Трудные вопросы правописания н и нн в суффиксах,существительных,прилагательных и наречии по русскому


Тема: ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОПИСАНИЯ -Н -И -НН- В СУФФИКСАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И НАРЕЧИй
Цель: совершенствовать навык применения основных типов орфограмм правописания -н- и -нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий , изученных в 5 классе, порядок действий при решении орфографических задач.
Тип урока: комбинированный.
Методы: исследовательский, самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.
Ход урока
1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.
На основе наблюдений сформулировать обобщенное правило правописания н и нн в суффиксах существительных, прилагательных и наречий; вывести формулу обобщенного правила.
Для лучшей организации урока потребуются двойные листы, на них вычерчивается таблица, которая будет заполняться поэтапно.
Заготовка выглядит следующим образом:
Основные правила Части речи Формула правила
существительное прилагательное наречие причастия (полные, краткие) отглагольные прилагательные              
 
Для описания правил используются уже известные по словообразовательному разбору условные знаки:
? приставка                ? суффикс
? корень                      зависимые слова
основа
2. Анализ материала, предложенного для наблюдения.
На доске и в тетрадях записываются слова: конный, конник; ценный, ценность.
Так как наблюдение и анализ материала будут проходить примерно по одной схеме, то учащимся на этом этапе урока раздаются заранее приготовленные листки с вопросами и заданиями, на которые всякий раз нужно обращать внимание.
Вопросы и задания Ответы
Определите части речи в левой колонке и в правой (см. тетрадь)
 
Произведите словообразовательный разбор слов, графически обозначьте части слов
 
Определите, что общего в данных словах (в корне, в основах, в суффиксах)
 
 
Какой можно сделать вывод? В правой колонке – существительное, в левой – прилагательное
 

 
 
Основы (производящие) оканчиваются на н, слова образуются с помощью суффикса -н-
 
В словах с основой на н, образованных с помощью суффикса -н-, пишется ннВывод: правило правописания -нн- в обеих частях речи (существительном и прилагательном) общее.
– Выведите формулу правила.
– Заполните первый пункт таблицы (на доске и в тетрадях).
3. Этап первичной проверки понимания изученного.
Материал для наблюдения: утренний; общественный; соломенный; агитационный.
– Какие части речи записаны? (Имена прилагательные.)
– Как образованы данные слова? (От существительных.)
– Заполните второй столбик.
Утренний ? утро
общественный ? общество
соломенный ? солома
агитационный ? агитация
– Что общего в записанных словах? (Все данные слова – прилагательные, они образованы от существительных с помощью суффиксов -енн-, -онн-, в которых пишется -нн-.)
– Заполните второй пункт таблицы.
Формула приобретает следующий вид:

Материал для наблюдений (слайд).
– Перепишите слова в тетради, выделите суффиксы.

– Какие части речи вы записали? (Прилагательные.)
– А теперь давайте определим, от какой части речи образованы данные слова? (От существительных.)
– Запишите их рядом.
– Назовите  суффиксы,  с помощью  которых образовались эти слова? (-ан-, -ян-, -ин-.) Какое значение они имеют? (Указывают на материал, из которого что-то сделано, и на принадлежность чему-то.)
– Что  общего  в  правописании суффиксов -ан-, -ян-, -ин-? (Одна буква н.)
– Из этого правила есть исключения – это слова стеклянный, оловянный, деревянный, которые пишутся с нн. Кроме того, надо отличать по значению слова ветреный, ветряная.
– Заполните третий пункт таблицы.
Формула приобретает следующий вид:

Материал для наблюдения (слайд):
торжественно ? торжественный
ценно ? ценный
искренно ? искренний
– К  какой части речи относятся слова левого столбика? (Это наречия.) Сколько н в словах, от которых наречия образованы?
– Какой вывод о правописании н и нн в наречиях можно сделать? (В наречии пишется столько н, сколько в слове, от которого оно образовано.)
– Заполните четвертый пункт таблицы.
Вид формулы:

Учитель дополняет, что этому же правилу подчиняется правописание н и нн в кратких прилагательных (ценный – ценна – ценно; ветреный – ветрена – ветрено).
К концу урока таблица приобретает следующий вид:
Основные правила Части речи Формула правила
Первый блок Второй блок прилагательное существительное наречие причастие (полное, кратное) отглагольные прилагательные 1. Слова, образованные с по-мощью н от ос-новы на н ? ннпленный ? плен +  + ыйпленник ? плен +  + ник      
2. Слова, образованные с по-мощью   ? ннстанци-ый ? станция, торжест ? торжество        
3. Слова, образованные от существительных с помощью   ? н
Исключения:  но: стеклянный, оловянный, деревянный        
4. Столько н, сколько в слове, от которого оно образовано     торжественно ? торжественный, искренне ? искренний, плотно ? плотный     нн ? ннн ? н
5.
6.
7.            
 
4. Этап закрепления и применения изученного.
Задания для учащихся «Проверь себя»: обобщение по всему первому блоку правил, формулировка правила правописания н и нн в существительных, прилагательных, наречиях.
Первая серия упражнений выполняется по типу – «вначале объясни – потом запиши». Учащиеся закрепляют все образцы графической фиксации умственных действий при мотивировке изученных орфограмм. Например: