Статья Формирование гуманистических ценностей на уроках хореографии

Формирование гуманистических ценностей на уроках хореографии в образовательном учреждении.
Новые социально-экономические, социокультурные условия развития современного общества, процессы реформирования системы образования требуют разработки принципиально новых основ формирования подрастающего поколения. Это обусловливает серьёзность задач, стоящих перед всеми социальными институтами и, в первую очередь, перед школой. Социально-экономическая и морально-психологическая напряжённость жизни нашего общества сопровождаются крутой ломкой сложившихся духовных ценностей. С одной стороны, наблюдается недоверие к общественным, в первую очередь, к нравственным идеалам, а с другой, несформированность альтернативных ценностей. Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентации в образовании. Ведущей целью образования становится не объем усвоенных знаний и умений, а гармоничное развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребенка к жизни, его психологическая и социальная адаптация. Только умственное развитие детей, их интеллектуальное обогащение не обеспечивает всестороннего развития личности. Для достижения гармонии в развитии ребенка не меньше внимания необходимо уделять его нравственному и физическому совершенствованию, формированию гуманистических ценностей.
Ценность – это особый вид реальности. Сама по себе она не существует, хотя и связана не только с человеком, но и с объективным миром. Мир полон ценностей – материальных (вещи, деньги, собственность), художественных (произведения искусства и литературы), природных (солнечный восход, моря, цветы, ландшафты), собственно человеческих (смех, красота глаз, мужественный поступок). Существенные изменения социально-политических и культурных условий жизни общества привели к тому, что материальные ценности стали преобладать над духовными. Это выражается в увлечении человечества научно-техническим прогрессом, развитием технического потенциала и, как следствие, в порождении технократического мышления, основными чертами которого являются преобладание средств над целью, цели над смыслом, техники над общечеловеческими ценностями. Люди поставлены в экстремальные условия выживания, т.е. основные их силы направлены на зарабатывание денег в ущерб психическому здоровью и моральному благополучию. Это является причиной нарастающей агрессии и равнодушия по отношению к окружающему миру. “Возвращение” к личности является одной из наиболее значимых задач развития гуманистического общества.
Гуманизм утверждает [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] человека как личности, его право на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], проявление своих [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Дети и подростки ещё только приобретают жизненные ориентиры, осваивают окружающую действительность, познают самого себя, и это происходит во взаимодействии с взрослыми. Взрослые, в свою очередь, навязывают подросткам уже готовые знания об окружающем мире, подростки их не принимают, так как эти знания не приобретены ими в практической деятельности. Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса, установление гуманных взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Современному обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Уже сейчас востребован и успешен человек мыслящий, творческий, созидающий и гуманный. Новые социальные запросы определяют новые цели образования и ставят перед школой задачу: подготовить активного, творческого выпускника, готового к самостоятельной деятельности, активного гражданина своей страны. Социальная зрелость - это результат обучения и воспитания. В этих условиях актуальным для педагога являются акмеологические технологии обучения, т.е. технологии обеспечения успеха каждого ученика.
Педагогическая технология - это процесс доведения поставленной цели до прогнозируемого результата в рамках конкретной педагогической системы. Акмеологическая технология обучения - это технология достижения успеха и высоких результатов в обучении и развитии ученика на основе устойчивой мотивации достижений, это системно-ориентированное развивающее обучение.
На протяжении многих веков одним из универсальных средств нравственного воспитания было и остается искусство. Эстетическое воспитание основывается на природных возможностях эстетического развития человека. Однако эти потенциальные возможности превращаются в реальные способности только благодаря воспитанию. Можно иметь безукоризненный слух и не слышать музыку Бетховена, иметь острое зрение и не видеть шедевра изобразительного искусства или красоту родной природы. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств, сформированность этических представлений у школьников. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Я работаю в МБОУ № 145 г. Самары с углубленным изучением отдельных предметов. Предметы эти относятся к эстетическому циклу. С 1994 года знакомлю школьников с волшебным миром хореографии. Убеждена, что хореография оказывает огромное влияние на развитие эмоционально-нравственной культуры личности. На уроках учащимся дается представление об общих закономерностях отражения действительности в хореографическом искусстве, конкретно выражающихся в связи форм и линий движений с жизненным содержанием, смыслом, чувством и настроением музыки. Зная общее, дети сами могут разобраться в том танцевальном материале, который может встретиться в их жизненной практике.
