Приёмы формирования самооценки у учащихся в начальной школе


Голуб Людмила Ивановна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1 им. А.ВагановаГ. Мончегорска
Мурманской области
Приёмы формирования самооценки
учащихся начальной школы.
В условиях реализации ФГОС очень важным фактором является умение оценить себя, свои возможности, проанализировать свою работу. Интенсивное социальное развитие нашего общества, его демократизация и гуманизация повышают требования к формированию активной, созидающей личности. Только такая личность может самостоятельно регулировать собственное поведение и деятельность, определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации. Для формирования творческой, всесторонне развитой личности необходимо развитие у детей способности видеть и правильно оценивать свои поступки, отношения, качества, что имеет определяющее значение для максимальной реализации их возможностей.
Самооценка является важнейшим фактором формирования личности. Именно она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей. Характер его отношений с окружающими.
Существует распространённое мнение, что ребёнок добивается больших успехов, когда его хвалят. Действительно, поддержка и благоприятная эмоциональная атмосфера очень важны для успешности любого вида деятельности. Но не надо забывать и о том, что реальные результаты труда должны реально и оцениваться, ребёнка надо учить анализировать свою работу, применяемые средства и достигнутые результаты.
Один из путей формирования у ребёнка оптимального способа оценивания составляет анализ и совместное со взрослыми обсуждение содержательных сторон деятельности. Но в рамках урока очень тяжело выделить достаточное количество времени для такого анализа деятельности каждого ребёнка.
Вот, что мне удалось найти в литературе:
1. «Светофор».
Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяется так называемый «Светофор». В первом классе предлагается детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
2. «Говорящие рисунки»
Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо.
Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ».
Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо3. «Лесенка успеха»
1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;
2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;
4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.
4. «Карточка сомнений»
+ - «Я понял все»;
- - «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;
? – «Не понял».
На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:
V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО
+ - НОВОЕ
? – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС
0 – ДУМАЛ ИНАЧЕ
5. «Волшебные линеечки»
«Волшебные линеечки», описанные Г.А. Цукерман, являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка:
- позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного);
- удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;
- помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).
Вот как можно оценить письменную работу. После самооценки наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже.
Этими линеечками можно пользоваться, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ребенку оценить свои возможности и результаты.
6. «Дерево успехов»
Итоги дня можно подводить на «Дереве успехов». После уроков дети прикрепляют на дерево (нарисован плакат) плод, цветок или листок: яблоко – все удалось, цветок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось, листок – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.Теперь хочу представить приёмы формирования самооценки и рефлексии учебной деятельности, которые я использую именно в рамках урока.
1. «Самая правильная» На этапе изучения написания букв. Вози красный карандаш обведи в кружок самые правильные буквы. А неправильные зачеркни.???2. «Итоговое самооценивание». Посмотри на свою работу поставь себе оценку, смайлик и т.д.
3. «Поэтапное оценивание». После проверки или самопроверки задания. Справился без ошибок, поставь +, смайлик и др.
4. «Условный знак». Договариваемся о знаках, которыми будем оценивать свою деятельность, изготавливаем их модели, оставляем на парте. В конце урока сигнализируем, кто доволен своей работой.
5. В УМК «Школы России» в ТПО по математике, окружающему миру – смайлики разного цвета. Проверь себя и оцени свои достижения.
6. «Лист самооценки» В классе вывешивается плакат, расчерченный по дням с фамилиями. В конце дня дети цветными карандашами выставляют себе оценку за работу в течение учебного дня. Это может быть знак, цифра. Аналогом такой работы является и подобная отметка в дневнике.