Формирование информационно-коммуникационной компетентности у учащихся на уроках географии.


Формирование информационно-коммуникационной компетентности у учащихся на уроках географии.
Учитель географии ГБОУ СОШ №1 Гаврилова Евгения Владимировна.
Глобальная информатизация является в настоящее время одной из доминирующих тенденций цивилизации XXI в. Именно поэтому перед системой образования встает сегодня новая проблема – подготовить подрастающее поколение к ответственному действию, к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде и эффективному использованию ее возможностей. В соответствии с этим необходимо ускорить внедрение в процесс обучения новых технологий, в том числе информационно – коммуникационных технологий (ИКТ), с которыми связано будущее образования. Использование ИКТ позволяет повысить качество учебного процесса, но требует кропотливой совместной деятельности учителя, родителей и, конечно, учеников.
Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникальными дидактическими возможностями. Они позволяют предоставлять обучаемому информацию в различной форме; контролировать временные параметры практического занятия для каждого обучаемого; выдавать большой объем информации по частям; активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти; мобилизовать внимание обучаемого; значительно снижать временные затраты преподавателя на контроль нормативных знаний; быть точным и объективным в оценке знаний; печатать, воспроизводить и комментировать информацию; выходить в мировое информационное сообщество.
В географии заложен огромный потенциал применения ИКТ. Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров, таким например, как по типу информации:
• электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программно - и учебно-методические материалы); •электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией
(коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, статистические и динамические модели; интерактивные модели: предметные практикумы; символьные объекты: схемы, диаграммы); •электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией;
•электронные и информационные ресурсы с видеоинформацией;
•электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари).Формирование информационно – коммуникационной компетентности у учащихся проводится по следующим направлениям.
Первое направление – использование электронных учебных изданий (ЭУИ): образовательная коллекция 1С; уроки «Кирилла и Мефодия»; электронные уроки и тесты издательства "Просвещение".
На теоретическом этапе урока изучение нового материала сопровождается демонстрацией учебной информации из электронных учебников. Это позволяет направить внимание школьников на самые важные моменты теоретического материала, помогает учащимся лучше запомнить новое, более глубоко проникнуть в суть изучаемого вопроса. В электронных учебниках заложены видеофильмы с самыми яркими и необходимыми сюжетами, которые идут всего 2-3 минуты, но отражают суть процесса или явления. Учебник, представленный средствами мультимедиа, расширяет свои функции. Он становится не только средством передачи информации, но и усиливает обучающие и развивающие функции. Интересными являются учебные материалы Единой коллекции ЦОР: географические обучающие модели; учебный комплекс «География. Планета Земля»; картографическая лаборатория; учебный электронный конструктор по географии.
Второе направление - показ процессов. Географические процессы, о которых школьники должны иметь представление, разнообразны и многочисленны. Часто суть многих процессов, происходящих на Земле (прохождение циклонов и антициклонов, извержения вулканов, развитие живых организмов на Земле, полярное сияние и др.), приходится объяснять на словах. Но невозможно создать полный образ процесса или явления, не увидев его собственными глазами. Для этого в электронные учебники заложено много моделей. Возможности ИКТ позволяют ученику увидеть процесс своими глазами. Используя анимацию, демонстрируются образование ледников, атмосферных фронтов и др. Воздействие на зрительную память приводит к усвоению материала на более глубоком и осознанном уровне. Возможности кабинета географии школы позволяют на уроках использовать компьютер в комплексе с проекционным устройством при иллюстрации закономерностей развития природы и общества на конкретном материале регионального и локального уровней, что представляется весьма эффективным. При этом нужно сочетать новые интерактивные средства и «традиционные» аудиовизуальные, не увлекаясь каким-то одним. Интерактивные средства позволяют управлять потоком информации, акцентируя внимание на наиболее интересных или сложных моментах изучаемого материала. Коллекции ЦОР дают возможность получать космические снимки для уроков и проводить собственные исследования - изучать изменения растительного и снежного покровов, метеорологическую и ледовую обстановки, наводнения, ураганы, температуру поверхности океана и океанические течения, пожары, вулканическую деятельность, пыльные бури.