«Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в ходе осуществления коррекционо — педагогической работы».


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 села Новая Жизнь
Буденновского района»
«Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в ходе осуществления коррекционно - педагогической работы».
Выполнил:
учитель-логопед
Разуменко Г.И.
2016 г.
Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся.
Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями
В последние годы среди поступающих учеников в общеобразовательную школу  неуклонно растет количество детей, имеющих нарушения речи. Научными исследованиями установлена зависимость между состоянием речевого развития ребенка и возможностью усвоения им школьных знаний. Выявлено, что 1/3 учащихся с дефектами речи переходят в разряд неуспевающих или слабоуспевающих уже на  начальном этапе  школьного обучения.
Исходя из этого,  вопросы оказания  коррекционно - развивающей помощи детям с нарушениями  речи актуальны.   Одним из направлений коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими нарушение речи, является работа учителя-логопеда с родителями.
Для реализации этого направления я применяю технологию сотрудничества.
Сотрудничество логопеда с семьёй является необходимым условием успешного обучающего воздействия на ребёнка. 
Работа логопеда с семьей, воспитывающей ребёнка с нарушением речи, имеет целью:
- оказать квалифицированную помощь родителям в преодолении недоразвития речи ребёнка;
-  помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду;
-  создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;
- формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и детьми.
Главной задачей логопеда при взаимодействии с семьёй ребёнка с нарушением речи является не только выдача рекомендаций по коррекции речи и воспитанию ребёнка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем. В таких случаях родители, выработанные в процессе сотрудничества с логопедом решения считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребёнка.
В основе работы логопеда с родителями лежат следующие принципы:
-принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса. В работе с ребёнком необходимо участие разных специалистов, таких, как психиатр, психолог и др. При этом необходимы не только наблюдение и консультации ребёнка разными специалистами, но и их совместное обсуждение и «ведение» данной семьи;
- принцип единства диагностики и коррекционно-педагогического процесса. Обследование ребёнка разными специалистами проводится в целях выявления (определения) его актуального и потенциального уровней развития, соматического состояния и т. д. и определяет пути коррекционно-педагогической работы в виде составления индивидуальной программы развития;
- принцип сотрудничества между родителями и логопедом, родителями и детьми. Необходимо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал видит в родителях не «объект своего воздействия», а равноправного партнёра по коррекционному процессу.
Основными направлениями в работе логопеда с семьей детей с нарушением речи являются:
- изучение особенностей семейного воспитания ребёнка;
- разработка и реализация совместно с семьёй индивидуальных программ помощи ребёнку;
- просвещение родителей с целью расширения представлений об особенностях развития детей с нарушением речи и методам обучения коррекционно - развивающей работы с ними;
- разработка на дифференцированной основе системы взаимодействия с семьями детей с целью коррекции детско-родительских  отношений.
В логопедической науке выработаны наиболее эффективные формы организации коррекционно-педагогического процесса и сотрудничества логопеда с семьей (по мнению Е. М.  Мастюковой, А. Г. Московкиной, В. В. Ткачёвой В.В., Л. М. Крапивиной и др.)
1. Коллективные формы взаимодействия.
2. Индивидуальные формы работы с семьёй.
3. Формы наглядно-информационного обеспечения.
Мой опыт организации работа логопеда с родителями на базе МОУ СОШ №4 с Новая Жизнь доказал, что эффективно применять все заявленные выше формы работы логопеда с родителями.
