Статья для психологов и учителей информатике по информационной безопасности личности

Информационная безопасность личности:
психолого-педагогические аспекты
Мир стремительно меняется, и, переходя в стадию информационного общества, изменяет все стороны жизни современного человека, независимо от того ребенок это или взрослый. Практически ежесекундно человек подвергается воздействию разнообразной информации, характер которой меняется от полезного и необходимого, до откровенно агрессивного, манипулятивного. Каждая единица информации, каждое слово, знак, текст несет смысловую нагрузку, воздействующую на ценности человека, его привычки, мотивацию. Устное или печатное слово влияет на психику, зачастую подавляя личность, манипулируя ею. Переход общества на новый информационный уровень развития обусловливает актуализацию проблемы информационной безопасности.
Грачев Г.В., в своих исследованиях рассматривает понятие "информационно-психологическая безопасность", которое определяет как состояние защищенности индивидуальной, групповой и общественной психологии и, соответственно, социальных субъектов различных уровней общности, масштаба, системно-структурной и функциональной организации от воздействия информационных факторов, вызывающих дисфункциональные социальные процессы. В социально-психологическом контексте информационная безопасность связывается с разнообразными информационными воздействиями на психику человека.
В настоящее время семья и школа оказались не готовы к угрозам нового типа - сети Интернет, методы борьбы с которыми еще только разрабатываются. 
Какие же опасности ждут ребенка в сети? Это:
Сайты порнографическое направленности.
Сайты разжигающие национальную рознь и расовое неприятие: экстремизм, национализм, фашизм.
Депрессивные молодежные течения. Ребенок может поверить, что шрамы - лучшее украшение, а суицид - всего лишь способ избавления от
·проблем.
Наркотики. Интернет пестрит новостями о "пользе” употребления марихуаны, рецептами и советами изготовления зелья”.
Сайты знакомств. Виртуальное общение разрушает способность к общению реальному, "убивает” коммуникативные навыки подростка.
Секты. Виртуальный собеседник не схватит за руку, но ему вполне по силам "проникнуть в мысли” и повлиять на взгляды на мир.
Кроме этого, появились психологические отклонения, такие как компьютерная и Интернет – зависимости, игромания (зависимость от компьютерных игр).
Воспитывать культуру поведения в сети Интернет необходимо начиная с раннего детства и на протяжении формирования личности ребенка. Одна из главных задач, стоящих перед родителями, педагогами выработать в нем критическое мышление. Очень часто родители недооценивают угрозы, которым подвергается ребенок, находящийся в сети Интернет. Многие из них считают, что «сидение» ребенка в сети лучше, чем прогулки в сомнительных компаниях. Родители, обучая ребенка основам безопасности дома и на улице, как вести себя с незнакомыми людьми, что можно говорить, а что нет, «выпуская» его в Интернет должны точно также обучить его основам безопасности в сети.
Для этого должны быть разработаны специальные методические рекомендации по обеспечению информационной безопасности семьи. Они должны содержать классификацию Интернет угроз, рекомендации по обеспечению безопасности ребенка в сети Интернет.
Комплексное решение поставленной задачи со стороны семьи и школы позволит значительно сократить риски причинения различного рода ущерба ребенку со стороны средств ИКТ. Поэтому обеспечение информационной безопасности и воспитание информационной культуры должно стать приоритетным направлением развития современного общества.
15