Рабочая программа по внеурочной деятельности Моя родословная


Программа внеурочной деятельности «Моя родословная»
Апанасова Т.В,
Побызакова И.К.,
Чаптыкова Е.В.
Город Абакан
ГБОУ РХ «Хакасская национальная гимназия-интернат имени Н.Ф.Катанова»
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
   Рабочая программа к курсу «Моя родословная» составлена для учащихся 6 классов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, составлена на основе Рабочей программы внеурочной деятельности (ФГОС) «Моя родословная» (автор Фроленкова Н.М.) и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В ГБОУ РХ «Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н.Ф.Катанова» значимое место занимает сохранение родного языка, культуры и традиций своего народа. Это одно из самых приоритетных направлений деятельности гимназии.
 Актуальность:
    В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечено, что одной из базовых национальных ценностей является семья. Соответственно задачей духовно-нравственного развития является осознание ценности семьи как первоосновы принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, понимание нравственных устоев, как семья, уважение к родителям.
   Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Сегодня возвращение к своим истокам, а конкретно – составление родословного или генеалогического древа, является первоочередной задачей по формированию этнокультурной компетентности обучающихся в условиях современной школы.Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна ещё и потому, что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, формированию у учащихся моральных норм, чувств гражданственности и чувств патриотизма, повышает культурный уровень учащихся. Ценными помощниками в этой работе станут как родители, так и бабушки, и дедушки школьников. Семья есть у каждого ребенка, в его жизни она играет определяющую роль, и знакомство с внеурочной деятельностью, целью которой является изучение семейных традиций, историй, документов и биографий, бесспорно вызовет неподдельный интерес у ребенка.
  Цель:приобщение учащихся к изучению истории Отечества через историю своей семьи, укрепление духовных и культурных семейных ценностей.
Образовательные задачи:
изучить и освоить методы и способы поисковой, научной и проектной деятельности;
усвоить навыки грамотной работы с информацией и применения теоретических знаний в практике;
совершенствовать умения самостоятельного поиска, анализа, систематизации, творческой обработки информации, необходимой для работы над собственной родословной.
Воспитательные задачи:
воспитать гражданина и патриота,
формировать этническое самосознание учащихся в контексте общероссийского.
Развивающие задачи:
развить интеллектуальный потенциал личности и познавательныекачества;
развить аналитическое мышление учащихся.
     Программа внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной общеобразовательной программы, реализуемой в школе.
    Программа внеурочной деятельности «Моя родословная» имеет как теоретическую, так и практическую направленность: знакомство с основными понятиями и категориями генеалогии, составление родословных таблиц, изучение специфических особенностей методов сбора информации. А также содержит большой потенциал для самореализации школьника: архивариус, библиограф, художник, журналист… – роли, исполнение которых влечет за собой яркую специализацию личности. Программа определяет главный способ самоорганизации ученика – поиск, проектная деятельность.
  Базовыми науками являются история и обществознание, вспомогательными:
генеалогия, этнография, социология, геральдика. В основе содержания, построения и методов реализации программы лежит принцип интеграции. Тематика занятий и творческие задания, включенные в программу, предполагают тесное взаимодействие с уроками истории и обществознания, а также ознакомление с современными теоретическими и практическими приемами исторического исследования.
Формы проведения занятий:
система групповых занятий,
индивидуальная работа,
творческие мастерские.
Методы – проектная и исследовательская деятельность ложатся в основу работы с детьми.
Виды деятельности:
беседы;
составление и презентация родословной;
встречи за круглым столом.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 в год.
 
2. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
  В результате работы учащиеся должны знать:
понятия «генеалогия», «родословная», «род», «родственники», «поколение», «потомки», «предок».
историю возникновения имён и фамилий;
степени родства в семье;
профессии предков;
семейные увлечения и традиции.
Должны уметь:
составлять родословное древо;
применять полученные знания на практике в виде проекта;
работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
формировать собственную позицию, делать выводы;
 
