ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Региональный компонент в обучении физике


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Региональный компонент в обучении физике
Автор: Семтина Т. Н.– учитель физики МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 38»
г.о. Саранск, 2011
Содержание:
1.Введение
2.Модели регионального компонента школьного образования.
3.Особенности реализации моделей РК.
4.Педагогический эксперимент по проверке эффективности методики реализации моделей регионального компонента школьного физического образования в основной школе
5.Выводы.
6.Список источников.
1. Введение.
В школьный курс физики включаются те знания, которые прошли проверку практикой. Прикладная направленность законов физики выражена в том, что они составляют научную основу техники. Содержание самих законов физики не имеет региональной принадлежности. Промышленность же в каждом регионе своя.
Мордовия – динамично развивающийся регион Российской Федерации, с яркой, самобытной культурой народов, проживающих на ее территории.
Сегодня республика располагает значительным промышленным и научно-исследовательским потенциалом, хорошей строительной базой, развитой транспортной инфраструктурой, современными телекоммуникациями,
Поэтому региональный компонент содержания физического образования может отражать научные основы работы технических устройств, технологий, применяемых на производственных предприятиях региона. Включение в ткань занятий по физике реальных данных о предприятиях, о которых ученики с детства слышат, а практически ничего конкретного не знают, вызывает нескрываемый интерес учащихся. Эти знания способствуют политехническому образованию учащихся.
Техника неизбежно связана с вопросами экологии, и их можно конкретизировать на примерах отдельных физических явлений и процессов, рассматривая конкретные экологические проблемы региона. При этом ученики должны осознать естественно-научное направление, связанное с сохранением окружающей среды, и технологическое, направленное на сохранение полноты обмена и круговорота веществ, потока энергии и информации.
Немаловажным является также патриотическое воспитание учащихся. Деидеологизация школы привела к негативным тенденциям. Изучение исследований учёных, работающих в регионе, их биографии, высказывания, способствуют воспитанию чувства гордости за малую Родину.
Цель: разработать вариативные модели национально-регионального компонента школьного физического образования на основе трехуровневой системы конструирования содержания образования;
Объект: школьное физическое образование в контексте его регионализации.
Предмет: модели национально-регионального компонента школьного физического образования и методика их реализации в практике обучения учащихся основной школы.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1.Обосновать и разработать вариативные модели национально-регионального компонента по обучению физике для использования их в образовательном процессе.
2.Разработать учебно-методические пособия для реализации моделей национально-регионального компонента в практике обучения физике.
3.Разработать особенности реализации моделей национально-регионального компонента и проверить ее эффективность в педагогическом эксперименте.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
теоретические методы: анализ психолого-педагогической, научно-методической и учебной литературы по проблеме, анализ нормативных документов в области образования; анализ учебников физики основной общеобразовательной школы; сравнительный анализ опыта реализации национально-регионального компонента в регионах России;
эмпирические методы: педагогическое наблюдение, метод экспертных оценок, беседа, анкетирование учащихся и учителей, собеседование, математические методы обработки результатов педагогического эксперимента.
Практическая значимость определяется:
- внедрением разработанной методики реализации моделей национально-регионального компонента по физике в практику обучения учащихся основной общеобразовательной школы;
разработкой методических пособий: элективного курса «Региональный компонент в содержании физического образования» для учащихся 9 классов (утвержден Республиканским экспертным советом при МО РМ 13.04.2011 г),
разработкой календарно-тематического планирования уроков физики в 7-9 классах с элементами регионального содержания (свидетельство о публикации А №001711\2009 СМИ «ЗАВУЧ. ИНФО» РФ).
Материалы проекта могут быть использованы в курсе теории и методики обучения физике, как в его общих разделах, так и в разделах, связанных с содержанием конкретных тем школьного курса физики основной школы; в практике обучения учителями физики в Республике Мордовия.
Теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход работы над проектом, которое проводилось в несколько этапов.
На первом этапе (2008 - 2009 гг.) была изучена психологическая, педагогическая и методическая литература; проектировались модели национально-регионального компонента по обучению физике и разрабатывалась методика их реализации в практике образовательного процесса основной школы.
На данном этапе определены объект, предмет, цели и задачи, намечены основные этапы работы. Ведущими методами исследования на этом этапе были: наблюдение, анализ деятельности учителей физики, изучение литературы по проблеме.
На втором этапе (2009 - 2010 гг.) - составлено календарно-тематическое планирование для 7-9 классов с элементами регионального содержания, разработаны медиа-уроки с включением регионального материала, Разработан элективный курс «Региональный компонент в содержании физического образования» для учащихся 9 классов, составлена дорожная карта ON-LINE знакомств с промышленными предприятиями, согласно предполагаемой специализации Технопарка в Республике Мордовия.
