Статья на тему Варианты дизонтогенеза


Тема 1 «Психология аномального развития»
Задание: Осуществить сравнительную характеристику основных вариантов дизонтогенезаОбщее психическое недоразвитие
(умственная отсталость) Задержанное психическое развитие (ЗПР) Искаженное психическое развитие (ранний детский аутизм) Дисгармоническое психическое развитие
(психопатии и патологическое развитие личности) Поврежденное психическое развитие Дефицитарное психическое развитие
Основной вредоносный фактор (факторы риска, причина) нарушения
Как особая форма психического недоразвития умственная отсталость может
возникнуть у ребенка вследствие различных причин. По этиологии их можно
условно разделить на две основные группы: эндогенную, обусловленную как
правило генетическими факторами, и экзогенную, обусловленную внешними
факторами (инфекции,травмы диффузное поражение незрелого мозга при ряде внутриутробных, родовых и ранних постнатальных воздействий.
Задержанное психическое развитие может быть вызвано генетическими факторами, соматогенными (хронические соматические заболевания), психогенными (неблагоприятные условия воспитания), а также церебрально-органической недостаточностью, чаще резидуального характера (инфекции, интоксикации, травмы мозга внутриутробного, натального и раннего постнатального периодаЯвляясь следствием временно и мягко действующих факторов (ранней депривации, плохого ухода и т. д.), задержка темпа может иметь обратимый характер. В этиологии задержки психического развития (ЗПР) играют роль конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, органическая недостаточность нервной системы, чаще резидуального (остаточного) характера.
Причины педагогическая запущенность, функциональная незрелость ЦНС, органическое поражение ЦНС.
В работах К. С.
Лебединской выделяются четыре основных варианта ЗПР:
— конституционального происхождения;
— соматогенного происхождения;
— психогенного происхождения;
— церебрально-органического генеза.
Каждый из этих типов может быть осложнен соматическими, энцефалопатическиминеврологическими и другими заболеваниями. РДА
рассматривается как неспецифический синдром разного происхождения. искаженное развитие, при котором наблюдаются сложные сочетания общего
психического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития
отдельных психических функций;
Факторами риска, причинами нарушения являются: 1Соматические нарушения."Синдром хрупкой Х-хромосомы" и другие хромосомные нарушения, туберозный склероз (генетическое так называемое нейрокутанное расстройство с комбинацией кожных и мозговых нарушений), гипомеланоз (также нейрокутанное расстройство с гипопигментацией кожных областей и мозговыми поражениями), эмбриональные повреждения, причиной которых является инфекция краснухи во время внутриутробного развития, постнатальный герпетический энцефалит (инфекционное воспаление мозга) и метаболические нарушения (включая, так называемый, синдром фенилкетонурии) - являются наиболее известными из этих нарушений.
2 наследственность
3 Раннее повреждение мозгаПо сравнению с общим населением среди детей с аутизмом встречается большее число случаев повреждений мозга, возникших во время беременности, родов или послеродового периода.
4Морфологические и биохимические признаки дисфункций мозга
Большое количество исследований показывает, что у людей с аутизмом чаще встречаются явно выраженные дисфункции мозга, но эти нарушения не одинаковы в разных случаях, и существует, следуя этим исследованиям, много людей с аутизмом без явно выраженных нарушений мозга. В одной подгруппе людей с аутизмом имеется патология нарушения мозжечка
Этиология психопатий, как это видно из ряда классификаций, связывается либо с генетическими, наследственными факторами (конституциональные формы психопатий), либо экзогенными вредностями, действующими на ранних этапам онтогенеза (органические формы психопатий) и в ряде случаев создающими так называемые фенокопий генетических пороков развития. Некоторые виды психопатий могут иметь как наследственное, так и экзогенное происхождение. Ряд авторов (О. В. Кербиков, 1955; В. А. Гурьева, В. Я. Гиндикин, 1980; В. В. Ковалев, 1979) не исключают возможности формирования психопатии под влиянием длительно действующих и деформирующих развитие личности ребенка средовых факторов.
Связано с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга и отличается парциальностью расстройств.
Характерной моделью поврежденного развития является органическая деменция,
распад психических функций. В клинике различают два основных вида деменции — это
резидуальная органическая деменция и прогрессирующая деменция.
Резидуальная деменция проявляется в слабоумии, возникшем в результате
остаточного поражения мозга из-за травмы, инфекции, интоксикации. Прогрессирующая
деменция становится следствием хронически протекающего менингита,
менингоэнцефали-та, опухолевого процесса, эпилепсии, склероза и пр.
Этиологиядефектов слуха и зрения может быть связана как с экзогенными, так и эндогенными факторами. В происхождении экзогенных форм нарушения слуха у детей большую роль играют инфекционные заболевания во время беременности, особенно впервые месяцы: краснуха, корь, грипп; а также врожденные сифилис, токсоплазмоз и др. Среди постнатальных инфекций, способствующих поражению слуха, определенная роль отводится кори, скарлатине, эпидемическому паротиту. Большое значение имеют менингиты и менингоэнцефалиты. Одной из важнейших причин нарушения слуха (чаще тугоухости) у детей считаются отиты.
В последние годы ведущая роль придается генетическим факторам, большей частью связанным с наследственной патологией. Более 50% случаев глухоты и тугоухости считаются наследственно обусловленными. Показано, что в возникновении глухоты даже после перенесенной инфекции большое место при-, надлежит    наследственному    предрасположению (А. Г. Московкина, 1982), Особенно актуальна эта закономерность при глухоте, связываемой с медикаментозным лечением. Генетическая недостаточностьоргана слуха делает его уязвимым при применении ряда антибиотиков.Аналогичные соотношения характерны и для поражения зрения. Имеют значение различные экзогенные воздействия на плод в период беременности (такие инфекции, как туберкулез, токсоплазмоз, сифилис, вирусные заболевания, болезни обмена веществ, интоксикации беременной матери алкоголем, лекарственными препаратами — гормональными, снотворными и т. д.). Нередкой причиной является патология родов. Среди постнатальных заболеваний основное место занимают острые и хронические инфекции, реже — менингиты и опухоли мозга.
Время воздействия вредоносного фактора
Раннее время поражения
общая стойкая задержка психического развития при наиболее ранних поражениях мозга (генетических, внутриутробных, родовых, ранних постнатальных), что обуславливает первичность и тотальность недоразвития мозговых систем). Задержка психического развития значительно чаще связана с более поздними, экзогенными повреждениями мозга, воздействующими в период, когда дифференциация основных мозговых систем уже в значительной мере продвинута и нет опасности их грубого недоразвития. Тем не менее Л. Тарнополь (1971) и др. предполагают и возможность. генетической этиологии.
Наиболее выпукло РДА проявляется в возрасте 3-5 лет.