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Результаты образовательного процесса
устойчивый интерес к истории своей малой родины и России через изучение истории своего рода;
уважительное и бережное отношение к наследию своих родных;
посильное служение родине, своей семье и активная жизненная позиция;
самоуважение и доброжелательное отношение к людям;
соблюдение правил культуры, организованность и добросовестность в поведении;
способность творчески мыслить и рассуждать;
способность заниматься исследовательской деятельностью в творческих группах.
   Основными формами выявления уровня усвоения программы являются тесты, деловые игры, викторины, ролевые игры, подготовка к тематическим сообщениям и выступлениям; защита творческих проектов; участие в конкурсах, фестивалях, коллективные обсуждения пройденных тем. Итоговая оценка работы «зачёт».
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/пТемы разделов Всего часов Из них
ЛекцПрактичТема 1. Я и моё имя 11 ч.
1 Вводное занятие. Понятие о родословной, генеалогии как науке. 2 2  
2 Знакомство с историей возникновения имён 1 1  
3 Откуда к нам пришли наши имена 1 1  
4 Тайны наших имён. Значения имён. Откуда к нам пришли наши имена 2   2
5 Моя фамилия. Моё отчество.         История возникновения фамилий и отчеств. 3 1 2
6 Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом.         Историческое прошлое семьи. 2 1 1
Тема 2. История моей семьи 9 ч.
7 Поколение, потомки, предки. Знакомство с понятиями «поколение», «потомки», «предки». 1 1  
8 Кто кому как приходится. Степени родства в семье 2   2
9 Семейный альбом. Знаменитые люди нашего рода 1   1
10 Профессии моих родителей, моих предков 2   2
11 Музей моей семьи: семейные реликвии 1   1
12 Семейные предания, легенды, фольклор 1   1
13 Изучение родового знака при отсутствии – составлении нового 1 1  
Тема 3. Моя родословная 5 ч.
14 Родословное древо.     Практическое значение родословных в прошлом.         Как составить родословную? 1 1  
15 Составление родословного древа семьи. Определение глубины родовой памяти. 3   3
16 Моя семья. Какие события прошлого отразились в истории моей семьи. 1   1
Тема 4. Семейные обязанности и традиции 9 ч.
17 Семейные традиции 2 1 1
18 Семейные увлечения 1   1
19 Семейные и родовые праздники 3 1 2
20 Итоговые уроки. Защита проектов. 2    
  ИТОГО: 34 10 24
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Я и моё имя 11 ч.
     Цели и задачи программы. Значение изучения материалов данной программы для ознакомления с историей своей семьи. Что такое родословная, семья.
    Имя и прозвище. Ономастика как наука, изучающая имена собственные. История возникновения имён, их многообразие, значение имён. Влияние различных культур на проникновение имён. Значения имён.  Откуда к нам пришли наши имена
    Что такое фамилия. История возникновения фамилии. Фамилия как указание родства Происхождение фамилий у различных сословий русского общества. Редкие фамилии. Род занятий в фамилии. Фамилии от прозвищ, искусственные фамилии. Что может показать фамилия при исследовании истории семьи. Историческое прошлое семьи.
Тема 2. История моей семьи 9 ч.
   Понятия «поколение», «потомки», «предки». Кто кому как приходится. Степени родства в семье. Семейный альбом. Подготовка рассказов о своей семье. Знаменитые люди нашего рода. Любовь к ближнему. Добро и зло. Автобиографические сведения о родителях, их профессии, интересы, увлечения.
 История рода. Род, родня, родные. На кого я похож? Роль отца и роль матери в семье. О бабушках и дедушках. «Стар да мал». Смена поколений. Преемственность в семье. Мои лучшие друзья – брат и сестра. Дружба и взаимовыручка в семье
  Знакомство детей с разными профессиями, важность любой профессии. Интерес к различным профессиям, к людям труда. Профессии моих родителей, моих предков.
   Музей моей семьи: семейные реликвии, предания, легенды, фольклор.
Тема 3. Моя родословная 5 ч.
   Зачем человеку семья? Родословие моей семьи, родословное древо. Практическое значение родословных в прошлом. Как составить родословную. Опрос родственников и знакомых. Семейные архивы, исследование архивов.
   Какие события прошлого отразились в истории моей семьи. Составление генеалогического древа.
Тема 4. Семейные обязанности и традиции 9 ч.
   Знакомство с понятием «традиции». Традиции семейных праздников. Традиции разных народов, проживающих на территории Республики Хакасия. Традиции проведения праздников: календарных и национальных.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Варанкина Л.И. Моя родословная, Курганск, 2001.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. М.: Просвещение, 2011г.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания в Образовательной системе «Школа 2100» (Р.Н.Бунеев, Д.Д. Данилов), Москва, 2011
Фроленкова Н.М. Рабочая программа внеурочной деятельности (ФГОС) «Моя родословная», 2011г.
Как составить родословную http://naar.ru/articles/kak-sostavit-rodoslovnuyu-poshagovaya-instruktsiya/