Программа внеурочной деятельности для 1 класса Моя родословная


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 4 Красноармейского района Волгограда»
Введено в действие Утвержденоприказом директора на заседании научно-методического
по МОУ лицею № 4 Совета МОУ лицея № 4
№_______ от_________ протокол № _____ от ___
Программа дополнительного образования
по внеурочной деятельности
«Моя родословная» (1 класс).
Составитель:
Гаврилова Лариса Александровна,
учитель начальных классов.
Нагоркина Елена Васильевна,
учитель начальных классов.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Моя родословная» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Данная программа является модифицированной и разработана на основе авторской программы «Моя родословная», Автор – составитель В. С.Василевская. М.: Вита-Пресс, 2011.
Семья-первая и самая основная для любого человека ячейка общества. Именно с неё начинается формирование понятий «Родина», «малая родина».
На Руси, как древней, так и современной, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Безусловно, знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое древо (дерево) рода, художественно оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род.
Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Ценными помощниками в этой работе станут бабушки и дедушки школьников.
Программа внеурочной деятельности «Моя родословная», рассчитанная на реализацию в течение 1 года, структурирована в соответствии с социальным направлением, ориентированным на закрепление интереса детей к познавательной деятельности, способствует развитию творческих способностей и общему интеллектуальному развитию.
Особенностями реализации программы являются:
Образовательная – содержит идеи, идеи теории, законы и закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические особенности каждой семьи.
Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности семейной культуры, на её изучение, сохранение.
Деятельная – способствует становлению культурного поведения с учетом особенностей семьи, в единстве разнообразных видов деятельности.
Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.
Цель и задачи программы:
Цель:
-Содействие объединению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к истории семьи, её генеалогии.
Задачи:
- формирование умений и навыков детей и взрослых в изучении своей родословной, способах её изображения и описания, в отборе и сохранении в семейном архиве наиболее ценных для последующих поколений материалов;
- развитие семейных увлечений и интересов, способствующих укреплению духовных ценностей семьи, повышению её интеллектуального и культурного уровня ( прикладное творчество, семейные праздники, чтение, ведение здорового образа жизни;
- укрепление связей семьи со школой, классным коллективом.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы.
Программа ориентирована на воспитанников 7 лет.
Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Важную роль в комплектовании групп играет некоторая разница в возрасте детей, так как творческий процесс протекает более благоприятно, поскольку старшие дети с готовностью выступают в роли наставников. Младшие воспитанники подтягиваются к уровню работ, к стилю поведения старших.
Сроки реализации программы внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности «Родословная» рассчитана на 1 год обучения.
Принципы программы.
Принцип системности. Обеспечение системы взаимодействия всех субъектов воспитания.
Принцип  гуманизации. Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры. Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых. Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи. Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности. И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Принцип стимулирования. Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
Формы и режим занятий.
Занятия учебных групп проводятся:
1занятие в неделю по 35 минут.
Основными формами образовательного процесса являются:
- практико-ориентированные занятия;
- творческие мастерские;
- тематические праздники, конкурсы, выставки.
Основные виды деятельности учащихся:
-ответы на вопросы анкет;
- оформление тематических газет;
- исследовательская работа;
- проектная деятельность;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческая работа.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- анкетирование.
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
-основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
-  чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой
Метапредметные: совместно с учителем составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера; работать по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, поиск информации в Интернете);
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
-Совершенствование  представлений о сущности и особенностях семьи, семейных традиций; освоение навыков безопасного поведения в сети Интернет.
Формы подведения итогов реализации программы.
Итоговый контроль осуществляется в следующих формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
Календарно-тематическое планирование мероприятий к   программе  «Моя родословная» (1 класс)-34 часа
№ Кол-во
часов Дата
Примерные темы, раскрывающие программу Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика
(на уровне учебных действий)
1-2 2 Вводное занятие. Моя родословная. Объяснение необходимости изучения своей родословной. Познакомить с понятием «родословная», «генеалогия» Беседа на тему: «Для чего нужно знать историю своей семьи?»
3-4 2 «Кто я? Где живу?». Показать значение фамилии, имени, отчества, домашнего адреса, даты рождения- расположения меня в пространстве- для каждого человека. Беседа на тему: «Расскажи мне о себе».
5-6 2 «Дорожите именем своим!». Тайны наших имён. Знакомство с историей имён, их многообразием..Беседа на тему: «Из истории происхождения имён». Практическая работа. «Ромашка» имён.
7 1 «Мой воскресный день» Рисование рисунков, изготовление коллажей. Конкурс рисунков.
8-9 2 Моя фамилия. Работа со «Словарём фамилий» Е.Глушко, Ю. Медведева. Показать историю происхождения и значение фамилии для каждого человека. Беседа на тему: «Из истории возникновения фамилий»
10-11 2 «Лента времени» моей жизни. Составление «Ленты времени» для каждого ученика, состоящей из отдельных событий его жизни. Конкурс на лучшую «Ленту ленту своей жизни».
12-13 2 «Моя история» Знакомство с понятиями «поколение», «семья», «предки» «история», «собственная история» 14-15 2 « Мой папа». Автобиографические сведения о папах, заполнение странички в альбоме. Праздник для пап.
16-17 2 «Моё отчество» Поисковое задание. История происхождения отчества. Конкурс фотографий.
18-19 2 «Моя мама» Беседа про мам, устный экспресс-опрос «Что я знаю о маме?» Конкурс стихотворений о маме.
20-21-22 3 Профессии моих родителей. Беседа о профессиях .Выступления детей о профессиях родителей. Экскурсия на предприятие родителя.
23-24 2 «Страна сударынь и служивых» Беседа о правилах этикета, о взаимоотношениях мальчиков и девочек. Тест для мальчиков.
Тест для девочек.
25 1 Праздник «День вежливости». Чтение стихов, инсценировка сказки. Выступление на празднике.
26-27 2 «Старинная кухня» Кулинарный праздник. Беседа о кулинарных традициях россиян. Дегустация блюд, приготовленных по традициям русской кухни.
28-29 2 «Калейдоскоп семейных увлечений» Беседа на тему: «Увлечения моей семьи». Демонстрация фотографий, семейных альбомов.
30-31 2 « Страна добрых волшебников». Проектная деятельность. Создание буклетов добрых дел.
32-33 2 «Кто кому кем доводится?». Викторина. Игра «Вопрос-ответ». Ответы на вопросы.
34 1 Итоговое занятие. Мониторинг. Подведение итогов. Итоговое тестирование.
Список литературы:
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Российская академия образования.М.: Просвещение , 2009.(Стандарты второго поколения).
2.Программа духовно-нравственного развития и воспитания в Образовательной системе «Школа 2100» (Р.Н.Бунеев, Д.Д. Данилов), Москва.: 2011
3.М.К. Господникова. Проектная  деятельность в начальной школе / авт-сост. М.К. Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2008.-131с.
4. Л.И. Варанкина  Моя родословная.-Курганск, 2001.