произношение: музей, турне, детектив, декада … .3. Определите по словарю род существительных: ранчо, импресарио, алиби, жюри …
 
Известно, что синонимы обогащают нашу речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли, избежать повторения одного и того же слова в тексте. Подробная информация об этих языковых явлениях содержится в «Словаре синонимов».
Задание:
 1. Игра «Кто быстрее?»
Выпишите из словаря синонимы к словам доброта, совесть, любовь, авторитет и другие.
2. Образуйте синонимический ряд к слову милосердие. После выполнения задания обратитесь к словарю, чтобы самостоятельно проверить себя, свой активный словарный запас.
Происхождение наиболее употребительных слов русского языка объясняется в этимологическом словаре. Из этимологического словаря вы можете узнать, что слово пельмени состоит из двух финских корней: пель – «ухо» и нянь – «хлеб». В буквальном переводе с финского языка на русский слово пельмени означает «уши из теста». Эти кулинарные изделия названы так по форме уха, которую они имеют.
 О значении и происхождении устойчивых оборотов речи – яблоко раздора, остаться с носом – можно узнать из фразеологического словаря.
Задание:
1. Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос: как говорят о ... - кротком, безобидном человеке? (Мухи не обидит.)
- чувстве большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться.)
- человеке, который пришёл не вовремя, некстати? (Нелёгкая принесла.)
- о том, кто (что) неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении? (В подмётки не годится.)
2. Подберите синонимические фразеологизмы к словосочетаниям, к фразеологизмам:
1) Усердно трудиться, совсем близко, говорить вздор, очень плохо.
2) Кот наплакал (с гулькин нос), по пальцам пересчитать можно (раз-два и обчёлся), во всю прыть (сломя голову), со всех ног (раз-два и готово). И т.д.
Самым большим толковым словарем является 17-томный «Словарь современного русского литературного языка», который издавался в 50-60-е годы 20 века. В 17-томном «Словаре современного русского литературного языка» вы не найдете свыше 200000 диалектных слов, то есть слов, употребляемых жителями той или иной местности. Этот словарь не включает в себя научные термины (а их свыше 10000), имена собственные и прозвища (их около 25000), жаргонизмы и устаревшие слова (их насчитывается свыше 30000).
Тогда возникает вопрос: сколько же всего слов в русском языке? Ученые предполагают, что их боле 500000. Как вы думаете, на какую букву в толковом словаре собранно больше всего слов? На букву П. С этой буквы начинается много приставок в русском языке. А при помощи приставок образуется большое количество глаголов. Вот почему в «Современном русском языке» на долю буквы «П» приходится 3 тома.
Известный толковый словарь – «Словарь русского языка» под редакцией Сергея Ивановича Ожегова – переиздавался больше двадцати раз. В нем объясняется лексическое значение свыше 57000 слов. Пользуясь толковым словарем («Словарь русского языка» С.И.Ожегова, четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля, «Школьный толковый словарь русского языка» под редакцией М.С. Лапатухина и других), мы можем узнать, как пишется и как произносится слово, каковы его фонетические и морфологические признаки, какие грамматические формы ему свойственны, какие части речи от него образуются.Рассмотрим примеры, позволяющие наглядно представить построение словарных статьи.
Милосердие – я, ср. Готовность помочь кому – нибудь, или простить кого – нибудь из сострадания, человеколюбия.Проявить милосердие.
Нравственность – и, ж. Правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение всех этих правил, поведение.
Высокая нравственность. // прил. нравственный, -ая, -ое.
Особо следует отметить, что школьный толковый словарь ценен не только как справочник, но и как учебное пособие по русскому языку и литературе. Задание:
1. Используя толковый словарь, выпишите значения слов «патриот», «милосердие», «нравственность».
2.  Игра «Эрудит». Раскрой значение выделенных слов.                        
Как музыка звучат сейчас полузабытые слова – милосердие, покаяние, достоинство, совесть.                                                                                        (В.Г. Костомаров).
5. Итог урока
 - Итак, ребята, что нового мы сегодня узнали? Чему научились?
- Пригодятся ли вам эти знания в дальнейшем?
- Где и как вы их будете использовать?
- Самостоятельно сделайте выводы.
Вывод: у каждого словаря своё назначение, и в зависимости от поставленной задачи мы делаем выбор в пользу того или иного словаря. Словари, действительно, необходимы в жизни. К ним, как к друзьям, в трудную минуту можно обратиться за помощью, советом, и чем раньше мы поймет это, чем быстрее научимся ими пользоваться, тем шире будет наш кругозор, богаче и разнообразнее речь, прочнее наши знания. Как был прав русский писатель И.А. Гончаров, который заметил, что все нации должны внести в общую человеческую сокровищницу все лучшее, что у них есть: «А для этого нужно русскому – быть русским, и связывает нас со своей нацией, больше всего, язык». Именно такой сокровищницей национального языка являются словари.
6. Домашнее задание
Напишите сочинение-миниатюру на тему « Наши друзья - словари»