Конспект мастер-класса Введение в образовательную программу (для педагогов доп. образования)

Глушкова Т.В., методист,
педагог дополнительного образования

Мастер-класс
«ВВЕДЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ»

Цель: создание условий для профессионального самосовершенствования педагога, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды обучающихся.
Задачи:
передача своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности
Последовательность действий: пошаговый алгоритм проведения занятия «Введение в образовательную программу».
Психологические особенности вводного занятия: помочь обучающимся преодолеть комплекс опасения, недоверия, которое идет от незнания (педагога, группы, формы общения); создание имиджа педагога дополнительного образования.
Организационные особенности: создание атмосферы быстрого знакомства, быстрое включение детей в деятельность.

Вводная часть
Каждый из нас, начиная реализовывать свою образовательную программу, сталкивается с проблемой, как продемонстрировать или представить ее так, чтобы дети заинтересовались и продолжили свое обучение именно у данного педагога.
Успех может принести удачно проведенное занятие «Введение в образовательную программу».
Как правильно подготовиться к этому занятию, какие технологии, методы и приемы можно использовать на данном занятии? Об этом мы поговорим на сегодняшнем мастер-классе.

Беседа со слушателями
- «Введение в образовательную программу» Как вы понимаете эту фразу?
- Какое слово в названии занятия ключевое? Что значит введение?
Толковый словарь русского языка Д. Ушакова так толкует данное слово: "Предварительные сведения, вводящие в изучение какой-либо науки или предпосылаемые изложению какому-нибудь предмета; вступление».
У С. Ожегова мы читаем: «Помочь освоиться с чем-нибудь, ознакомить. Ввести в курс дела, положить начало чему-нибудь, установить что-либо».
- С помощью каких технологий, методов и приемов мы можем ввести обучающихся в образовательную программу?
Мы будем скучно повествовать о целях, задачах, ожидаемых результатах программы?..
Следовательно, введение в образовательную программу - это активное погружение обучающихся в курс изучаемого предмета, направления (через игру, интерактивные и проблемные задания). Во время «погружения» от обучающихся требуется лишь воспроизведение полученных знаний.

Как можно провести вводное занятие
В водной части педагог в доверительной беседе выясняет у обучающихся начальный уровень знаний о предмете курса, характер уровня мотивации. Представляется сам и формирует первое представление об объединении.
В основной части в ходе размеренного диалога с вкраплениями игровых, технических и иных дидактических упражнений, приемов развертывает перед обучающимися перспективу их занятий в коллективе, снабжая необходимой организационной и иной информацией.
В заключительной части педагог отвечает на вопросы детей или дети отвечают на вопросы педагога:
- Что было самым трудным?
- Как вы это преодолевали?
- Готовы ли вы к новым трудностям?
- Каких результатов хотите добиться?

Некоторые приемы оптимизации занятия
В научно-методических источниках можно обнаружить значительный спектр педагогических, драматических средств, способов, приемов, позволяющих придать занятию яркую эмоциональную окраску, обеспечить доказательность предъявляемых педагогом положений, расширить иллюстративную базу и т.д.
Назову некоторые из них:
При рассказе об объединении можно привлечь выпускников с творческим выступлением, провести демонстрацию достижений, выставку работ.
В целях наглядности можно использовать карты-схемы, карты путешествий, маршрутные листы, сравнительные таблицы, демонстрационные образцы и т.п.
Знакомство с предметами, аксессуарами, используемыми на занятии, может быть организовано и в театрализованной форме, когда эти предметы оживают и становятся равноправными участниками происходящего.
Для удовлетворения детей в двигательной активности занятие можно построить так, чтобы периодически менялось размещение детей (подвижные игры).
При организации занятий с детьми младшего возраста можно использовать игрушку-талисман: домовенок, зайчик, медвежонок, матрешка и т.п.
Важнейшим основанием вводного занятия является его прогнозируемая эффективность, которая определяется:
- возрастно-психологическими, половыми, национальными характери-стиками детей;
- степенью готовности детей к освоению программы;
- степенью владения педагогом профессиональными методами и приемами;
- соответствие содержания занятия избираемым для его выражения способам и приемам.

Игра-путешествие
«ЭТА ТАИНСТВЕННАЯ СТРАНА ЛИНГВИНИЯ»

Цель: формирование интереса к изучению русского языка; развитие логического мышления у обучающихся; расширение словарного запаса детей.
Задачи:
Оборудование: листочки с заданиями, карандаши.