Третье направление – работа с интерактивными картами. В последнее время перед учителями географии стоит проблема обеспечения учебного процесса географическими картами. Благодаря ЦОР и ЭОР любую карту можно по мере необходимости вывести на экран и использовать в учебном процессе. Во время работы с интерактивной картой ученик воспринимает информацию одновременно – и зрительно, и на слух. Существует три основных вида работы с электронной интерактивной картой: работа со слоями карты, работа с дополнительным материалом, использование дополнительных возможностей программы (выполнение рисунков, надписей и др.). Работа со слоями карты. Этот вид работы позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности. Например, на карту строения земной коры можно наложить слой с рельефом и сделать вывод о соответствии крупных форм рельефа определенным структурам земной коры. Прием наложения карт актуален и при изучении отраслей хозяйства. Сопоставляя карты «Электроэнергетика России», «Топливные ресурсы», ученики выявляют закономерности размещения электростанций разных типов по территории нашей страны. Комбинируя слои карты, можно, во-первых, снимать с нее информацию, которая неактуальна на данном уроке, во-вторых, с помощью разного сочетания слоев на основе базовой карты можно создать целый набор специализированных карт, например, карты без названий (для организации индивидуальных ответов у доски и проведения географических диктантов); частично подписанные карты (к примеру, с названиями только объектов суши); контурные карты. Работа с дополнительным материалом. Важной характеристикой электронных карт является наличие информационного блока. Большинство дополнительных материалов снабжено иллюстрациями. Это увеличивает наглядность пособия, а также дает возможность разнообразить формы работы на уроке. Сопоставление фрагментов карты и космических снимков позволяет лучше понять, что такое карта, а также хорошо иллюстрирует искажения, возникающие при переносе поверхности шарообразной Земли на плоскость. Использование дополнительных возможностей программы. Функция рисования значительно расширяет область применения электронных карт на уроке, увеличивает их наглядность. Появляется возможность выделять объект или группу объектов, на которые необходимо обратить внимание, добавлять на карту информацию. Возможность наносить на карту подписи облегчает процедуру организации географических диктантов (работ, посвященных проверке знания номенклатуры и терминов), позволяет ставить перед учениками задания на классификацию или сортировку объектов. В Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР) имеется Конструктор интерактивных карт с проверяемыми заданиями. Учителю и ребёнку предоставляется возможность моделировать карты под определённые учебно-воспитательные задачи, карты динамичны, их можно перестраивать прямо на уроке. Следует отметить и то, что данный конструктор карт можно использовать и во внеучебное время, при проведении индивидуальных занятий, при подготовке проекта. Данный ресурс размещен в открытом доступе в сети Интернет (Единая образовательная коллекции ЦОР, htt://school-collection.edu.ru).
Четвертое направление – использование редакторов Microsoft Excel и Word. Уникальные возможности ИКТ можно использовать при составлении сводных текстовых таблиц, схем, конспектов как учителем, так и учеником. Используя табличный процессор Microsoft Excel, можно создать контролирующие тесты по различным разделам географического курса. В подготовке к ЕГЭ можно использовать различные демонстрационные тестовые материалы, позволяющие учащемуся после решения типовых заданий проверить свои знания и подкорректировать, исправить допущенные ошибки. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например, реферат, доклад, сообщение, презентацию и т.д. В ходе исследований тем социально-экономической направленности, в которых фигурируют количественные показатели (данные социологических опросов, процесс формирования общественного мнения и др.), информация может быть представлена графиками, таблицами и пр.