На третьем этапе (2010 – 2011 гг.) – утвержден и рекомендован экспертным советом при МО РМ элективный курс «Региональный компонент в содержании физического образования» для ОУ РМ; продолжено внедрение учебно-методических разработок в учебный процесс школ г. Саранска;
Апробация и внедрение проекта осуществлялись:
1.МОУ «СОШ № 38 с углубленным изучением отдельных предметов» г.о. Саранск
2.МОУ «Гимназия № 29» г.о. Саранск
2. Модели регионального компонента школьного образования.
Достижения науки и техники, огромные темпы прироста новой информации определяют пересмотр содержания физического образования.
Переход на новые ФГОС предусматривает реформирование и развитияе содержания образования в соответствии с потребностями времени и страны. Принципиально новым в стандартах по физике является системно-деятельностный подход при определении целей обучения.
Основы физики отражены в федеральном компоненте стандарта физического образования отражены в законе «Об образовании» (статья 7):
Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства на территории РФ и гарантирует овладение выпускниками базовыми знаниями, умениями и навыками.
Региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями, культурой региона.
Для многонационального государства характерно разнообразие региональных моделей образования. Работа над проектом позволила выделить следующие модели регионального компонента школьного образования, которые могут быть реализованы как в инвариантной, так и в вариативной части школьного учебного плана.
Первая модель – диффузно-урочная. Предполагается включение материала региональной направленности в содержание дисциплин федерального компонента. Модель наполняется сведениями из истории науки физики в регионе; экологическими, оценочными знаниями; вопросами прикладного характера. Данная модель предполагает изучение регионального содержания в базовом курсе. Она позволяет большую часть регионального материала включать диффузно в содержание учебного предмета физики, учитывая соответствующие темы и положения базового компонента программ. Региональный материал используется для расширения и углубления основных базовых компонентов уже имеющегося содержания физического образования.
Вторая модель – внеурочная. Предполагается практическое знакомство учащихся с применением физических знаний на различных промышленных объектах, предприятиях, учреждениях Республики.
На региональный компонент в базисном учебном плане (2004 г.) отводится 10% учебного времени (7 часов в год). Эти часы можно использовать для проведения экскурсий, которые дополняют теоретическое обучение, дают учащимся ясное представление о применении физических законов и явлений на производстве.
Третья модель – курсовая. Предполагается углубленное изучение регионального содержания на специально отводимых занятиях.
Часы для специально отводимых занятий выделяются из вариативной части базисного учебного плана. Региональный компонент должен ориентировать учащихся на более подробное и глубокое изучение разделов курса, особенно важных для выбора будущей профессиональной деятельности в условиях данной местности. Примером реализации данной модели может стать предпрофильный курс по выбору «Региональный компонент в содержании физического образования» для учащихся 9 классов.
Каждая из моделей регионального компонента школьного физического образования представлена с учетом следующей структуры: цель образования; содержание образования; образовательные технологии; участники образовательной деятельности; предполагаемый результат.
В традициях системного подхода цель выступает системообразующим элементом модели, которая позволяет проникать в подлинное ее содержание, видеть ее внутреннюю сущность. Целью разработки моделей регионального компонента школьного физического образования является повышение качества обучения физике учащихся основной общеобразовательной школы. Данные модели синтезируются и обогащаются технологиями проблемного, развивающего и личностно ориентированного обучения на основе совокупности подходов: системного, компетентностного, деятельностного.
Содержание образования ориентируется на приоритет личностного смысла и ценностей учащихся, все многообразие индивидуальных возможностей и потребностей и удовлетворяет требованиям углубления и расширения знаний. Содержание регионального компонента наполняется сведениями из истории науки физики в регионе; экологическими, оценочными знаниями; вопросами прикладного характера.
Знания из истории науки в курсе физики:
1. Сведения из жизни ученых-физиков республики.
2. Экологические знания.
Результат. Предполагается, что реализация моделей регионального компонента школьного физического образования повысит: 1) качество обучения физике учащихся основной общеобразовательной школы; 2) уровень познавательного интереса у учащихся к физике.
3.Особенности реализации моделей РК
В Таблице 1 выделены особенности реализации каждой из моделей.
Таблица 1 Особенности реализации моделей РК
Модель Особенности реализации модели
1.Диффузно-урочная (включение материала региональной направленности в содержание курса физики) Изучается всеми учащимися. Рассматривается во всех разделах школьного курса физики.
2.Внеурочная (реализация регионального компонента в рамках отведенных часов в ГОС) Дополняется теоретическое обучение, через экскурсии, которые дают учащимся ясное представление о применении физических законов и явлений на производстве. В течение учебного года проводится 2-3экскурсии.
3. Курсовая (курс углубленного изучения регионального содержания) Ученики получают информацию о возможных путях продолжения образования на территории района, города, региона, оценивают свои силы и принимают ответственное решение.
Охвачены не все учащиеся, так как курс по выбору, затрагивает не все разделы курса физики.