К. С. Лебединская выделяет два важных диагностических признака РДА
шизофренического генеза:
— если хотя бы короткий промежуток времени до возникновения аутизма у ребенка
наблюдалось нормальное психическое развитие;
— если имеются признакя) в
виде нарастания психического дефекта (углубление вялости, аспонтанность, распад речи,регресс поведения с утратой приобретенных навыков) Ядерную группу этих состояний составляют так называемые: конституциональные психопатии, как правило имеющие наследственное происхождение: степень их тяжести в значительной мере определяется влиянием среды; для каждого типа этого вида психопатий имеется свой критический возраст, на который падает развертывание психопатических черт; — органические, при которых аномалии характера развиваются вследствие действий на формирующийся мозг внутриутробных и ранних послеродовых вредностей, приводящих к тяжелым токсикозам, родовым травмам, истощающим соматическим заболеваниям.Большинство психопатий формируются как клинически выраженные варианты в юношеском и зрелом возрасте.На практике часто имеют место сложные сочетания биологических (генетических и экзогенно-органических) и социальных факторов, которые могут приводить к нарушению индивидуального развития на протяжении всей жизни
В исследованиях А. С. Емельянова (1972) показана динамика развития эпилептоидной психопатии в детском возрасте. Уже в возрасте 2—3 лет для этих детей характерны бурные и затяжные аффективные реакции, в особенности связанные с чувством физического дискомфорта..Основное отличие данного варианта развития связано с более поздним патологическим воздействием на мозг (после 2,5-3-х лет)
, когда большая часть мозговых систем в значительной степени уже сформирована, поэтому воздействие вредности вызывает их повреждение, а не только недоразвитие
дефицитарное развитие, наблюдаемое у детей с недоразвитием анализаторных
систем (слуховые, зрительные, двигательные,.Возможно раннее ( внутриутробное) воздействие вредоносного фактора.
Возможно повреждениие вследствие перенесенных постнатальных инфекций. Более 50% нарушений слуха обусловлены влиянием генетических факторов в сочетании с провоцирующими инфекциями. Нарушение зрения в 15-17% случаев генетический фактор.
Слепота может быть следствием патологии родов.
Функциональная локализация нарушений
Понятие «тотальность» означает, что в состоянии недоразвития находятся все нервно-психические и в определенной мере даже соматические функции, начиная от врожденной несформированности ряда внутренних органов (порок сердца, нарушение строения желудочно-кишечного тракта и других систем), недоразвития роста, костной, мышечной и других систем, несформированности сенсорики и моторики, элементарных эмоций и кончая недоразвитием высших психических функций, таких, как речь, мышление, формирование личности в целом.По мнению М.С. Певзнера, основным механизмом ЗПР является нарушение созревания и функциональная недостаточность более молодых и сложных систем мозга, главным образом относящихся к лобным отделам коры головного мозга, которые обеспечивают осуществление сознательных актов человеческого поведения и деятельности. В одних случаях преобладает механизм задержки темпа развития наиболее молодых функциональных систем мозга , а в других- механизм негрубого органического повреждения мозга
Характерны парциальность, мозаичность поражения с недостаточностью отдельных корково-подкорковых функций и большей сохранностью высших регуляторных систем. Отмечается инертная фиксация более элементарных связей, преимущественно в базальных звеньях, что ведет к временной задержке инволюции более ранних форм Это отличает задержанное развитие от недоразвития по типу олигофрении и определяет лучший прогноз динамики развития и коррекции
Нарушение подкорковых функций у детей с аутизмом нередко сочетается с рядом корковых
нарушений (В. В. Лебединский, О. С. Никольская).
Например, движения у них отличаются отсутствием плавно- сти, что указывает на
нарушение связи между корковыми и подкорковыми функциями, их тонической и
синергической основами. В других, более тяжелых случаях, наблюдается нарушение
программы движения, трудности зрительной фиксации указыва ют на зрительно-
моторные нарушения дисгармоническое психическое развитие — это тип дизонтогенеза,
основой которого является врожденная или рано риобретенная диспропорциональностразвития психики ребенка, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Даже первично сохранный интеллект не регулирует эмоциональную сферу, в том числе ее базальный уровень, а часто находится от него в большей зависимости, чем это наблюдается в норме Специфика дефекта взначительной степени зависит и от времени поражения. При более позднем поражении
мозга наблюдалась парциальность (частичность) повреждения отдельных корковых и
подкорковых функций, в результате чего нарушались корково-подкорковыевзаимодействия. Это наглядно проявляется в нарушении умственной работоспособности,
в нарастании эмоционально-волевой неустойчивости.
. Это могут быть
грубые локальные корковые или подкорковые нарушения, что наглядно проявляется внарушении гнозиса, праксиса, а также в регуляции поведения, В детском возрасте это, как
правило, корково-подкорковые нарушения, но в более старшем возрасте может иметь
место первичное повреждение лобных систем.
Наряду с выпадением отдельных частных корковых функций у ребенка прежде всего
отмечаются расстройства эмоциональной сферы нередко с расторможением влечений, тяжелые нарушения целенаправленной деятельности и личности в целом. Не исключено, что частое наличие этой симптоматики при деменции в детском возрасте связано с закономерным вовлечением в патологический процесс морфологически незрелых и функционально-сензитивных лобных долей. Чем тяжелее вредоносный фактор, тем больше страдает и их развитие. Так, при олигофрении, , речь идет о первичном недоразвитии лобных систем, при задержке психического развития — замедлении темпа их созревания, а при деменции — очевидном сочетании явлений их повреждения и недоразвития. Связана с тяжелыми нарушениями (грубым недоразвитием либо повреждением) отдельных анализаторных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата.
Обширность (объем) психических нарушений
Тотальность недоразвития мозговых систем.
Наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве общего недоразвития психики с преобладанием интеллектуальной недостаточности. Термином «умственная отсталость» в дефектологии обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникающее на основе органического поражения центральной нервной системы. Умственная отсталость — это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы; такая атипия развития, при которой страдает не только интеллект, но и эмоционально-волевая сфера.
В структуре
психического дефекта у детей с умственной отсталостью имеют место недостаточность вразвитии гнозиса, праксиса, эмоций, памяти и других психических функций, которые, как
правило, проявляются меньше, чем недоразвитие мышления. Например, особенностью
восприятия у детей с умственной отсталостью является недоразвитие анализа и синтеза
воспринимаемых сигналов.