Пятое направление – использование программ для презентаций. Как бы интересно и захватывающе не был написан учебник, как бы красиво ни рассказывал учитель, образ территории лучше создается при использовании ярких фотографий и иллюстраций. При этом особенно важным является использование зрительного канала восприятия. Программы разработки презентаций Power Point, Windows Movie Maker позволяют подготовить материалы к уроку, комбинируя различие средства информации, максимально используя достоинства каждого. Демонстрация на экране высококачественных иллюстраций позволяет создать более полный образ изучаемого объекта. Многие изучаемые географические объекты, такие, как равнины и горные массивы, моря и океаны, гигантские промышленные предприятия и обширные сельскохозяйственные угодья, не могут быть показаны ученикам непосредственно. Поэтому использование на уроке демонстрационных средств: слайдов, картин, анимации, видеозаписей способствует формированию у детей образных представлений, а на их основе — понятий.
Шестое направление - использование Интернет. Одним из преимуществ, применения ИКТ в учебном процессе, является оперативность, которую обеспечивает использование глобальной сети Интернет. Интернет является хранилищем обширной информации о различных странах и народах. Информация, представленная в сети актуальна и интересна с точки зрения перспективы ее использования в учебном процессе – при подготовке к урокам, при проведении уроков, во внеклассной деятельности по предмету. Это прежде всего статистические материалы для изучения социально-экономической географии России и мира. Помимо статистики, из Интернете имеется огромное количество иллюстративного материала: фотографии и рисунки, показывающие разные уголки Земли. В дальнейшем они используются для составления презентаций. Глобальной сети Интернет отводится большая роль в системе комплексного использования средств новых информационных технологий в обучении географии. Образовательные ресурсы Всемирной паутины могут быть полезны учителю для поиска дополнительной и обновленной информации в процессе подготовки к урокам; ученикам для поиска информации в процессе подготовки различного рода творческих работ (докладов, рефератов, деловых игр, учебных конференций и т.п.). Использование Интернет увеличивает познавательную активность ребят, делает учебную деятельность необычной и интересной. К тому же они понимают, что Интернет – это не только развлечение, но и источник знаний, вполне для них доступный.
Седьмое направление - компьютерные тесты как форма фронтальной проверки знаний и умений учащихся. Программы тестирования: «Репетитор по географии Кирилла и Мефодия»; «Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0. География»; Программа для проведения тестов (http://www.finalsoft.narod.ru/); создание компьютерных тестов с помощью программы “Power Point”. Для создания такого теста не надо брать большое количество заданий (достаточно 3-5), чтобы выполнение теста не занимало много времени на уроке. Практика показала, что лучше выбирать “закрытые” тестовые задания, т.е. задания при которых из нескольких вариантов предложенных ответов абсолютно верным является только один. Применять компьютерные тесты можно на разных этапах урока: как на этапе закрепления знаний, так и для проверки домашнего задания.
Восьмое направление - формирование информационно - коммуникационной компетенции через метод проектов. Информационные и коммуникативные технологии в полной мере позволяют использовать на уроках метод проектов. В ходе работы приходится обращаться к различным носителям информации, перерабатывать её и создавать новые носители. Мини-проекты разрабатываются детьми на уроках географии и дома. Они готовят презентации, создают флэш – ролики, анимации, изготавливают печатные публикации. Учащиеся, разрабатывая проект, используют разные источники информации при представлении достопримечательности, страны, материка или другого объекта. Затем учащиеся защищают свои объекты. В ходе проекта учащиеся ведут самостоятельный поиск, обработку и представление информации. Разрабатываются проекты интегрированные – межпредметные, краеведческие, экологические.
Девятое направление – участие в олимпиадах и конкурсах.
Таким образом, информационно-коммуникативные технологии – это мощное средство в процессе обучении географии, способствующее повышению качества обучения, позволяющее эффективно рассматривать географические объекты и явления, обеспечивающее полноценную организацию учебной деятельности. В целом использование ИКТ позволяет экономить время, проверять номенклатуру, повышать мотивацию, выбрать каждому ученику свой темп работы, решать творческие задачи, использовать информацию, найденную в Интернете, реализовать принцип партнерства, обеспечить личностно-ориентированный подход. В конечном итоге все это служит развитию личности учащихся, формированию их индивидуальности, развитию у них умений и навыков универсального характера, т.е. ключевых компетенций. На данный момент, использование ИКТ на уроках географии и во внеурочной деятельности – это необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи.