Интегрированный урок Фрукты — кладовая здоровья.


Фрукты - кладовая здоровьяИнтеграция предметов: обучение грамоте, ознакомление с окружающим миром и урок здоровья.
Тема: «Звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф».
Цели урока: ознакомить учащихся с буквой Ф и звуками, которые она обозначает, продолжить обучение плавному по- слоговому чтению; развивать речь, внимание, память учащихся; формировать интерес к чтению. Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [ф], [ф’], буквами Ф, ф, развития речи, памяти, логического мышления
Планируемые результаты (предметные): Вы:деляют звуки [ф] и [ф’] из слов, характеризуют их, сравнивают, обозначают буквой, читают слоги и слова с изученной буквой. Различают парные по звонкости-глухости согласные звуки [в] – [ф] и [в’] – [ф’] в словах. Читают стихотворные тексты, выполняют задания к стихотворным текстам; озаглавливают тексты
Личностные результаты Проявляют интерес к изучению нового
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности.
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных задач в художественных текстах; логические – умеют осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.Коммуникативные: выразительно читают стихотворения, проявляют эмоции
Основное содержание темы, понятия и термины: Буквы Ф, ф; звук [ф] и [ф’]; слого-звуковой анализ слова; парные по звонкости-глухости согласные звуки [в] – [ф] и [в’] – [ф’]; слоги-слияния; стихотворение, рассказОбразовательные ресурсы: Предметные картинки, презентация
Сценарий урока
Организация начала урока
Все начинается со школьного звонка.
В далекий путь отчаливают парты.
Там, впереди, покруче будут старты
И посерьезней будут, а пока...
(Стук в дверь, старшеклассники приносят конверт и корзину.)
Учитель - Кому адресовано заказное письмо? Прочитайте.
(Один ученик читает вслух.)
Куда: 352595, село Унароково, ул. Советская, 37. Кому: Ученикам 1 класса.
Откуда: 987654, Лес, ул. Доброжелателей, «Лесная школа».
Учитель- Давайте посмотрим, что вам прислали из «Лесной школы».
Приглашение, прочитайте его. (Дети читают шепотом приглашение.)
(Ученик читает вслух.)
Дорогие ребята!
Приглашаем вас в гости. Дорогу вам укажут наши цветы.
Директор «Лесной школы», которая прямо за лугом.
Идите все время среди ромашек.
Посреди лугов увядших,
Опаленных жарким зноем,
Белокурые ромашки
Поднимаются прибоем,
Белокурые ромашки
Травы красят белой кистью
И звенит, звенит протяжно
Жаворонок в синей выси.
Ромашки похожи на удивленные плача. Если в сухой ветреный день выйти на луг и внимательно прислушаться, то можно услышать тихий шорох белых ромашковых ресниц. Прислушайтесь к их шёпоту, и они подскажут дорогу к лесной школе.
Учитель - Мы сегодня продолжаем говорить о природе.
- А какие лесные цветы вы знаете? (Колокольчики, незабудки, ромашки.)
- Мы с вами знаем, что без особой необходимости нельзя рвать цветы в лесу, на лугу, так как от этого они могут исчезнуть с лица Земли. Но есть люди, которые занимаются изучением и разведением лесных цветов в специальных лесничествах. Они для школьников готовят специальные гербарии, по которым вы сможете ознакомиться с растениями леса. Я вам сейчас покажу названные вами лесные цветы, которые хранятся в школьном гербарии. Из каких частей состоят цветы. (Стебель, корень, листья, цветок.)
Учитель - А что находится рядом с цветком? (Семена этого цветка.)
- Прочитайте, что вам предлагают лесные цветы.
Ученик 1:
Мы пришливам рассказать,
Как дорогу отыскать.
Но для этого вам дружно
Выполнить работу нужно.
Учитель- Первое задание: нужно заштриховать в разном направлении каждый лепесток ромашки.
(Учитель быстро раздает листки с крупно изображенной ромашкой.)
Учитель- Посмотрим, какую еще работу нам предлагают цветы, и постараемся с нею справиться.
Ученик 2:
Чтобы книгичитать,
Надо буквы повторять.
Написала их рука,
А увидят глазки,
Чтоб потом вы без труда
Переписали сказки.
Учитель- Как вы думает, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? III. Актуализации знанийУчитель- Внимательно посмотрите на птицу, которая прилетела к нам на магнитную доску. Какая это птица? Где она живет? Чем питается? Кто из вас зимой вывешивает кормушки в лесу, парке, за окошком квартиры?
Птицы украшают природу, оживляют лес звучной песней. (Включить фонограмму с пением птиц.)