ХОД ИГРЫ

Вступительное слово педагога
Сегодня мы отправляемся в путешествие в необычную таинственную страну «Лингвиния», где дружно живут представители разных народов. В ней много областей, городов и сел (так же, как и у нас в России). Все народы, населяющие «Лингвинию», живут в мире и согласии, в постоянном общении друг с другом и никогда не ссорятся. А как же иначе?
Если вдруг (это даже страшно представить) жители страны Лингвиния поссорятся, то мы с вами не сможем не только говорить, но и писать. Почему? Ответ прост.
В сказочной стране Лингвинии Его величество Язык является могущественным, храбрым королём. Грамматика – строгой, любящей порядок королевой, у которой есть целая свита принцев и принцесс. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся.
Жители страны Лингвиния очень любят гостей и приготовили для нас различные задания. Наша задача – их правильно выполнить, т.к. от этого зависит мир и спокойствие в этой таинственной стране.
Готовы отправиться в путь? Замечательно!
Отправляясь в путешествие, необходимо познакомиться с картой местности.

«Путешествие в страну лингвиниЯ»

«Соедини половинки слов» Криптограммы Назови новое слово

Наборщик
Конкурс знатоков



Полянка предложений



Лингвистические «Угадайки» Найди пару Занимательные вопросы

Перед тем, как отправиться в наше путешествие, предлагаю немного размяться.

Интеллектуальная разминка. Отгадайте слово по его лексическому значению. Чем быстрее ответите, тем больше баллов можно заработать.
1
5.   ЭТО – древнейший прибор.
4.   ЭТО достоинство карты.
3.   ЭТО – заменители балла.
2.   С ЭТИМ не справилась мартышка.
1.   Это нарисовано на капюшоне королевской кобры.
(Очки)
2
5.  ТАК называют самую лёгкую байдарку.
4.  ЭТО листы огородного растения.
3.  ЭТО основной инструмент учёного любой специальности.
2.   Раньше без НЕГО не писали ручки.
1.   У птиц ОНИ заменяют шерсть.
(Перо)

Игра-путешествие «В таинственную страну Лингвиния»

- В таинственной стране Лингвиния нас с вами первой встречает Принцесса Морфемика.
- Ребята, а вы знаете, что изучает раздел русского языка «Морфемика»?
- Нет?! Не может этого быть!.. Кто мне подскажет, из каких частей может состоять слово?
- Правильно! А говорите, что не знаете!
Принцесса Морфемика приготовила для вас игру, в которой вы должны соединить слова так, чтобы получилось целое слово.

I. Игра на внимание «Соедини половинки слов».
Ми
Кар
Воро
Кар
Фор

точка
та
на
точка
ман

Со
Ко
Ши
Ди
Кило

ван
ло
метр
кол
мар
- Проверьте, справились ли вы с заданием? Молодцы! Принцесса Морфемика благодарит вас за правильно выполненное задание.

Сейчас мы с вами отправляемся в гости к Принцессе Лексика. Перед вами зашифрованное высказывание. Постарайтесь прочитать его. Начало криптограммы – буква, выделенная шрифтом.

II. Игра на сообразительность «Криптограммы».

о
п
я
с
с
в
п
р
й
и


р
й
с
т
е
и
а
е
я
к


а
о
б
е
о
т
е
ч
з
с

й.
ж
т
ы
а
б
а
м
с
ы
с

е
а
о
с
щ
о
г
о
и
к
у

щ
ю
р
т
о
г
о
б
е
н
Р


- Перед вами правильный ответ. Проверьте себя.
Еще одно задание для вас приготовила Принцесса Морфология. Перед вами имена существительные. Запишите их, придав им уменьшительно-ласкательное значение.

III. Игра-задание на обогащение словарного запаса «Назови новое слово».
Кот - котенок
Ковер - коврик
Книга - книжечка
Узел - узелок
Тень - тенечек
Сумка - сумочка
Дом - домик
Мяч - мячик
Нога - ножка
Человек - человечек
Пень - пенечек
Нос - носик
Зонт - зонтик
Дверь - дверка
Пуговица - пуговичка

- И с этим заданием справились! Какие вы молодцы!
А сейчас будьте предельно внимательны: мы отправляемся в гости к королю страны «Лингвиния», Его величеству Языку. Он хочет проверить, знаете ли вы пословицы и поговорки.

IV. Игра на расширение кругозора «Конкурс знатоков». Продолжите пословицы.
Не спеши языком – спеши делом.
Сам пропадай, а товарища выручай.
Глаза страшатся, а руки делают.
Ученье свет, а неученье тьма.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Семь раз отмерь – один отрежь.
Любишь кататься – люби и саночки возить.

- Вы великолепно справились и с этим заданием! Отправляемся в гости к Принцессе Пунктуации.
Перед нами Полянка предложений. В «Лингвинии» случилась беда: знаки препинания не знают, куда им встать. Помогите каждому найти свое место, поставив, где это необходимо, нужный знак.

