Использование проектной методики как условие формирования ключевых компетенций школьников

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ».
Бурмистрова Наталья Юрьевна, учитель технологии МОУ СОШ № 14 г. Мончегорска

Творчество – это усиленная деятельность, направленная на добычу новизны.
А творческая новизна бывает 5-ти видов:
региональная (относительно местности)
условная (новое, устаревшее старое, хорошо забытое)
психологическая новизна (открытие в себе)
видимостная новизна (переставить мебель)
истинная новизна (то, чего нет ни у кого)

Свойства творческого человека

Непослушание
Гибкость, подвижность, скорость ума
Умение обобщать
Чувство юмора, мажорный настрой, дальние перспективы.
Отсюда следует, что воспитывая творческого человека, мы должны проверять, сверять результаты своего труда по этим критериям.
У известного педагога В. М. Неменского я нашла следующее высказывание: «Каждый из нас хочет быть счастливым. И каждый из нас хочет быть счастливым. И каждый из нас хочет видеть счастливыми своих детей. Но можем ли мы их научить счастью?
Невероятно? Но, если вдуматься глубоко – возможно.
Ведь у подлинного счастья всегда две стороны:
Первая – счастье человеческого общения, взаимопонимания
Вторая – счастье творческого труда, в котором проявляется твоя личность. Результатом его может стать шаг вперёд в том деле, за которое ты взялся.
Испытать, дать возможность ребёнку испытать радость от творческого труда – задача современного учителя технологии.
Но творческая активность учащихся на уроке не возникает сама по себе, её надо стимулировать, создавать творческую ситуацию. Задание, его содержание, планирование предстоящей работы выступают, как стимул творческой активности.
В каждом из разделов школьной программы по технологии есть место для развития творческих способностей.
Сегодня это:
Развитие природных способностей ребёнка. Нам с вами вполне понятно утверждение дидактов: «Что ни объём знаний, приобретённых в готовом виде, ни умения, усвоенные по образцу, не могут обеспечить творческих возможностей человека. Если ребёнка постоянно приучать усваивать знания, умения в готовом виде, можно даже притупить его природные способности к творчеству. Человек, не приученный мыслить самостоятельно и усваивающий всё в разжёванном виде оказывается через некоторое время неспособным проявлять задатки данные ему от природы».
Стимул для закрепления и формирования умений и навыков. Творческая работа сама заставляет, наталкивает ребёнка на применение знаний и умений уже приобретённых в новых ситуациях.
Воспитание творца, человека, который не равнодушен к окружающему миру, который сопереживает, созерцает, который способен поставить себя на место другого. Умение превращать свои желания, мечты в реальность, ведь неумение делать это приводит к отсутствию любимого дела, к отсутствию друзей. Творчество – это формирование социальной активности, а оно не мыслимо без воспитания у каждого члена общества не только понимания окружающих, но обязательно чувства общности с ними. Это чувство не возникает без развитого и искреннего интереса к другим людям, без способности сопереживания, без сочувствия им – без ощущения сопричастной ответственности человека за человека. Без этого чувства ребёнок не придёт на помощь другому, будет не просто равнодушен к нему, - будет жесток! Сегодня, увы, культивируется жизнь без этой частички «Со», культивируется разобщённость людей. И поэтому мне особое значение хочется уделить этому третьему пункту. Ещё раз отметить, что творческий, совместный, коллективный труд – это воспитание. Самое важное воспитание – человека! Сочувствие и сопереживание есть важнейший труд. Труд души. Скудость интересов, не развитость творческого чутья, нравственная не чистота жаждут самовыражения, пожалуй, не меньше чем яркость и ширина увлечений и богатство души. И последний четвёртый пункт:
4. Творчество, как попытка выживания в наше время. «Сделать всё из ничего» (или сделать то, что можно продать). Как же развивать творческие способности?! Уже много лет на уроках технологии я применяю метод творческого проектирования.
«Что собой представляет само понятие «Технология» и понятие творческий проект.
Технологическое образование на современном этапе.
Технология – на западе «технолоджи» включает в себя несколько важнейших понятий.
И так нам понятно, что Технология есть процесс взаимодействия четырёх компонентов опыта, знаний, процесса и воли, результатом которого становится весь материальный мир, созданный руками человека (от бутерброда до компьютера).
Считается, что совершенствовать технологию можно единственным средством – дизайном.
Дизайн – процесс проектирования, изготовления изделий, направленный на совершенствование технологии и включающий в себя 8 этапов. Это и есть проектная деятельность. Рассмотрим все 8 этапов работы над творческим проектом.
1 этап. Формулировка задачи, которая заключается в проектировании и выполнении. Ученик должен хорошо осознать ЧТО он хочет выполнить и понять ЧТО требуется от него. При этом формулировка задачи учителем может выглядеть так:
Выполните изделие из 4-х операций или изделие из ткани, кожи и т.д. Из формулировки учителя вытекает формулировка задачи ученика «Я хочу сделать подарок маме такой – то и такой – то.
Задача имеет своё содержание, структуру и форму. Совершенно естественно из первого вытекает второй этап.
2 этап. Конкретизируется объект (подарок). Ученик доказывает, что он сможет сделать именно то, что задумал. Исследует потребителя (в частности маму) конкретного потребителя в данном случае. Исследует рынок (может проще и дешевле купить?)
Исследует условия (ресурсы для работы, оборудование, инструменты)
Исследует самого себя (смогу ли? Какой имею опыт, волевые качества)
3 этап. Дизайн – спецификация. Иными словами разработка документа, включающего перечень требований к подобному виду изделий. Как – то:
технические качества
технологические требования
экономические требования
эстетические требования
эргонометрические требования
экологические требования
4 этап. Выработка идей и их анализ.
Здесь будет уместна «мозговая атака». «Штурм идей». Не оценивая! И только после того как проработаны идеи, ученикам предстоит взглянуть на них через призму дизайн – спецификация, т. е. проанализировать их.
5 этап. Выбор одной идеи, её проработка.
Что имею для выполнения задуманного? Что необходимо приобрести? Где возьму средства? Как буду делать?


