Открытый урок по русскому языку в 7 классе по ФГОС по теме Буквы Е-И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречии


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий».
Цель урока: показать условия выбора на письме буквы е в приставке не- и буквы и в приставке ни-; развивать умение написания не и ни в наречиях и других частях речи.
Личностные:
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию;достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
 владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;  овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:  способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
Предметные
умения правильного написания не и ни в наречиях и других частях речи;
формирование орфографической и пунктуационной грамотности;
формирование мыслительных операций: исследования, наблюдения, анализа, обобщения;
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
понимания особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка в тексте;
Задачи.
Обучающие:
развить умение формулировать определение понятий;
развить умение находить беглые гласные в словах;
развить умение определять беглые гласные, чередование звуков;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические и умения.
Развивающие:
развитие критического мышления обучающихся;
развитие внимания обучающихся ;формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;развитие умения формулировать проблему;
развитие умения групповой и парной работы.
3.Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
4.Тип урока: урок по ознакомлению учащихся с новым материалом
5. Методы и формы работы учащихся: проблемный метод; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.
6. Структура и ход урока
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников Время УУД.
1 Организационный момент, мотивация к учебной деятельности. Приветственное слово учителя Учитель предлагает улыбнуться соседу по парте и другим одноклассникам Приветствие
учащихся 1 мин Принцип психологической комфортности
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха
2 Актуализация и проблемное учебное действие Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности(самостоятельно или при незначительной помощи учителя)
-Запишите предложение (на слайде)
Никогда не забудет русский народ имени Василия Андреевича Жуковского. Ни у кого не вызывает сомнений, что Жуковский - выдающийся поэт девятнадцатого века. Никто из современных ему поэтов не мог с такой искренностью раскрыть мир своей души ,ничьи произведения так не волновали , нигде не находил читатель такого музыкального ,певучего стиха.
-Какая повторяющаяся орфограмма встретилась в тексте ? (Правописание не и ни)
-В словах каких частей речи? (Глагол, местоимение, наречие)
Задание 1
Выпишите и объясните правописание:
1.глаголов с не – ни
2.местоимений с не-ни
3.наречий с не-ни
Учитель дополняет ответы учащихся, сопровождает деятельность школьников по освоению программ, подводит к выводу о том, что объяснить правописание наречий с не-ни затруднительно, так как правило еще не изучено.
Осваивают лингвистические термины .Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. 5 мин Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.
Регулятивные : принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
3 Выявление места и причины затруднения
Физкультминутка На слайде:
Кто-никто чего-ничего
Какой-никакой кого-некого-Ребята, вспомним, как же образуются отрицательные местоимения? (От вопросительных местоимений с помощью приставок не-ни)
-Когда в отрицательных местоимениях пишется приставка не, а когда ни? (Приставка не - ударная, а ни-безударная)
Запись третьего столбика.
Где-нигде
Где-негде-По аналогии с местоимениями сформулируйте правило о написании наречий с не и ни.
-Изучение правила на стр. учебника 104-105
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два,
Думай, думай, голова (Вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний у них недостаточно для полных ответов.
Выполняют элементарные физические упражнения
4 мин
3 мин Познавательные: делают выводы.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.
4 Целеполагание и построение выхода из затруднения Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.
На слайде:
7 вопросов – просто чудо!
Их запомнить можно так:
Где? Когда? Куда? Откуда?
Почему? Зачем? и Как?
Образуйте при помощи приставок отрицательные наречия. Какие слова в этом ряду лишние? Почему?
-Упр.250-комментированное письмо ,выполнение заданий Диалог с учителем. делают выводы, выполняют письменное задание. 7 мин. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.
5 Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта -Упр. 252-самостоятельное выполнение с последующей проверкой. Принимают участие в работе, отвечают на вопросы 5 мин. Познавательные :читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность
6 Первичное закрепление с комментированием во внешней речи Проговаривание правила
-Сформулируйте правило выбора букв е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий.
- Есть ли разница в правописании не и ни в отрицательных местоимениях и наречиях? Выполняют задание, работают с учебником. 4 мин. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.
7 Включение в систему знаний и повторение Обобщающий тест
1вариант
А1. В каком слове нет окончания?
1.Окно 3.плотно
2.дефис 4.прыгнул
А2.Какое наречие обозначает причину?
1.Невольно вскрикнула
2.старательно учил
3.бегут вприпрыжку
4.сделал назло
А3. В каком варианте ответа есть речевая ошибка?
Пробежал быстрее всех;
Играй более тише;
Легче перышка;
Действовал более настойчиво.
А 4.В каком варианте ответа есть определительное наречие?
1.Встретил вчера;
2.раздавался вдали;
3.увеличить слегка;
4.нарочно утаил.
В1.Напишите цифрой количество наречий в предложении.
Вдруг отхлынул от сердца испуг еще скорее, чем прихлынул.
С1. Опишите, используя наречия, действия собаки.
Ответы: А1-3,А2-4,А3-2,А4-3,В1-2
Вариант 2
А1. В каком слове нет окончания?
1.Балкон 3.нарисовал
2.озеро 4.назло
А2. Какое наречие обозначает меру?
1.много 3.кое-как
2.невзначай 4.долго
А3 В каком варианте ответа есть речевая ошибка?
1.Петь громче;
2.изложить более подробно;
3.встать раньше;
4.пиши более аккуратнее.
А4. В каком варианте ответа есть обстоятельственное наречие?
1.Увеличить вдвое;
2.много сделать;
3.остановиться здесь;
4.мало тренироваться.
В1.Напишите цифрой количество наречий в предложении
Летит коршун над самой землей, плавно взмахивая крыльями, и вдруг останавливается в воздухе.
С1. Опишите, используя наречия, действия кошки.
Ответы:А1-4,А2-1,А3-4,А4-3,В1-2.
Вариант 3
А1. В каком слове нет окончания?
1.Кефир 3.свернут
2.полотно 4.стойко
А2. Какое наречие обозначает цель ?1.специально оставил
2.идет направо
3.холодно посмотрела
4.недавно познакомились
А3 В каком варианте ответа есть речевая ошибка?
1.Бежал быстрее ветра;
2.очень прекрасно образован;
3.изобразил более ярко;
4.строжайше запретил.
А4. В каком варианте ответа есть определительное наречие?
1.вполне достаточно;
2.обидел невзначай;
3.показал впереди;
4.идущий навстречу.
В1.Напишите цифрой количество наречий в предложении
Я кивнул ему головой и пошел восвояси вдоль задымившейся реки.
С1. Опишите, используя наречия, действия птицы.
Ответы:А1-4,А2-1,А3-2,А4-1,В1-1. Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем 7 мин. Познавательные, регулятивные УУД
9 Подведение итогов Домашнее задание упр. 254 Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы обсудить на последующих уроках. 3 мин. Коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД