Урок Роль общения в жизни людей 9 класс


Тема урока «Роль общения в жизни людей»
Цели и задачи урока:
Раскрыть смысл понятия «общение», охарактеризовать его функции;
Расширить представления учащихся о видах и формах общения;
Показать роль вербальных и невербальных средств общения;
Познакомить с правилами диалогического общения
Оборудование: учебное пособие, мультимедиа, ноутбук, презентация к уроку, ролики о видах общения
Форма работы: групповая
Форма урока: усвоения новых знаний
Ход урока:
I этап: Целеполагание и мотивация учебной деятельности
Учитель:
-Закройте глаза и опустите голову. Сейчас вы совершите путешествие в одно незнакомое, но чудесное место. Ваш дядя умер, оставив вам в наследство свой остров. Ваш дядя был очень богат. Когда вы пролетаете над островом, готовясь вступать во владение им, вы не верите своим глазам. На острове много домов, зелени, гавань с яхтой и пляжем. Здесь круглый год стоит теплая погода. Из письма дяди вы узнаете, что здесь вы сможете провести остаток жизни, не испытывая ни в чем нужды. Но есть одно условие - вы никогда никого, не должны приглашать на этот остров. Вы можете заказать им все что пожелаете, и они выполнят вашу просьбу. Как бы вы поступили в этом случае, принимая во внимание то, что вы не имеете права изменять условия завещания? Почему?
-Эпиграфом к нашему уроку я взял слова Дейла Карнеги: «Любой глупец может критиковать, осуждать, выражать недовольство – большинство так и делают. Но для того чтобы проявить понимание и быть снисходительным, требуется сильный характер и самообладание». Как вы понимаете эти слова?
Рассказ о Д. Карнеги:
«В июле 1936 г. вышла в свет книга «Как завоевать друзей и оказывать влияние на других людей». Она стала бестселлером, а имя автора знает каждый, кто работает над собой. Дейл был сам закомплексованным в своё время. Его родители держали ферму в американской глубинке. Жили бедно, он не мог оплачивать жильё при колледже и поэтому ежедневно проделывал путь от фермы до колледжа на лошади – шесть миль туда и обратно. Главная его беда была в том, что он что бы ни пытался сделать или сказать, его просто не замечали. Самооценка Дейла была нулевая. Тогда мама посоветовала ему записаться в дискуссионный клуб. Там он упражнялся в риторике и получил закалку, приобретя опыт выступления на публике. Эффект от такого тренинга проявился быстро: его стали сосредоточенно слушать и обращать внимание. Так к нему пришло понимание того, что умение донести свои чувства и мысли до собеседников помогает добиться практически всего, чего человек хочет»
План урока: (в тетрадь)
Общение и его функции
Виды и формы общения
Средства общения
II этап: Изучение нового материала
Работа в группах: Психотерапевт и писатель В.Леви говорил: «Общение – одно из слов типа «свободы», «любви» и тому подобных, по которым можно ехать куда угодно…
Слово-пакет, в который можно завернуть радиопередачу, воспитание, партию в шахматы, лекцию…, музыку, случайный взгляд, театр, анонимку. Я не знаю, что такое не - общение».
Почему автор говорит, что не-общения не бывает? Что по вашему мнению, является общением? Какое определение понятию общения дали бы вы?
Задание: определение понятия дано в первом пункте пособия, запасать его в тетрадях.
Общение – это процесс взаимодействия людей, в ходе которого они обмениваются информацией, выявляют своё отношение друг к другу
Учитель:
Проблемный вопрос:
Для чего и как мы общаемся? Мы должны определить функции, виды и формы общения.
Для этого группе № 1 необходимо прочитать текст с третьего абзаца на с.115-116. и составить таблицу «Функции и содержание общения»
Группе № 2 прочитать п. «Виды и формы общения» на с.116-119 и составить схему «Виды общения» и раскрыть их содержание.
Группе № 3 также поработать с п. «Виды и формы общения» и составить схему «Формы общения» и дать им характеристику.
Работа с мультимедиа: На слайдах проверить правильность выполнения заданий
(См. приложения)
Учитель:
Ехал однажды человек в трамвае, ехал долго, всю дорогу случайный попутчик рассказывал ему о своих невзгодах и заботах. Человек слушал, не вмешивался в рассказ, лишь изредка словами показывал, что понимает то, о чём ему говорят. А рассказчик, уходя, вдруг говорит: «давно я не говорил с таким умным человеком». О каком виде общения здесь говорится? Было ли общение в таком виде? (Прямое, на улице, в транспорте, в магазине)
Примеры опосредованного общения? (По скайпу, через интернет, по телефону)
Какие виды общения самые важные? (Неформальное, межличностное, деловое)
Задание на закрепление - определить вид общения:
Непосредственный контакт людей в малых группах (Межличностное)
Характеризуется выполнением совместных обязанностей (Деловое)
Пример:
После окончания 9 класса ученик, желающий поступить в 10 класс, пишет заявление на имя директора.