Индивидуальная работа имеет преимущество над коллективной, так как позволяет установить более тесный контакт с родителями. Немаловажную роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи играет анкетирование родителей, которое предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях, ясное указание способов ответа.Особенности семейного воспитания, потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи:Тестирования и анкетирования, что позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей.Беседы, важнейший признак которой - двусторонняя активность. Беседу нужно вести тактично: её задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребёнка. Тетради для домашних заданий, как основной формой взаимодействия с родителями. Она служит для логопеда “телефоном доверия”. Тетрадь заполняется логопедом два-три раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка.Виды коллективной деятельности осуществляются через:групповые родительские собрания, которые проводятся логопедом 3 раза: в начале, середине и конце учебного года. Они объединяют родителей, нацеливают их на помощь команде начальной школы, включают в процесс воспитания детей;   Консультации проводятся не формально, а с привлечением родителей для решения конкретных проблем, что способствует развитию плодотворного сотрудничества. К некоторым консультациям готовится выставка пособий; (совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях и т.д.);  Фронтальные занятия с родителями проводятся в нетрадиционной форме. Как показал опыт, полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению; праздники и развлечения. (В конце года родители приглашаются на итоговое занятие - праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки, приобретенные за год). ИКТ дают возможность разнообразить содержание и форму занятий. В результате создаётся заинтересованность и положительный эмоциональный настрой на логопедических занятиях, являющийся залогом успеха ребёнка.  Видеотека, как нетрадиционная форма работы. Она содержит видеоуроки с наиболее сложной тематикой, которые предлагаются родителям для просмотра дома, так как им не всегда бывают, понятны термины, употребляемые логопедом и принцип выполнения домашнего задания.Игротек знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей. В нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время. Игротека пополняется оригинальными идеями, предложениями самих родителей. Наглядная форма работы очень важна для родителей, детей - логопатов. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом. Речевой уголок включает в себя несколько рубрик, таких как «Домашнее задание», «Советы родителям», где отражается практическая направленность и рекомендации при выполнении заданий логопеда.  Речевой экран показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков. Папка-передвижка представляет собой подбор материала, который передаётся от семьи к семье внутри группы, с учетом практических рекомендаций. Данные формы работы позволяют родителям  активно участвовать в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка. Логопед помогает определить формы организации домашних занятий с ребенком. 
В силу своей занятости родители не всегда могут присутствовать на очных консультациях или на логопедических занятиях. Следовательно, задача учителя-логопеда — максимально компенсировать пробел знаний у родителей на определенную тему. Выход из данной ситуации - создание Консультативного пункта «Пусть говорят!»
Новизна Проекта заключается в том, что в нем, кроме традиционного информационного и обучающего просвещения родителей, представлен вариант дистанционного просвещения через активное использование информационно-коммуникационных технологий в рамках коррекционного процесса образовательного учреждения. Практическая значимость Проекта состоит в том, что содержащиеся в нем положения и выводы обеспечивают качественно новый подход к работе по взаимодействию с родителями и разработку практических рекомендаций, необходимых для повышения эффективности коррекции речевых нарушений младшего школьника. Консультативный пункт для родителей «Пусть говорят!» функционирует как образовательная сеть, направленные на наиболее полное использование совместных ресурсов участников взаимодействия. Взаимодействие в рамках данного Консультативного пункта реализуется двумя способами: Виртуальное образовательное взаимодействие с использованием достижений современных информационных технологий и, в первую очередь, сети Интернет. Реальное взаимодействие школы и семьи с целью совместной реализации образовательных задач. Таким образом, функционирование Консультационного пункта для родителей «Пусть говорят!» позволит семье с легкостью преодолевать различные сложности, возникающие при выполнении домашних заданий. «Виртуальный» учитель-логопед будет оказывать реальную помощь семье и ребенку. С этой целью на помощь приходят новые технические, информационные, аудиовизуальные средства и специфические технологии, основанные на применении современных информационно-компьютерных средств.
Ожидаемые результаты реализации Проекта: Качественные: создание организованного пространства взаимодействия с семьей. Количественные результаты: повышение качества коррекционно-образовательного процесса.
Перспективы распространения Проекта. Проект может быть востребован образовательными учреждениями различных типов, в качестве руководства по совершенствованию модели взаимодействия учителя-логопеда с родителями в рамках коррекционного процесса. Содержащиеся в Проекте рекомендации могут служить отправной точкой при планировании работы с родителями в условиях логопедического пункта. Практические рекомендации могут найти широкое применение в деятельности Консультативных пунктов для родителей, созданных в образовательных учреждениях.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1.     О.А. Ишимова, О.А. Бондарчук. Логопедическая работа в школе. «Просвещение» 2009 г.2.     О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская. Организация логопедической работы в школе. «ТЦ Сфера»,   2006 г.3.     Т.П. Бессонова. Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда в условиях общеобразовательного учреждения. «АПК и ППРО», 2009г.