4. Педагогический эксперимент по проверке эффективности методики реализации моделей регионального компонента школьного физического образования в основной школе
Основной целью педагогического эксперимента ставилась оценка влияния разработанной методики реализации моделей РК на повышение качества обучения физике учащихся основной общеобразовательной школы.
В МОУ «Гимназия №29» (9А класс) и МОУ «СОШ №38» (9Б класс) апробировалась первая модель – диффузно-урочная: включение материала региональной направленности в содержание дисциплин федерального компонента. В МОУ «Гимназия №29» (9Б класс) и МОУ «СОШ №38» (9В класс) апробировалась вторая модель – внеурочная: разработка регионального содержания школьного физического образования в рамках отведенных часов в ГОС (10% учебного времени). В МОУ «Гимназия №29» (9В класс) и МОУ «СОШ №38» (9А класс) апробировалась третья модель – курсовая: углубленное изучение регионального содержания школьного физического образования.
Интерес к предмету более всего повысился у тех учащихся, которые обучались по первой и третьей модели РК школьного физического образования. Это связано с тем, что на методику реализации данных моделей отводилось больше времени; использовались различные формы организации учебных занятий (экскурсии, конференции и т.д.); учащиеся были вовлечены в различные виды деятельности: проектную, аналитическую, экспертную, рефлексивную и т.д. Включение материала региональной направленности в учебный процесс позволило учащимся этих школ увидеть значимость физики в жизни, быту, на производстве и осознать экологические проблемы нашего региона.
5. Выводы
1.Разработанные вариативные модели РК на основе трехуровневой системы конструирования содержания школьного физического образования (на примере МОУ «Гимназия №29» и МОУ «СОШ №38») способствуют повышению качества обучения физике учащихся основной общеобразовательной школы.
2.Определено содержание учебно-методических пособий по физике, учитывающих особенности региона (календарно-тематическое планирование, реализующие региональный компонент; задачи с региональным содержанием; предпрофильный курс; дорожная карта «Организация и проведение экскурсий по физике (на примере Республики Мордовия)») для реализации моделей.
3.Разработана методика реализации моделей национально-регионального компонента в практику обучения учащихся основной школы и доказана ее эффективность в педагогическом эксперименте.
Разработанные вариативные модели регионального компонента и методика их реализации создают необходимые дидактические условия для успешной разработки учителями физики авторских учебно-методических и дидактических материалов, способствующих повышению качества обучения физике учащихся основной школы.
6. Список источников
1. Астрадамов В.И. и др. Природные комплексы Мордовии: методология,
история, современность. М., 1996. 90 с.
2. Дроздова, И.А. Анализ проблем и перспектив развития физического образования школьников [Текст] / И.А. Дроздова // Новые подходы в обучении физике в школе: материалы науч. практ. конф. учителей физики г. Красноярска. – Красноярск: КК ИПК РО, 2003. – С. 20-22.
3. Каверин А.В. Экологические аспекты использования агроресурсного
потенциала. Саранск, 1996. 220 с.
4. Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. М.: РЭФИА, 1996, С.41.
5. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Подготовка учащихся по экологии//
Биология в школе, 1996. N 2. С.23-25.
6. Одум Ю. Основы экологии. М.: Мир, 1975. С.16-17.
7. Природная и социально-экономическая характеристика районов
Мордовии. Саранск, 1978. 65 с.
8. Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: Слов.-
справ. М., 1992, С.109.
9. Советский энциклопедический словарь. М., 1983. С.829.
10. Социально-экономическая география Республики Мордовия. Саранск,
1996. 96 с.
11. Суравегина И.Т., Мамедов Н.М. Общеобразовательные цели изучения
экологии в контексте концепции устойчивого развития// Вестник АсЭко.
1995. Вып. N 1-2 (5-6). С.6-7.
12. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С.81.
13. Экологическое образование в школе: концепция. М.: ЭЦМСО, 1994
14.Каменецкий С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1987. – 335 с.
15.Методика преподавания физики в средней школе: Частные вопросы /Под. Ред. С.Е. Каменецкого, Л.А. Ивановой. – М.: Просвещение, 1987. – 336 с.
16. Разумовский В.Г. Творческие задачи по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1966. – 155 с.
17. Рымкевич А.П., Рымкевич П.А. Сборник задач по физике для 8–10 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1987. – 191 с.
18. Факультативные занятия в средней школе. /Под ред. Д.А. Эпштейна. – М.: Библ. учит., 1984. – 114 с.
19. www.mrsu.ru "Мордовский государственный университет"
20. www.mordgpi.ru 1 МГПИ им. М.Е.Евсевьева
21.www.lisma-lighting.ru1 Государственное унитарное предприятие Республики Мордовия Лисма
22. www.biohim.moris.ru Производство лекарственных средств - ОАО Биохимик
23. www.saranskkabel.ru 1 ОАО Завод Сарансккабель
24. ru.wikipedia.org/wiki/Рузхиммаш