Открытый урок по русскому языку Повторение изученного о наречии

Надирова Унчам Турсуновна
учительница русского языка и литературы
средней школы имени Авута Саттарова
село Каратурык Енбекшиказахский район
Алматинская область
моб. +7 771 450 96 41

Русский язык. 7 класс с казахским языком обучения
Тема: Повторение изученного о наречии.
Цель: систематизировать знания учащихся о наречиях, совершенствовать навыки употребления их в речи, повторить изученные правила, развивать умения самооценки знаний, воспитывать чувство коллективизма, ответственности за выполняемое задание.
Оборудование: карточки с заданиями, игра, тест, табло, девиз урока, флажки, медали, дипломы
Тип урока: урок-повторение
Метод урока: интерактивный

Ход урока

I. Орг. момент
Девиз урока: «Если знаешь части слова,
то напишешь их толково»
Найти в этом девизе наречие, подобрать к нему синоним, поставить к нему вопрос.
II. Сообщение цели урока.
- Что проходит сейчас у нас в Казахстане? ( 7-е зимние Азиатские игры). Мы на уроке будем повторять, изученное о наречии. Сегодня у нас необычный урок. Это будет урок – соревнование, которое проводится как олимпийский марафон. Словарная работа: марафон – бег на длинную дистанцию. Одним из марафонистов нашего района является Алпысбай Ермагамбетов. Соревнуются 2 команды. Марафонская дистанция равна 42 км 195м. Две команды, выполняя задания, пройдут четыре этапа. В каждом этапе за правильное выполнение всех заданий команда проходит 10,5 км. Та команда, которая первой преодолеет дистанцию, считается победителем.
III. Повторение
Разминка - старт. Игра «Согласен – не согласен»
- Я утверждаю, что наречие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия.
- Я не согласен, поскольку эта самостоятельная часть речи обозначает не только признак действия, но и признак признака, и признак предмета.
-Я утверждаю, что наречие изменяется по родам, числам и падежам.
- Я не согласна, так как наречие – неизменяемая часть речи.
-Я утверждаю, что наречие образуются от знаменательных частей речи при помощи суффиксов, приставок, приставочно-суффиксальным способом, путем сложения слов и основ слов, сложением синонимичных слов.
- Да, я согласен, что наречия могут быть образованы именно так.
- Я утверждаю, что наречие чаще всего в предложение является дополнением.
- Я не согласен, так как наречие в предложение чаще всего является обстоятельством.

1 этап – до 10,5 км
Для 1 команды.
1. Образуйте наречия с помощью по, -ому, -ему, -ски: новый, честный, зимний, летний, английский, флотский, приятельский, русский.
2. Объясните правописание наречий.
Для 2 команды
1. Образуйте наречия с помощью приставок: из, до, с, на, за, в и суффиксов: о, а.
Долгий, давний, правый, левый, сухой, новый, далекий, красный.
2. Объясните правописание наречий.

2 этап – до 21 км.
Для 1 команды
1. Прочитать выразительно стих.
2. Озаглавьте стих., определите основную мысль стих.
3. Выпишите наречия.
Праздник спорта приближается!
Азиада начинается!
Огонь пронесут по всем городам,
Страна ликует тут и там!

Спортивные арены ждут новых чемпионов!
Готов высокогорный каток Медео,
И горнолыжный Чимбулак.
Мы будем ждать побед, рекордов!
Казахстан готов спортсменов принять!!!

Быстрее, выше, сильнее!
·
Взвейся, Казахстана флаг!
Спортсмены, стремитесь к победам!
Пусть будет мир, да будет так!

Для 2 команды
1. Прочитать выразительно стих.
2. Озаглавьте стих., определите основную мысль стих.
3. Выпишите наречия.

В Фестиваль здоровья включилась вся страна,
О здоровье нашем думает она.
С физкультурой и со спортом будешь ты дружить,
Много лет ты станешь жить.
Мой всегда проточною водой
Овощи и фрукты перед каждой едой.
Содержи одежду в чистоте,
Наведи порядок на столе.

Помни, юный друг, всегда:
Здоровым быть – людей мечта.
Гигиену личную строго исполняй.
Спортнормативы активно выполняй.

Знай, солнце, воздух и вода-
Лучшие ребячьи друзья.
Дружба с ними на века
Закалит тебя от злейшего врага.

3 этап до 31,5 км

Для 1 команды
1. Замените фразеологизмы наречиями.
1.Жить душа в душу – (дружно)
2. Перед самым носом – (близко)
3. Держать в ежовых рукавицах – (строго)
4. Сломя голову – (быстро)
5. Засучив рукава – (хорошо)
6.Ни свет ни заря- (рано)
Для 2 команды
1. Замените фразеологизмы наречиями.
1.Смотреть во все глаза – (внимательно)
2. Рукой подать – (близко)
3. Спустя рукава – (плохо)
4. Через час по чайной ложке – (медленно)
5. За тридевять земель – (далеко)
6. Положа руку на сердце – (честно)

4 этап до 42 км.

Тест для обеих команд с самопроверкой
1. Укажите наречие с суффиксом -о
а) Издавн
в) Снов
с) Начист
2. Укажите наречие с суффиксом -а
а) Изредк смотреть
в) Посмотреть налев
с) Переписать занов
3. Укажите антонимичные наречия
а) Далеко – близко
в) Хорошо – отлично
с) Прекрасно – превосходно
4. Наречие – это часть речи, которая обозначает:
а) Добавочное действие
в) Признак действия или признак другого признака
с) Количество предметов, число
5. Наречия образуются чаще всего:
а) От существительных
в) От качественных прилагательных
с) От деепричастий
6. Наречия:
а) Не изменяются
в) Склоняются
с) Спрягаются
7. Наречие с –то, -либо, -нибудь пишутся:
а) Слитно
в) Раздельно
с) Через дефис
8. Укажите синонимичные наречия
а) Медленно – неторопливо
в) Вежливо – грубо
с) Всегда - никогда
Ключ ответа: 1- с, 2-а, 3-а, 4-в, 5-в, 6-а, 7-с, 8-а.

IV. Задание на дом.
1. Упр. 1 устно ответить на вопросы
а) Составить текст о казахском народном костюме. (Для сильных учеников)
2. Упр. 8 выполнить письменно.

V. Подведение итога урока
Выставление оценок.
Награждение команд




Оценочный лист

Команды

«Олимп»
«Факел»

Этапы
дистанция
штрафные баллы
дистанция
штрафные баллы


1 – 10,5 км






2 – 21 км






3 – 31,5 км






4 – 42 км






Итого





































Тест
1. Укажите наречие с суффиксом -о
а) Издавн
в) Снов
с) Начист

2. Укажите наречие с суффиксом -а
а) Изредк смотреть
в) Посмотреть налев
с) Переписать занов

3. Укажите антонимичные наречия
а) Далеко – близко
в) Хорошо – отлично
с) Прекрасно – превосходно

4. Наречие – это часть речи, которая обозначает:
а) Добавочное действие
в) Признак действия или признак другого признака
с) Количество предметов, число

5. Наречия образуются чаще всего:
а) От существительных
в) От качественных прилагательных
с) От деепричастий

6. Наречия:
а) Не изменяются
в) Склоняются
с) Спрягаются

7. Наречие с –то, -либо, -нибудь пишутся:
а) Слитно
в) Раздельно
с) Через дефис

8. Укажите синонимичные наречия
а) Медленно – неторопливо
в) Вежливо – грубо
с) Всегда - никогда

15