Долг старших – с терпением и любовью лепить характер будущего человека так, чтобы с первых же лет его жизни интеллектуальное и эмоциональное развитие было гармонично. Свои уроки я строю таким образом, чтобы дети, приобретая знания, овладевая навыками и умениями, одновременно формировали бы свое мировоззрение, приобретали лучшие взгляды и черты характера. На уроках народного танца мои ученики узнают об особенностях культуры разных народов. Я стараюсь, чтобы каждый ребенок осознал, что каждый народ, каждая нация, будучи составной частью человечества, в своем развитии имеет свои специфические особенности, связанные с его географическим расположением, мышлением, организацией жизни и труда, культурой, воспитанием и, наконец, религией. В детях формируется уважение к культуре своего народа, осознание этнической принадлежности. Во время разучивания танцевальных номеров на народном материале, детям дается объяснение, почему именно такие движения, положения рук используются. Например, в русском танце «Смоленский гусачок» основное движение – подражание птице. Мои ученики узнают, что движения в русских плясках зависят и от территориальной принадлежности. Перед изучением этюдов на национальном материале дети узнают, как появились те или иные движения, положения рук. Например, положения рук в грузинском танце идет от подражания горным птицам. Движения ног в белорусском танце подражают трудовому процессу выкапывания и сбора картофеля. В молдавской хореографии подражание сбору винограда. В прибалтийской хореографии подражание ловле рыбы, морю. Некоторые положения рук зависят от костюма. Например, в украинском танце – положение рук на лентах, бусах. В татарском танце – на головном уборе (девушка прикрывает лицо). Поскольку хореография искусство синтетическое и включает в себя помимо движения музыку, костюм и т.д., соответственно при создании законченного танцевального номера дети получают знания и об этих видах народного творчества.В национальном ритме, который, в свою очередь, является регулятором ритма социально-бытовых движений, ставших основой традиционных лейтмотивов народного танца проявляется сила воздействия временно-музыкальных закономерностей. Поскольку на занятиях народного танца изучается хореография не только русского народа, это позволяет воспитывать толерантность к другим культурам, воспитывать интернационализм. Воспитание толерантной личности - процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми.
Биография танца имеет за своей спиной тысячелетия. Основой из основ изучения танцевального искусства является классический танец, с его веками выверенной методикой подготовки. Он чрезвычайно дисциплинирует ребенка, воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая все тело, раскрепощая движение. Можно и нужно использовать интерес детей к танцевальному искусству, вызывающий эмоциональные переживания и способность сопереживания создаваемым образам. Каждое занятие для ребенка - это познание окружающей действительности через движения, которые должны приносить радость. Каждый мой урок по классическому танцу я строю таким образом, что реализация поставленных конкретных исполнительских задач предполагает определенную структуру занятий. Важно построить занятие таким образом, чтобы обеспечить предварительную психологическую подготовку к восприятию и выполнению заданий. Подготовительная часть моих занятий направлена на активизацию внимания детей, создание эмоционально благоприятной атмосферы, способствующей лучшему восприятию программного материала и личностному самовыражению, постепенную подготовку организма к выполнению более сложных двигательных задач. Это способствует развитию личности, каждый ребенок понимает принципы природосообразности, культуросообразности, связи музыки с жизнью, эмоциогенности, эстетизации. Дисциплинированность, трудолюбие и терпение - те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту.
В процессе занятий я сочетаю групповую, индивидуальную работу и работу в парах. При создании хореографических номеров, помимо технической стороны исполнения, очень важно добиться нужного эмоционального оттенка. В детях формируется способность сочувствия, сопереживания создаваемому образу. А также каждый участник постановки понимает, что его успех – это успех всего коллектива. При подготовке к различным конкурсам, осознавая желаемую цель, дети стараются помочь друг другу, развивая в себе такие навыки, как сопереживание ближнему, «чувство локтя». При работе в парах у учеников формируются навыки уважительного отношения к противоположному полу, общей этической культуры. Сольное исполнение приносит особенную гордость за результаты своих трудов. Но любая форма работы в танцевальном коллективе помогает осознать ребенку свою уникальность и неповторимость. В процессе осознания своей особенности у ребенка происходит постепенная переориентация с внешних оценок, на внутренние.
Таким образом хореографическое искусство помогает решить проблему нравственного развития ребёнка, приобщения его к гуманистическим ценностям, воспитания гуманных чувств и отношений. В социальной этике и социальной философии как ведущая гуманистическая ценность выделяется идея свободы. Именно свобода индивида обусловливает другие социальные ценности - равенство, справедливость. Гуманизм ориентирован на потребности и интересы человека. Центральная ценность гуманизма - человек как «мера всех вещей». При этом человек рассматривается не как представитель массы, а как индивид, обладающий суверенностью. Гуманность или человечность – одно из основных жизнепроявлений человека. Это качество возникало и развивалось на самых ранних этапах человеческой истории, надо полагать, едва ли не вместе с превращением в Homo sapiens. Свидетельства его древности сохранили и языки, и памятники искусства; оно получило свое выражение в первых, стихийно слагавшихся правилах морального, социально одобряемого поведения. В разное время идеи гуманизма изучали разные педагоги, философы, общественные деятели, писатели. А античное время это были Сократ, Платон, Аристотель, Сенека, Цицерон и другие. В эпоху возрождения идеи гуманизма развивали Т. Мор, М. Монтень, Л. Альберти, М. Фиччино, Э. Роттердамский. яркими представителями гуманизма эпохи просвещения являлись Б. Паскаль, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, Ж.Ж. Руссо, И. Кант. В XIX веке блистали К. Маркс, Ф. Ницше. В России истоки гуманизма зарождали Г.Р. Державин, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой. В: А.И. Герцен, М.А. Бакунин, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др. В современной философии и культурологии нет однозначного понимания слова «гуманизм». Чаще всего под гуманизмом понимают комплекс идей, связанных с признанием человека высшей ценностью, с защитой его фундаментальных прав и свобод, утверждением его творческого и созидательного предназначения в мире. О гуманизме в узком смысле говорят, характеризуя эпоху Возрождения. Вновь открыв для себя античное наследие, люди в то время стали приходить к сознанию, что человек не только «раб божий», но обладает и собственной ценностью. Актуальность проблемы заключается в соответствии идеи требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально гуманной личности.















15