Использование экспериментальных методик при диагностике детей с речевыми нарушениями


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ МЕТОДИК ПРИ ДИАГНОСТИКЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Е. В. Иващенко, Е.В. Лохманова, 2 курс ФПиПП ЮФУ
Научный руководитель: М.А. Муратова, ст. преподаватель, ЮФУ
Современные статистические данные говорят нам о том, что с каждым годом идет увеличение процента детей с различными нарушениями, в том числе и речевыми, разного онтогенеза. Некогда установленные и утвержденные уровни (Т.Б.Чиркина, Р.Е. Левина и др.) и степени речевых нарушений со стечением времени приобретают все новые грани проявлений как речевых, так и психических особенностей [2, 6]. Нарушения речи особым образом влияет на развитие личности, познавательной активности, формирование умственных способностей, поведение и социализацию ребенка в обществе. В исследованиях Р.Е. Левиной подтверждается неразрывная связь личности и психики ребенка с нарушением речи. [2] Патология речи снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации. Для создания оптимального коррекционного образовательного маршрута необходимо углубленно изучить особенности всех сторон развития ребенка (физиологическую, психологическую, интеллект и т.д.). Методики, используемые для диагностики особенностей психического развития, предполагают обследование детей с речью, соответствующей возрасту. В соответствии с этим перед педагогами, психологами и логопедами стоит важная задача, найти адекватный способ применения диагностического материала для детей с особенностями в развитии. Следовательно, перед нами стоят актуальные вопросы: каким образом адаптировать применение методик для детей с патологией речи, как использовать психологическую диагностику по принципу обучающего эксперимента [6].
В работах таких ученых как С. Я. Рубинштейн, Л.С. Выгодский, Г.А. Волкова, Л.Н. Собчик и др. описываются различные экспериментальные методики, которые нацелены на исследование сенсомоторной сферы и внимания, исследование мышления, исследование памяти, исследование эмоционально-волевой сферы и др.[1, 3, 4 и др.] Рассмотрим, например, методику Кооса.
Созданная в 1923 г. американским психологом Коосом методика получила всемирное признание и распространение. Она направлена на выявление конструктивного праксиса, способности к пространственной ориентировке, анализу фигуры (по чертежу) и ее последующему синтезу (из кубиков), что немало важно для диагностики детей с дизартрией. 16 кубиков Кооса имеет одинаковую раскраску: синюю, красную, желтую, белую, бело-красную и желто-синюю стороны. В комплекте имеются 18 чертежей постепенно возрастающей степени сложности. Чертежи могут быть составлены из четырех, девяти или всех шестнадцати кубиков.
Методика может быть использована для исследования детей самых разных возрастов (от 4 лет и старше) в зависимости от цели исследования. Она может быть модифицирована в «обучающий эксперимент». Может быть использована и как материал при исследовании уровня притязаний.
Ребенку дают кубики и определенный чертеж. Затем просят составить из кубиков изображенную на чертеже фигуру. Такой способ проведения диагностики оптимально подходит детям с выраженной задержкой речевого развития. Целесообразно начинать с предъявления более легких чертежей. Можно проводить диагностическое «обучение» по специальной схеме, пользуясь определенными чертежами и системой дозированных подсказок к ним, сопровождая манипуляции ребенка вербальными пояснениями взрослого, такая форма работы определяет огромную роль как в процессе диагностики так и в плане коррекции. Можно широко пользоваться повторением заданий, отдельных чертежей: при «обучении» предъявляется аналогичный чертеж для самостоятельного выполнения. Хорошим приемом служит повторное выполнение того же чертежа без образца, только по зрительному представлению.
Данная методика позволяет выявить возможности ребенка в отношении выполнения таких мыслительных операций, как анализ и синтез на материале конструктивной, внеречевой деятельности. Это является особенно важным критерием в тех случаях, когда ребенок не владеет речью, не понимает или не слышит обращенной к нему речи или по каким-либо другим причинам отказывается от вербального контакта со взрослыми. Методика также позволяет выявить особые пространственные нарушения, возникающие при некоторых формах поражения головного мозга (локализованные травмы черепа, опухоли, частичное повреждение сосудов головного мозга). Как правило, предъявление этого задания почти у всех детей вызывает особое отношение, заинтересованность, что дает возможность выявлять их реакции на успех и неуспех и позволяет использовать методику в качестве материала при исследовании уровня притязаний.
Существуют особенности использования экспериментальных методик при диагностике детей с речевыми нарушениями. У детей с различными формами речевых нарушений в ряде случаев имеются определенные психологические (психолого-педагогические, патопсихологические) особенности, отмечается своеобразие формирования личности. Это в разной степени проявляется в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. В заключении можно сказать, что адаптируя применение методик для детей с патологией речи мы, тем самым, расширяем возможности глубинного исследования психики, а так же следуем по принципу обучающего эксперимента.
Литература
Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. С. 120.
Основы теории практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., «Просвещение», 2003.
Рубинштейна С. Я. 82 Экспериментальные методики патопсихологии. — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. — 448 с. (Серия «Мир психологии»).
Собчик Л. Н. Методы психологической диагностики / Л. Н. Собчик. — М., 1990. — Вып. 1—3.
Фатихова Л.Ф.Проблема дифференциальной диагностики детей с отклонениями в развитии // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. В 3-х частях. Часть 1 / Под общ.ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство «СИБПРИНТ», 2010. – С. 171-175.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. 2. Второй год обучения (подготовительная группа) - М.: Издательство «Альфа», 1993. 87 с.