Формирующее оценивание на уроках немецкого языка


Формирующее оценивание на уроках иностранного языка.
Так как я работаю учителем немецкого языка, то мои примеры формирующего оценивания будут касаться уроков немецкого языка. В связи с тем, что уроки иностранного языка становятся более разнообразными, благодаря использованию методик и учебников зарубежных авторов, становятся разнообразными и методы его преподавания. Поэтому и возникает необходимость оценивать знания учащихся, подходя к этому вопросу с учетом современных требований. Для этого используются различные способы формирующего оценивания. Я перечислю некоторые, которые я использую в своей практике. Например, «оценочный лист», в который входят критерии оценивания языковой компетенции, на основе которых проставляются баллы за выполненные задания и проводится анализ и обсуждение полученных результатов. Пример критерий оценивания монологического высказывания в 7 классе.
Тема задания Ты отлично выполнил задание, если Ты очень хорошо выполнил задание, если: Ты выполнил задание, если: Ты не выполнил задание, если:
Расскажи о том, как ты представляешь себе деревню будущего. Ты назвал
10 фраз и более. Употребил придаточное дополнитель-
ное (dass-Sätze) и придаточное причины (weil). И если на
всё это
тебе потребо-
валось 2 мин. Ты
назвал
8 фраз Употребил придаточное дополнитель-
ное (dass-Sätze) и придаточное причины (weil) хотя бы 1 раз. Ты
назвал
8 фраз, не менее - dass-Sätze или придаточное причины (weil) хотя бы 1 раз. Ты
назвал
5 фраз Не назвал dass-Sätze и придаточное причины (weil) .
«Лист самооценивания», в котором учащиеся выражают свое мнение по отношению к выполненному заданию. Такой лист можно использовать при выполнении самостоятельной работы, работы в группе, работы над проектом или в течение модуля. Можно разработать такие листы для самооценки эссе. Критерии написания эссе на ГИА должны быть известны всем учащимся, но вот не каждый может посмотреть на себя со стороны, не каждый проверяет свою работу после написания, а с помощью листа самооценивания, учащийся посмотрит на свою работу с позиции учителя и проверит, все ли задания и требования им учтены. Листок контроля может представлять собой:
Ответ по алгоритму
Шкала мнений
Оценочный лист наблюдения
Ответ двойного выбора
Ответ без вариантов выбора
Обмен партнерами и сообщения об итогах работы
Тесты и вопросники
Подход к оцениванию:
балльное оценивание;
рейтинговое оценивание;
балльно-рейтинговое;
оценивание по системе «зачет-незачет»;
вербальное поощрениеОдним из инструментов оценивания на уроках в младших классах можно назвать «наклейка как отметка». То есть, за выполненное задание ребенок получает наклейку на обложку тетради. Это происходит в том случае. если задание выполнено в соответствии со всеми требованиями. Наклейки со словами “ Ausgezeichnet”, “ Eine gute Arbeit”, Gut gemacht” означают, что ты справился с работой, а значит ты молодец. “Mache noch einmal”, “Denke besser”- подскажут тебе, что надо еще постараться, хотя ты уже молодец, что выполнил задание. Оцениваются на уроке и отдельные виды работ, и активность, и правильность ответов. Формирующее оценивание повышает успеваемость учащихся на всех ступенях обучения, а исследования показывают, что для отстающих учеников, которым требуется дополнительная помощь, оно оказывается наиболее полезным.Основная цель обучения иностранным языкам – формирование коммуникативной компетенции, что предусматривает не только практическое владение иностранным языком, но и умение работать с печатной и звуковой информацией, владение умениями критического и творческого мышления. Здесь неоценимую помощь могут оказать интерактивные средства. Читая текст, можно выполнять данные тебе задания или на компьютере или при помощи пульта, и каждый ученик поймет, что просто так просидеть над книжкой ему не удастся, так как учитель увидит твой результат работы уже на уроке. Пульты для голосования с функцией выбора одного правильного ответа на уроках немецкого языка могли бы стать самым необходимым для урока оборудованием, так как более 50 % заданий требуют именно выбора ответа. Это позволяло бы сокращать время на проверку и выделяло бы больше времени на коррекцию. Очень удобны с этой точки зрения учебные тесты в электронном дневнике. Конечно, сначала учителю придётся их составить, но потом им созданные тесты с выбором одного ответа будут служить не один год.