6 этап. Планирование.
В этап планирования входит технологический рисунок (чертёж), технологическая карта, заказ (паспорт изделия), товарный знак (где указывается сорт, качество, размер изделия и т.д.).
План каждого этапа по времени. Общее время, в которое требуется уложиться. Скажем, 14 часов, проект рассчитан на 7 занятий.
7 этап. Контроль.
Необходимо дать понять, что каждая операция имеет методы контроля, будь то: сравнение с фигурой (примерка), точность размеров.
И законченное изделие тоже.
Сравнение того, что получилось с тем, что требовалось.

·8 этап. Не смотря на то, что он последний в работе над проектом, является важнейшим. Это самооценка.
При выполнении всех 8 этапов работы над проектом у ребёнка создаются навыки высокого уровня обобщения. Эмоциональная сфера включается очень активно. В самооценках мы слышим слова «переживаю»; «чувствую».
Включается и социальная сфера – ученик может утвердиться в своих возможностях. И естественно, так называемая творческая сфера – «я творю».
Проектные навыки. Итак, проектирование – целостное видение того, что предстоит выполнить.
Навыки планирования (прогнозирование вперёд)
Организационные навыки (подобрать материалы, инструменты, рационально разместить)
Навыки исследования (наблюдения за материалами разного свойства)
К методам технологического образования мы относим целенаправленные и организованные способы формирования у школьников технологической культуры и их подготовки к будущей творческой и гармоничной преобразовательной деятельности на научной основе.
Сравнительный анализ истории становления теории и практики проектного обучения показал, что в отечественной педагогике этот метод рассматривался, прежде всего, как средство:
всестороннего упражнения ума и развития мышления
формирование творческих способностей
развитие самодеятельности и подготовки школьников к самостоятельной трудовой жизни и т.д.
Русские учёные связывали методы обучения (в том числе и проектный)с развитием личности, подготовкой её к жизни и труду. В зарубежной педагогике проекты рассматривались с позиции целей обучения, связанных с выполнением школьных заданий в реальной жизненной обстановке.
В нашем понимании метод проектов (в переводе с греческого «путь исследования») – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности ученика путём развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания (под контролем учителя) новых товаров, имеющих практическую значимость.
Наблюдения за процессом учебной проектной деятельности показывают, что учащиеся стремятся сами добывать нужные сведения для выполнения проекта, производят необходимые работы (учитель при этом превращается из лектора – рассказчика в консультанта – помощника). Он естественно руководит творческой деятельностью учащихся, но делает это ненавязчиво.
Именно в проектном обучении воплощается в реальность идея развивающего обучения. Внедрение метода творческих проектов в учебный процесс школы позволяет сохранить, как говорил Н. И. Пирогов «самость ребёнка».
Выполняя творческие проекты, школьники учатся самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за их реализацию. Ученик становится равноправным участником совместной деятельности с учителем, отвечая за свои успехи, промахи и недостатки. Он сам (на первых порах при участии учителя) анализирует каждый шаг своего учения, определяет свои недостатки, ищет причины возникших затруднений, находит пути исправления ошибок. Ему предоставляется право выбора способов деятельности, выдвижения предположений, гипотез, участия в коллективном обсуждении различных точек зрения. Чувство свободы выбора делает деятельность осмысленной, осознанной, продуктивной, а значит более результативной.
Определение проблемной ситуации и темы проектной деятельности, формулировка идеи, изучение рыночного спроса, выбор материалов, оборудования, построения технологического процесса, воплощение идеи и её коррекция, оценка результатов деятельности и защита проекта – все эти процессы и этапы (о которых более подробно я сказала выше) логически взаимосвязаны. Сознание человека, отмечал Рубинштейн, фактически включено в контекст реального бытия, в контекст жизни и деятельности человека.
Исследования показали, что проектная деятельность позволяет ученику более успешно осуществить социально-психологический «вход» в профессию, способствует повышению «ученического» фактора в организации обучения, формирует волевые качества.
Результаты проектного метода обучения уже на ранних стадиях внедрения проявляются в изменении (в лучшую сторону) сферы интересов, расширении кругозора. Проектное обучение создаёт положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов, комплектующих изделий требует систематической работы со справочной литературой. По наблюдениям, выполняя проект, каждая ученица обращается к учебникам и учебно-методической и дополнительной литературе и это важное педагогическое приобретение.
В процессе проектной деятельности у школьников развиваются следующие способности:
коммуникативные, когда обсуждаются творческие задания, организуются консультации с учителем, защищаются в общении со сверстниками самые смелые идеи.
личностные: самобытность и гибкость мышления, фантазия, любознательность, здоровые творческие амбиции.
социальные: способность к коллективной деятельности. Готовность соблюдать самодисциплину, терпимость к мнению других.
литературно-лингвистические: описание идеи, разработка рекламного прайс- листа, импровизация в процессе защиты.
математические: расчёт затрат, сочетание формы, объёма пространства и времени.
художественные: разработка дизайна изделий.
манипулятивные: координация движений, умение пользоваться инструментами и приспособлениями.
технологические: наглядно-образная память; абстрактно-образное мышление.
В отличие от ранее существовавшей практики единоличного оценивания учеников только учителем, выполненный проект вначале оценивает сам автор, а затем избранное для этого жюри в составе педагогов и учащихся.
Сформируем критерии оценивания выполненных проектов
Аргументированность выбора темы, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы
Объём и полнота разработок, выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность, подготовленность к восприятию проекта другими людьми, его материальное воплощение.
Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии.
Уровень творчества, оригинальность темы, подходов, найденных решений, предлагаемых аргументов, своеобразие материального воплощения и представления проекта.
Качество пояснительной записки: оформление, соответствие стандартным требованиям, качество эскизов, схем, рисунков
Качество изделия, соответствие стандартам, оригинальность.
У проектного метода в системе технологического образования масса психолого-педагогических достоинств. Можно с уверенностью сказать, что проектное обучение, направленное на развитие творчески активной личности, поможет сформировать новых Менделеевых, Туполевых, Калашниковых, поколение творцов, умеющих превращать свои мечты в реальность, приумножая славу государства Российского. А самое главное поколение умеющих быть счастливыми.



Заголовок 1 Заголовок 215