V. Игра-задание на знание пунктуационных правил «Полянка предложений».
В моей Вообразилии
Болтают с вами запросто
Настурции и Лилии.
Умеют львы косматые
Скакать верхом на палочке,
А мраморные статуи
Сыграют с вами салочки.
У всех, кому захочется,
Там вырастают крылья.
И каждый обязательно
Становится кудесником -
Будь он твоим ровесником
Или моим ровесником

- Проверьте, все ли знаки препинания вы расставили в стихотворении. Замечательно!
И вновь мы в гостях у Принцессы Лексика. Она подготовила для вас «Занимательные вопросы».

VI. Игра-рассуждение на умение решать логические задания «Занимательные вопросы»
Какой овощ необходим для проверки принцесс на чистоту королевской крови? (Горох)
Ее хвост похож на хлыст, им здорово отгонять кусачих насекомых. (Корова)
Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи. (Царевна-лягушка)
Назовите сказку Пушкина, которая оканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». («Сказка о золотом петушке»)
Какой малыш рождается с усами? (Котенок)

- Молодцы! Хорошо можете определять слова по их лексическим значениям.
Принц Синтаксис и Принцесса Пунктуация живут рядом. Они подготовили для вас совместное задание. Вы должны соединить половинки сложных предложений и подчеркнуть в них грамматические основы.

VII. Игра на наблюдательность «Найди пару».
Николай и не заметил, что стало светать.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Чтобы получить хорошую профессию, надо прилежно учиться.
Установилась теплая, солнечная погода, которая бывает в начале сентября
Воздух пропитан ароматом трав,
которые тихо шелестят под ветром.

- Следующее задание. Вы должны угадать слово по его описанию, объяснив, как вам удалось это сделать.

VIII. Лингвистические «Угадайки» - на обогащение словарного запаса и грамматического строя речи.
«Глаз» автомобиля (фара)
«Свежезамороженный» дождь (град)
Шляпка на ножке (гриб)
Родной или крестный (отец)
Лесной барабанщик (дятел)
Собачья радость (косточка)

- А это задание приготовила для вас королева, Её величество Грамматика.
Вам необходимо решить следующие задачи.

IХ. Игра-головоломка «Грамматическая арифметика» – на наблюдательность, логическое мышление
Ров + поза = вид транспорта
Боб + уста = день недели
Иск + том = разновидность комара
Удав + лак = разновидность молотка
Домна + ил = напиток
Сот + ров = часть суши

- Наше путешествие подходит к финальному заданию. Жители таинственной страны Лингвиния хотят проверить, насколько много вы читаете. Поэтому приготовили для вас игру, которая называется «Наборщик».
Ваша задача из предложенного слова набрать как можно больше нарицательных имен существительных, стоящих в именительном падеже единственного числа.

Х. Игра «Наборщик» - на внимание, обогащение словарного запаса.
Сообразительность

Подведение итогов игры-путешествия
- Наша игра-путешествие подошла к концу. Но жители страны Лингвиния с вами не прощаются, т.к. вы постоянно с ними встречаетесь в школьной и обычной жизни.
Рефлексия:
- Что было самым трудным?
- Как вы это преодолевали?
- Готовы ли вы к новым трудностям?
- Каких результатов хотите добиться?
Благодарю всех за участие в игровой программе. Приходите к нам в «Лингвинию», всегда будем рады вас видеть.
До свидания! До новых встреч!

Какие ошибки чаще всего возникают при подготовке и проведении вводного занятия.

Ошибки несоответствия:
несоответствие деятельности первого занятия основной деятельности курса программы;
несоответствие формы первого занятия наиболее применяемым формам последующих;
несоответствие формы, метода и содержания, выбранных для первого занятия возрастным, психологическим особенностям детей.

Ошибки необеспеченности:
у педагога недостаточно развиты навыки, эмоциональные черты, организаторские и иные способности, необходимые для реализации запланированных действий;
отсутствие необходимых технических, материальных и информационных ресурсов избранной формы;
недостаток, неверный расчет времени.

Методические ошибки проведения занятия:
концентрация внимания на аспектах, интересных для педагога, а не детей;
размытое или искаженное предъявление норм поведения и деятельности;
отсутствие эффективной обратной связи, неадекватный язык и понятийный ряд занятия;
неочевидность логики перехода от одних частей занятий к другим, перенасыщенность занятия терминами, приемами;
незавершенность, отсутствие видимого детям результата первого занятия и перспектив ближайшего занятия терминами, приемами.
Грамматическая арифметика



15