Эссе Преодоление барьеров в процессе моей педагогической педагогической деятельности.

Эссе «Преодоление барьеров» в процессе моей педагогической деятельности.

В последнее время все чаще и чаще я стала задумываться о том, почему профессия учитель перестала быть такой значимой, как раньше. Почему дети перестали почитать учителей. То уважение и поклонение к профессии кануло в лета. Мой педагогический стаж составляет 24 года. И за это время много воды утекло в сфере образования: как учить и чему учить. Так как учили нас, да и я в начале своей педагогической практики обучала детей, этим же методом устарела. Ученикам не интересно стало на уроках ввиду того, что произошли глобальные изменения в информационном обеспечении. И порой бывает, чувствуешь себя менее грамотной в иных вопросах, чем твои подопечные. Напрашивался вопрос: что делать, как решить данную проблему. Вопрос решился сам собой, когда три года назад я стала посещать семинары, которые проводила у нас в школе Аккушкарова Г.М. учитель русского языка и литературы прошедшая трехмесячные курсы по обновленной программе. Вы спросите, как была решена проблема? Я постараюсь ответить. То чем мы занимались на тренингах, я охотно применяю на своих уроках и скажу вам не безрезультатно. Пришлось, конечно, полностью пересмотреть и перестроить структуру своего урока. Во - первых, это начало урока – позитивный настрой. Не важно, как вы его проведете в виде игры или просто поставите видео ролик – главное настроить ребят на работу. Время это займет не много всего минуты 2 – 3, а результат на лицо. Также проблема в обучении зачастую сводится к тому, что в классе всегда есть сильные и слабые ученики. Как приятно работать с сильными учениками, а вот слабое звено, что делать с ним? Опять была найдена проблема. Объединение в группы. Что позволило активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Работа в группе заключает в себя распределение ролей, а это значит, что и сильный и слабый ученик будут задействованы в процесс урока. Группа должна состоять из четырех учащихся (лидер – отвечает за работу в группе, спикер – выступает с ответами, секретарь – записывает идеи группы и таймкипер – следит за регламентом), как видите, всем досталась роль. И даже слабый отстающий ученик, вовлеченный в данную работу, чувствует свою значимость, что влияет на повышение качества знаний. При работе в группах необходимо использовать разного вида стратегии. Например, стратегия «Зигзаг» позволяет каждому члену команды выполнять равное по силе и значимости задание, а затем обмениваться полученными знаниями в группе для выделения главного. Стратегия «Карусель» - каждая группа решает проблемные вопросы и передает другой группе, которая в свою очередь добавляет не достающее звено, тем самым в процесс деятельности вовлекается весь класс, что позволяет облегчить процесс усвоения нового материала. Приём «Ромашка Блума» актуально использовать после прохождения главы, раздела или прочтения, какого – либо текста, рассказа. Ученики вновь повторяют весь пройденный материал, используя разного вида вопросы, что позволяет закрепить данный материал. Стратегий очень много и каждая из них может подойти к любому предмету, главное правильно ее использовать. И, конечно же, не маловажный, и, наверное, самый любимый этап урока – это рефлексия. Ученики на славу потрудились и хотят получить результат.
«Оценивание класса не является простым техническим устройством. Учитель оценивает с помощью оценок или слов. Какой бы способ они не использовали, за ними стоят не просто объективные или полу объективные нормы и стандарты, но и предположения о развитии, обучении и мотивации детей; ценности - чувство собственного достоинства и относительная важность способностей и усилий»,- учит нас Александер.
Одной из составляющих образовательного процесса является система оценивания. Используется критериальное оценивание, где описаны уровни достижений, соответствующие каждому баллу, где оценивается не личность ученика, а его деятельность. Здесь же появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию.
Таким образом, критериальное оценивание ориентирует современных школьников не только на простое усвоение знаний, но и на способы усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательной активности и творческого потенциала каждого ребенка. Внедрение критериального оценивания в процесс обучения способствует снижению школьной тревожности ученика, у них появляется ответственность за результаты своего труда, формируются навыки самоанализа и самооценивания.
На данном этапе урока можно использовать такие приемы, как «Акрослово», «Ресторан», «Конверт с мудрыми мыслями», «Мясорубка», «Чемодан», «Корзина идей» и т.д. Данный метод работы позволил мне повысить качество знаний по предмету, сплотить коллектив, раскрыть и вовлечь в работу менее активных и слабых учащихся класса. А самое главное, от этой работы я получаю духовное удовлетворение, я знаю, что урок прошел не зря!

15