Образ степи в повести А.П.Чехова и фильме С. Бондарчука



«Образ степи в повести А.П.Чехова и фильме С.Бондарчука»

Автор работы:
Слабосницкий Тимофей,
15 лет, учащийся 9 «А» класса
МБОУ гимназия № 10
Руководитель:
Трут Елена Викторовна,
Шахты
2016

Сочинение
Впервые я познакомился с повестью А.П.Чехова «Степь», посмотрев ее экранизацию. Фильм снял известный режиссер двадцатого века Сергей Бондарчук.
Вначале меня привлек сюжет: мальчик Егорушка едет в чужой город для поступления в гимназию. Позади остался дом, любящая мать, а впереди - неизвестность. Я всей душой сочувствовал маленькому герою, но вместе с тем мне было интересно наблюдать за дорогой путешественников. На экране мелькал до боли знакомый пейзаж: стелющийся под натиском ветра ковыль, парящие в небе птицы. Я узнавал колорит нашей южной степи. Понимая, что эту степь Чехов знал не понаслышке, интересно было наблюдать за тем, как режиссер пытался художественно воплотить этот образ. Кстати, известно, что Сергей Бондарчук также проживал некоторое время в Таганроге.
Зрительское восприятие происходящих событий помогло лучше понять художественную ткань самого произведения в период изучения его в школе. Я осознал: все мысли писателя режиссер выразил поразительно точно, по-чеховски. Содержание фильма, на мой взгляд, совершенно равноценно авторскому тексту. Но в повести мы видим степь как бы с двух позиций: глазами мальчика и глазами самого А.П.Чехова. Это позволяет более полно ее описать, дать ей точную и яркую характеристику. У Егорушки детское восприятие мира, похожее, может быть, на сказку. У него ветряная мельница – маленький человек, размахивающий руками; чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем (а не молнией). Сам же Чехов описывает степь лирично. Используя метафоры и олицетворения, он одухотворяет ее: роса испарилась, воздух застыл, трава и бурьян подняли ропот. Вот она «сбросила полутень, улыбнулась и засверкала росой». За описанием степи видится капризная девушка, часто меняющая свой нрав. Ясно, что автор искренне любуется красотой природы.
В фильме, мне кажется, эти две точки зрения сливаются в одну. Все происходящее в степи зритель пропускает через призму детского представления о мире. Это и понятно. Внезапно лишенный надежного родительского крова, ребенок попадает в неизведанный, пока еще враждебный ему мир. Это и злые собаки пастухов, и страшные громовые раскаты. Мальчик боится, так как чувствует себя беспомощным в этой огромной степи. О такой реакции героя свидетельствует и игра актера Олега Кузнецова, прекрасно исполнившего роль Егорушки.
Временами звучащий голос за кадром напоминает нам не только о величии природы, но и о ее трагедии: «И в торжестве красоты, и в излишке счастья чувствуешь напряжение и тоску, как будто степь сознает, что она одинока, что богатство ее и вдохновение гибнут даром для мира, никем не воспетые и никому не нужные, и сквозь радостный гул слышишь ее тоскливый, безнадежный призыв: певца! певца!»
Уже на уроках литературы я узнал, что замысел повести А.П.Чехова был намного шире, чем просто изображение красоты природы. В произведении звучат трагические ноты. Как-то во время полуденного зноя на привале мальчик услышал тихое пение, похожее на плач. Песня, тягучая и заунывная, слышалась как будто из-под земли, «точно над степью носился невидимый дух и пел». Сергей Бондарчук удачно запечатлел этот эпизод. Пела крестьянка, но впечатление, что «голосила» сама степь, осталось благодаря прекрасно подобранному фону.
Человек в повести также страдает от своей беспомощности, от неумения жить в полной гармонии с миром, природой. В этой связи, мне кажется, очень важен образ Дымова, ненавистного Егорушке и восклицающего в момент покаяния: «Скучно мне!» Его отчаянный крик, напоминающий раскаты грома, гениально запечатлен в фильме.
Итак, образ степи соединяет в себе два противоположных друг другу начала. С одной стороны, это тоска, одиночество; с другой, - жажда прекрасного, предвкушение скорой счастливой жизни. Работая над повестью, А.П.Чехов помнил о «залежах красоты», остающихся еще нетронутыми и жаждущих художника, который сумеет вдохновиться ими. Это «душевное движение» писателя уловил С.Бондарчук и благоговейно, трепетно перенес на экран.