При психическом недоразвитии оказывается нарушенным восприятие, в особенности, обобщенность восприятия, его темп. Таким детям требуется значительно больше времени на запечатление нового материала. Затруднения восприятия усугубляются особенностями мышления: снижением способности в выделении главного при анализе явлений окружающей действительности и в установлении внутренних связей между частями целого. Для умственно отсталых характерны также трудности в восприятии пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Значительно позже, чем нормальные дети, умственно отсталые начинают различать цвета, причем особую трудность представляет для них различение оттенков цвета. У умственно отсталых недостаточно сформированы такие операции мышления, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция. Отличительной чертой мышления умственно отсталых является некритичность, неспособность самостоятельно оценить свою работу. Как правило, они не различают своих неудач, всегда довольны своей работой и собой. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение — у умственно отсталых имеют специфические особенности, поскольку также формируются в условиях аномального развития. Дети лучше запоминают внешние, случайные признаки; внутренние логические связи осознаются и запоминаются с трудом. Позже, чем у нормальных детей, формируется произвольное запоминание. Слабость памяти заключается не только в трудностях получения и сохранения информации, но и в ее воспроизведении. Вследствие непонимания логики событий воспроизведение носит бессистемный, хаотичный характер. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала, так как опосредствованная смысловая память малодоступна. У умственно отсталых детей отмечаются трудности и в воспроизведении образов восприятия — представлений. Недифференцированность, фрагментарность и иные нарушения представлений отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности. Воображение у умственно отсталых отличается поверхностностью, фрагментарностью, неточностью, схематичностью. Страдает и произвольное, и непроизвольное внимание, однако преимущественно недоразвита его произвольная сторона, что связано с отсутствием волевого напряжения, направленного на преодоление трудно
. При олигофрении с явлениями гидроцефалии нередко обращают внимание хорошие механическая память и речь. Однако возможности использования этих способностей очень ограничены из-за нарушения мышления, поэтому хорошее развитие механической памяти выступает изолированно; внешне богатая речь с усвоением достаточно сложных оборотов остается на уровне подражательной.
Характерна выраженная инертность психических процессов с фиксацией на примитивных ассоциативных связях, с трудностью их перестройки.
Под термином «задержка развития» понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма.
Задержка психического развития (ЗПР) выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, над определяемыми социальной ситуацией развития, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности, эмоциональной незрелости.
Особое место в структуре задержки психического развития у детей с инфантилизмом
занимает выраженная истощаемость внимания, особенно при интеллектуальныхнагрузках. В процессе игровой деятельности продуктивность внимания у них улучшается,
что говорит о зависимости интеллектуальной продуктивности у детей с инфантилизмом
от мотивации.
Исследования памяти детей с психическим инфантилизмом показало, что у них
более высокий уровень развития зрительной памяти в сравнении со слухоречевой. Многие
дети испытывали существенные трудности в организации мнемической деятельности и
контроле. Например, в процессе игры эффективность запоминания у них была
значительно выше. Эти данные подчеркивают положительную роль установки вэффективности мнемических процессов у детей с инфантилизмом (Сафади Хасан, 1997).
Незрелость эмоционально-волевой сферы у детей с психическим инфантилизмом
проявляется в особенностях их мыслительной деятельности. У них наблюдается
преобладание конкретно-образного мышления над абстрактно-логическим. Исследования
показали достаточную сформированность мыслительных операций, но неравномерную
познавательную активность, что снижает продуктивность их интеллектуальнойдеятельности (Лебединский, 1985).
При осложненном психическом инфантилизме в клинической картине, наряду счертами детскости, незрелости психики, отмечается ряд других патологических
проявлений. При психологическом исследовании наблюдаются трудности переключения
внимания, сниженный объем памяти как в зрительной, так и в слуховой модальностях,
тугоподвижность мыслительных операций, недоразвитие зрительно-пространственных
функций (Ковалев, 1979; Лебединский, 1985; Мамайчук, Трошихина, 1997 и др.).
Исследования личностных особенностей детей с психическим инфантилизмом
выявило их дисгармоничную структуру, неадекватную самооценку, неадекватные
способы эмоционального реагирования на конфликтную ситуацию. Причем наиболее
стойкие личностные нарушения наблюдались у детей с осложненным психическим
инфантилизмом. В отличие от младших школьников с неосложнен-ным инфантилизмом у
детей с органическим инфантилизмом наблюдалось достоверное снижение показателя
адаптации, склонность к повышенной фиксации на источнике конфликта, неадекватные
способы разрешения конфликтной ситуации, а также примитивные способы
психологической защиты (регрессия, вытеснение).
Сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие в ряду качественно новых патологических образований, не присущих каждому из входящих в клиническую картину виду нарушенного развития. Искаженное развитие наблюдается при процессуальных расстройствах, раннем детском аутизме (РДА, или синдром Л. Каннера) и т. п.
Синдром раннего детского аутизма отличается от всех аномалий развития наибольшей выраженностью как клинической дисгармоничности, так и психологической структуры нарушений.
Клинико-психологический анализ показал, что у детей с недостаточностью
регуляторной системы в структуре психического дефекта наблюдается низкаяконцентрация внимания, слабость моторного тонуса, нарушения восприятия, что
проявляется в выраженной аффективной его окраске. Их поведение отличается выра-
женной парадоксальностью. Находясь в постоянном сенсорном дискомфорте, дети
пытаются его компенсировать аутостимуляцией: раскачиванием, бегом по кругу,
Наиболее страдает развитие тех сторон психики, которые формируются в активных социальных контактах. Как правило, нарушается развитие психомоторных навыков. Период с 1,5 до 3 лет, являющийся в норме временем овладения навыками опрятности, одевания, самостоятельной еды, игровых действий с предметами, для ребенка, страдающего аутизмом, часто оказывается кризисным, труднопреодолимым. При этом, в отличие от других категорий детей, имеющих двигательные дефекты, у аутистов нет или почти нет самостоятельных попыток компенсации этих трудностей.
В развитии восприятия вторично страдают те стороны, которые формируются под воздействием предметной практики  (планомерное обследование объекта, выделение заданных признаков и т. д.). Аффективный компонент восприятия, который у здорового ребенка к школьному возрасту становится подчиненным, у детей с ранним аутизмом часто сохраняет самостоятельное и даже ведущее значение. Так, в проведенном нами специальном эксперименте больные дети при предъявлении предметных изображений дифференцировали их по принципу: «приятные» (темные) и «неприятные» (светлые). В неопубликованном исследовании М. В. Гиппенрейтер (1980) показано, что если в норме после трех лет фактура предмета предпочтительно определяется зрительно, то у детей-аутистов контактная, тактильная оценка объекта остается ведущей вплоть до школьного возраста.
Также своеобразны у детей речевые расстройства. Аутичность проявляется в уменьшении речевого контакта, иногда ребенок совсем перестает пользоваться речью (мутизм) и не реагирует на речь окружающих (сурдомутизм).
Наряду с общеупотребительной речью сохраняется и автономия, которая обладает тенденцией к вытеснению первой (особенно в аффективно насыщенных ситуациях, например в аутистических играх). Это сохранение автономной речи с преобладанием аффективно-образных звуковых компонентов не только еще более задерживает речевое развитие в целом, но и вносит в это недоразвитие свою специфику — отсутствие единства между акустической и смысловой стороной слова. Слово больше выступает не с содержательной, а с фонетической стороны (например, в пиктограмме слово «печаль» ассоциируется с изображением печати). Отсутствие единства акустической и смысловой стороны речи приводит к диффузным связям между словом и предметом.
Таким образом, своевременно не складываются межцентральные взаимодействия, отдельные психические процессы развиваются в условиях изоляции. При этом степень продвинутости отдельных психических процессов будет определяться тем, насколько данная функция может развиваться на собственной узкой базе, без воздействия со стороны других функций. Формируются выраженная диспропорция интеллектуального развития, сочетание значительных достижений в одних областях с недоразвитием в других. Эта диспропорциям лежит/в основе образования сложных патопсихологических симптомов, создающих картину искаженного психического онтогенеза.
При психопатиях и патологических развитиях личности наблюдается также дисгармония между эмоциональной и интеллектуальной сферами. В этом плане можно говорить об измененности иерархических связей.
Однако при некоторых вариантах дисгармонического развития, в первую очередь конституциональных психопатиях, наблюдается отчетливая дисгармония и в самой интеллектуальной сфере. Дисгармоничность психики первично обусловлена нарушениями вэмоционально-волевой сфере ребенка, при первично сохранном интеллекте. Для таких
больных характерна неадекватная реакция на внешние средовые раздражители,
вследствие чего нарушается поведение ребенка и его адаптация к окружающей среде.
Парциальный дефект аффективно-волевой сферы негативно отражается на особенностях
мышления у этих больных. Это проявляется в аффективной окраске интеллектуальныхфункций и способствует их искажению, формированию сверхценных идей. В зависимости
от клинической формы данного вида дизонтогенеза наблюдаются различные нарушения
эмоционально-волевой сферы. При психопатическом развитии отмечается повышеннаявозбудимость, патологическая лабильность или, наоборот — инертность, вязкость,
вялость аффекта, недостаточность высших эмоций. Сохранный интеллект ребенка не
регулирует эмоционально-волевые процессы у ребенка или подростка. При
патохарактерологическом развитии наблюдается парци-альность эмоционально-волевогодефекта, что чаще проявляется в сензитивности, эмоциональной лабильности,
тревожности или повышенной возбудимости и эгоцентризме.
Все перечисленные выше особенности детей с психопатиями и патологическимразвитием личности проявляются в их поведении, которое характеризуется наличием
протестных, демонстративных или агрессивных реакций, страха и негативизма.__ Различные сочетания диссоциаций развития в эмоциональной и интеллектуальной сферах создают значительный полиморфизм проявлений, которым отличаются разные варианты дисгармонического развития.
у ребенка прежде всего
отмечаются расстройства эмоциональной сферы. Кроме того, структура психического
дефекта при поврежденном развитии отличается выраженной полиморфностыо. Это
проявляется в разнообразных интеллектуальных, эмоционально-волевых и личностных
нарушениях. Например, в исследованиях, проведенных нами на детях
с тяжелыми эн-цефалопатическими нарушениями вследствие натальной травмы, было
показано, что в структуре их познавательных процессов наблюдается выраженное
недоразвитие внимания и мнестической деятельности по модально-неспецифическомутипу. То есть отмечается недоразвитие памяти и внимания во всех модальностях
(зрительной, слуховой, двигательной и пр.). Эти особенности негативно повлияли наформирование зрительно-пространственных функций, что проявлялось в выраженных
трудностях в пространственной ориентировке и в пространственном анализе и синтезе. В
структуре их личности наблюдалась выраженная эмоционально-волевая неустойчивость,
которая в значительной степени способствовала формированию личностной дисгармонии
и психопатоподоб-ного поведения. У детей, перенесших травму мозга в более позднемвозрасте, структура психического дефекта была качественно иная. У них также
наблюдалось нарушение внимания и памяти, но по модально-специфическому типу (или вслухоречевой, или в зрительной модальностях). В эмоционально-волевой сфере у них наблюдались также
повышенная фрустрированность, напряженность, но они проявлялись более
изолированно, не оказывая существенного влияния на структуру личности в целом
(Мамайчук И. И.,Таким образом, структура психического дефекта при органической деменции представляет значительную сложность и отличается большим полиморфизмом, чем при олигофрении. Это касается как интеллектуальных нарушений, так и эмоционально-волевой сферы и личности в целом.
Психическое развитие глухих детей различно в зависимости от того, является ли его глухота врожденной, потерял ли он слух на ранних этапах онтогенеза, или нарушение произошло в более позднем возрасте (Р. М. Боскис, 1965 и др.). Врожденная или ранняя потеря слуха приводит к отсутствию речи (немоте) либо ее грубому недоразвитию. Недостаточность вестибулярного аппарата обусловливает нарушения развития, связанные с задержкой формирования прямостояния, недоразвитие пространственной ориентировки. При нарушении же слуха после трехлетнего возраста недоразвитие локомоторных функций выражено меньше. Успевает сформироваться фразовая речь, нарушения словарного запаса и грамматического строя нередко выражены менее грубо. При поражении слуха в школьном возрасте речь грамматически сформирована; имеются лишь некоторые недостатки произношения: смазанность артикуляции, оглушение звонких согласных и т. д. (Л. И. Тигранова, 1978 и др.).
Сходные закономерности связаны с временем поражения зрения. При заболевании с рождения ребенок не получает никакого запаса зрительных представлений. Затруднения в возникновении вертикального положения тела, боязнь пространства и новых предметов ведут к задержке в освоении пространства и предметной деятельности. Первые специализированные манипуляции и отдельные функциональные действия с предметом появляются у слепых детей после двух лет. Грубое недоразвитие пространственной ориентации обусловливает недоразвитие походки, тормозит формирование схемы тела (Л. И. Солнцева, .1978 и др.). Нарушение зрения в раннем возрасте даже на уровне слабовидения вызывает и недоразвитие психомоторной сферы: отмечается слабость акта хватания, запаздывает дифференциация движений, наблюдаются застывания с предметом либо, наоборот, ненужные стереотипные движения головы и рук. Совсем по-иному складывается развитие ребенка, потерявшего зрение в более старшем возрасте. Имеющийся прошлый опыт зрительных впечатлений облегчает развитие моторики, предметной деятельности, образование представлений и понятий.
Естественно, большое значение для прогноза психического развития ребенка будут иметь и индивидуальные особенности интеллекта, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка в целом, а также своевременное начало специального обучения
Характер первичных и вторичных дефектов
Первичный дефект при олигофрении связан с тотальным недоразвитием мозга, особенно филлогенетично самых молодых ассоциативных зон. интенсивность поражения, связанна с генетическими пороками развития, диффузным повреждением незрелого мозга при ряде внутриутробных, родовых и ранних постнатальных воздействий. Вторичный же дефект имеет сложный «кольцевой» характерНедоразвитие мышления, речи, высших форм памяти Л. С. Выготский (1936) рассматривал как вторичные дефекты, обусловленные затруднением усвоения социального опыта вследствие биологической недостаточности мозга. Он подчеркивал отрицательную роль социальной депривации, возникающей из-за выпадения умственно отсталого ребенка из коллектива здоровых сверстников, и в значительной мере с этим связывал недоразвитие личности, проявляющееся в примитивных реакциях, искаженной самооценке, несформированности волевых качеств.
Как пример вторичных осложнений Л. С. Выготский приводил и наличие невротических реакций, вызванных чувством неполноценности.
Как известно, при нарушении онтогенеза по типу стойкого недоразвития больше страдают системы, филогенетически наиболее молодые и онтогенетически наименее зрелые. Применительно к мозгу к таким системам относятся третичные корковые поля и прежде всего лобные и теменные области, недоразвитие которых при  олигофрении    подтверждают   клинические (М. С. Певзнер,    1959),     нейрофизиологические (Л. А. Новикова, 1956; Н. Н. Зислина, 1956; Э. С. Ополинский, 1970; М. Н. Фишман, 1980), а при тяжелых степенях недоразвития нередко и морфологические исследования. Клинико-нейропсихологическая характеристика недостаточности лобных и теменных отделов мозга при олигофрении (И. Ф. Марковская, 1978) отражает наиболее выраженные нарушения программирования, контроля, пространственных представлений. Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что обусловленная недоразвитием лобно-теменных отделов головного мозга, недостаточность именно этих высших психических функций является для олигофрении центральной и наиболее приближенной к первичному дефекту. Парциальная недостаточность корковых функций приводит к вторичному недоразвитию наиболее сложных психических новообразований, включая произвольную регуляцию, по отношению к которым перечисленные выше нарушения выступают как базальные. Сказанное выше позволяет связать первичный дефект с мозаичным повреждением базальных систем и нейродинамическими расстройствами, а вторичным считать комплекс культуральных образований, обусловливающий замедление темпа общего психического развития.
при РДА к первичным расстройствам относят сенсоаффективную гиперстезию и слабость энергетического потенциала; к вторичным - сам аутизм, как уход от окружающего мира, ранящего интенсивностью своих раздражителей, а также стереотипии, сверхценные интересы, фантазии, расторможенность влечений - как псевдокомпенсаторные аутостимуляторные образования, возникающие в условиях самоизоляции, восполняющие дефицит ощущений и впечатлений извне, но этим закрепляющие аутистический барьер.Наблюдается прямая связь между характером первичных двигательных расстройств,
связанных с нарушением тонической регуляции, и речевых. У детей с РДА наблюдается
не только нарушение потребности в речевом общении, но и страдает сама возможность
реализации этого акта.
Однако, как и при любой другой аномалии развития, общая картина тяжелого психического дефекта не может быть прямо выведена только из его биологических первопричин.
Многие, даже основные проявления раннего детского аутизма могут быть расценены в этом смысле  как вторичные, возникающие в процессе психического дизонтогенеза. Механизм формирования вторичных нарушений наиболее очевиден при рассмотрении клинической картины сквозь призму аномального психического развития.
Таким образом, аутизм представляется вторичным образованием компенсаторного либо гиперкомпенсаторного характера и отражает патологические адаптационные механизмы
Как считается большинством исследователей, дисгармоничность психики, характерная как для психопатий, патологических развитии личности, невропатии, так и аномалий, связанных с нарушением темпа полового созревания, первично обусловлена нарушениями в эмоциональной сфере, возможно ее физиологической основе — вегетативной и вегетативно-эндокринной системах.
В. В. Лебединский подчеркивал, что характер вторичных дефектов приповрежденном развитии у детей обусловлен не только спецификой первичного
поражения, но и недоразвитием систем как функционально связанных сповреждением, так и более молодых в фило-и онтогенезе
Характерной моделью поврежденного психического развития является органическая деменция. Структура дефекта при органической деменции определяется в первую очередь фактором повреждения мозговых систем в отличие от клинико-психологической структуры олигофрении, отражающей явления недоразвития. Первичный дефект связан с различной локализацией повреждения. Однако очень часто вовлечение в патологический процесс лобных долей за счет их дисфункции, связанной с повреждением подкорковых систем (М. О. Гуревич, 1932), и за счет их хрупкости, сензитивности в детском возрасте, наибольшей уязвимости. Характер вторичных дефектов обусловлен спецификой 'первичного поражения, а также недоразвитием систем, как функционально связанных с поврежденными, так и более молодых в фило и онтогенезе.
Первичный дефект анализатора либо определенной соматической системы ведет к недоразвитию функций, связанных с ними наиболее тесно, а также к замедлению ряда других, связанных с пострадавшей опосредованно.
Нарушения развития частных психических функций тормозят психическое развитие в целом.
Сюда, прежде всего, относятся данные о соотношениях различных параметров первичного дефекта (его модальности, времени возникновения, тяжести выраженности) и особенностей образования вторичных дефектов.
Огромное значение для возникновения вторичных нарушений развития имеет степень выраженности сенсорного дефекта.
Так, небольшой дефект слуха предполагает ту или иную возможность самостоятельного овладения речью. В речи такого ребенка будут наблюдаться негрубые отклонения: смазанность артикуляции, слабая модулированность голоса, смешение глухих звуков со звонкими, шипящих со свистящими, твердых с мягкими; бедность речевого запаса, ошибочное употребление слов, близких по ситуации или звучанию, аграмматизмы (Р. М. Боскис, 1963; Л. И. Тигранова, 1978 и др.). Полное же выпадение слуха при отсутствии специального обучения приводит, как указывалось, к немоте ребенка.
То же касается и нарушений зрения. На уровне слабовидения зрительное восприятие ограничивается замедленностью, узостью обзора, недостаточностью четкости и яркости, нередко искаженностью предметов. Поэтому при слабовидении будут сохраняться значительно большие потенциальные возможности нервно-психического развития, чем при слепоте.
Характер и степень вторичных отклонений развития в свою очередь в значительной мере зависят от времени возникновения дефекта слуха и зрения.Тот дефект,
который возник в раннем детстве, когда не сформировалась вся система функций,
обуславливает наибольшую тяжесть вторичных отклонений. Например, при раннем по-
ражении зрения, интеллекта и даже слуха у детей наблюдается отставание развития
моторной сферы. Это проявляется в позднем развитии ходьбы, в недоразвитии мелкой
моторики. У детей с врожденной глухотой наблюдается недоразвитие либо отсутствие
речи.
Иерархичность нарушений и основные координаты недоразвития
Особенностью психического недоразвития при олигофрении является его иерархичность. Это выражается в том, что недостаточность гнозиса, праксиса, речи, эмоций, памяти, как правило, проявляется меньше, чем недоразвитие мышления. Более того, если при легкой степени олигофрении нередко можно условно говорить об относительной сохранности более элементарных проц^'^01 то недоразвитие высших форм мышления составляет обязательный признак.
(ведущая координата (Недоразвития — «сверху вниз»), а также в определенной мере и недостаточности воздействия дефектных базальных функций на высшие (координата «снизу вверх»).Спецификой недоразвития иерархических связей является длительное превалирование эмоциональных форм регуляции, что обусловливает инфантильные формы реагирования
Клиницисты (Г. Е. Сухарева, 1959; К. С. Лебединская, 1975; И. Ф. Марковская, 1977; В. В. Ковалев, 1979 и др.) подчеркивают иную иерархию структуры нарушений познавательной деятельности, чем при олигофрении: наибольшую недостаточность не мышления, как такового (способности к отвлечению и обобщению), а дефицитарность «предпосылок» мышления (К. Ясперс, 1963); памяти, внимания, пространственного гнозиса, других высших корковых функций, темпа, переключаемость психических процессов и т. д. какими являются иерархические координации. Большей частью речь идет о недоразвитии иерархических координаций, нестойкости, регрессе при малейших затруднениях. Данные нейропсихологических исследований позволили выявить определенную иерархию нарушений познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза. В более легких случаях в ее основе лежит нейродинамическая недостаточность, связанная 'в первую очередь с истощаемостью психических функций. Однако при большей тяжести органического поражения мозга к более грубым нейродинамическим расстройствам, выражающимся в инертности психических процессов, присоединяется первичная дефицитарность отдельных корково-подкорковых и подкорковых функций: праксиса, зрительного гнозиса, памяти речевой сенсомоторики и т. д. При этом отмечается определенная парциальность, мозаичность нарушений отдельных корковых функций. Вероятно поэтому одни из этих детей испытывали трудности в овладении преимущественно чтением, другие — письмом, третьи — счетом и т. д.
Основная координата недоразвития будет координата «снизу вверх».
.
В процессе формирования психических функций наблюдается иная иерархия в последовательности развития отдельных систем, в значительной мере противоположная нормальному онтогенезу: так, преждевременное развитие речи значительно обгоняет формирование локомоторных функций, а в более старшем возрасте развитие вербального интеллекта парадоксально опережает становление предметных навыков., игровых действиях и т.д.
Тяжелая пресыщаемость, низкая психическая активность проявлялись в трудностях сосредоточения активного внимания, нарушении целенаправленности, произвольности действий, затрудненных в охвате целого.
Дисгармоничное развитие по своей структуре в определенной мере напоминает искаженное развитие. Это сходство состоит в сочетании явлений ретардации одних систем с парциальной акселерацией других. Наблюдается и сходное с искаженным развитием нарушение иерархии в последовательности развития ряда психических функций. Отличие дисгармонического развития от искаженного развития состоит в том, что основой этого вида дизонтогенеза является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные виды искаженных межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Эта диспропорциональность, обусловливает формирование ряда аномальных вариантов личности, для которых, по Г.Е. Сухаревой, характерна «неадекватная реакция на внешние средовые раздражители, вследствие чего более или менее нарушено поведение, а затруднена активная приспособляемость к окружающей среде» (1959). Г.Е. Сухарева выделяет
четыре типа органической деменции у детей. Первый тип характеризуется преобладанием низкого уровня обобщения. При втором типе на передний план выступают грубые нейродинамические расстройства, резкая замедленность и плохая переключаемость мыслительных процессов, тяжелая психическая истощаемость, неспособность к напряжению. Отмечаются нарушение логического строя мышления, выраженная наклонность к персеверациям. При третьем типе органической деменции более всего выступает недостаточность побуждений к деятельности с вялостью, апатией, резким снижением активности мышления. При четвертом - в центре клинико-психологической картины находятся нарушения критики и целенаправленности мышления, с грубыми расстройствами внимания, резкой отвлекаемостью, «полевым поведением» (термин К. Левина). Наиболее часто встречаются два последних типа органической деменции в детском возрасте.
Характерной моделью поврежденного психического развития является органическая деменция. Структура дефекта при органической деменции определяется в первую очередь фактором повреждения мозговых систем в отличие от клинико-психологической структуры олигофрении, отражающей явления недоразвития. Здесь нет тотальности, нет иерархичности нарушения психических функций, характерных для олигофрении. Наоборот, на первый план выступает парциальность расстройств. В одних случаях это грубые локальные корковые и подкорковые нарушения (гностические расстройства, нарушения пространственного синтеза, движений, речи и т. п.), недостаточность которых иногда выражена более чем неспособность к отвлечению и обобщению. Так, нарушения памяти, в особенности механической, более характерны для деменции, обусловленной черепно-мозговой травмой, перенесенной ребенком в возрасте после 3-4 лет.
Основные координаты недоразвития направлены преимущественно «снизу вверх» (от поврежденной частной функции к регуляторной, от поврежденных подкорковых образований — к коре, прежде всего лобной).Повреждение ведет к явлениям изоляции отдельных систем, распаду сложных иерархических связей, нередко с грубым регрессом интеллекта и поведения.
Выделяют
дизонтогенез, возникающий на почве поражений сенсорной либо моторной сферы.
Слепые дети - у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения или имеется светоощущение или остаточное зрение (острота зрения - 0,04 на лучше видящем глазу с применением очков).
Слабовидящие дети - обладающие остротой зрения на лучше видящем глазу с использованием обычных средств коррекции (очки) от 0,05 до 0,2, а также дети с более высокой остротой зрения, но имеющие некоторые другие нарушения зрительных функций (например, резкое сужение границ зрения). Дефицитарность развития у лиц с нарушениями зрения главным образом проявляется в вербализме мышления, нарушениях пространственных представлений, недоразвитию психомоторной сферы. Прогноз и коррекционные возможности у таких детей индивидуальны и зависят от ряда факторов, таких как степень нарушения зрения и время возникновения дефекта, уровень интеллектуального развития ребенка, своевременности коррекционного обучения и успешности тифлотехнической коррекции.
Глухие дети - с глубокими, стойкими двусторонними нарушениями слуха, врожденными или приобретенными в раннем детстве. Среди глухих выделяют две категории детей: глухие без речи (ранооглохшие) и глухие, сохранившие речь (позднооглохшие).
Слабослышащие дети - с частичным снижением слуха, приводящим к нарушению речевого развития. К слабослышащим относятся дети с понижением слуха от 15-20 дБ до 75 дБ.
Таким образом, преимущественной координатой нарушений развития является координата «снизу вверх».
Характер асинхронии, динамика развития психических функций
В норме одним из механизмов возникновения новых координаций является гетерохрония. В патологии же наблюдается его нарушение, возникновение диспропорции в развитии – явление асинхронии (Е. Кречмер, 1956; Г. Штутте, 1967; Р. Заззо, 1968), среди основных проявлений которой можно выделить следующие: явления ретардации – незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм. Это наиболее характерно для олигофрении и задержки психического развития.
Характерна неравномерность недоразвития различных функций. Наиболее выражена недостаточность высших психических функций и меньше базальных. Развитие интеллекта и речи страдает в большей степени, чем восприятие , моторика, элементарные эмоции.
Среди основных форм проявлений асинхронии можно выделить явления ретардации.
Р. Е. Левиной (1936) описаны дети с общим речевым недоразвитием, у которых наблюдалось патологически длительное сохранение автономной речи. Дальнейшее речевое развитие у этих детей происходит не в результате смены автономной речи на обычную, а внутри самой автономной речи, за счет накопления словаря автономных слов. В этом случае патологически фиксируется один из низших речевых этапов, в норме занимающий очень короткий период;
Характерна мозаичность поражения, при которой наряду с дефицитарными функциями имеются и сохранные. Наблюдается инертная фиксация более элементарных связей, преимущественно в базальных звеньях, что ведет к временной задержке инволюции более ранних форм. Явления асинхронии связаны с тем, что первичный дефект чаще нарушает развитие отдельных базальных звеньев психических процессов, высшие же уровни страдают вторично (ведущая координата нарушения развития–«снизу При аутизме наиболее отчетливо выступают явления асинхронии формирования отдельных функций и систем: развитие речи нередко обгоняет развитие моторики, «абстрактное» мышление опережает развитие наглядно-действенного и наглядно-образного. Все это углубляет картину «искаженности»
В развитии речи, лишенной предметной основы, также имеются признаки вторичной асинхронии. Наряду с общеупотребительной речью сохраняется и автономия, которая обладает тенденцией к вытеснению первой (особенно в аффективно насыщенных ситуациях, например в аутистических играх).
В процессе формирования психических функций наблюдается иная иерархия в последовательности развития отдельных систем, в значительной мере противоположная нормальному онтогенезу: так, преждевременное развитие речи значительно обгоняет формирование локомоторных функций, а в более старшем возрасте развитие вербального интеллекта парадоксально опережает становление предметных навыков., игровых действиях и т.д. Даже при шизофренической природе раннего аутизма явления дизонтогенеза нередко выражены больше, чем симптомы болезни. Однако последним также принадлежит определенная роль в формировании дизонтогенеза. Так, возникновение аутизма, особенно на ранних этапах развития, в большой мере обусловлено. Выраженный дефицит общения в свою очередь является важнейшим тормозом социального развития больного ребенка.
При этом степень продвинутости отдельных психических процессов будет определяться тем, насколько данная функция может развиваться на собственной узкой базе, без воздействия со стороны других функций.
Проявляется в сочетании явлений ретардации одних систем с парциальной акселерацией других.
Внутри эмоциональной сферы наблюдаются различные варианты асинхронии развития элементарных и высших эмоций
У такого подростка наблюдаются динамические расстройства,
проявляющиеся в повышенной возбудимости, лабильности, вязкости и пр. Дисгармония
между интеллектуальной и эмоционально-волевой сферой у подростка проявляется в том,
что высокий уровень развития интеллекта у него не регулирует эмоционально-волевуюсферу, и последняя оказывает большее влияние на интеллектуальное развитие подростка,
чем при нормальном развитии.. Однако имеет значение и преимущественная для той или иной психопатии модальность эмоций.
Асинхронию психического развития авторы связывают с незрелостью
структуры личности и стремлением таких подростков к имитации внешних форм
поведения, соответствующих их паспортному возрасту. Асинхрония усугубляется также
требованиями к подростку со стороны взрослых, которые ориентируются на паспортный возраст подростка и не учитывают его психическую незрелость
АсинхронияРазвития с преобладанием расторможенности влечений проявляется в диссоциации между ранним появлением влечений и незрелостью
эмоционально-волевой сферы. Авторы подчеркивают, что это наиболее тяжелый тип
нарушения поведения, и неблагоприятные средовые факторы могут способствовать
формированию асоциального поведения.
Элементы асинхронии развития проявляются в ретардации формирования высших психических функций. Повреждение, возникшее в детском возрасте, приводит также к сочетанию явлений регресса со стойкой фиксацией функций на более ранних этапах развития.
У ребенка могут
повреждаться функции как с коротким, так и с длительным периодом развития. Однако
онтогенетически молодые функции, получившие повреждение, одновременно и
задерживаются в своем развитии.
Асинхрония проявляется в разной степени недоразвития одних анализаторных систем при сохранности других. Дефицитарность отдельных сенсорных и моторных систем способствует возникновению явлений изоляции. Так, нарушение зрения приводит к недоразвитию координации между речью и действием
Это нарушение формирования ВПФ у детей с дефектами анализаторов и опорно-двигательного аппарата. ВПФ формируются в дефиците информации, следовательно, искажается процесс формирования ВПФ.
Характер межфункциональных взаимодействий
Различные функции недоразвиты неравномерно. Наиболее выражена недостаточность высших психических функций и меньше – базальных: развитие интеллекта, как правило, страдает в большей степени, чем речи, а последняя нарушена больше, чем восприятие, память, элементарные эмоции.
Временная независимость превращается в изоляцию. Изолированная функция, лишенная воздействий со стороны других психических функций, стереотипизируется, зацикливается в своем развитии. При этом изолированной может оказаться не только поврежденная функция, но и сохранная, если для ее дальнейшего развития необходимо координирующее воздействие со стороны нарушенной функции. Так, например, при тяжелых формах умственной отсталости весь моторный репертуар больного ребенка может представлять ритмическое раскачивание, стереотипное повторение одних и тех же актов. Эти нарушения вызваны не столько дефектностью двигательного аппарата, сколько недоразвитием интеллектуальной и мотивационной сфер.
И в недоразвитии отдельных психических функций наиболее страдает их высшее звено. Эта закономерность находит отражение в структуре недостаточности каждой из вышеперечисленных функций. В конечном счете и в восприятии, памяти и внимании, эмоциональной сфере и даже моторике больше страдает уровень, связанный с процессом отвлечения и обобщения.
.
Наиболее страдает в патологии развитие сложных, межфункциональных связей, какими являются иерархические координации. Большей частью речь идет о недоразвитии иерархических координаций, нестойкости, регрессе при малейших затруднениях. Например, дети с задержкой психического развития, уже освоив простые счетные операции в речи, при любом затруднении возвращаются к счету на пальцах. Такое явление наблюдается и в норме, однако в патологии оно может носить стойкий характер, требующий специальной коррекции. Такие же стойкие регрессивные тенденции отметили Б. Инельдер (1944) и Н. Мильгрем (1973) в интеллектуальных операциях умственно отсталых детей.
Таким образом, основной координатой недоразвития будет координата «снизу вверх». В нарушениях межфункциональных связей будут, прежде всего, обращать внимание их неустойчивость, явления регресса, возникающие при истощении, а в более тяжелых случаях — явления патологической фиксации в виде персевераторных образований.
Большое значение в искаженном дизонтогенезе имеют явления изоляции: функции, развивающиеся ускоренно, не «подтягивают» развитие других. Формируясь на собственной узкой основе, в более тяжелых случаях они «зацикливаются», что приводит к явлениям стереотипии в речи, игровых действиях и т.д.
При аутизме наиболее отчетливо выступают
явления патологической акселерации отдельных функций, например чрезвычайно раннее (до 1 года) и изолированное развитие речи при раннем детском аутизме; раннее пробуждение сексуального влечения при преждевременном половом созревании церебрально-органического генеза;
сочетание явлений патологической акселерации и ретардации психических функций, например сочетание вышеуказанного раннего возникновения речи с выраженным недоразвитием сенсорной и моторной сферы при раннем детском аутизме. При нем также могут длительно сосуществовать развитая обычная речь и речь автономная, наглядные, комплексные обобщения и обобщения понятийные и т.д. Таким образом, на одном возрастном этапе имеется смешение психических образований, наблюдаемых в норме в разные возрастные категории По своей структуре оно напоминает искаженное развитие. Однако, основой в данном случае является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные искажения межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий и отчасти так называемые патологические формирования личности.
В нарушении межфункциональных взаимодействий наблюдается распад иерархических связей с явлениями изоляции, в первую очередь расторможением подкорковых функций, обусловливающих массивность энцефалопатической симптоматики, патологию влечений. Выраженность персевераций также свидетельствует о нарушении регуляторных систем.
В нарушении межфункциональных взаимодействий приповрежденном развитии наблюдается распад иерархических связей. Это проявляется
в растормаживании подкорковых функций, что негативно отражается наформировании регуляторных систем и на динамике психического состояния детей споврежденным развитием
В организации резервных возможностей Ц.Н. С.высокая пластичность в формировании высших корковых функций, запускаются функции перестройки (н-р, у глухих отсутствие вербальной речи компенсируется жестовой речью). Компенсация идет по пути усиления функций способных заменить утраченную функцию, причем полная компенсация невозможна.
Стойкость психических нарушений, обучаемость
организацию обучения ребенка вспециализированном заведении.
При функциональном подходе, когда определяется уровень развития отдельныхпсихических функций у ребенка (восприятия, внимания, памяти и пр.)
психокоррекционные программы направлены на исправление и оптимизацию развития
отдельных психических функций. Например, развитие восприятия у детей с умственнойотсталостью как основу формирования мышления.
В зависимости от степени интеллектуальной недостаточности у детей -олигофренов различают три группы состояний: наиболее тяжелая - идиотия, менее тяжелая - имбецильность и относительно легкая - дебильность. Если две первые (глубокая и выраженная) степени психического недоразвития нуждаются преимущественно в социальной опеке, то легкая степень недоразвития - дебильность - позволяет обучать такого ребенка по программе вспомогательной школы, проводить с ним воспитательную работу и профессиональную подготовку по несложным видам труда. По окончании вспомогательной школы подавляющее большинство умственно отсталых детей в дальнейшем относительно благополучно адаптируются в социальной среде. В то время как субъекты с такой же или меньшей степенью интеллектуального снижения, не ошедшие специального обучения и воспитания имеют плохую социальную адаптацию
ЗПР имеет относительно благоприятную динамику в плане обучения и воспитания такой категории детей. Большая часть детей с ЗПР обучаются по рекомендации психолого-медико-педагогических консультаций (комиссий) по коррекционным программам в стенах массовой общеобразовательной школы.. Обычно данное состояние диагностируется только в пределах до подросткового возраста. В более старшем возрасте эти состояния не диагностируются или переходят в другой вид пограничных состояний. «Благоприятный исход бывает не всегда: у части больных (20%) признаки грубой незрелости эмоционально-волевой сферы сохраняются, а позже проявляются в виде психопатий».
В отличие от умственно отсталых (, дети с задержкой психического развития характеризуются более высокой обучаемостью, лучше используют помощь и способны осуществлять перенос показанного способа действия на аналогичное задание. При исследовании чтения, счета они часто обнаруживают ошибки такого же типа, что и умственно отсталые, но, тем не менее, у них имеются качественные различия. При поступлении в школу у детей этой категории значительно затруднено формирование соответствующих мотивов учебной деятельности вследствие недостаточной направленности на общение и усвоение социальных норм. Особую трудность составляет произвольная регуляция деятельности, направленная на общение. Психологические особенности аутичного ребенка требуют специальной программы коррекционной работы.Дизонтогенез аутичного ребенка, представляющий собой сложную комбинацию первичных и вторичных дефектов, требует разработки коррекционных приемов их преодоления, дифференцированных в зависимости от функции, на которую направлена коррекция.
Степень выраженности психопатии и даже само ее формирование в значительной мере зависят от условий воспитания и социального окружения, так как при дисгармоническом развитии нет грубых психопатологических расстройств и прогрессирования нарушений развития, такие дети обучаются в общеобразовательных школах под наблюдением психолога, органов социальной опеки. Прогноз психического развития неблагоприятный нередко с грубым регрессом интеллекта и поведения.
М. О. Гуревич, изучая отдаленные последствия поврежденного развития притравмах мозга, выделяет четыре клинических этапа:
1. Травматическая церебрастения, при которой у больного наблюдается
неспособность к умственному напряжению, повышенная утомляемость. В целом
адаптация детей удовлетворительная. Они продолжают обучаться в школе, однако
при усложнении жизненной ситуации у них могут наблюдаться обострения в виде
головокружения, нарушения сна, снижения общего психического тонуса.
.
Прогноз психического развития ребенка с дизонтогенезом по дефицитарному типу связан с глубиной поражения данной функции. Однако решающее значение имеет первичная потенциальная сохранность интеллектуальной сферы, других сенсорных и регуляторных систем. Дефицитарное развитие при нарушениях отдельных сенсорных систем дает наиболее яркие примеры компенсации за счет сохранности других каналов связи и интеллектуальных возможностей. Эта компенсация осуществляется в условиях адекватного воспитания и обучения. В случае недостаточности коррекционной работы возникают явления депривации, приводящие к нарушению развития как познавательной деятельности, так и личности ребенка.
.