Встречи в толпе, общение через радио, газеты, депутат общается через телевидение
(Массовое)
Человек поступает как предписывает ему его роль (Ролевое)
Общение с друзьями в классе, на работе (Неформальное)
Отношение между близкими родственниками, учителем и учеником (Конфликтное или доверительное)
Эмоциональное отношение людей друг к другу, признание в любви (Личное)
Определить форму общения:
Авторитарная, директивная форма воздействия на человека с использованием приказов, предписаний, указаний, угроз (Императивное, монологическое)
Скрытое влияние на человека с целью достижения своих намерений
(Манипулятивное, монологическое)
Равноправное, доверительное, гуманистическое общение, восприятие партнёра как равного, имеющего право на своё мнение и решение (Диалогическое)
Прочитать в пособии на с. 119 «Правила гуманистического общения» и ответить на вопрос «Какова роль этих правил для достижения взаимопонимания?»
(на слайде эти правила записаны)
Просмотр видеоролика «Средства общения»
Какому психическому состоянию соответствует тот или иной жест?
Сжатый кулак – знак угрозы;
Поднятый вверх большой палец – знак одобрения;
Палец, прижатый к губам – призыв к тишине;
Палец указывает на часы – пора заканчивать;
Ладонь, прижатая к уху – говорите громче. Я плохо слышу.
Приведены примеры неосознанного языка тела. Какому психическому состоянию соответствуют они?
Постукивание пальцами – знак нетерпения;
Рука прикрывает рот, нос – неуверенность в чем-то;
Расширенные зрачки – волнение или боль;
Опущенные уголки рта – печаль.
Учитель:
35% информации мы получаем с помощью глаз.
Задание:
Выполнить задание по указанным иллюстрациям. (Слайды 25–28.)
Работа в группах.
Илл. № 1 – размышление, раздумье;
Илл. № 2 – а) раздумье, б) готовность к действию;
Илл. № 3 – а) уверенность, б) неуверенность;
Илл. № 4 – защита, оборона.
Учитель: Как-то знаменитый персонаж А. Конан -Дойля Шерлок Холмс заметил, «что люди, с которыми мы общаемся, дают о себе больше информации, чем содержится в их речах или нашей о них предварительной осведомлённости». Как? А с помощью жестов, мимики, походки, глаз. Важно даже расстояние, на котором вы находитесь друг от друга, положение рук при беседе, раскрытые ладони – искренность и откровенность, касание носа – сомнение в чём –либо.
Вербальное (речевое общение), невербальное (неречевое общение)
Рефлексия
Учитель: Было ли на нашем уроке организовано общение? (Ролевое, деловое)
Обсуждение в классе заданий:
Я произношу фразу, а вы определяете, с какой интонацией я это сделал.
(Ах. Саша, Саша. – с упреком;
Ах, Саша! – с радостью)
Теперь учитель предлагает уч-ся произнести фразу “Иди сюда”
А) таинственно, чтобы никто не услышал;
Б) кокетливо;
В) капризно, как ребенок матери;
Г) с угрозой.
Закрепление:
Проверочный тест:
1.Межличностное общение предполагает непосредственные контакты людей в малых группах (да или нет)
2. Опосредованное общение проводится с помощью:
а) телефона; б) интернета; в) писем; г) беседы (а,б,в)
3. В императивном общении используются:
а) приказы; б) предписания; в) просьбы; г) угрозы; д) требования (а,б,г,д)
4. В классном коллективе используется: а) межличностное; б) ролевое общение
5. Французскому писателю А.Сент-Экзюпери принадлежат слова:
а) наслаждаться общением – главный признак дружбы;
б) единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения (б)
в) общение с дурными людьми портит хорошие нравы
г) узкий круг чтения и общения- вот чем гордятся больше всего
6. Какое слово не относится к невербальным средствам общения:
Жесты, поза, походка, мимика, контакт глазами, слова
Домашнее задание: параграф 14, сообщение о вербальных средствах общения, составить правила общения с одноклассниками, друзьями, педагогами, сообщение «Способы взаимодействия между людьми»