Нередко в лесу в дуплах деревьев можно найти погибших птиц. Они погибают зимой от голода. И вы, подкармливая птиц зимой, можете спасти их от голодной смерти.
(Учитель читает стихотворение.)
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их, не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в вашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Учитель- Найдите спрятавшиеся буквы на рисунке птицы.
(Дети показывают буквы, которые размещены на перьях птицы. Птица изображена крупно. Среди букв должны быть различные черточки, кружочки, треугольнички, чтобы дети могли выбирать гласные буквы осознанно.) -Какие это буквы? (Гласные.)
- Сколько их? (10.)
- Назовите гласные буквы, которые образуют мягкие слоги слияния. (Е, ё, и, я, ю.)
- Назовите гласные буквы, которые обозначают два звука.
(Е, ё, я, ю).
- Когда эти гласные обозначают два звука? (Два звука обозначают эти гласные, когда стоят в начале слова, после гласной и после букв ь, ъ.)
- Справились с первой работой. Молодцы. Прочитайте следующее задание.
Ученик:Откройте корзину!
Что видите вы?
Какие продукты
Здоровью нужны?
Учитель: Они,друзья.
Без чего прожить нельзя?
(Учитель достает из корзины лимон, груши, яблоко, но только после того, как ученики отгадают про них загадку.)
Запишите слова отгадки на листочке.
В оранжевом кафтане
Молодец статный,
Смуглый и речистый,
В наряде чистом,
Ни застежки,
Ни крючочка,
Но кафтан
Застегнут прочно. (Абрикос или апельсин.)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко.)
Синий мундир,
Теплая подкладка,
А в середине сладко. (Слива.)
Прячутся в желтых шубках,
От них кисловато губкам. (Лимоны.)
Учитель- Разделите слова-отгадки на слоги. Прочитайте слова, состоящие из двух слогов, из трех слогов.
- Как можно назвать все эти предметы одним словом? (Фрукты.)
- Произнесите это слово хором, выделите первый звук и дайте характеристику этому звуку. (Звук [ф] - согласный, глухой, твердый.)
- Проведем звуковой анализ слова «финики». Что можете сказать о новом звуке?
Звук [ф] обозначается буквами Ф, ф (эф).
(Учитель читает стихотворение.)
С этой буквой на носу,
Филин прячется в лесу.
(Показывает букву и прикрепляет на нос птице.)
Учитель- Какой первый звук слышим в слове «филин»?
Постановка учебной задачи
Учитель- Как вы думаете, с какой буквой мы сегодня познакомимся? (Мы познакомимся с новыми буквами Ф,ф и новыми звуками.)
- А чему мы должны научиться? (Научимся с ними читать слоги, слова, предложения, будем писать новые буквы).
ФизкультминуткаДети ходят руки в боки.
Значит, выучили уроки.
(Ходьба детей на месте.)
Учитель- Кто догадался, где еще можно увидеть букву Ф (эф)? (Когда поставим руки в бока.)
Работа по теме урока Что можно приготовить из перечисленных ранее фруктов? (Фруктовый салат, компот, варенье, повидло, мармелад.)
(Учитель читает стихотворение.)
Просто объеденье,
Фруктовое варенье.
Мы его на хлеб намажем,
Мы «спасибо» фруктам скажем.
Учитель- Проведем слого-звуковой анализ слова «фрукты».
Посмотрите на доску, на которой изображены апельсин, яблоко, слива, а теперь посмотрите на муляжи этих же фруктов. В чем вы видите разницу между ними?
Фигуры, которые не имеют объёма, называются плоскими. Все наши предметные картинки имеют плоский вид. А предметы, которые можно подержать в руках, которые имеют толщину, высоту, ширину и длину, называются объемными.
Сейчас мы из плоских фигур сделаем аппликацию фруктов. Что вам потребуется для изготовления аппликации?
Учитель- Какие геометрические фигуры вам напоминают яблоко? Сливу?
- Апельсин? Лимон? (Они напоминают овалы и круги.)
- Какие еще фрукты вы знаете?
- Какая цветная бумага потребуется вам для аппликации?
- В чем состоит отличие этих фруктов друг от друга?
(Выполнение детьми аппликации.)
Учитель- Какую пользу приносят фрукты человеку?
- О чем нужно помнить, когда вы собираетесь съесть фрукты? (Фрукты нужно мыть перед едой, следить, чтобы не попались гнилые.)
- Какую пользу приносят фрукты и овощи?
- Теперь пришла пора задать вам последний вопрос.
- Что вы знаете о витаминах А, С, Д?
