Дидактические игры по развитию речи (своими руками).


Дидактическая игра «Барон Мюнхгаузен»
Цель: формировать навык образования имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.Пособие представляет собой карту размером 30x20 см с изображением барона Мюнхгаузена, летящего в облаках на пушечном ядре, и набор предметных картинок размером 10x10 см.Логопед. Дети, посмотрите на карту с изображением барона Мюнхгаузена. Храбрый барон, как известно, летал на пушечном ядре высоко в небе. Сверху ему все казалось очень маленьким. Он смотрел на все сверху вниз и удивлялся: «Какое же отсюда все крошечное! Маленькие домики, деревца, человечки». Сейчас я буду показывать картинки, а вы скажете, что на них нарисовано, а потом назовете их так, как про них сказал бы Мюнхгаузен, если бы увидел сверху. Например, дом. Как про него скажет Мюнхгаузен?Дети. Домик.При затруднении логопед оказывает детям помощь в виде наводящих вопросов.Предъявляя картинку, логопед спрашивает: «Что это?» Дети отвечают (допустимы односложные ответы). Затем логопед прикрепляет картинку на карту с Мюнхгаузеном.Логопед. А как барон Мюнхгаузен скажет, увидев это сверху маленьким? (Применяется сопряженное и отраженное проговаривание.)
По сюжетным картинкам (изображенные ниже 10х15) можно составлять описательные рассказы, используя существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Например:
Где пролетал Барон Мюнхгаузен? Что он видел? Или кого видел?

ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ «Кто что ест?».
Главная цель использования прищепок в игре - это развитие тонких движений пальчиков, что благотворно влияет на речевую зону мозга.
Игры с прищепками развивают не только мелкую моторику рук, а также развивают воображение и коммуникативную функцию речи, закрепляют сенсорные навыки и пространственные представления.
Знакомим малыша с прищепками, показываем и рассказываем, где мама их использует в быту, показываем, как прищепка умеет раскрывать и закрывать "ротик", даём ребёнку самостоятельно помочь прищепке раскрыть и закрыть "ротик", если малышу трудно, помогите ему и подскажите, что пальчики надо сжимать сильнее. Затем предлагаем малышу поиграть с прищепками. Для начала можно поиграть в простые игры.
Оборудование: круг , 12 картинок с едой; 12 картинок животных на прищепках, стихи о животных.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В ИГРАХ С ПРИЩЕПКАМИ
Цель: развитие мелкой моторики рук, внимания, памяти, речевой практики.
Для игры я вырезала несколько фигурок из цветного картона. На эти фигурки мы потом будем крепить прищепки разных цветов. В процессе игры можно разучивать с детьми и цвета, и стихотворения о данных объектах.
СОЛНЫШКО
(На фигуру круга жёлтого цвета крепим прищепки такого же цвета - это лучи солнца)
Солнышко утромРано встаёт.Лучики тянет - Тепло нам даёт.
ТУЧКА И ДОЖДЬ
(На фигуру облака синего или голубого цвета крепим прищепки такого же цвета - это дождик)
Тучка по небу гуляла - Все дождинки растеряла.
ЁЛОЧКА
(На треугольную фигуру зелёного цвета крепим прищепки такого же цвета - это еловые ветки)
Ёлочка наша вдруг загрустила , Лапы еловые вниз опустила.
ОВОЩИ - СВЕКЛА, МОРКОВЬ, РЕПА
(На фигуру свеклы красного цвета крепим прищепки зелёного цвета - это ботва)
Урожай мы собиралиИ ботву всю оборвали.Мы листочки прикрепляем - Сразу об овощи узнаем.
ЁЖИК
Ёжик, ёжик, где гулял? Где колючки потерял?Ты беги скорей к нам, ёжик.Мы сейчас тебе поможем.
Ещё можно поиграть с этими прищепками в игру «Чего не хватает?» Например: У цветка лепестков, у зайца ушей и хвоста, у моркови ботвы; затем спрашиваем ребенка: сколько лепестков у цветка? Какого они цвета?

Дидактическая игра «Почтальон».
Цель: формировать навык употребления имен существительных в родительном, дательном и именительном падежах. Развивать связную речь детей.Пособие представляет собой вырезанное по контуру изображение почтальона с сумкой и конвертом в руках, набор открыток, изображения животных и птиц (количество карточек и лексический материал определяются логопедом в зависимости от уровня речевого развития детей). Карточки — имитация конвертов с изображением животного или птицы, означают адресата (того, кому предназначено письмо) или адресанта (того, от кого это письмо).Письмо корове от курицы. Письмо лисе от мышки. Письмо бабочке 
от улитки.Логопед. Лесной почтальон попросил нас помочь ему разнести письма. Вы будете брать письмо, смотреть картинки и говорить, кому оно и от кого.При затруднении логопед оказывает помощь наводящими вопросами. Игра продолжается до тех пор, пока почтальон не разнесет все «письма» и открытки.По открыткам можно составлять предложения, рассказы; задавать ребенку наводящие вопросы по теме открытки. Например: Кто на ней изображен? Для кого цветы? Какой праздник скоро будем отмечать? И т.п.