Учитель- Сейчас я о них расскажу. Витамины нужны всем людям, чтобы они были здоровыми, сильными и никогда не болели. Витамин А - это витамин роста. Еще он помогает нашим глазам сохранить зрение. Он находится в моркови, молоке, зеленом луке. Витамин С - в чесноке, капусте, луке, вообще во всех овощах, фруктах и ягодах. Витамин Д сохраняет нам зубы. Без него кости человека становятся мягкими и хрупкими. Этого замечательного витамина много в молоке, рыбе, твороге.
А теперь вы можете продолжить работу с новыми буквами и звуками!
Позиция звуков [ф], |ф’| в словах IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
Учитель- Давайте прочитаем следующее задание цветов.
Слово в гости к вам пришло
Да, однако, не одно.
Вот и школьникам пора
Прочитать эти слова.
Учитель- Почему? (Все слова содержат букву Ф.)
Фонарь, флажки, шарф - предметы.
Фарш, фрикадельки, кефир - продукты.
Факир, фокусник, фотограф, шофер, флорист, профессор - профессии.
Составьте схему слов «фонарь», «флажки».
Проверим. Сравните с моей схемой. Сколько букв и звуков в слове «фонарь»? Почему букв 6, а звуков 5? (Мягкий знак не образует звука.)
Сколько букв и звуков в слове «флажки»? (6 букв, 6 звуков.)
Назовите первый звук в этих словах и дайте характеристику этому звуку. (Звук [ф] - согласный, глухой, твердый.)
Почему этот звук звучит твердо? (За согласным [ф] следует гласный [а] в слове «фонарь», а еще здесь расхождение произношения гласного звука с написанием буквы о, и согласный звук [л] в слове флажки.)
Учитель - Молодцы! Прочитайте следующее задание цветов.
Днем спит.
Ночью летает.
Прохожих пугает.
Учитель - Кто это? (Филин.)
-Напечатайте это слово и составьте к нему схему.
- Проверим, сколько звуков и букв ? Сколько слогов? Назовите первый слог.
- Выделите первый звук. Дайте характеристику этому звуку. (Звук [ф ] - согласный, глухой, мягкий.)
- Почему здесь звук звучит мягко? (За согласным звуком [ф ] следует гласный звук [и], который смягчает предшествующий согласный звук.)
- А что вы знаете о филине? (Филин - хищная птица, которая охотится ночью.)
V. Закрепление знаний и способов действий.
Учитель - Прочитайте об этом в рассказе «Филин». Вставьте пропущенные буквы в слова и объясните их правописание.
Филин
Ночь. Тихо в лесу. Спят зайцы под ел.. .ю. Лисы спрятались в норы. Даже волки притихли в густой ч...ще. Тол...ко филин не спит. С... дит, слушает. Ждет - не проб.. .жит ли мышка, не вспорхнет ли птица в гн...зде. Филин - н...чная птица.
Учитель - Проверим.
(Ученики объясняют правописание слов с пропущенными буквами.)
Учитель - Прочитайте, найдите в тексте предложения, в которых говорится о том, что делают звери ночью в лесу.
(Ученики выборочно читают о зайце, лисе и волке.)
Учитель - Прочитайте, что делает ночью филин в лесу. Почему филин ночью не спит?
Учитель - Пользу или вред приносит эта птица, поедая мелких зверей? (Филин приносит пользу, поедая больных и слабых животных.)
- Каких птиц вы знаете, которые обитают сейчас в наших краях?
- Какую пользу приносят они? (Поедают вредных насекомых.)
- Как надо нам относиться к птицам?
- Все задания вы выполнили. Молодцы!
- Вот и дорога, которую нам показывали цветы. Привела нас Дорога к «Лесной школе».
- Кто учится в «Лесной школе», вы узнаете, если заполните кроссворд.
рф
и и а а н
Учитель- Кто учится в лесной школе? Чтообщего в написании слов? (Жираф. Филин. Фазан).
Учитель - В этих словах присутствует буква Ф (эф).) - Название каких птиц начинаем писать с буквы Ф? (Фламинго, фазан.)
- Какие звуки обозначает эта буква? Дайте им характеристику.
- Молодцы! Вы стали достойными гостями лесной школы. Прочитайте написанную на доске заповедь, которую вы должны всегда помнить.
Нор звериных,
Птичьего гнезда
Разорять не будем
Ни - ког - да!
VI. Рефлексивно-оценочный итог урока Учитель - С какой новой буквой ознакомились?
- Кому из вас легко с этой буквой читать слова?
- Какой вред могут принести человеку фрукты?
- В каких случаях это может произойти?
– Что особенно вам понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?
– Спасибо за урок